Игры по географии. Географические игры для детей материал на тему Игры по географии русском языке

В школе у меня была довольно строгая учительница по географии, которая заставляла учить наизусть столицы всех стран мира, наводя ужас на всю параллель перед очередной письменной контрольной. Со временем названия многих столиц вылетели у меня из головы, но некоторые так прочно там засели, что если разбудить меня посреди ночи, я совершенно точно скажу вам столицу, например, Брунея - Бандар-Сери-Бегаван.
Но несмотря на зубрежку стран и их столиц, я имела довольно поверхностное представление об их расположении на карте мира, не считая европейских, конечно. В школе показывать на карте без подписей, которой мы все дружно боялись, заставляли только регионы России. Африка была для меня абсолютно темным лесом, с остальными частями света дела обстояли получше, но всё равно.

Интернет принес достойное решение проблемы! Географическими играми я увлеклась довольно давно, заразила друзей (или мы все вместе друг друга заразили, не помню). И набралась у нас уже довольно приличная коллекция интересных географических игр, на которой мы всё время ставим рекорды и соревнуемся в точности попадания курсором в мировые столицы. Авось когда-нибудь мне и пригодится знания, где находятся Бурунди, Лесото и Сан-Томе и Принсипи и какие у них столицы. К тому же, это довольно увлекательное занятие, позволяющее с пользой провести время, например, на скучной паре у компьютера.

Представляю вам коллекцию любимых географических игр. Найдены совместно с uragan_katrin и anstal .

1. TravelPod - самая популярная и очень интересная игра, предлагающая найти на карте мира столицы и знаменитые места. Полностью игру я никогда не проходила - очень сложно! (Upd. Прошла все 12 уровней!) Также есть игры по регионам, по местам ЮНЕСКО, по флагам стран мира, фотографиям и ещё целая куча всего интересного.

2. Craziness - именно благодаря этим играм я выучила расположение всех стран Африки. У вас просто нет выбора - пока не выучишь, доиграть не получится.) Также есть Европа, Восток, Южная Америка, США, Автралия и другие. Штаты США пока мне осилить не удалось.

3. Free Poverty - очень интересная и довольно сложная игра по поиску мировых столиц. Кроме того, каждое ваше удачное попадание принесет до 10 стаканов воды нуждающимся. Спонсирует эту акцию какой-то хороший человек с труднопроизносимым именем.

4. Sheppard Software - целый набор обучающих географических игр по всем регионам Земли. Кроме государств и столиц есть ещё и реки, горы, регионы и др.

5. Географических тетрис - довольно скучное и особо не развивающее занятие, но на пару раз сойдет.

6. Географический дартс - вам предлагается попасть дротиком в европейские столицы. Надоедает довольно быстро, но для коллекции пригодится.

7. Викторина Геозагадка - нужно отгадать страну с помощью подсказок. Чем меньше подсказок вы используете - тем больше баллов получите. Спасибо kibungo за наводку.

Есть ещё одна не совсем приличная игра, где две развратные учительницы географии раздеваются за каждое удачное попадание в страны мира. Её я тут вешать не буду, но если вам очень хочется, можете сами её поискать.)

Игры расположены сверху вниз начиная от самых любимых. Если бы я была учительницей географии, я бы обязательно ввела новую методику преподавания этого предмета с флеш-играми по всем регионам, чтобы ученики не просто глупо зубрили "замбабвехахаре", а имели ещё и представление, о том, где это находится.

Удачи вам в изучении географии!

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

(И. Агеева)

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

Слева направо слово прочтёшь,

То от дождя ты защиту найдёшь.

Если с конца же его ты прочтёшь,

Горное озеро тут же найдёшь.

(Навес - Севан.)

Два слога первые - цветок,

В "лохань" попал мой третий слог .

А вместе если их прочтёте,

То в волжский город попадёте.

(Астра + хань = Астрахань.)

Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

Первое - летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе - есть машины марка

Из российского, ребята, автопарка.

Всё же вместе - Франции столица ,

Этот город модницам всем снится.

(Пар + "Иж" = Париж)

У слона букву "С" отнимите

И названье реки припишите.

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна.

(Лон + Дон = Лондон.)

С " К " - коль к карте обратиться -

Это Турции столица .

С " Г " - Сибирская река ,

Полноводна, глубока.

(Ан к ара - Ан г ара.)

С буквой " С " - Российский город

Близко к северу, где холод.

Без неё - берём мы в руки,

Чтоб погладить юбки, брюки.

(У с тюг - утюг.)

С " Ч " - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С " Л " - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и мал и стар.

(Ту ч а - Ту л а.)

Если " С " в Амур случайно упадёт,

Где тогда река, ребята, потечёт?

(С Дальнего Востока река отправится в Дагестан и потечёт не к Охотскому морю, а к Каспийскому: Амур - С амур.)

СТОЛИЦЫ - АНАГРАММЫ

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

1. Антоним ссоры... (на реке Тибр, "вечный город").

(Мир - Рим.)

2. Питерская водная артерия... (на Дунае, "столица вальсов").

(Нева - Вена.)

3. Пешеходная улица Москвы... (в Африке, "апельсиновая столица".)

(Арбат - Рабат.)

4. Близкая родственница бочки... (В Южной Азии, в дельте Ганга - Брахмапутры).

(Кадка - Дакка.)

5. Сахарный остров... (В Закавказье, на Каспийском море).

(Куба - Баку.)

6. Музыкальная партия индивидуалиста... (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)

(Соло - Осло.)

7. Планета-богиня... (на реке Раздан, в Закавказье).

(Венера - Ереван.)

8. Глазные шторки... (на реке Днепр, в Восточной Европе.)

(Веки - Киев.)

9. Основное занятие детей и актёров... (на реке Даугава, в Прибалтике).

(Игра - Рига.)

10. Сдобная белая подружка чёрного хлеба... (в Юго-Западной Азии, столица горной страны).

(Булка - Кабул.)

КТО-КТО В ГОРОДЕ (ПОСЁЛКЕ) ЖИВЁТ?

Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы - в Одессе, японцы - в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:

Палешане - ...

(В посёлке Палех, Ивановская область РФ.)

Донетчане - ...

(В Донецке, Украина.)

Монегаски - ...

(В Монако, Европа.)

Челнинцы - ...

(В Набережных Челнах, Татария, РФ.)

Варненцы - ...

(В Варне, Болгария.)

Арлезианцы - ...

(В Арле, Франция.)

Бергамаски - ...

(В Бергамо, Италия.)

Осличи - ...

(В Осло, Норвегия.)

Омичи - ...

(В Омске, РФ.)

Куряне - ...

(В Курске, РФ.)

Томичи - ...

(В Томске, РФ.)

Смоляне - ...

(В Смоленске, РФ.)

ГЕОГРАФИЯ НА ВСЕ СТО!

Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100 .

СТО _ - сторона света.

(Во сто к.)

СТО _ - начало реки.

(И сто к.)

СТО _ _ _ _ - главный город страны.

(Сто лица.)

СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.

(Э сто ния.)

СТО _ - город "Золотого кольца" России.

(Ро сто в.)

СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.

(Сева сто поль.)

СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане.

(Владиво сто к.)

СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море.

(Кинг сто н.)

СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане.

(Бо сто н.)

СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море.

(Ро сто к.)

СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.

(Сто кгольм.)

СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.

(Хри сто фор Колумб.)

СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в Замбии.

(Ливинг сто н.)

ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ НА ВНИМАНИЕ

(И. Агеева)

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

(Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает.)

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

(Нет, их четыре.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

(Не юг, а север.)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река.)

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета.

(Не после рассвета, а после заката.)

Слышу подсказку Вити-дружка,

Что Эверест - большая река.

(Не река, а гора.)

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора.

(Не гора, а озеро.)

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне.

(Не в пустыне, а в тропиках.)

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава.

(Не дубрава, а бор.)

Белые медведи ходят-бродят по лесу,

А их братья бурые - по Северному полюсу.

(Поменять медведей местами.)

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению.

(Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

Есть отличная примета:

Выпал снег - встречайте лето.

(Не лето, зиму.)

Листопаду дали старт -

Наступил ведь месяц март.

(Не март, а сентябрь.)

ШУТОЧНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"?

("От буквы А до буквы Я течёт река А мударь я ". С.Я. Маршак.)

2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"?

(А встрали я .)

3. Какое животное есть в каждом посёлке мира?

(Осёл - п-осёл-ок.)

4. Что занимает ровно половину любого острова ?

(Ров - ост-ров.)

5. Какая река помещается в ладони , какая в бокале , какая в чернильнице , а какая в канистре ?

(Дон в ла дон и, Ока в б ока ле, Нил в чер нил ьнице, Истра - в кан истре .)

6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане?

(Буквы "Р".)

7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании?

(Данию - до сви дания .)

8. Какая российская река протекает в Лондоне ?

(Дон - Лон дон , а если серьёзно, то Темза.)

9. Какой приток Самары течёт... по проводам?

(Ток.)

10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется?

(Нора.)

11. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы?

(Сок.)

12. Какую реку... ловят в море?

(Реку Треска.)

13. Назовите самый тонкий и острый мыс.

(Мыс Игольный.)

14. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать?

(Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга.)

15. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами?

(В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты.)

16. Какой морской залив каждый географ считает своим?

(Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии.)

17. Где протекает "парламентская река"?

(В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента.)

18. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией?

(Река Мама, приток Витима.)

19. В какой реке есть помещение для самолётов?

(В Ангаре - Ангар -а.)

20. Назовите "самый умный" горный хребет мира.

(Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане.)

21. Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории?

(Полуострова Камчатка - "камчатка".)

22. Какой город Красноярского края имеет математическое название?

(Минус инск.)

23. Название какой нашей реки является первым словом в названии произведения испанского писателя и оперы итальянского композитора?

(Дон: " Дон -Кихот", " Дон Карлос".)

24. Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?

(Подошва.)

25. Поможет ли география найти счастье ?

(Да, она подскажет, что город Счастье находится на Украине, в Луганской области, на реке Северный Донец.)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ

1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?

(Извозчики. "География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка". Сынок, конечно, её послушался.)

2. Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.

(Онега - Онегин, Лена - Ленский, Печора - Печорин.)

3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России?

(Илья Муромец, на Курильских островах.)

4. Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?

(Лукоморье.)

5. Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село в Ленинградской области?

(Пушкина - город Пушкин.)

6. Какая река "при тихой погоде" чудилась Н.В. Гоголю "вылитой из стекла"?

(Днепр.)

7. Глушь для Фамусова - это... Какой город?

(Саратов.)

8. В какой стране, по мнению героя чеховской "Свадьбы", всё есть?

(В Греции.)

9. Где расположен мыс Байрон?

(В Австралии, самое восточное окончание этого материка.)

10. Псевдоним какого американского писателя совпадает с названием города в Великобритании и Канаде?

Предварительный просмотр:

Вкусная география

Какой город подают к чаю? («Прага» - торт, Прага – столица Чехии)

Какой город добавляют в кушанья и маринады? (Город Специя, в Северной Италии)

Откуда к европейцам пришли кукуруза, фасоль, картофель? (из Центральной и Южной Америки)

Как древние греки называли обожествленный легкий ветер? У нас же это – восточная сладость . (Зефир)

Что в Древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки и меда, а в Европе вместо этого использовали засахаренные фрукты? (конфеты)

В какой стране растет конфетное дерево - говения? Плоды этого дерева по виду похожи на соевые батончики и имеют вкус изюма. (В горах Азербайджана)

Кофе так называется потому, что растение, на котором растут его зерна, было впервые обнаружено в 875 году в провинции Кафа. В какой стране находится эта провинция? (Эфиопия)

Какой полноценный и вкусный «таежный обед» можно приготовить летом или осенью из одного лишь растения – иван-чая? (из корней иван-чая можно добыть муку для хлеба. Если отварить его корни, получится второе блюдо. Молодые побеги Иван-чая заменят капусту. Свежие листья пойдут на салат. Высушенные листья дадут ароматнейшую заварку – недаром растение называют иван-чаем)

Что в тайге заменит морковку, петрушку, повидло? (корни лопуха. Способ приготовления простой: отваришь корни – получишь заменитель овощей, вываришь – будешь есть повидло, высушишь – будет про запас мука, поджаришь- напьешься кофе)

Какой напиток, не приправленный молоком, англичане считают «просто отравой»? (чай)

Название какого известнейшего озера нашей страны носит тонизирующий напиток? (Байкал)

На флаге какой страны изображен мускатный орех? Какую страну называют «Островом пряностей»? (Гренада – государство в Вест-Индии, расположенное на острове Гренада. Там производят мускатный орех, ваниль, гвоздику, корицу)

Назовите родину арбуза (Тропическая Африка)

Где растет «молочное дерево»? (В Южной Америке. Это дерево- «молокозавод». Если надрезать его кору, то потечет сок, по вкусу напоминающий сливки с сахаром, а по составу – близкий к коровьему молоку. Местные жители с давних пор употребляют этот сок в пищу)

Какая крупа за изысканный цвет названа «жемчужной»? (перловая, «перл» - жемчуг)

Название, какого национального еврейского блюда из молотой сельди означает «предвкушение»? (форшмак)

Это блюдо Рейнской области зовется «Небеса и земля». Небеса – яблоки, а что представляла собой земля. (картофельное пюре)

По названию какого германского города именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку? (Гамбург - гамбургер)

Какому городу обязан своим названием соус майонез? (Майон, Франция)

Какому городу обязано своим названием мороженое пломбир? (Пломбьер, Франция)

Как называется фасоль, приготовленная в Грузии? (лобио)

Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (десерт – французское причастие от глагола со значением «убирать кушанья со стола»)

В Германии славится «Саксонское», во Франции – «Нормандское» и «Бретонское», в Бельгии – «Фландрское», в Дании – «Зеландское». А в России? («Вологодское»- лучшие сорта сливочного масла)

Бразильские индейцы называют это фрукт «нана». А как его называем мы? (Ананас)

Эта форма выпечки пшеничного хлеба по – французски означает просто «палка». (Батон)

Что В.И. Даль называл итальянскими трубками? (макароны)

Как называется житель страны – родины краковской колбасы? (поляк)

Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом» (бутерброд)

За приготовление, каких блюд с 2003 года в Китае можно получить 7 лет тюремного заключения? (за ранее традиционные китайские блюда и напитки из змей, ящериц и прочих рептилий, пойманных в природе. Для приготовления таких блюд змей теперь придется специально разводить в неволе. А ведь до этого природоохранного закона в Китае съедали 10000 тонн змей ежегодно)

Какую пряность англичане называют перечным сахаром? (корицу)

Какой деликатес в Италии и Франции отыскивают свиньи? (грибы трюфели)

Какая национальная кухня лидирует по количеству вкусных блюд из картофеля? (белорусская)

В Грузии это популярнейшее мясное блюдо называют мцвади, а в Армении – хоровац, а в Азербайджане – кебап. А как называют его русские? (шашлык. Это слово употребляют только русские, позаимствовавшие его у крымских татар еще в 18 веке для обозначения блюд на вертеле. Вертел у них назывался «шиш». Отсюда «шишлик», а по-нашему, «шашлык»)

Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия)

Где был изобретен квас? (в Египте, 8000 лет назад, из печеного хлеба)

Какой из этих городов является единственным в России центром по выращиванию чая? (Краснодар)

Назовите путешественника, благодаря усилиям которого в России стали разводить чай. (А.Н. Краснов)

Какой сироп популярен в Канаде? (кленовый)

Какая страна является родиной персика? (Китай)

Из Монголии в Японию завозят продукт, который предотвращает атеросклероз и преждевременное старение. (Конина)

Кашу из чего едят на Новый год итальянцы, чтобы весь год было много денег? (из чечевицы)

240 и 450 сортов сыра, известных в мире, выпускается в …..(Франция)

В какой стране существует Академия кухни? (Франция)

Как называется традиционное молдавское блюдо? (мамалыга)

Какие «пряные» горы существуют на белом свете? (Кардамоновы, на юге Италии)

Картофельное блюдо, какого народа носит название гульбишник? (белорусского)

В какой стране можно отведать самые вкусные пампушки, галушки и вареники? (на Украине)

В названии компании «Херши чоколат компани» слово Херши – это ….(название города в американском штате Пенсильвания)

Какова фамилия английского графа, который в 1762 году изобрел новое блюдо, ныне носящее его имя? (Сандвич)

Из чего варят «таежный кисель» и «таежный компот»? (Кисель можно сварить из корней саранок. Они также годятся на кашу и пироги. А компот варят из ревеня. Он и вкусен, и прекрасно утоляет жажду. А если добавить бруснику или голубику, то получится превосходное ассорти)

Что это за «таежные коровы», дающие «лесное молоко»? (кедры, дающие кедровые орехи. Чтобы получить молоко. Нужно кедровые орехи хорошо раздавить в миске и залить крутым кипятком. А масло из орехов выжимают так же, как из семечек подсолнечника. «Кедровые сливки» почти в 3 раза питательнее коровьих, в 3 раза – говядины и в 4 раза с лишним – яиц. Даже сало - шпиг уступает им. А о вкусе и говорить не приходится.)

Из чего можно сварить «таежное кофе»? (лесной кофе варят из поджаренных корней одуванчиков. Вряд ли, кто отличит его от натурального. К такому кофе можно даже не подавать сахара: в нем его и так достаточно)

Какую капусту китайцы ели по указу императора для укрепления здоровья нации? (морскую. По указу императора повозки, груженные водорослями, достигали самых захолустных уголков страны, чтобы каждый мог съесть предписанную дозу этого полезного морепродукта. Дорого стоило здоровье нации в 13 веке!)

Приятель Пушкина Шереметев пожаловался ему, приехав из Парижа: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего; не допросишься…» Чего же ежедневно потребляемого нашими соотечественниками, по словам Шереметева, нельзя допроситься в Париже? (черного хлеба) Россия. Люди при встрече желают друг другу здоровья и обмениваются дружеским рукопожатием.

  • Германия. Строго! До 12 дня говорят "Доброе утро", с 12 до 17-"Добрый день", после 17-"Добрый вечер".
  • США. Вопрос: "Как дела". Ответ: "Все отлично!", даже если далеко не все отлично. Сказать "плохо" -это верх неприличия!
  • Малайзия. Вопрос: "Куда ты идешь". Ответ: "Погулять".
  • Израиль. Люди друг другу говорят "Мир вам!"
  • Иран. Люди друг другу говорят "Будь весел!"
  • Гренландия. Люди друг другу говорят "Хорошая погода!", даже если за окном минус 40 градусов и дует сырой ветер!.
  • Франция. При встрече и прощании в неофициальной обстановке принято целоваться, касаясь друг друга щеками поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев.
  • Италия. Люди друг другу говорят "Чао!".
  • Страны Латинской Америки. При встрече принято обниматься даже если это малознакомый или совсем незнакомый человек.
  • Лапландия (регион в Финляндии, Швеции и Норвегии). При встрече люди трутся друг о друга носами.
  • Япония. При встрече люди кланяются одним из трех видов поклонов-самым низким, средним с углом в 30 градусов или легким.
  • Китай. При встрече люди кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
  • Индия. Люди в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно прижимают их к груди.
  • Арабские страны. При встрече люди скрещивают руки на груди.
  • Самоа (островное государство в Тихом океане). При встрече люди обнюхивают друг друга.
  • Тибет (регион в Китае). При встрече люди снимают головной убор правой рукой, а левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.
  • Зулусы (негроидный народ в ЮАР). При встрече восклицают "Я тебя вижу!".
  • У некоторых африканских племен при встрече принято плевать друг на друга, причем более смачный плевок-это признак более уважительного отношения, а если в тебя не плюнули-это признак полного неуважения, если не презрения.
  • У некоторых индейских племен в Америке при встрече надо сесть на корточки. Такая поза считается самой миролюбивой.
  • Некоторые индейские народы при встрече снимают обувь.
  • Монголия. При встрече люди говорят друг другу "Здоров ли ваш скот?".

    Почему при сильных морозах кататься на лыжах становится труднее? Лыжи скользят потому, что снег под ними подтаивает, и образующая пленка воды служит как бы "смазкой" для лыж. При сильных морозах эта "смазка" практически не образуется, а кататься на лыжах по сухому снегу гораздо труднее.

    Иногда для утепления построек их заваливают снегом.
    Имеет ли это какой-нибудь смысл? Снег очень порист: между снежинками и даже внутри самых снежинок находится много воздуха, который является очень плохим проводником тепла. Поэтому снег сохраняет тепло лучше, чем слой дерева такой же толщины.

    Почему зимой через открытую форточку врывается "пар"? Холодный воздух с улицы охлаждает тёплый комнатный воздух, из влаги которого и образуется "пар

    Почему зимой самые сильные морозы обычно бывают в солнечные дни, а в пасмурную погоду, когда солнце не греет, - тепло? Погода зависит от того, где был раньше тот воздух, который находится сейчас над данной местностью: если зимой сухой и холодный воздух пришел к нам из Арктики, то стоит ясная морозная погода. Тёплый и сырой воздух с запада вызывает потепление и образование облачности и туманов.

    Где и когда Солнце восходит точно на юге?

    На Северном полюсе, в день весеннего равноденствия.

    В какое время года мы видим Солнце больше по величине? Зимой, т.к. Земля в это время года наиболее близка к Солнцу; поэтому видимый диск Солнца в это время примерно на 1/30 часть больше, чем летом.

    Почему зимой и поздней осенью небо на горизонте над лесом бывает гораздо темнее, чем над полем? Это явление объясняется тем, что снег, лежащий на полях, отражает почти все падающие на него лучи обратно в атмосферу. Лес же поглощает часть падающих на него лучей, поэтому небо над лесом темнее.

    Почему, когда мы смотрим сквозь воздух над костром, нам кажется, что все предметы дрожат? Проходя через слой теплого воздуха, имеющего меньшую плотность, луч света преломляется. Но неодинаковая толщина и плотность воздушного потока над костром, его колебание, вызывает непрерывные отклонения светового луча. Поэтому нам кажется, что предметы, видимые сквозь воздух над костром, дрожат.

    Можно ли добыть огонь с помощью льда? Огонь можно зажечь с помощью льда только в яркий солнечный день. Нужно сделать изо льда двояковыпуклую линзу, которая имеет свойство собирать солнечные лучи в одну точку. В этой точке будет высокая температура, способная зажечь горючий материал, например бумагу.


    Слайдов: 16 Слов: 948 Звуков: 0 Эффектов: 69

    Тема проекта: Цель проекта: Показать роль игры в учебном процессе на уроках географии в 6 – 7 классах. Задачи проекта: Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. Толерантное отношение к окружающим. Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний. Актуальность проекта: Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках географии: Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса. Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности. Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре. - Игры по географии.ppt

    Географическая игра

    Слайдов: 20 Слов: 630 Звуков: 0 Эффектов: 30

    Географическая игра. Географические загадки. Красное коромысло через реку повисло. В холоде – горой, в избе – водой. Угадай материк. Угадай материк. Угадай материк. Занимательная география. Какой океан меньше всего оправдывает своё название. Знаменитая русская река и марка отечественного автомобиля. Знатоки карты. Покажите «цветные» моря. «Чёрный ящик». Без этого растения не возможна сейчас наша жизнь. Растение, которое можно перетирать в порошок. Интересная география. Какими нотами можно измерить расстояние. Новогодняя география. В России – Дед Мороз, а в США. Спасибо. - Географическая игра.ppt

    Игра «География мира»

    Слайдов: 69 Слов: 1791 Звуков: 42 Эффектов: 100

    Мир географии. Африка. Географическое положение Африки. Экватор. Назовите основных представителей животного и растительного мира. Природная зона. Назовите столицы. Судан. Кто населяет Африку. Арабские народы. Колониальное прошлое материка. Колонизаторы. Почему Австралию часто называют “Страной наоборот”. Австралия расположена в южном полушарии. Почему в Австралии не происходит землетрясений. Австралия полностью расположена в пределах Индо-Австралийской литосферной плиты. Сухие русла рек. Вади. Органический мир. Растительный мир. Как называют коренных жителей Австралии. Коренные жители. - Игра «География мира».ppt

    Урок-игра по географии

    Слайдов: 18 Слов: 715 Звуков: 0 Эффектов: 104

    Игры на уроках географии. Назовите столицу. Проверь себя. Что такое? Кто такой?. Игра «Найди соответствие». Дополните предложение. Определите климатический пояс по описанию. Мягкая зима. Дополните и прочитайте предложения о Средиземном море. Воздушные массы с Тихого океана. Составьте пары. Игра «Что такое, кто такой?». Балхаш. Государство, относящееся к странам Юго-Восточной Азии. Определи страну по описанию. Азиатское государство не имеет выхода в океан. Узнайте реку по её контуру. Игра «Найди лишнего». - Урок-игра по географии.ppt

    Игра на знание географии

    Слайдов: 29 Слов: 555 Звуков: 0 Эффектов: 218

    Самый умный. Учитель географии. Продолжить игру. 1. Типы земной коры. Виды движений земной коры. Какие слои выделяют в земной коре. Группы горных пород. Группы полезных ископаемых. Литосфера. Виды вулканов по степени активности. Группы осадочных горных пород. Равнины России. Объекты Южной Америки. Самые известные горы России. Известный вулкан Африки. Известные вулканы Европы. Известные объекты Азии. Известные объекты Северной Америки. Известные горы Европы. Самые крупные формы рельефа Земли. Формы рельефа суши. Равнины по высоте. Горы по высоте. Силы, которые изменяют рельеф. - Игра на знание географии.pptx

    «Своя игра» по географии

    Слайдов: 38 Слов: 1003 Звуков: 0 Эффектов: 100

    Своя игра. Темы. Географические шарады. Астрахань. С. У слона букву. Если. Столицы – анаграммы. Питерская водная артерия. Апельсиновая столица. Близкая родственница бочки. Куба - Баку. Кто-кто в городе (посёлке) живёт. Монегаски. Варенцы. Арлезианцы. Бергамаски. Сторона света. Главный город страны. География. Героический город в Крыму. Фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория. Весёлые стихи на внимание. Шесть океанов на планете. Край снегов, морозов, вьюг. Весёлые стихи на внимание(40). Высокие сосны слева и справа. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я". - «Своя игра» по географии.ppt

    Игра «Изучение географии»

    Слайдов: 53 Слов: 1691 Звуков: 1 Эффектов: 169

    Географический марафон. Особенности природы. Океаны. Литосфера. Океаническая кора. Рельеф. Литосферная плита. Граница между Европой и Азией. Атмосфера. Климат. Притягиваемые Землёй метеоры. Направление ветра. Границы климатических поясов. Гидросфера. Свойства водных масс. Мощное течение. Тихий океан. Климатолог. Самый большой материк. Уменьшенная модель Земли. Глубокое озеро. Единица измерения солёности. Потомки от браков европейцев с индейцами. Особенности. Климат в Тамбовской области. «Пернатая» река. Представители животного мира. Василий Иванович Агапкин. Первое кругосветное путешествие. - Игра «Изучение географии».pptx

    «Игра по географии» 6 класс

    Слайдов: 17 Слов: 845 Звуков: 0 Эффектов: 19

    Игра-викторина по географии

    Слайдов: 37 Слов: 586 Звуков: 0 Эффектов: 105

    Своя игра. Евразия. Какое место занимает Евразия. Самая высокая вершина. Самое низкое место. Внутренние районы Центральной Азии. Самое большое по численности населения государство. Государство Африки. Климатические пояса и природные зоны в Африке. Какого животного нельзя встретить в африканских саваннах. Самое большое и самое глубокое озёра Африки. В Африке в рельефе преобладают равнины. Какую часть Северной Америки называли Русской Америкой. Что такое морена. Озёра, входящие в систему Больших Североамериканских. Секвойя. Традиционные жилища коренных народов Северной Америки. - Игра-викторина по географии.ppt

    Занимательная игра по географии

    Слайдов: 38 Слов: 923 Звуков: 0 Эффектов: 391

    Интеллектуальная игра. Правила игры. Игра «Вкусная география». Географ. В какой стране растет конфетное дерево. Назовите родину арбуза. Какая национальная кухня лидирует. Национальным блюдом какого народа является йогурт. Десерт. Поляк. Какая страна является мировым лидером по производству кофе. В какой стране можно отведать самые вкусные пампушки. Имя какой столицы есть в названии одного из сортов капусты. Какая страна подарила миру свой открытый пирог - пиццу. Это блюдо Рейнской области зовется «Небеса и земля». В Грузии это популярнейшее масное блюдо называют мцвади. - Занимательная игра по географии.ppt

    Игра по географии «Самый умный»

    Слайдов: 38 Слов: 1162 Звуков: 0 Эффектов: 150

    Самый умный. Люди и государства. Раздел «Флаги и символика». Пророк Ной несколько раз выпускал голубя. Эмблема. Эмблема. Символом какого государства является этот цветок. Эмблема. Эмблема. Раздел «Люди и государства». Проект «Arpanet. В каких странах издаются данные ниже газеты и журналы. Испания. Соотнесите прозвища с их обладателями. Пузырь. Соотнесите черты характера с национальностью. Эмоциональность, вспыльчивость, индивидуализм, общительность. Раздел «Видные деятели». Сколько жен было у короля Генриха VIII. Британская королева Елизавета I. Варианты ответа. Сэр Уинстон Черчилль был многогранной личностью. - Игра по географии «Самый умный».ppt

    Интеллектуальная игра по географии

    Слайдов: 51 Слов: 1334 Звуков: 0 Эффектов: 33

    На просторах России. Интеллектуальная игра по географии. Интеллектуальная игра по географии. Интеллектуальная игра по географии. Напутствие командам. Разминка. Бриз. Страна Сообразилия. Чертёж. Страны. Карты. Самые большие горы. Женское обличие. Мыс Лопатка. Первые буквы. Удивительные явления природы. Природное явление. Природное бедствие. Несколько километров. После дождя. Собери карту. Станция. Географические ошибки. Россия. Географический аукцион. Имена путешественников на карте России. Русский полярный мореплаватель. Русский офицер. Отважный человек. Имя Христофора Колумба. -

    Игровые технологии на уроках географии как средство развития познавательной активности у школьников.

    Сегодня большое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.

    После изучения многих разделов географии возникает необходимость повторить теоретический материал, проверить, как учащиеся усвоили основные понятия, определения, карту.

    Обыкновенный опрос скучен, не вызывает должного интереса, поэтому я применяю различные нестандартные формы занятий – конкурсы, игры, соревнования.

    Игры вызывают у учащихся повышенный интерес к предмету, к знаниям. Ведь во время игры учащиеся могут свободно излагать свои мысли, не боясь ошибиться и получить неудовлетворительные оценки.

    Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде.

    Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдении следующих условий:

      соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

      доступность для учащихся данного возраста;

      умеренность в использовании игр на уроках

    Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.

    У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм.

    Технология универсальна. Любая из организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

    Привожу примеры некоторых игр, которые проверены мною на практике, их можно использовать на уроке.

    "Переводчик» (целесообразно использовать для проверки домашнего задания).

    Учитель задает вопрос, ученики должны его «перевести» назвав термин. Например

    Полуденная линия – меридиан

    Покрывало – мантия

    Густая мазь - магма

    Чаша - кратер

    Сочетание – комплекс

    Основная часть целого – компонент и т.д.

    "Омонимы ". Напоминаем ученикам, что омонимами являются слова одинакового звучания или написания, имеющие несколько значений.

    Например, омонимы «Река в Сибири»:

      та, что пьют до дна (Чара)

      средство передвижения по воде трех мудрецов (Таз)

      о себе лично дважды с любовью (Яя)

      небольшое парнокопытное (Олененок)

    и т.д.

    "Устами младенца" . Учащимся дается несколько подсказок, если отвечают с первой подсказки 5 баллов, если со второй -4 балла и т.д.

    Например «Назовите эти географические объекты»:

      По этой территории протекают 3-я, 4-я, 6-я и 7-я по величине реки континентов.

      Эта территория занимает большую часть одного государства.

      Эта территория омывается водами шести морей и двух океанов.

      У Василия Сурикова есть картина, посвященная завоеванию части этой территории.

      На этой территории расположены такие города, как Томск, Красноярск, Якутск, Магадан и многие другие.

    (Территория Сибирь)

    "Филателист" каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и показать их на политической карте.

    "Географический кроссворд" . Учитель или учащиеся составляют кроссворд (ребус, чайнворд) на изучаемую тему или её повторение. Например, географический кроссворд "Смешанные и широколиственные леса"

    Вопросы к кроссворду

    1. Теплолюбивые деревья с мелкими листочками. Например: береза, осина.

    2. Леса, образованные теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.

    3. Мелколиственное дерево.

    4. К югу от... расположены смешанные леса.

    5. Мелколиственное дерево, символ России.

    6. Лес, в котором смешались и хвойные и лиственные деревья.

    7. Теплолюбивое дерево с широкими, крупными листьями.

    8. Зона, пролегающая между тундрой и зоной лесов.

    9. Широколиственное дерево.

    10. Дерево широколиственного леса.

    11. Дерево широколиственного леса.

    "География на все 100" .

    Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

    СТО - сторона света. (Восток.)

    СТО - начало реки. (Исток.)

    СТО - главный город страны. (Столица.)

    СТО - государство в Прибалтике. (Эстония.)

    СТО - город "Золотого кольца" России. (Ростов.)

    СТО - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.

    (Севастополь.)

    СТО - город РФ, порт на Тихом океане. (Владивосток.)

    СТО - столица Ямайки, порт на Карибском море. (Кингстон.)

    СТО - город США, порт на Атлантическом океане. (Бостон.)

    СТО - город в Германии, порт на Балтийском море. (Росток.)

    "Геологика" . По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

      Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной ... (дождь),

      Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной ... (поток),

      Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся ... ( вулкан),

      Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной ...(песок),

      Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),

      Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые ...(облака),

      Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный ... (ветер),

      Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),

      Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная ... (атмосфера).

    "Географическое домино" . Из плотной бумаги вырезают небольшие прямоугольники одинакового размера, разделяют наполовину, на обеих частях записывается текст. Правила игры: карточки перемешиваются и раздаются поровну играющим. Игру начинает тот, у кого карточка "пусто-пусто"; дальнейший её ход - как в обычном домино. Выигрывает ученик, который первым выставит все свои карточки или положит пластину, к которой ни один из играющих не может приставить другие. Рассмотрим пример текстового домино на тему " Атмосфера Земли " (рис. 3).

    Игра «Домино» (количество комплектов зависит от количества команд)

    Воздушная оболочка Земли

    Большие объемы воздуха с одинаковыми свойствами…..

    Разные тепловые пояса

    Какой пояс служит «броней» планеты?

    Воздушные массы

    Почему на Земле есть разные пояса давления?

    Озоновый

    Какими линиями на климатической карте показаны осадки?

    Линия, которая соединяет территории с одинаковой температурой

    Слои атмосферы?

    Термосфера

    Мезосфера

    Стратосфера

    Озоновый слой

    Тропосфера

    Ветры умеренных широт?

    Западные

    Что такое атмосфера?

    Климат

    Основные элементы погоды?

    Изолинии

    Многолетний режим погоды это - . ……

    Температура

    Осадки

    Давление

    Ветра

    Изотерма это - ……

    "Географический диктант"

    1.Что такое атмосфера?

    2. Климат это -

    3.Изотерма – это линия…

    4.Как на климатической карте показано направление ветров?

    5. Чем объясняется неравномерное распределение осадков на Земле?

    6. Почему образовались пояса атмосферного давления?

    7. Какое движение совершает холодный воздух?

    8.Низкое или высокое давление в районах полюсов?

    9. Как называются ветры, дующие от тридцатых широт к экватору?

    10.. Как с греческого переводится слово «климат»?

    Игра «Морской бой»

    Разбить класс на две команды с учетом учебных способностей учащихся, каждая команда на своих листах маскируют 10 кораблей, как в игре «Морской бой» и дубликаты сдают учителю.

    Команды должны найти корабли противника и «уничтожить их», т.е. ответить на вопрос. При правильном ответе корабль уничтожен, и команда продолжает ход. Если же отвечает неверно, то ход переходит к противнику. Процесс боя отражается на доске кораблями разного цвета. При непопадании в цель ход передается противнику, а в клетку ставится крестик.

    Игра «Что? Где? Когда?»

    Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках предметной декады. О проведении данной игры сообщается заранее. От каждого класса (среди 9–11-х классов) выдвигается 1 представитель в состав сборной. Учителя химии, биологии, географии, экологии готовят вопросы для учащихся. Учащиеся готовят вопросы для учителей. Игра проводится в два тура. Первый тур – за стол игроков приглашаются учащиеся 9–11-х классов, разыгрываются первые 10 вопросов. Второй тур – за стол игроков приглашаются учителя. Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.

    «Своя игра»

    В игре участвуют три команды, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

    Это лишь небольшая часть игр, которые можно использовать на уроках.

    Использованы материалы с сайта инфоурок и журнала «Современный урок» №5, 8 2009 г.

    Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.

    Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. “В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли” (А. С. Макаренко).

    В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

    Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.

    Цель географических игр прежде всего- учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

    Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.

    Предлагаю несколько подвижных географических игр.

    Игра “Раз! Два! Три!”

    Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит, то он выбывает из игры.

    Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

    Игра “Широта и долгота”

    Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

    Игра “Верх - вниз”

    Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

    Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

    Предлагаю познавательные игры, логические задачи как средство развития мышления учащихся.

    “Логическая задача”

    Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

    Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

    1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;

    2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

    3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

    4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

    5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

    В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

    Мореплаватель

    “Святой Фока”

    “Святой Гавриил”

    “Диана”

    “Мирный”

    М. П. Лазарев

    Г. Я. Седов

    В. Беринг

    В. М. Головин

    “Географический детектив”

    Гарри-фальшивомонетчик в Америке.

    Мы напали на след Гарри-фальшивомонетчика, - сказал капитан Винтерс инспектору Рафу.

    Вы его взяли?

    Нет. Но ещё вчера он был здесь, в Лос - Анджелесе. Гарри выехал из своего номера за час до того, как мы приехали в гостиницу. Зато в номере нашли вот это.

    Раф прочитал записку, написанную карандашом:

    “Париж-14 августа. Афины- 21 августа. Лондон-3 сентября. Одесса-12 сентября. Москва-21 сентября”.

    Представляешь, теперь мы точно знаем, где его искать. Я завтра же вылетаю во Францию!

    К сожалению, - сказал Раф, ты полетишь не в ту сторону, где надо ловить Гарри. Ближайшие два месяца он не покинет пределов США.

    Почему Георг Раф в этом убеждён?

    “Слова в словах”

    Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

    Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники каждой группы поднимают руки и отвечают.

    Географические вопросы

    В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

    После этого капитан команды №2 предлагает 10 вопросов команде №1. Побеждает та команда, которая ответит на все вопросы без задержки.

    1. Назовите известного русского путешественника- географа.

    1. Пржевальский.

    2. Назовите страну нашей планеты.

    2. Парагвай.

    3. Назовите столицу европейского государства.

    4. Какая река протекает в Южной Америке?

    5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.

    5. Петропавловск-Камчатский.

    6. Какой полуостров в Европе вы знаете?

    6. Пиренейский.

    7. Какую вы знаете горную страну?

    8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?

    8. Папанин.

    9. Назовите известный вам канал.

    9. Панамский.

    10. Какие горы расположены в Англии?

    10. Пеннины.

    “Географический лабиринт”

    Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.

    Приведу в качестве примера задание по теме “Южная Сибирь”.

    Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.