Наталья Пустовалова
Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО
(СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ )
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ
БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубле-ние и систематизацию в основном через дидактические игры .
Преимущество использования дидактических игр , по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем : каждый ребенок максимально ак-тивен; имеется возможность дифференцированно осуществ-лять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с под-группой (от 2 до 8 человек) или индивидуально; поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Подобранные дидактические игры дают возмож-ность : познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах без-опасного поведения; познакомить с необходимыми действия-ми в случае опасности.
При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок , поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизиру-ет их психические процессы. Положительная оценка со сторо-ны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»
Задачи : закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; вос-питывать чувство взаимопомощи.
Материал :
Игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры : воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человеч-ками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»
Задачи : закреплять представления об источниках опас-ности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило : не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал : макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки ) .
Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отво-рачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы по-ощряются призами.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»
Задачи : расширять представления детей о правилах безопас-ного поведения в быту; развивать внимание, память; воспиты-вать чувство сотрудничества.
Материал :
* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, уши-ба руки и пожара;
* картинки
карте с изображением «травмы» . Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он по-очередно поднимает картинку с изображением предмета. Участ-ники должны догадаться, к какой травме может привести непра-вильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку
«ДОМИК УЛИТКИ»
Задачи : обобщать представления детей о правилах без-опасного поведения; развивать охранительное самосозна-ние; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило : соблюдать очередность.
Материал : игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домаш-него обихода; фишки; кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке , на которой стоит его фишка : что изображено, правила обра-щения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи : закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользова-ния карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал (из то-чек) .
Задание : соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опа-сен данный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи : закреплять представления о правилах без-опасного поведения, формировать знания о том, что для без-опасности все предметы надо убирать на свои места; раз-вивать наблюдательность, внимание; воспитывать жела-ние соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал картинки-предметы .
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изоб-ражением вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку
Варианты.
* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы . Дети по очереди раскладывают их на место.
* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .
* То же в игровом уголке.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи : учить отличать опасные для жизни ситуации от не-опасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал :
* 2 карточки - с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила : под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую- неопасных (разрешенных) .
Варианты :
* индивидуально с воспитателем,
* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Вариант : «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»
(с использованием фотографий детей) .
В отличие от картинок , использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бы-товую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосто-рожности. Кроме того, данный прием выступает в ка-честве своеобразного «мостика» от знаний к форми-рованию умений : ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая» ) изображенную ситуацию, утвержда-ется в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфото-графировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заг-лядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нель-зя» дети с удовольствием будут рассматривать и об-суждать (и без участия взрослых) .
«СТО БЕД»
Задачи : закреплять представления об опасных ситуаци-ях, которые могут произойти дома, учить правилам без-опасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал :
картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры : несколько картинок лежат на столе изобра-жением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает : что на ней изображено, почему такое слу-чилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»
Задачи : закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчи-вость.
Материал : иголки с нитками, прикрепленные к основанию ко-робки; пуговицы.
Задания : собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на игол-ку с ниткой; собрать «бусы» , продевая иголку с ниткой в обе ды-рочки пуговиц.
«МЫ - СПАСАТЕЛИ»
Задачи : закреплять представления об опасных ситуациях в бы-ту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; раз-вивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал :
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу) ;
* картинки , на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
* набор карточек с изображением тех действий, кото-рые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи : закреплять представления об источниках опас-ности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал : листы с изображением контуров предметов (из точек) .
Задание : соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
"ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)
Задачи : расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чув-ство сотрудничества.
Материал : четыре игровые карты с изображением пореза, ожо-га, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы» . Воспита-тель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники долж-ны догадаться, к какой травме может привести неправильное об-ращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку . При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи : закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасно-сти все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание со-блюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал : игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы .
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображе-нием вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.
Варианты. На игровом поле «разбросаны» картинки предметы . Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .
* То же в игровом угол-ке.
Ирина Петровна Попова
Картотека игр по ОБЖ
«Вызываем службу спасения »
Цель: развивать умение детей составлять небольшой рассказ, придерживаясь предложенного плана.
Условия игры: участники игры четко называют свое имя и фамилию, придумывают небольшой рассказ по слайдам о возникшей ситуации.
На экране появляются слайды, дети по телефону (игрушка) «докладывают» о происходящем.
«Юные спасатели»»
Цель: учить детей запоминать, а затем находить и выбирать из нескольких картинок нужную; развивать зрительное восприятие.
Условия игры: участники игры запоминают изображенный на картинке предмет (игрушку, животное и т. д.). После этого сквозь «задымление» (занавеску) выбирают из предложенных картинок ту, на которой имеется такое же изображение (спасают).
«Спасатели»
Цель: учить детей соотносить схему предмета с натуральным предметом; развивать зрительное восприятие.
Условия игры: «спасатели» сначала рассматривают схему, а затем отыскивают среди игрушек ту, которая соответствует данной схеме.
«Пожароопасные предметы»
Цель: способствовать развитию у детей быстроты реакции и внимания.
Условия игры: водящий называет различные предметы; дети, услышав слова, обозначающие пожароопасные предметы, хлопают в ладоши.
(Утюг, телевизор, часы, конфета, хлопушка, гармошка, котлета, суп, нож, розетка, спички, зажигалка и другие).
«Тушим пожар»
Цель: развивать ловкость и быстроту движений, воспитывать умение действовать согласованно.
Условия игры: участники делятся на две команды и строятся в шеренги. По сигналу последний игрок передает членам своей команды ведра с «водой» (4-5 ведер). Игрок, стоящий в начале шеренги, имитирует тушение пожара. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.
«Спасатели спешат на помощь»
Цель: развивать навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, перепрыгивание из обруча в обруч, ползание по гимнастической скамейке, ходьба по ограниченной поверхности – между лежащими недалеко друг от друга канатами); воспитывать смелость, желание выручить из беды.
Условия игры: участники делятся на две команды и по очереди, преодолевая препятствия, бегут к игрушкам (несколько игрушек) , берут по одной (спасают от пожара) и возвращаются назад, стараясь никого не уронить.
«Встреча с незнакомцем»
Условия игры: упражнять детей в правильном поведении при встрече с незнакомым человеком.
Игровые действия: дети рассказывают Незнайке, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми.
Незнакомый гость: Здравствуйте, дети! Я очень рад встрече с вами и поэтому хочу угостить вас конфетами.
Незнайка сначала угощается сам, а потом дает конфеты детям. Они берут (не берут) угощение. Если кто-нибудь возьмёт конфеты (или другие сладости) , воспитатель спрашивает, правильно ли они поступили.
Незнакомый гость: А в моей машине ещё есть и шоколадки, и киндер сюрпризы! А сколько разных игрушек! Пойдёмте со мной – на всех хватит!
Незнайка собирается идти с незнакомцем.
Воспитатель: Правильно ли поступает Незнайка? (обращаясь к незнакомцу) А кто вы такой? Зачем пришли?
Незнакомец хватает Незнайку за руку и тянет за собой. Не слушай их! Я отвезу тебя к родителям, они попросили тебя забрать!
Незнайка плачет и идёт за Незнакомцем.
Воспитатель: Ребята, что нужно делать, если незнакомый человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь) Оставьте Незнайку в покое! (Отталкивает Незнакомца, уводит с собой Незнайку)
«Чтобы не было беды»
Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ об опасных и безопасных ситуациях, изображённых на иллюстрациях.
Условия игры: быстро составить небольшой рассказ по картинке об опасной или безопасной ситуации.
Публикации по теме:
Картотека дидактических игр Кто летает Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь.
Картотека грамматических игр Классификация игр по развитию различных сторон грамматического строя речи Грамматические конструкции Игры Падежи: именительный «Живое -.
Картотека хороводных игр Картотека Хороводных Игр Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 10 Губа И. И. 2014г. «Подарки» Текст Движения Принесли мы вам.
«Ракета» На асфальте изображена ракета, на которой вперемешку написаны цифры от 0 до 20. «Классики» В игре участвуют 3-4 игрока. Для.
Картотека игр по конструированию «Выкладывание картинок» (мл. гр.) Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной.
Игры на формирование чувства собственной безопасности
Игры на формирование правовой культуры
Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
«Я имею право...»
Цель.
- Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры
Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею пра-во». Затем каждый ребенок объясняет причи-ну своего выбора, остальные обсуждают пра-вильность принятого решения.
«Я не должен...»
Цель.
- Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
- Совершенствовать знания детей о соци-альных нормах.
Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
ХОД ИГРЫ
Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
«Скорая помощь»
Цель.
- Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.
Ход игры
На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больни-цу (собирают картинки) только «тяжелоболь-ных людей».
Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».
«Помогите! Милиция!»
Цель.
- Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.
Ход игры
Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с
изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют в мешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
«Если возник пожар»
Цель.
- Знакомить детей с правилами безопасно-го обращения с огнем.
- Закрепить знание номера телефона экс-тренной пожарной службы.
Ход игры
Дети становятся в круг. В центре - воспита-тель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар од-ному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он
выбывает из игры, а шар пе-реходит к педагогу.
Воспитатель.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар -
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный..,
(передает ре-бенку воздушный шар)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре -
у кого пожар...?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил …?
Ребенок. Утюг (Передает шар.)
Воспитатель.
Красный отблеск пробегает
Кто со спичками …?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель.
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель.
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег...?
Ребенок. Листву. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым увидел - не зевай и пожарных …
Ребенок. Вызывай. (Передает шар)
Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!
Ребенок. Ноль один.
«Если чужой стучится в дверь»
Игровой тренинг
Цель.
- Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации
Примерные ситуации:
Почтальон принес срочную телеграмму;
Слесарь пришел ремонтировать кран;
Милиционер пришел проверить сигнализацию;
Медсестра принесла лекарство для бабушки;
Мамина подруга пришла гости;
Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель.
- Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.
Ход занятия
Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
«Купание в море»
Цель.
- Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.
Материал. Игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей.
Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».
Ход занятия
Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений.
«Войдя в воду» они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только закрыв рот.
Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».
Дети в парах меняются ролями.
«Съедобный грибок положи в кузовок»
Цель.
- Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.
Ход игры
Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями».
Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».
По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.
«Снежная королева»
Цель.
- Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.
После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз, отме-чая при последующем обсуждении, что с каж-дым разом удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
«Угадай, кто это»
Цель.
- Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
- Ход игры
Воспитатель выбирает одного ребенка -- рассказчика. Остальные сидят на стульях, об-разующих круг. Рассказчик описывает кого--либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто до-гадался первым, выводит ребен-ка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.
Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.
« Колобок»
Цель.
- Развивать коммуникативные навыки, воображение.
- Работать над выразительностью речи.
Ход игры
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказ-ки», «Колобок, давай с тобой дружить», «При-ходи ко мне в гости, Колобок!».
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.
Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».
«Поводырь»
Цель.
- Развивать чувство ответственности за другого человека.
- Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал. Повязка на глаза -по количест-ву пар детей. Предметы-«препятствия»: сту-лья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры
В комнате разложены и расстав-лены предметы-«препятствия». Де-ти распределяются по парам: веду-щий - ведомый. Ведомый надева-ет на глаза повязку, ведущий ве-дет его, рассказывая, как дви-гаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».
Затем дети меняются ролями.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Игра-упражнение
Цель.
- Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход игры
Каждое упражнение выполняется 2-З ми-нуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель.
- Закройте глаза, протяните навстречу друг
другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
- Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась боль-ше, какие чувства возникали в ходе упражнения.
«Помоги се6е сам»
Игра-упражнение
Цель.
- Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры
Воспитатель предлагает:
- медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть;
- «занять делом» ступни ног: подбрасы-вать мяч или потанцевать;
- «занять делом» все тело: побегать, по-прыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие боль-ших затрат энергии);
- «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.
«Нарисуй узор»
Цель.
- Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал. Бумажный шаблон варежки -- на каждого ребенка. Набор карандашей -на каждую пару.
Ход игры
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаб-лоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных ва-режек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель.
- Развивать навыки сотрудничества.
Ход игры
Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до
Трех, четырех, пяти человек.
«Цветик-семицветик»
Цель.
- Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
- Поощрять желание заботиться о других.
Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
«Приятные воспоминания»
Цель.
- Формировать умение внимательно выслу-шивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6и-вая друг друга.
После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.
светлана светушкова
Дидактические игры по ОБЖ для детей старшего возраста
1. Дидактическая игра
«Слушай внимательно»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, развивать диалогическую и монологическую речь, умение составлять рассказ по плану.
Ход игры:
Воспитатель задает вопросы, а дети хором отвечают :
«Это я, это я, это все мои друзья»
Затем воспитатель раздает карточки с рисунками опасных предметов, и каждый ребенок составляет маленький рассказ по плану :
1. Что это?
2. Можно ли его трогать?
3. Почему нельзя?
2. Дидактическая игра
«Вызови пожарных»
Программное содержание :
Закрепить умения детей набирать номер пожарной охраны 01, четко произносить адрес, свою фамилию, указать, что горит.
Ход игры:
Для игры понадобится 2 телефона. Один телефон-диспетчер, второй – у потерпевшего.
Ребенок набирает номер «01» и четко вызывает пожарных. При вызове надо уметь четко :
а) назвать свою фамилию, имя
б) указать, что именно горит
в) сообщить адрес горящего объекта.
3. Дидактическая игра
«Не всякому грибу место в лукошке»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах, воспитывать умения правильно собирать грибы, не разрушая грибницы.
Ход игры:
Выставляются карточки с грибами. В корзину собираем только съедобные грибы, а карточки с ядовитыми грибами оставляем на доске.
4. Дидактическая игра
«В лес по ягоды пойдем»
Программное содержание :
Закрепить понятия «съедобные и ядовитые ягоды» , их названия, внешний вид.
Ход игры:
На полу разложены карточки с изображениями ягод (земляника, малина, черника, брусника, ежевика, с изображением ядовитых ягод (волчье лыко, волчьи ягоды, вороний глаз, ягоды ландыша) . Собрать нужно съедобные ягоды, а ядовитые не трогать.
Запомнить правила :
1. Не трогай незнакомые цветы и кустарники .
2. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям.
3. Нельзя покусывать и жевать травинку, особенно незнакомую,
5. Дидактическая игра
«Какой знак здесь должен быть»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о дорожных знаках , уметь подобрать знак в связи с созданной обстановкой, развитие речи.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с нарисованным сюжетом, и глядя на них, нужно сказать и нарисовать соответствующий знак.
6. Дидактическая игра
«Раскрась дорожные знаки»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о видах дорожных знаков – закрепляющие, указательные, предписывающие.
Ход игры:
Раздаются листы бумаги с нарисованными знаками – контурами. Дети должны набрать цвет знака и рассказать, почему они так сделали.
7. Дидактическая игра
«Нарисуй в фигурах знаки дорожного движения»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о знаках дорожного движения и нарисовать их в геометрических фигурах, воспитывать умения аккуратно закрашивать.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) и дается конкретное задание. Например, нарисуй знак – движение запрещено, подземный переход, осторожно дети.
8. Дидактическая игра
«Я – регулировщик»
Программное содержание :
Закрепить умения детей понимать знаки регулировщика.
Ход игры:
Вывешивается плакат с сюжетными картинками – регулировщик на дороге.
1. Регулировщик стоит прямо, жезл внизу – это красный свет, то есть переходить нельзя.
2. Если жезл поднят прямо вверх – это желтый свет – то есть, приготовиться к переходу.
3. Жезл прижат к груди, и регулировщик стоит боком – это зеленый свет, переходить дорогу за спиной регулировщика.
4. Жезл параллельно вытянутым рукам – со стороны левого и правого бока – движение разрешено.
9. Дидактическая игра
«Соедини разрезанные половинки знаков»
Программное содержание :
Собрать целое из частей, закрепить знания о дорожных знаках.
Ход игры:
Детям раздаются разрезанные пополам дорожные знаки, нужно собрать целые знаки и объяснить, что они обозначают.
10. Дидактическая игра
«Кто, по какой дороге должен двигаться»
Программное содержание :
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов, автомобилистов, велосипедистов.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с нарисованными дорожными знаками. Внизу карточки изображены - пешеход, автомобиль, велосипедист. У каждого из них свой цвет стрелки при помощи, которой ребенок должен указать путь каждого из них.