Проект влияние подвижных игр на здоровье детей. Влияние спортивных игр на здоровье

Спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. И речь идет не только о физической культуре, но и о спортивных играх. Все они служат для человека развлечением и по-своему заботятся о нашем здоровье. У каждой игры есть задача, которая следит за деятельностью организма. Мы рассмотрели наиболее распространённые виды спорта и узнали, как они влияют на наше самочувствие. Ведь так здорово играть и в то же время укреплять свой организм!

Футбол - и ваш организм в тонусе

Эта игра способна собрать всех ребятишек во дворе. Увлекаются футболом и многие молодые люди. А вот мужчин в зрелом возрасте этот вид спорта собирает только перед телевизором. А жаль, ведь игра способствуют активным сердечнососудистым, метаболическим и мышечно-скелетным адаптациям. К такому выводу пришли ученые при проведении крупного исследовательского проекта по футболу. За счет укрепления сердечной мышцы уменьшается риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается циркуляция крови и все важные органы снабжаются кислородом. Движение ногами, бег, повороты, спринт – все это помогает держать организм в тонусе.

Волейбол учит падать

Мяч, небольшая компания и подходящая площадка. Эта игра не требует многого. Но зато как много дает! Во-первых, волейбол учит падать. При приеме мяча игрок всегда должен контролировать падение, не подставляя под удар суставы и голову. Во-вторых, во время игры тренируются все группы мышц, а также развивается гибкость позвоночника. Волейбол может избавить от начальных проявлений остеохондроза. Также игра помогает от хрустов суставов. Прыжки дают хорошую нагрузку на суставы и связки, что увеличивает приток крови и питательных веществ. Любителям волейбола гарантирована хорошая дыхательная система.

Теннис против депрессии

Осень самое время поиграть в теннис. Если вы напряжены, знайте, что этот вид спорта может помочь вашей нервной системе. Маленький желтый мяч вдребезги разобьет стресс и депрессию. Плюс, игра благоприятно повлияет на работу дыхательной и сердечнососудистой системы. Ну и конечно, не стоит забывать, что этот вид спорта развивает внимание и повышает скорость реакции.

Ну а для того, чтобы улучшить зрение поиграйте в настольный теннис.

Баскетбол стимулятор роста?

Какие же высокие эти баскетболисты! Возможно, стимулятором роста являются прыжки. А в этой игре их достаточно много. Любители покидать мяч в кольцо отлично улучшают свою координацию, а каждый бросок развивает кисти рук, мышцы ног и спины, что может быть хорошей профилактикой болезни суставов. Все движения заставляют организм, во время игры работать слаженно, поэтому благоприятному влиянию поддаются органы внутренней секреции и пищеварительная система. Также баскетбол улучшает периферическое зрение.


Хоккей избавит от плоскостопия

Один из самых мужественных видов спорта. Эта игра требует огромной скорости, быстрого мышления и хорошей реакции. Чем же полезен хоккей для любителей поиграть? Знаете ли вы, что сухой лед лечит носоглотку и отлично помогает при аллергически-астматических заболеваниях? Ну а сами коньки способны избавить хоккеистов от плоскостопия или сколиоза.

Каждая из этих игр не оставят без внимания и вашу фигуру. Регулярные тренировки помогут решить проблему лишнего веса. Вы будете здоровы внутри и красивы снаружи. Но… и не стоит перегружать себя тренировками. Соблюдайте меры безопасности, чтобы избежать серьезных травматических повреждений.

Воспитатель: Герасимова С.В.

(Перефразированн ое изречение, высеченное на скале в древней Элладе 2,5 тыс.лет назад).

Паспорт проекта.

Пояснительная записка.

В настоящее время забота о здоровье детей здоровья детей здоровью здоровья дошкольников. здоровья

оздоровления.

здоровья, подвижные игры оздоровлению,

малоподвижный образ жизни .

подвижных игр

Задачи проекта:

Участники проекта:

    Дети средней группы

    Воспитатель

    Родители группы

Тип проекта : обучающий, игровой

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Физическое развитие

    Художественно-эс тетическое развитие

Этапы проекта:

    Подготовительный

    Подготовка инвентаря

    Практический

    Составление плана проекта

    Организация подвижных игр

    Консультирование родителей

    Заключительный

Презентация деятельности.

    Спортивный зал

Ожидаемый результат:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра-Путь к здоровью.»

(долгосрочный проект)

средняя группа № 1

Вос-ль: Герасимова С.В.

ГБОУ ШКОЛА 1375 зд. №3 г. МОСКВА

Проект: «Игра-путь к здоровью»

«Влияние подвижных игр на здоровье детей»

Воспитатель: Герасимова С.В.

«Хочешь быть сильным – играй,

Хочешь быть красивым – играй,

Хочешь быть здоровым – играй.»

(Перефразированное изречение, высеченное на скале в древней Элладе 2,5 тыс.лет назад).

Паспорт проекта.

Пояснительная записка.

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности, формирование потребности в здоровом образе жизни, выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников. Поиск эффективных путей укрепления здоровья детей – увеличения двигательной активности, активному образу жизни. Физиологическое определение здоровья ребенка, это воспитание интереса к двигательной активности, т.к. движение – основа жизни.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры , особенно игры на воздухе несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Бурное развитие технике в мире компьютеров, телевидения, киберигрушек вынуждает современного ребенка вести малоподвижный образ жизни .

Поэтому актуальности проблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой необходимостью.

Все сказанное помогло определить тему проекта «Влияние подвижных игр на здоровье детей».

Цель проекта: использование подвижных игр в жизни современных детей и для их здоровья

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу о подвижных играх.
  2. Рассмотреть особенности проведения подвижных игр.
  3. Выявить эффективность влияния подвижных игр на укрепление здоровья дошкольников.

Участники проекта:

  1. Дети средней группы
  2. Воспитатель
  3. Родители группы

Тип проекта : обучающий, игровой

Интеграция образовательных областей:

  1. Речевое развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Физическое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  1. Изготовление картотеки подвижных игр средней группы
  2. Изучение необходимой литературы, беседы, занятия
  3. Подготовка инвентаря
  1. Практический
  1. Составление плана проекта
  2. Организация подвижных игр
  3. Консультирование родителей
  4. Реализация системы взаимодействия ДОУ с семьей по пропаганде здорового образа жизни
  1. Заключительный

Презентация деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Физкультурный уголок в группе
  2. Спортивный зал
  3. Спортивный участок на территории ДОУ
  4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь

Ожидаемый результат:

  1. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
  2. Получение детьми знаний о ЗОЖ.
  3. Улучшение соматических показателей здоровья.
  4. Удовлетворение потребности детей в двигательной активности, развитие быстроты бега, ловкости, внимательности в подвижных играх.
  5. Значение подвижных игр, и влияние их на здоровый образ жизни.

При организации и проведении подвижных игр следует придерживаться такой методики: назвать игру; объяснить основное содержание игры; подать основные правила игры; объяснить основное содержание игры; подавать основные правила игры; в соответствии с возрастом детей; распределить роли; раздать игрушки и атрибуты; выбрать ведущих; в процессе игры руководствоваться ее действиями, направлять игроков на творческую инициативу; следить за эмоциональностью, языком, мимикой, жестами, правилами, добиваться от игроков сознательной дисциплины; регулировать психическое и физическая нагрузка в течение игры; следить за пульсом игроков; организовано закончить игру; проанализировать игру в соответствии с возрастной группы; объявить выводы и предложения; раскрыть конкретные требования к каждому компоненту (проектировочный компонент, конструктивный, коммуникативный, гностический).

Каждое движение вызывает затрату мускульной энергии. Исследования показывают, что под влиянием физических упражнений и подвижных игр дети быстрее и краше растут. Это объясняется тем, что физическая активность способствует усилению обмена веществ, кровообращения и дыхания. Благодаря этому в клетки, в том числе костей и мышц, доставляется больше «строительного материала», и кости больше увеличиваются как в длину, так и в ширину, более интенсивно нарастают связки и мышцы. В результате занятий играми и физическими упражнениями увеличиваются и развиваются также все внутренние органы. Именно в этом яркие примеры проявления таких закономерностей развития детей (см. раздел 1) как системогенеза и «энергетическое правило мышц».

Увеличивается в 8-10 раз, и для стимуляции этого процесса очень полезны умеренные физические нагрузки, иначе поверхность сердца может обрасти жиром, а (мышцы сердца) становится дряблым, крихтким, не способным к сильным сокращениям. Это, в свою очередь, ухудшает снабжение тканей, особенно периферийных органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют не только , а и сердечную мышцу. Сердечная мышца натренированной человека с каждым сокращением посылает в кровеносные сосуды (артерии) значительно больше крови, чем у лиц, физически мало тренированные. В промежутке между сильными сокращениями натренированное сердце дольше отдыхает и благодаря этому уменьшается частота сердечных сокращений. Т.е. сердце начинает работать более экономно, меньше устает, становится выносливым. Натренированное сердце хорошо справляется с долговременной тяжким трудом, и, наоборот, сердце человека, который мало тренированный и ведет малоподвижный образ жизни, хуже справляется со своей насосной функцией и, как результат, недостаточно обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Человек, который с детских лет вела малоподвижный образ жизни, имеет всегда ослабленную сердечно-сосудистую систему и поэтому тяжело переносит физические нагрузки.

Влияние подвижных игр на функцию дыхания также весьма благотворительный, особенно если занятия физической культурой проводятся на свежем воздухе. Организм при физических нагрузках требует повышенного количества кислорода, ребенок начинает дышать чаще и более глубоко, что способствует увеличению клетки и легких, а также повышает силу дыхательных мышц (межреберных, диафрагмы). При этом следует придерживаться правильного (наиболее эффективного) стереотипа дыхания, который заключается в том, что продолжительность вдоха должна быть меньше длительности выдоха. Дети, да и взрослые люди, ведущие малоподвижный образ жизни, почти никогда не дышат полной грудью, воздух успевает восполнять лишь среднюю часть легких и сразу же выдыхается.Верхушки легких при этом работают недостаточно и могут возникать застойные явления, наихудшими последствиями чего (при определенных условиях) могут стать не только объемно-функциональные недостатки, а и разнообразные легочные заболевания: воспаление легких, хронические бронхиты, плевриты, туберкулез.

Подвижные игры также положительно влияют и на функцию пищеварения и обмена веществ: активизируются процессы всасывания и применением организмом продуктов переваривания белков, жиров и углеводов, уменьшаются запасы жировых отложений, более интенсивно проходит обмен минеральных веществ в костях, межклеточной жидкости.

Подвижные игры хорошо действуют и на . За счет усиленного кровообращения нервные клетки получают больше потребительских веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают. Способность нервной системы точно управлять работой определенных групп мышц, что обусловливает координацией (согласованию) движений, наиболее совершенно развивается именно подвижными играми и физическими упражнениями. Человек, который хорошо владеет координацией движений, быстрее усваивает новые сложные элементы физической работы, выполняет их шустрее, чем физически неподготовленный человек.

Систематические занятия подвижными играми вырабатывают у детей чувство ритма, то есть умение выполнять ряд движений в один промежуток времени, а также развивают выдержку, необходимую в как в спорте так и в любой трудовой деятельности.

Положительное влияние имеет активный подвижный режим на устойчивость умственной работоспособности школьников в течение учебного года. Правильно подобранный объем двигательной активности и отдыха, соответствующие возможностям детского организма, помогают сохранять высокую умственную работоспособность до конца уроков в школе, до конца всего дня, недели, четверти и учебного года. К тому же известно, что рациональное чередование умственного и физического нагрузка для организма наименее утомительна, а лучшим видом отдыха после напряженного умственного труда является физическая активность. Поэтому именно прогулки, подвижные игры (с небольшой нагрузкой на организм) после окончания уроков является лучшим средством восстановления умственной работоспособности.

Верно поставленный физическое воспитание детей должно стать основой дальнейшего здорового образа жизни, успехов в любой области общественной деятельности. Важно стремиться, чтобы занятия физической культурой и спортом, как средства укрепления здоровья, оставались потребностью на всю жизнь, стали своеобразным стереотипом поведения.

игровой спорт волейбол здоровье

Каково же влияние волейбола на организм подростка? Несложная тактика игры и отсутствие непосредственной борьбы за мяч с соперником делают игру общедоступной. Нагрузки же, воздействующие на организм занимающихся, достаточно умеренны. Наиболее сильно физически воздействующее упражнение - бег используется в малых дозах. Интенсивность основных движений в волейболе (удары по мячу, рывки на 2-6 м, прыжки) зависит от темпа игры, который можно варьировать в широких пределах.

Игра в волейбол способствует развитию мышечного аппарата: помогает выработке таких жизненно необходимых физических качеств, как быстрота реакции, ловкость, выносливость; укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы; снимает умственную усталость. Игровые приемы, выполняемые в прыжке (блокирование) являются хорошим координирующим средством. Волейбол оказывает положительное воздействие на организм подростка, не перегружая его основные системы и органы, что важно, ведь именно в подростковом возрасте идет становление многих систем организма. Он приучает к коллективным действиям, умению подчинять свои личные интересы интересам команды, учит быть дисциплинированным, оказывать помощь партнеру. По единодушному мнению медиков и специалистов по физической культуре и спорту лечебно-оздоровительные возможности волейбола огромны.

Игру в волейбол можно рекомендовать в качестве дополнения к медицинским методам лечения даже больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями - атеросклерозом и гипертонической болезнью (в первой стадии развития). Подростки играя в волейбол, получают отличную физическую разрядку, активно и эмоционально отдыхают. Многоликость волейбола и такие его качества, как доступность, несложное материальное обеспечение, относительно небольшая техническая сложность, подчеркивают его место в арсенале средств активного отдыха подростков. Волейбол в последние годы эволюционировал гигантскими шагами. Сложные комбинации с подключением игроков задней линии, силовая подача в прыжке, разнообразие защитных действий - все это значительно изменило волейбол, сделав его необыкновенно зрелищной и захватывающей игрой.

Волейбол, имея много общего с другими спортивными играми, в то же время отличается от них определенными специфическими особенностями.

Характер игровой деятельности волейболиста обусловлен мгновенной сменой ситуации соревновательной борьбы, протекающей непрерывно. Величина нагрузок, состоящих из физических и эмоциональных напряжений, характеризуется чрезвычайной изменчивостью и зависит от многих факторов: личной и командной технико-тактической и физической подготовленности, значимости и масштабности соревнований, реакции зрителей, партнеров по команде и т.д.

Многократное выполнение прыжков при блокировании и нападающих ударов оказывает значительное воздействие на нервно-мышечный аппарат, вызывая чрезвычайно высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем волейболиста.

В связи со спецификой двигательной деятельности, протекающей с переменной интенсивностью в динамическом режиме мышечных сокращений при непрерывном и быстром реагировании на изменяющуюся обстановку, у подростков происходят значительные морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах. В частности, повышаются показатели различных функций зрительного анализатора: улучшается глубинное зрение, способствующее точности пространственной ориентировки, расширяется поле зрения, значительно улучшается координация деятельности наружных мышц глаза (мышечный баланс). Что в сочетании с анатомо-физиологическими особенностями развития подростков 15-16 лет дает замечательные результаты как оздоровительного так и развивающего фактора.

Кроме того, сокращаются интервалы латентного периода простой и сложной зрительно-двигательных реакций: показатели реакций улучшаются с взрослением и квалификацией занимающегося.

В процессе тренировки повышается способность нервно-мышечного аппарата волейболиста к быстрому напряжению и расслаблению мышц.

Большое количество выполняемых прыжков способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей и значительному увеличению динамической силы мышц - сгибателей стопы и разгибателей голени и бедра. В результате этого высота отрыва ОЦТ (общий центр тяжести) волейболистов составляет 70-90см.

Весьма заметного увеличения достигают показатели становой силы волейболиста, развивающейся при баллистических ударных движениях по мячу в без опорной фазе. Укрепляется связочный аппарат кисти и увеличивается ее подвижность. Большой объем тренировочных и соревновательных нагрузок оказывает значительное физиологическое воздействие на функции внутренних органов подростков: обмен веществ, кровообращение, дыхание, выделение и др. Об этом убедительно свидетельствуют данные изменения веса волейболистов в процессе ответственных соревнований. В среднем потеря веса после таких состязаний составляет от 1,5 до 2кг. Большие энергозатраты волейболистов позволяют отнести их к нагрузкам субмаксимальной мощности.

В спортивной деятельности волейболиста в условиях вариативных ситуаций соревновательной обстановки автоматизированные движения проявляются в более сложной форме, чем, например, при выполнении движений циклического характера - ходьбы, бега, плавания и др.

Когда нагрузки повышаются постепенно у занимающихся волейболом уряжается сердечный ритм, снижается артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. Подростки, играя в волейбол, получают отличную физическую разрядку, активно и эмоционально отдыхают.

Волейбол - одно из эффективных средств физического воспитания. Он позволяет укреплять здоровье, закаливать организм занимающихся, содействовать их всестороннему развитию и привитию им жизненно важных двигательных навыков, отличное средство приобщения подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активного отдыха.

Волейбол широко используется и в качестве действенного средства оздоровительного характера в домах отдыха, санаториях и лечебных учреждениях. Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональной деятельности организма. Большинство игровых приемов, так или иначе, связано с максимальным проявлением быстроты, силы, ловкости. Психологическая подготовка волейболистов занимает существенное место в работе тренера.

Волейбол оказывает прямое воспитание подростков в духе коллективизма, дружбы, товарищества и ответственности перед своим коллективом. Систематические занятия волейболом воспитывают у занимающихся трудолюбие и упорство, развивают чувство долга и гордости за свой коллектив. Тренировки, выступления на соревнованиях содействуют выработке таких ценных качеств, как смелость и настойчивость, решительность и самоотверженность, инициативность и дисциплинированность.

Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия подростками спортом в значительной мере способствуют повышению их жизненной активности и трудоспособности.

Заключение по параграфу 3.1

Влияние которое оказывает общедоступная игра в волейбол на организм сложно переоценить. Как и любой другой вид мышечной активности она способствует развитию мышечного аппарата. К специфическим воздействиям можно отнести: увеличивается становая тяга волейболиста которая развивается при баллистических ударах по мячу в фазе полета.

Общим развивающим фактором идущим с баскетболом нога в ногу являются прыжки: они способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей и значительному увеличению динамической силы мышц - сгибателей стопы и разгибателей голени и бедра.

Зональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

младших школьников

«Первые шаги в науку»

Влияние подвижных игр на здоровье младших школьников.

Работу выполнила ученица 1 класса

МБОУ СОШ с.Рысаево

Масалимова Гульнур,

Руководитель проекта:

Сагитова Гульсира Хакимьяновна.

Рысай 2018

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Подвижные игры

    1. История происхождения подвижных игр

      Подвижные игры в современном мире

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния подвижных игр на здоровье младших школьников………………………………………………………

2.1. Организация и проведение подвижных игр………………………...

2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению влияния подвижных игр на здоровье младших школьников……………...

Вывод………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

Введение

Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов, киберигрушек вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний темп и образ жизни всё меньше времени оставляет школьнику для непосредственного общения с друзьями, для прогулок на свежем воздухе.

Гиподинамия, питание фаст-фудом, психологические стрессы, недостаток свободного времени, нечастое общение с друзьями за рамками школы – накладывает негативный отпечаток на здоровье школьника.

Поэтому актуальность проблемы использования подвижных игр в жизни современных детей становится острой и необходимой.

Все сказанное нам помогло определить тему исследования:

«Подвижные игры в жизни моих сверстников»

Проблема исследования: выяснить влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Цель данного исследования: выявить и обосновать условия проведения

Объектом исследования данной работы является здоровье младших школьников.

Предмет исследования - подвижная игра, как средство сбережения здоровья школьников.

Учитывая актуальность данной проблемы, нами была выдвинута гипотеза: если младшие школьники будут играть в подвижные игры , то процесс укрепления здоровья будет протекать более эффективно.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу о подвижных играх.

2. Рассмотреть особенности проведения подвижных игр.

3. Выявить опытно - экспериментальным путем эффективность влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Обоснование выбора литературных источников.

Для решения этой проблемы была изучена литература, в которой представлены материалы о подвижных играх.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что определено влияние подвижных игр на укрепление здоровье младших школьников.

База исследования: 1 класс, МБОУ СОШ с.Рысаево

Этапы:

Глава 1. Подвижные игры.

    1. История происхождения подвижных игр.

Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствуют внимание, память, приучают выполнять правила, укрепляют их организм.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен.

В России игры всегда были популярны, их называли забавами, развлечениями, потехами. Башкирская народная культура издавна богата играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искрометность. Игра - неотъемлемая часть народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с природой (плелись венки и украшались березы, елки), с определенными этапами в жизни человека (день рождения, свадьба и др.)

Для обозначения большой группы игр, цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется термин «подвижные игры».

Подвижные игры требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому они наиболее отвечают идеалам оздоровления.

    1. Значение подвижных игр в жизни детей.

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей, характерной особенностью которого является комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка.

Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало возможностей.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют обмен веществ. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Все игры детей принято делить на две большие группы:

Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,
интеллектуальные);

Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых
действий

К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

Принято делить игры на:

1. Элементарные игры с правилами:

а) сюжетного характера («Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);

б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки, игры-эстафеты);

в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока, колечко).

2. Сложные игры с правилами:

а) спортивные (футбол, пионербол);

б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы).

Вывод:

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях.

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния подвижных игр на здоровье младших школьников.

2.1. Организация и проведение игр.

При организации и выборе игр необходимо учитывать:
1. Возраст играющих. .

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе.

3. Количество участников игры. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
4.
Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п.
Водящий объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его и он видел всех. Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа.
Водящий может быть определен с помощью считалок. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Вот некоторые из считалок (Приложение1)

Примеры подвижных народных игр даны в Приложении 2.

2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по выявлению влияния подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников

Целью экспериментального исследования состоит - экспериментально проверить влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Содержание эксперимента: эксперимент проводился в 1 классе, учитель Сагитова Г.Х.

Наблюдение.

Цель: выявить, в какие игры играют ребята в первом классе.

Проведя наблюдение, выяснили, в какие игры чаще играют ребята, живущие в разных частях деревни. Так, одноклассники, живущие на ул. Центральная, часто играют в «Догонялки», «Прятки», «Краски», «Города», «Чай-чай выручай». Ребята, живущие на ул. Акбулат, играют в «Салки», «Казаки – разбойники», «Прятки», «Выбивала», «Жмурки». Дети, живущие на ул. Шишма в «12 палочек», «Казаки –разбойники», «Колечко», «Догонялки», «Прятки».

Из наблюдений видно, что все ребята любят подвижные игры, где надо быстро бегать, быстро принимать решение. Это - «Догонялки», «Салки», «Прятки». Разное место проживания ребят накладывает отпечаток и на игры, в которые они чаще всего играют. В разных улицах нашей деревни дети любят играть в разные игры.

Опрос.

Цель: выяснить, в какие игры играют ребята в свободное время.

Из опроса одноклассников, выяснили, что чаще всего в свободное время ребята играют в подвижные игры (11 человек);играют в компьютерные игры(2 человека).

Диаграмма « В какие игры играют мои одноклассники»(Приложение 3)

Анкетирование.

В результате анкетирования выяснили значение подвижных игр и отношение ребят к ним.

Результаты анализа анкет представлены в следующей таблице: (Приложение 4)

Анализ анкет показал, что все мои одноклассники играют и любят играть в подвижные игры.7 ребят играют в них каждый день, 9 человек 2- 3 раза в неделю, только 2 человека редко играют в подвижные игры. 11 человек играют в них больше одного часа, 8 – меньше одного часа. С правилами игры знакомят ребят друзья(11 человек), учитель (7 человек) или правила игр ребята узнают на страницах книг или журналов(3человека).Все ребята стараются соблюдать правила во время игры. Подвижная игра учит ловкости, сноровке, силе -11 человек, смекалке – 9 человек, общению с друзьями – 11 человек.

Мои одноклассники играют в разные подвижные игры: «Пятнашки», «Прятки», «Салки», «Города», «Два Мороза», « Казаки-разбойники», «Выбивала», «12 палочек», «Краски», «Колечко», «Утки и охотники» ,и другие.

Самые любимые подвижные игры у ребят: «Прятки», «Пятнашки», «Колечко», «Сова», «Съедобное- несъедобное», «Собачки драчки».

Анализ документации (медицинских справок о болезни учащихся).

Цель: выяснить влияние подвижных игр на укрепление здоровья учащихся

Анализ медицинских справок, полученных у фельдшера, пропусков занятий по болезни учащимися выявил, что реже болеют ребята, которые предпочитают в свободное время играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Диаграмма «Влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников» (Приложение 4)

Вывод:

Основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы по изучению влияния подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников можно утверждать, что использование их , не только обосновано, но и необходимо с целью укрепления здоровья младших школьников.

Заключение.

В ходе исследования мы выяснили влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников.

Были реализованы следующие задачи:
1. Провели анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотрели историю возникновения игр подвижного характера.
3. Проанализировали значение игр подвижного характера в развитии детей.
4. Выяснили влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших

Анализ результатов исследовательской работы показал, что подвижные игры школьников. влияют на укрепление здоровья младших школьников.

Результаты указывают на то, что применение подвижных игр не только обосновано, но и необходимо с целью оздоровления младших школьников.

Сборник подвижных игр будет неплохим подспорьем для начинающих учителей и поможет им разнообразить свои уроки подвижных игр, а ребятам позволит узнать правила новых игр.ребятам нашей школы.

Приложение 2

Подвижные игры, в которые играют мои одноклассники.

Лапта.

Эта русская народная игра формирует жизненно важные двигательные навыки бега и метания, а также развитие скорости реакции, точности движений, быстроты и координации.

Понадобится небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м друг от друга. С одной стороны площадки находится «город», с другой – «кон».

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в «город», а другая команда водит. Команда «города» начинает игру. Метальщик лаптой бьет по мячу, бежит за линию «кона» и снова возвращается в «город». Водящие ловят мяч и стараются мячом осалить бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать ведущего, они переходят в «город». В ином случае игроки поля остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в «город». В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию «кона». Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок. Тогда за линию «кона» бегут двое игроков.

В игре может создаться ситуация, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией «кона», тогда игроку, который еще не бил, разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то игроки «города» уступают свое место водящей команде.

Подавальщики не должны переступать черту «города». Команда «города» переходит в поле и становится водящей, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию «кона».

«Филин и пташки»

Русская народная подвижная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развивает воображение, внимание, наблюдательность, произвольность движений.

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу и движениям которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются, приседают.

На сигнал руководителя «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только правильно названная птица становится филином.

Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении

Приложение 3.

« В какие игры играют мои одноклассники»

Рис.1.

Анкета «Подвижные игры в жизни моих одноклассников»

Редко

2 - 3 раза в неделю

Каждый день

Сколько по времени играете?

Меньше 1 часа

Больше 1 часа

Как много с тобой ребят играет?

Меньше 5 человек

Больше 5 человек

Кто (что) знакомит вас с правилами игры?

Учитель

Друзья

Книги, журналы,

Нравится ли вам играть в подвижные игры?

да

Стараетесь ли вы соблюдать правила игры?

да

Чему учит подвижная игра?

Общаться с друзьями

Смекалке

Ловкости, сноровке, силе

Приложение 4.

Подвижные

«Влияние подвижных игр на укрепление здоровья младших школьников»