Настольные игры на тему детский сад. Настольно-печатные игры для ДОУ

Татьяна Макрушина
Настольно печатные игры часть 1

Настольно- печатные игры

1) Чьи детки 2) Овощи 3) Что нужно кукле 4) Кто что ест 5) Где это можно купить 6) Разные по цвету и по названию 7) Сложи кубики 8) Фрукты и овощи 9) Садовник 10)Что за форма 11) Найди предмет по описанию 12) Найди предмет такой же формы 13) Угадай, что в руке? 14) Кому что нравится? 15) Что чем делается? 16) Поможем кукле 17) Кто это? 18) Когда? 19) Когда это бывает? 20) Ищи и найдёшь. 21) Кому что нужно для работы? 22) Лото 23) Парные картинки 24) Что растёт в лесу? 25) перемешанные картинки 26) Что сажают в огороде? 27) Домино 28) Что где растёт? 29) Посадим цветочек 30) Где это можно купить 31) Разные по цвету и по названию 32) Что за форма? 33) Когда это бывает? 34) Лото 35) Парные картинки 36)Фрукты и овощи

Чьи детки

Цель : Закрепить знания о домашних животных, их детенышей; кто как кричит. Упражнять в правильном звукопроизношении : вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Ход игры : Воспитатель берет набор картинок с изображением животных и их детенышей : корова и теленок, лошадь и жеребёнок, курица и цыплёнок. До начало игры воспитатель с детьми рассматривает картинки и уточняет знания детьми названия животных и их детенышей. Дети упражняются в звукопроизношении.

Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котёнок? А теперь давайте поиграем - найдем детенышей наших животных. Картинку будете ставить, только после того, как его позовет мама к себе. Воспитатель обращает внимание на правильное произношение конца слов : щенком, поросенком, котенком.

Цель : Закрепить знания о различных овощах.

Ход игры : дети складывают картинки из частей и говорят как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

Что нужно кукле

Цель : Упражнять культурно – гигиеническим навыкам.

Ход игры : Воспитатель знакомит детей с картинками и спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям : - наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем? Дети приносят картинку, на которой нарисованные предметы для умывания кукле.

Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности : Например говорит –«Наша кукла умылась, а теперь хочет расчесаться,Но чем?

Кто что ест

Цель : Уточнить представления детей о пище; активизировать в их речи употребление глаголов лакать, есть, грызть.

Материал : персонажи из сказки «Репка» .

Ход игры : Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Репка» . Спрашивает : «Что дед и баба сделали с репкой? (Вымыли, очистили и стали есть её) Бабка, дед, внучка они едят сладкую, сладкую репку. Какую репку едят дед с бабкой (сладкую) .Жучка, кошка, мышка на людей глядят, а репу не едят. Сейчас внучка им другую еду принесет. Кошке молочко и кусочек колбаски.: -Лакай кошка молочко. ; Жучке даст косточку, а мышке корочку хлеба или сыр.: Грызи мышка корочку. -Что делает кошка? (лакает, кушает)

Что делает мышка и жучка? (грызут) . В конце игры все вместе вспоминают кто что ест в этой сказке.

Где это можно купить?

Цель : Закрепить знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах : продуктовых, промтоварных, книжных; учить различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

Ход игры : Воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, какие они знают магазины около их дома, помогают ли они своим родителям при покупке. После беседы воспитатель показывает большие картины, на которых нарисованы разные магазины. –А сейчас дети я раздам маленькие карточки и вы должны рассказать, где в каком магазине это можно купить, принесите карточки и положите на большую картинку в тот магазин, где это можно купить?

Разные по цвету и по названию

Цель : Сформировать у ребенка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и по цвету; учить называть отображенные предметы и их цвет.

Ход игры : Воспитатель садиться перед детьми раздает им карточки с изображением различных предметов разного цвета. Затем показывает детям картинку и предлагает назвать предмет, изображенный на ней. Ребята выполняют задания и спрашивают и спрашивают свои карточки с картинкой показанной воспитателем. Тому кто нашел на своей карточке такое же, воспитатель отдает свою картинку. Прежде чем закрыть свою картинку той, что получена от воспитателя, ребенок должен назвать цвет предмета. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки у детей не будут закрыты.

Сложи кубики

Цель : Упражнять детей в составление целого предмета из кубиков, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Ход игры : На коробке нарисованы целые картинки с изображением разных предметов. В другой коробке лежат кубики. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Затем показывает кубик с фрагментом этой картинки.

Как вы думаете от какой картинки этот кусочек? (от яблока) . Правильно, а теперь давайте найдем остальные части яблока . Дети вместе с воспитателем ищут кубики с изображением частей яблока . Когда все кубики найдены, воспитатель дает картинки каждому ребенку. Он просит детей собрать из кубиков изображения на картинке. Кубиков должно быть немного, чтобы детям легче было собрать картинку. Воспитатель исправляет ошибку. Потом меняет картинку и дети собирают из кубиков новую картинку.

Фрукты и овощи

Цель : Закрепить представления о фруктах и овощах.

Ход игры : 1)Воспитатель раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы : фрукты и овощи.

2)Карточки кладутся картинкой вниз. Один ребенок выбирает и рассказывает что на ней нарисовано. Остальные угадывают по описанию, что на ней нарисовано.

3)Сравнить изображение на карточке с настоящими фруктами и овощами .

4)Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети должны его найти и указать к какой группе относиться.

5)Воспитатель раздает детям карточки и говорит : «Все дети, у которых на карточках изображены фрукты (овощи) поднимают картинку.

Садовник

Цель : Определить характерные признаки фруктов, овощей, цветов.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник, с лейкой обходит детей и говорит : «У меня большой сад, иди ко мне, Саша, что-нибудь сорвёшь. Ребенок, которого вызывают подходит к столу, выбирает себе картинку, смотрит и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший ребенок картинку становится садовником.

Что за форма

Цель формы : шарик, кубик, кирпичик, призму- учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно, тот, который просит воспитатель.

Ход игры : Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращаю внимание детей на размеры «строительных материалов» . Затем воспитатель просит каждого ребенка взять по одной геометрической форме и назвать её. В заключении дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки.

Найди предмет по описанию

Цель : Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; учить описывать предмет не называя его.

Ход игры : Воспитатель вместе с Буратино рассматривает предметы которые они подобрали для игры : мяч, грузовик, собачку, ведерко, куклу и т. д. При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывают все предметы по разным местам и говорит : «Разбежались все наши игрушки, сейчас будете вы их искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой. Послушайте! Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает и катиться по полу. Вы с ним любите играть. (это мяч, мяч.) правильно, ребята. Вова найди мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.

Найди предмет такой же формы

Цель : Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы : шарик, кирпичик, призму, кубик. Учить находить среди нескольких предметов именно, тот который просит воспитатель.

Ход игры : Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем поочередно называть геометрическую фигуру. Объясняет, чем отличается шарик от кубика. Предлагаю построить домик из кубика и призмы, положить к нему дорожку из кирпичиков. Обращаю внимание детей на размеры «строительных материалов» . Затем воспитатель просит каждого ребенка взять по одной геометрической формы и называть её.

Угадай, что в руке

Цель : Познакомить детей с разными формами.

Ход игры : На столе лежат куб, шар, круг. Воспитатель называет форму предметов лежащих на столе, потом закрыть глаза и в это время прячет один из предметов за спину. Разрешает открыть глаза и спрашивает : «Какой предмет у меня в руке? Если ребенок отгадает, он кладет этот предмет в ящик, если не угадает, то воспитатель сам называет предмет и кладет его на стол. Игра заканчивается тогда, когда дети правильно угадают все три формы.

Кому что нравится?

Цель : Уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные.

Ход игры : Воспитатель сажает небольшую группу детей вокруг стола. Прежде всего она знакомит их с картинками изображающих животных, затем раздает меньше картинки. После этого она показывает им например : корову и предлагает найти на маленькой картинке корм для неё и после этого ребенок у которого картинка с изображением травы кладет её возле себя.

Что чем делается?

Цель : Познакомить детей с некоторыми рабочими инструментами.

Ход игры : Воспитатель показывает одну за другой, несколько картинок. Дети должны назвать предмет, нарисованный на картинке, сказать, что им делают и кто его использует при работе.

Поможем кукле

Цель : Закрепить знания о предметах и их использовании.

Ход игры : Воспитатель раздаёт детям картинки и говорит : «Кукла села за стол, чтобы позавтракать, но стол не накрыт. Кто поможет кукле и даст ей, что ей нужно.» Дети, у которых на картинках изображена чайная посуда, дают эти картинки. «Кукла хотела бы поиграть, но у неё нет игрушек. Кукла вышла на улицу, на прогулку,но у неё нет одежды; «Кукла вышла на улицу и увидела …. и т. д.» дети каждый раз дают ей то, что нужно кукле.

Цель : Узнавать животных по описанию.

Ход игры : Воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные не увидели. Он подражает крику животных и их движениями, а остальные должны угадать какое это животное.

Цель : Упражнять в употреблении понятий «УТРО» , «ПОЛДЕНЬ «, ВЕЧЕР» .

Ход игры : Воспитатель при помощи куклы – марионетки производит разные действия, о какой части суток идёт речь . Например : кукла встаёт с постели, одевается и причёсывается (утро, обедает (полдень, раздевается и ложится спать (вечер) ,

Возраст от 2 до 7 лет — отличное время, чтобы играть в игры. Ребёнок самой природой создан так, чтобы обучиться всему необходимому для жизни на нашей планете очень быстро — и сделать это легко, и в буквальном смысле слова играючи. Мелкая моторика и координация, умение договариваться и работать в команде, первые навыки счёта и чтения — всё это ребёнок получает в игре.

В наше время существует множество замечательных настольных игр для детсадовцев. Можно сказать, что цель настольной игры — это обучать, не поучая: в непринужденной форме настолка позволяет родителям и воспитателям, ничего практически не добавляя от себя, интересно и с пользой развлечь ребёнка, познакомить с новыми знаниями, развить существующие умения и навыки.

Младшая группа детского сада или подготовка к школе, решение конкретной проблемы, вроде знания алфавита, или просто желание доставить ребёнку радость — настольные игры наверняка справятся с поставленной задачей, надо только правильно выбрать.

Настольные игры для младшей группы (2-4 года)

Все настольные игры для самых маленьких имеют возрастной рейтинг в каком-то диапазоне — чаще всего, от 2 до 4 лет. Это объясняется тем, что у разных малышей граница психологического возраста разная, так что игры с пометкой 3+ отлично подходят и тем, кому 3 года ещё не исполнилось — а дети 4 лет порой с удовольствием играют в настолки, помеченные 2+. В общем, в случае игр для младшей группы садика мы советуем ориентироваться не столько на фактический возраст ребёнка, сколько на его личные умения и предпочтения.

Лото Родной край

Возраст : от 2 до 6 лет
Число игроков : от 2 до 5
Добрая и красивая настолка на запоминание картинок и логическое мышление (куда положим жетон с птичкой? — в лес!). Подойдёт самым-самым маленьким, от полутора лет. Дети от 3 лет уже сыграют в обычное лото с животными, а с 4 начнётся командная игра.

Грузовички

Возраст : от 3 лет
Число игроков : от 1 до 2
Головоломка на пространственное мышление и мелкую моторику для более старших детей, а для младших — просто красивые машинки, чтобы их катать.

Застенчивый кролик

Возраст : от 3 до 5 лет
Число игроков : 1
Очаровательная деревянная головоломка про кролика-стесняшу, который всё норовит укрыться за предметами разной формы. 4 предмета, 60 заданий, мелкая моторика и пространственное мышление, а также очень много радости.

Насекомцы

Возраст : от 3 лет
Число игроков : от 3 до 7
Весёлая детская игра на реакцию и внимание. Паучок ловит насекомцев (накрывает чашкой с изображением паука), а они стараются от него убежать (дергают за веревочки, чтобы улететь цветка). Тот игрок, чьего насекомца поймали, становится паучком.

Космический песок

Возраст : от 2 лет
Число игроков : от 1
Песочница у вас дома: неизменный хит среди малышей любого возраста. Возня с удивительным песком (его ещё зовут пластичным или кинетическим) развивает мелкую моторику, тренирует воображение и укрепляет мышцы рук, а также учит детей усидчивости.

Настольные игры для средней группы (4-5 лет)

Матрешкино

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 6
Игра состоит из раундов. В каждом раунде детям нужно быстро найти матрёшку нужных цветов и повторить жест, который она показывает. Кто первый показал жест, тот и победил в раунде. В конце игры подсчитывается, кто сколько раундов выиграл, и объявляется победитель. Игра отлично развивает зрительное восприятие и пространственное представление.

Головоноги

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 6
Простая и классная игра на развитие памяти и реакции у детей. На карточках изображены странные существа — головоноги. Нужно давать им имена, а потом вспоминать, как их зовут, когда карточка повторится. Кто соберёт больше всех головоногов, тот и победил.

Весёлый осьминог Жоли

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 5
Игра на ловкость и координацию: в процессе надо доставать из-под крутящегося осьминога крабов, чтобы они его не щекотали — но, если самому его задеть, осьминог расхихикается, и игре конец.

Весёлый бобёр

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 1 до 4
Ещё одна отличная игра на ловкость. Бобёр возлежит на вершине плотины, из которой надо вытаскивать по брёвнышку так, чтобы он не свалился. Соль игры — в том, что упавший бобёр очень смешно лопочет-ругается.

Совушки, АУ!

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 4
Детская кооперативная игра, в которой либо все победители, либо все проигравшие. Хорошо тренирует совместную работу в команде. Нужно привести совушек в гнездо до того, как взойдёт солнце. Сначала дети пытаются выбрать «свою» совушку и привести её первой к финишу, но потом понимают, что помогать друг другу важнее.

Белоснежка

Возраст : от 4 до 7 лет
Число игроков : 1
Логическая игра на пространственное мышление и комбинаторику: нужно решать задачки, расставляя по комнатам настоящего игрушечного домика фигурки гномов и Белоснежки.

Большая стирка

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 6
Игра на память типа Мемори . Must-have для уголка игр в детском саду. Как и в Мемори нужно запомнить расположение пар картинок, а потом найти пару на поле. Тот кто первый собрал своему персонажу 4 пары носков, то и победил. Для детей более старшего возраста можно усложнить правила, чтобы было интересней играть.

Настольные игры для старшей группы (5-6 лет)

Мягкий знак

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 1 до 6
На карточках написаны свойства предметов, и требуется перечислить штуки с этими свойствами. Игра простая и очень круто развивает фантазию ребёнка, помогает находить общие признаки у различных вещей. А это один из навыков системного мышления!

Хамелеон

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 7
Игра на карточках, тренирующая внимательность и скорость реакции. Залог победы — сцапать нужную карточку быстро, как хамелеон цапает мух языком.

Не раскачивай лодку!

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 4
Игра для компании детей, тренирующая ловкость и знакомящая их с понятием равновесия. Команда пингвинов берёт штурмом корабль, но одно неловкое движение — и все пингвины попадают обратно в море!

День вождей

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 6
Весёлая и шумная игра для детской компании, тренирующая всё на свете, от фантазии до навыков устного счёта. Тащи карточку, выполняй задание (их множество, и все отличные), смейся вместе с друзьями!

Цветовой код

Возраст : от 5 лет
Число игроков : 1
Неожиданно стильная для своей возрастной категории игра на воображение и абстрактное мышление, а также чувство цвета. Необходимо собирать разноцветные геометрические фигуры, наслаивая друг на друга прозрачные пластины с цветными элементами.

Монополия Маша и Медведь

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 4
Самая милая экономическая игра, тренирующая у детей логику, а также первые навыки тактики и стратегии. Вместо банков — банка с вареньем: оно получится, если собрать все ягодки, которые тут заменяют деньги.

Настольные игры для подготовительной группы (6-7 лет)

Подготовительная группа — это последний год пребывания в детском саду. Дети активно готовятся к первому классу: занимаются чтением, математикой, литературой, английским языком, рисованием и т.д. Ниже игры, которые помогут в подготовке к школе.

Банда Умников — это банда... то есть, команда профессионалов, которые специализируются на играх для дошкольников старшего возраста или младших школьников. Их настолки регулярно можно увидеть в детском саду или начальной школе. В категории Банда Умников собраны все обучающие игры, вот самые популярные из них.

Зверобуквы Банда Умников

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 5
Игра, тренирующая беглое чтение, внимательность и скорость реакции. Есть несколько уровней сложности и возможность просто искать картинки для тех, кто ещё не умеет читать (с этой игрой — глядишь, и научится). Также есть версия для обучения чтению на английском .

Турбосчёт Банда Умников

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 6
Ежей больше, чем лягушек, птичек меньше пяти, но больше трёх — милая игра в непринужденной форме знакомит детей с азами сравнения чисел, учит считать в уме и вслух, а также быть внимательными.

Котосовы Банда Умников

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 5
На ярких и красивых карточках — смешные совы и коты: чтобы победить, нужно быстро считать, сколько кого есть на карточке. Помимо счёта в уме, игра тренирует внимательность и скорость реакции.


Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 1
Лучший подарок первокласснику или его родителям, в который можно играть ещё до школы. 55 игровых карт — с одной стороны знания, с другой — вопросы, — позволят ребёнку с удовольствием и без мучений запомнить множество полезной информации.

Азбука

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 1
На этих карточках — не только буквы алфавита, но ещё и слоги, и трудные сочетания букв, вроде удвоенных согласных. Игра приятно и полезно готовит ребёнка к урокам русского языка, тренирует его память и внимательность. Кстати есть такая же английская версия .

Мир математики

Возраст : от 7 лет
Число игроков : от 1
55 карточки с интересными заданиями по математике, алгебре, геометрии, стереометрии. Игра готовит ребёнка к урокам математике в школе. А ещё развивает память и внимание.


В подборке так много хорошего, что хочется взять всё и сразу? Не торопитесь! Позвоните нам, и наши консультанты подскажут, что вам точно стоит купить, в зависимости от ваших пожеланий и условий.

Салыбаева Анжела Рамазановна,

воспитатель,

МБДОУ ЦРР д/с "Танюша"

Сургутского района п. Федоровский

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками ).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

Используемый материал:

Игры с предметами
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Что сначала - что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные
«Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
«Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

«Отгадай, кто это?»
Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Подвижные игры
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Вершки – корешки
Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры:вариант1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Природа и человек.
Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Выбери нужное.
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры: вариант 1 . Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять. Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
Прилетели птицы.
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают – .Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы: Голуби синицы,
Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Когда это бывает?
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето. И светла, и широка
Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Зима. Под голубыми небесами
Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Что из чего сделано?
Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Угадай - ка.
Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Расположи планеты правильно.
Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечным луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А это планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.
А это планета гордится собой
Поскольку считается самой большой.
-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен. Но только на Земле мир жизнью заселен.
Полезные – неполезные.
Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Используемая литература:

А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002253, штрих код (№ квитанции) 62502669050070 Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени. А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры. Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры - важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе - начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

Наглядный материал

Визуализация - это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов - цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой - тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группа Особенности развития Игры Примеры Время Примечания
2–2,5 (первая младшая) Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минут Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая) Интерес к играм в парах
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минут Работа направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя) Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая) Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минут Совмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная) Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью - дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минут Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

«Кто спрятался в кубиках?»

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;
    развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

«Что нужно врачу?»

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение - 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра - 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов - 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Автор Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа 3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма» <…Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; развивать умение находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит воспитатель.
Ход игры:
  1. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинки и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика.
  2. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
  3. Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
  4. Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото» <…Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания об овощах, фруктах и цветах.
Ход игры:
  1. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад и цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки.
  2. Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
  3. Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
  4. «Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду - в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
  5. Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Поделитесь с друзьями!