Xcom 2 war of the chosen плакаты. Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление

После серии небольших DLC разработчики Firaxis Games выпустили настоящее дополнение - большое, сложное и проработанное до мелочей. И с ним отличная игра XCOM 2 стала поистине великолепной.

Релиз сиквела в 2016 году стал одним из самых главных событий для любителей пошаговой тактики. Игра получила множество наград и по версии многих изданий стала лучшей пошаговой игрой года. И даже не потому что жанр в последние лет пять напоминает что-то вроде заброшенного городка с перекати-полем - XCOM 2 была реально классной.

Фракции Сопротивления

Аддон XCOM 2: War of the Chosen устанавливается поверх оригинала и перерабатывает практически все имеющиеся в нем механики, а также добавляет новые.


Прежде всего это абсолютно новая система фракций. Если раньше бой с инопланетными захватчиками вели исключительно бойцы XCOM, которым изредка помогали разрозненные силы повстанцев, то теперь на многострадальной планетке появились три новые силы - Жнецы, Заступники и Храмовники.

У каждой из этих группировок есть своя четко прописанная история. Например, Жнецы - это наиболее радикальные из повстанцев под началом русского ксенофоба по кличке «Волк». Они полностью отрицают использование инопланетных технологий и воюют по старинке - собираются в партизанские отряды и устраивают диверсии с СВД наперевес.

Еще одна фракция - Заступники - представляет собой «забракованный» отряд «Адвента», который восстал против Старейшин (это самые главные у пришельцев) и решил мстить им за то, что они превратили их из людей в гибридов.

Фракции харизматичные и по-своему уникальные, но вот незадача - все они ненавидят друг друга, а потому использовать возможности всех сразу будет трудно. Да и не особо-то они горят желанием сотрудничать с XCOM, ведь эта организация уже один раз проиграла войну.

Чтобы склонить их к сотрудничеству и возможно даже помирить между собой, придется выполнять новые миссии, оказывать поддержку во время нападений «Адвента» и вообще помогать любыми способами. Наградой за поддержку станут новые бойцы - по одному новому классу на каждую фракцию.

Брошенные города и Странники

С приходом фракционной механики появились и новые задания и даже полностью новый тип карт - брошенные города. Они стали первой целью пришельцев еще в первой части, и за годы биологических атак людей в них уже не осталось, только странные зеленые наросты повсюду и толпы безумных человеческих оболочек.

Последние в игре именуются Странниками, на деле это самые обычные зомби. В отличие от всех остальных врагов в XCOM 2, Странники берут числом, нападая группами по 5-8 особей. Они довольно быстрые, но атакуют только вблизи, поэтому главной задачей при встрече с ними становится правильная логистика. Если персонажа окружат, то он, считай, труп.

Чтобы наиболее правдоподобно отобразить всю «зомбоидную» сущность Странников, девелоперы даже изменили боевую систему. Если член отряда убивает зомби своим основным оружием, то он получает еще одно очко действия.

Его можно потратить на тактическое отступление или сделать еще один выстрел. Таким образом, за один ход персонаж может убить целую кучу врагов, если, конечно, у него достаточно патронов.

Избранные и глобальная карта

В то время как люди перевооружаются и организуются в мощное Сопротивление, инопланетяне тоже постоянно развивают свою военную доктрину. В XCOM 2: War of the Chosen были введены особые противники - Избранные.

Всего их три штуки, и каждый представляет собой очень сильного босса, который всеми силами стремится уничтожить «Мститель» (мобильную базу игрока) и весь его персонал. Старейшины пообещали подарить всю Землю тому, кто сделает это первым, так что это действительно серьезный повод для волнения.

Каждый Избранный контролирует определенный регион на карте. Каждый раз, когда игрок начинает выполнять там задание, есть шанс, что Избранный лично посетит поле боя. Убить его обычным способом нельзя, а он, напротив, запросто может перебить весь отряд.

Более того, по ходу выполнения задания Избранный может похитить наиболее ценного бойца.

Чтобы вернуть его в строй, придется провести спасательную операцию. Именно так разработчики решили заставить игрока развивать разных бойцов, а не только основной состав.

Для победы над Избранными нужно выполнять миссии в их регионах и постепенно собирать разведданные. Тогда можно выявить их слабые стороны и в конечном итоге дать решающий бой!

Новые миссии и противники

Еще на выходе XCOM 2 многие люди ругались на большое количество заданий с ограничением по времени. Их действительно было многовато, но мотивация разработчиков понятна: так они хотели заставить игроков проявлять больше инициативы при выполнении миссий, а не ловить врагов на «овервотче».

Впрочем, критику Firaxis приняли и постарались исправиться. В War of the Chosen появились новые задания, и среди них много таких, которые дают возможность поиграться подольше, без постоянной спешки.

Вместе с этим в ряды «Адвента» влились новые виды противников. Всего их три - призрак, чистильщик и жрец. Первый действует скрытно и создает иллюзии, второй выжигает локации и заодно ребят XCOM напалмом, а третий вовсю использует пси-способности - вгоняет бойцов игрока в стазис, устраивает ментальные атаки и так далее.

Другие изменения

Все описанное выше - это лишь вершина айсберга, самые основные нововведения.

Их очень много, полностью и не перечислишь. Но мы все-таки попробуем:

  • Полный ребаланс всего оружия с учетом нового снаряжения и классов;
  • Система развития социальных связей между бойцами: при удачных совместных вылетах люди формируют боевые связки и эффективнее действуют в паре;
  • Для разнообразия многие миссии получают уникальные модификаторы SITREP , которые могут давать бонусы или усложнять прохождение;
  • Соревновательный режим испытаний сообщества: нужно проходить заранее спроектированные задания и стараться получить наилучший результат;
  • Ручное создание «памятных» плакатов с оперативниками: можно настроить целую кучу опций от поз до гарнитуры шрифта.
  • Практический смысл, правда, отсутствует.
  • Доведенная до ума техническая часть : разработчики уже исправили все проблемы оригинала, так что теперь игра действительно соответствует своим системным требованиям.

Наверняка что-то забыли, но, короче говоря, War of the Chosen - это очень большое дополнение.

Убийца холодных вечеров

War of the Chosen - это отличный повод вернуться на поля сражений XCOM 2 и вновь провести в этой замечательной игре несколько десятков холодных вечеров.

Или не очень холодных, ведь играть в обновленную пошаговую стратегию от Firaxis Games ну очень интересно.

Разработчики действительно «перелопатили» практически все аспекты игры и дополнили их новыми элементами. Благодаря этому повторные прохождения становятся еще более непредсказуемыми и уникальными, а простор для «хардкора» никогда не был таким широким.

XCOM 2: War of the Chosen – больше чем DLC. Дополнение изрядно перелопачивает знакомые игровые механики, добавляет новые условия, миссии, угрозы и в итоге превращает XCOM 2 в совсем иную игру.

XCOM 2: War of the Chosen

Жанр пошаговая тактика
Платформы Windows, OS X, Linux, PlayStation 4, Xbox One
Разработчик Firaxis
Издатель 2K Games
Сайты xcom.com , Steam

Такое впечатление, что Firaxis намеренно делает свои игры несовершенными, чтобы через год после релиза продать доверчивым пользователям DLC, исправляющие все недостатки оригинала и вносящие в него новые игровые механики. Так было с и двумя большими DLC к ней, Gods & Kings и Brave New World. То же самое произошло с и серьезно меняющим основную игру дополнением . Сейчас тоже самое происходит с .

В этот раз решили обойтись без наномашин, генетических модификаций и навороченных экзоскелетов. Вместо этого в XCOM 2: War of the Chosen появляются те самые, вынесенные в заголовок Избранные. Тройка Избранных: Убийца, Охотник и Чародей – это элита из элит, высокоуровневые бойцы Старейшин с уникальными умениями и длиной линейкой здоровья, которые появляются почти в каждой миссии, если она происходит на контролируемой ими территории. Старейшины поставили Избранным задачу вернуть Шефа и теперь они охотятся на отряды XCOM, захватывают бойцов в плен, проводят диверсии и пытаются выяснить положение нашей мобильной базы.







Избранные умеют маскироваться, стрелять через всю карту, призывать новые юниты. А еще эти сволочи норовят появиться в самый разгар боя, когда ваши бойцы уже ввязли в перестрелку, израсходовали почти весь боезапас и получили пару ранений. При этом Избранные почти бессмертные. Вы можете сразить любого из них в бою, но в последний момент противник успеет телепортироваться, чтобы появится в следующей миссии. Мало того, со временем Избранные, как и ваши бойцы, получают новые умения и становятся сильнее. Уничтожить элитных противников можно только выполнив цепочку квестов фракций и взяв штурмом цитадель врага.







Немного о самих Избранных. Убийца умеет становится невидимой и наносит сокрушительные удары своим огромным мечом. Кроме того, она может дезориентировать сразу нескольких бойцов XCOM за один ход. Охотник быстро перемещается с помощью своего крюка-кошки, а также наносит колоссальный урон через весь уровень, с помощью способности Сопровождающий выстрел. Плюс в его арсенале усыпляющие дротики и гранаты. Чародей использует пси-способности, захватывая ваших бойцов под контроль и призывая призрачных зомби, используемых в качестве ходячих бомб.







В дополнение к трем Избранным появились и другие новые противники. Чистильщики вооружены огнеметом и зажигательными гранатами, мало того, при убийстве в ближнем бою они имеют особенность взрываться, так что в рукопашную к ним лучше не лезть. Жрецы используют пси-способности, типа контроля разума или стазиса, а также умеют усиливать соратников. Призрак способен превращаться в облако наномашин и исчезать из поля зрения. Эти опасные твари способны вырубить вашего бойца и создать его теневую копию, обладающую такими же умениями.






Ну и четвертый тип новых противников в War of the Chosen – Странники или, говоря проще, зомби. Странники появляются на некоторых картах в виде огромных толп, которые привлекают взрывы или могут призывать определенные враги, тот же Чародей. Если отстреливать Странников из основного оружия, то убийство не будет завершать ваш ход, что позволяет уничтожать до десятка противников, главное, чтобы хватило патронов. Так что не удивляйтесь цифрам убитых врагов в карточках ваших бойцов. В некоторых миссиях счет может дойти и до сотни.







Сочетание новых и старых противников, Избранных, толп Странников и новых локаций делает бои намного сложнее. Терять бойцов никто не любит, так что готовьтесь многократно переигрывать неприятные моменты, благо загрузка уровней в XCOM 2: War of the Chosen стала практически мгновенной, без всяких танцев с бубном и редактирования ini-файлов. Впрочем, избежать ранений вам все равно не удастся, так что одним из первых улучшений «Мстителя» стоит выбирать госпиталь. Ведь проблема не только в раненных бойцах. Дело в том, что в War of the Chosen у солдат появился новый параметр – усталость, зависящий от того, как часто вы гоняете их на миссии и как много действий и перемещений им приходится совершать во время боя. Уставший солдат будет мазать, очень долго перезаряжать оружие и т.д. Ситуация, когда половина вашей команды в лазарете, вторая смертельно устала и пальцем пошевелить не может, а часть бойцов на спецзаданиях или тренировке в War of the Chosen далеко не редкость. Да, и как вы понимаете, пройти игру только одним отрядом, который быстро прокачивается до максимального уровня, теперь никак не получится. Так что подбирайте бойцов, нанимайте новых, освобождайте плененных.







Изменение рисунка боя влияет и на ваше отношение к миссиям. Теперь убежать после закладки бомбы или во время эвакуации – совсем не трусость, а разумный выбор, позволяющий сберечь бойцов для следующего задания. Зачищать весь уровень в некоторых случаях совсем не стоит.

Без пополнения не остались и ряды XCOM. В игре появились три фракции сопротивления, которые будут поставлять вам уникальных бойцов и позволят получить бонусы с помощью так называемых Приказов сопротивления, число которых зависит от вашего отношения с каждой из группировок. Бойцы фракций используют уникальное оружие и способности, мало того, каждая из групп имеет кровного врага среди Избранных, которому они наносят дополнительный урон. Жнецы отличаются большой мобильностью и умеют стрелять из своих снайперских винтовок не сбрасывая маскировки. Заступники, бывшие солдаты Адвента, хороши как в рукопашном, так и в бою на дистанции. Они могут быстро перемещаться с помощью своего крюка-кошки, стрелять несколько раз за ход, подтягивать противников к себе и т.д. Храмовники предпочитают использовать пси-энергию и энергетический меч, плюс могут усиливать соратников и ослаблять противников с помощью нового ресурса – концентрации, получаемой за убийство врагов.







С появлением новых типов бойцов изменилось и древо умений. Солдаты фракций выбирают способности не из взаимоисключающей пары, а из целого древа, причем их можно прокачивать и в дальнейшем. С постройкой Центра подготовки и остальные бойцы смогут осваивать дополнительные умения.

Еще одна новая игровая механика XCOM 2: War of the Chosen – взаимосвязь солдат. Выполняя задания вместе, ваши агенты становятся боевыми товарищами. Такие пары бойцов могут добавлять друг другу очки действия, повышать точность напарника, снимать с него негативные эффекты просто находясь рядом и т.д. Со временем связь можно усиливать, получая новые бонусы. Естественно, такие пары стоит отправлять на миссии вместе.







Кроме боевых миссий, появились и второстепенные фоновые задания фракций – Спецоперации. Такие задания позволяют разведать местоположение убежища Избранного, получить дополнительные материалы или инженера. А еще они повышают уровень доверия, позволяя использовать больше приказов сопротивления. Плюс на них можно прокачивать параметры бойцов. Но будьте аккуратней, любое такое задание может окончится миссией по эвакуации, ранением, а то и пленением бойца.






Спорное нововведение War of the Chosen – Центр пропаганды, где вы можете создавать агитационные плакаты со своими бойцами после успешного завершения миссий, повышения в звании, появления напарников и т.д. Забавно, но совершенно бесполезно. А вот режим Испытаний – это уже неплохо. Это набор уникальных миссий с нестандартными игровыми условиями, которые можно пройти, заочно соревнуясь с другими игроками в наборе очков. Миссии регулярно обновляются, есть возможность посмотреть повторы других игроков и т.д. В Испытаниях в вашем отряде могут быть не только люди, но и инопланетяне, возможность сохранятся отсутствует, а чем меньше времени вы потратите на бой, тем больше очков заработаете.







XCOM 2: War of the Chosen – это действительно совершенно новая XCOM 2. Играется она по-другому и приносит еще больше удовольствия от победы, чем оригинал. Поверьте, после War of the Chosen вы просто не захотите запускать обычный XCOM 2.

Плюсы: Новые уникальные и регулярные противники; новые игровые механики и локации; быстрая загрузка сохранений; игра стала сложней, глубже и интересней

Минусы: Стоимость DLC

Вывод: XCOM 2: War of the Chosen – лучшее, что случилось с XCOM 2, DLC превращает и без того отличную стратегию в совершенно новую игру

Вы хотели войны? Вы её получите.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Проведя за XCOM 2: War of the Chosen с пяток бессонных ночей, мы раскрыли самый зловещий заговор последних лет. Эта информация может вас шокировать.

В Firaxis работают инопланетяне. Джейк Соломон, главный геймдизайнер современной серии XCOM , и его команда — пришельцы с планеты умопомрачительно мозговитых творцов. У нас нет совершенно никаких доказательств, но так оно и есть. Очевидно, что Соломон и присные обладают поистине нечеловеческим умением делать и без того отличные игры куда лучше. Подозрительно лучше по земным меркам.

Записки партизана

В отличие от трёх предыдущих (крохотных) DLC, одно из которых было исключительно косметическим, War of the Chosen — это масштабный аддон со множеством переработанных и новых фишек. Как и в случае с Enemy Within , DLC к оригинальной XCOM , War of the Chosen ощутимо меняет геймплей во всех возможных смыслах: от стратегической мета-игры до менеджмента базы и юнитов.

При этом новинка не совершает никаких революций и почти дословно цитирует Enemy Within. Разница только в том, что XCOM 2 гораздо интереснее своей предшественницы. Она выжала максимум из партизанской темы: скрытные операции, постоянное действие, гонка со временем и кардинальная смена динамики сил в борьбе с инопланетной угрозой. War of the Chosen делает главную ставку на уникальность ситуаций, в которые члены движения сопротивления попадают в своей неравной схватке с АДВЕНТ, и выдвигает личные истории игроков на первый план. Множество маленьких, но важных деталей настолько органично вписываются в игру, что запускать «ванильную» XCOM 2 теперь совсем не хочется.

План-перехват

Главное новшество — те самые избранные, бессмертные слуги старейшин. Правители новой Земли очень недовольны побегом командира из заточения, и троица избранных — их крайняя мера противодействия наглым партизанам. В награду за «голову» XCOM даётся вся планета, и только один избранный может её получить, так что все трое будут из кожи вон лезть, чтобы найти и захватить лично вас.

И называть их просто «боссами» язык не поворачивается. Каждый избранный — это амбициозный и грозный противник с понятной мотивацией. Разработчики дали безликому АДВЕНТу ярких антагонистов, которые не только не лезут за словом в карман, но и не стесняются переходить от угроз к делу.

Избранные ведут свою деятельность и на стратегическом, и на тактическом слое игры. Инопланетное трио поделило планету на зоны влияния: каждый действует в своих владениях, не вмешиваясь в дела коллег. К непрерывному поиску комплексов «Аватар», событиям и налётам на убежища добавились личные операции избранных. Те будут нарушать поставки финансов, запугивать связных, тормозить проекты и исследования. Каждая операция даёт им все больше сведений об XCOM, а когда информации накопится достаточно, они собьют «Мститель» и попытаются взять командира в плен.

На деле избранные не так уж значимо вредят игроку на стратегическом уровне, но вся прелесть кроется в самом ощущении присутствия. На глобальной карте теперь постоянно что-то происходит. Слуги старейшин регулярно выходят на связь и напоминают о себе: психологически давят, издеваются, иронизируют над положением повстанцев и строят планы на то, что сделают с Землёй, когда получат её в полное распоряжение. Мы воюем не с абстрактными оккупантами, а с ними. Именно они отдают приказы об убийстве невинных, сопровождают конвои и портят людям кровь. Они следят за успехом проекта «Аватар». Теперь противник — не скрытый генератор случайных чисел, а вполне видимые неприятные личности.

Давид и Голиаф

При выполнении любых заданий на тактической карте всегда есть шанс встретиться с одним из них лично. Узнать о приходе избранного заранее никак нельзя, хотя некоторые модификаторы увеличивают или уменьшают вероятность стычки. Подготовиться к крутому повороту событий загодя не получится. Остаётся только, как гласит девиз XCOM, всегда быть начеку.

Сами разработчики, как и многие представители зарубежной прессы, заранее окрестили встречи с избранными «регулярными босс-битвами». Это так, но на деле задумка получилась чуть интереснее. В действительности избранные — это оперативники XCOM в версии АДВЕНТа, юниты со своими способностями, перками и уязвимостями, и они генерируются случайным образом. Они не ломают устоявшиеся правила игры, в отличие от бесконечно раздражающих «правителей» из Alien Overlords DLC . Убийца ведет себя как рейнджер, Охотник — как снайпер, а Чародей — как псионик.

Благодаря этому слуги старейшин ощущаются как равные соперники , с которыми приходится считаться, но не как сверхсложные боссы. Они эмоциональны, они допускают ошибки и развиваются вместе с XCOM, постепенно обучаясь новым трюкам.

Тот факт, что избранный может появиться где угодно и когда угодно, вкупе с тем, что каждый из троицы имеет уникальный набор фишек, очень приятно влияет на сами бои. Факторы и условия наслаиваются друг на друга, раз за разом непредсказуемо меняя картину боя. Перестрелки становятся более вдумчивыми, разнообразными и запоминающимися. Например, у нас один рутинный налёт на конвой АДВЕНТа обернулся настоящей катастрофой благодаря Убийце. Расслабившись и рассредоточив солдат по полю боя, мы дали ей в руки все козыри: каждый ход она стабильно оглушала одного человека, а пехота инопланетян в два счёта окружила и добила раненых.

Дополнение хочет, чтобы игрок мыслил более гибко и адаптивно. Избранные не дают сражениям развиваться по отработанной схеме и жестоко наказывают излишне расслабленных командиров. XCOM 2 и до этого была не самой простой стратегией, а теперь добавила к уравнению боёв ещё одну сложную переменную. И вышло это так здорово, что сражения не стали чрезмерно сложными, но теперь бросают куда более изощрённый вызов игроку.

Мы не будем рассказывать, что конкретно умеет каждый из бичей сопротивления, потому что такие сюрпризы лучше испытать на собственной шкуре. Пожаловаться можно только на то, что ИИ избранных не использует все свои возможности по полной программе. Возможно, это мера баланса. Или, напротив, просчёт в алгоритмах. Однако за всё прохождение Убийца, вооружённая катаной и дробовиком, буквально ни разу не пальнула из огнестрела, хоть у неё и была уйма возможностей. Вдобавок после того, как вы окончательно одолеете всех избранных, игра заметно опустеет. Не будет ни кульминации, ни даже CGI-ролика. Обидно.

Vigilo confido, братья!

Как будто всех этих проблем мало, есть ещё одна: избранных нельзя убить. Победи одного в бою — и он просто испарится, а вскоре вернётся в строй и продолжит строить козни. Оказывается, у каждого из них есть крепость — убежище, в котором они оперативно зализывают раны. Только там можно раз и навсегда покончить с мерзким пришельцем, но местоположение крепости, разумеется, сокрыто от любопытных глаз повстанцев.

Носиться по всему земному шару в попытках найти крысиную нору? На это нет ни времени, ни ресурсов. Но раз в мир пришла новая угроза, у нас появились новые меры противодействия: три дружественные фракции сопротивления, всегда готовые протянуть руку помощи. К делу борьбы за свободную Землю присоединились жнецы, заступники и храмовники, а уж у них хватает причин ненавидеть АДВЕНТ. Каждую из фракций терроризирует один из избранных, поэтому именно братья по оружию занимаются поиском их крепостей. Чтобы помочь и себе, и XCOM.

Фракции отлично отвечают атмосфере и эстетике игры, а благодаря личностям их лидеров, постоянной болтовне по радиоканалам и работе с сюжетом союзники колоссально влияют на геймплей. Взяв несколько готовых наработок из Enemy Within, разработчики ощутимо увеличили возможности игрока на стратегической карте. В начале нового игрового месяца всем фракциям можно отдать определённое число приказов — это даст те или иные пассивные бонусы. Некоторые из них малозаметны, другие вполне можно назвать «имбой»: например, один из приказов заступников на треть (!) усиливает модификации оружия.

Прямиком из Enemy Within же снова пришла система секретных заданий. Только теперь они куда более разносторонние: отправлять своих солдат можно не только на поиски крепости избранного, но и на множество других миссий. Получение ресурсов, апгрейдов, информации о комплексах «Аватар», саботаж «Аватара», дополнительная тренировка — вариантов просто уйма. Одна маленькая (и совсем не новая) фишка приносит столько пользы, что страшно становится. И солдаты получают опыт вприкуску с приятными бонусами, и стратегических опций на порядок больше — больше не придётся полагаться исключительно на слухи сопротивления. Наконец-то появилась некоторая свобода действий.

С новыми товарищами по революции XCOM 2 оживает как никогда прежде: создаётся чувство продолжающейся борьбы, не угасающей ни на секунду. А функционал фракций преображает буквально все аспекты игры, побуждая иначе смотреть на глобальную картину мира. Именно к стратегическому геймплею XCOM 2 было больше всего претензий, и War of the Chosen если не исправляет недочёты оригинала, то уж точно умело их маскирует.

Цельнометаллический взвод

Вслед за сменой военного режима Firaxis основательно перелопатили кастомизацию и прокачку бойцов. Причём таким образом, что остается только спрашивать: «А как мы раньше-то без этого обходились?».

Прежде всего, союзники сопротивления охотно отдают под ваше командование собственных рекрутов, и все они получились бесконечно занятными. Жнецы, любители СВД и противогазов, имеют собственную стелс-механику, носят с собой клейморы (их позже можно взорвать выстрелом), умеют дистанционно подрывать машины и огнеопасные контейнеры и не дают противникам выскользнуть из поля зрения.

Заступники, бывшие солдаты АДВЕНТа, способны подстроиться под любую ситуацию: в их распоряжении и крюки-кошки, и возможность стрелять дважды за ход (по умолчанию), и гарпун а-ля «Скорпион». А храмовники и вовсе нацепили энергетические клинки из Halo и накапливают силу с каждым новым убийством — а потратить её могут, например, на создание собственной копии.

Поначалу они могут показаться чересчур сильными, но это не так: «обычные» оперативники XCOM зачастую куда мощнее. Просто у фракционных рекрутов совсем другие инструменты, среди которых вообще нет бесполезных. К слову, прокачиваются они иначе: у особых солдат нет веток навыков и новые ранги открывают доступ к целому ряду умений. Можно скупить хоть всё, если есть достаточно очков навыка — новой игровой валюты. Эти очки даются с повышением уровня и в качестве награды за тактические действия: убийства из засад, атаки с выгодной позиции, множественные фраги и многое другое. Но опыта всегда хватает впритык — взрастить уберсолдата в сжатые сроки не выйдет.

Вдобавок за эти же самые очки можно докупать умения и для обычных солдат, так что по своей мощи отряд XCOM вплотную приближается к супергеройскому. Если грамотно подобрать способности и быть везунчиком, можно творить совершенно невообразимые вещи. Во время нашего прохождения два основных рейнджера отряда, один из которых был вооружён трофейными пушками Убийцы (а вы думали, никакой награды за уничтожение избранного не будет?), убивали инопланетян чуть ли не взглядом. Это веселит, но есть подозрения, что баланс будет вихлять на разных уровнях сложности. Слишком много возможностей и ещё больше вариантов развития событий. Всё не учесть.

Хорошей заварушки должно быть много

Но и это ещё не всё! War of the Chosen приберегла пачку механик поменьше.

Например, наши бойцы теперь могут дружить. Если некоторые напарники «контачат» хорошо, то растёт уровень их взаимосвязи, а с ним приходят и полезные бонусы. Возможность дать товарищу дополнительное действие, снять с него негативные эффекты, синхронно выстрелить по цели — всё по заветам боевиков. Забавно, правда, что игра сама решает, кто с кем дружит.

Вариаций карт стало куда больше: теперь они не ограничиваются «природой», «захолустьем» и «фантастическим мегаполисом». Типов заданий тоже прибавилось. Например, миссии с участием странников, о которых мы рассказывали в превью , встречаются не слишком часто, но до неузнаваемости меняют динамику боёв. Казалось бы, снова зомби в ААА-проектах, но ругать идею не хочется, потому что она, как ни странно, очень свежо играется в рамках XCOM 2.

Все, кто ненавидит задания на время, могут выдохнуть: их теперь гораздо меньше, а те, что остались, почти не раздражают. Учитывая, что War of the Chosen возвращает в XCOM 2 опции «Второй волны», неприятные моменты можно заметно сгладить. Отведённое время на тех же таймерах легко вдвое удлинить или сократить по желанию. Или, к примеру, отправить себя прямиком на седьмой круг ада, сделав все эффекты событий перманентными.

Если вам по какой-то причине казалось, что у оригинальной XCOM 2 есть проблемы со сложностью, то лучше вам не запускать War of the Chosen. Это дополнение лишний раз напоминает - Земля больше не ваша. Доказывать инопланетянам, что они не правы, конечно же, можно и даже нужно, вот только теперь делать это будет гораздо сложнее. И интереснее!

При создании War of the Chosen разработчики из Firaxis учли все, на что жаловались игроки в :

    Мало событий на глобальной карте? Пожалуйста, теперь много. Враги быстро становятся предсказуемыми? Тогда вот вам вражеские суперсолдаты, готовые в момент стереть XCOM в порошок. Маловато типов заданий? Сделали больше! Бесит таймер? Не вопрос - на него теперь можно воздействовать, так что он перестанет мешаться.

Одним словом, поправили все ключевые косяки оригинала.


Но одна из самых важных вещей дополнения - те самые Избранные. Это три чрезвычайно мощных противника, которым за поимку командира XCOM положена награда - власть над Землей. Разумеется, делиться никто не хочет, и поэтому каждый из них обособленно включается в гонку за обладание целой планетой.

Для XCOM же эта гонка оборачивается чудовищной головной болью - Избранные используют разные методы борьбы, ни один из которых, разумеется, не предполагает честного сражения: саботажи, диверсии, точечное уничтожение ваших лучших агентов - будьте готовы к грязной игре.


И учтите, Избранные - это вам не тупые противники-боссы, как в дополнении Alien Hunters. Они настоящие личности со своими особенностями, со своей манерой поведения. А еще, в отличие от своих «коллег», они не горят страстным желанием нарушать правила игры, совершая сразу по десятку ходов на один ваш. Зато они будут постоянно комментировать ваши действия, рассуждать о том, насколько же плохо ваши солдаты тренированы, и предлагать сдаться в плен всем составом после каждого промаха.

Разработчики проделали титанический труд и записали для Избранных столько реплик, что у меня пришельцы в своих угрозах не повторились ни разу за все прохождение.

Если же докапываться до сути, то окажется, что Избранные - это улучшенные бойцы XCOM: рейнджер, снайпер и псионик. К счастью, друг с другом они не в ладах, поэтому отбиваться придется максимум от одного Избранного за раз. Иначе у нас вообще не было бы шансов.


Избранные случайным образом появляются на миссиях, вынуждая игроков налету пересматривать тактику. И, разумеется, у каждого Избранного своя стратегия и свои особенности. Убийца носится по карте, машет своим мечом и вырубает ваших бойцов точечными ударами. Охотник сидит где-нибудь в уголке карты, выцеливая ваших бойцов. Варлок же предпочитает держаться на средней дистанции, и проблем от него куда больше, чем от Убийцы и Охотника вместе взятых - в основном потому, что он псионик. Один раз из-за его умений мне пришлось просидеть на миссии более шестидесяти ходов.


А главное - вы никогда не угадаете, придет ли к вам на миссию Избранный. Рядовой рейд за материалами в любой момент может превратиться в прогулку по аду из-за вторгнувшегося Избранного. Самое веселье в том, что они появляются на миссиях не сразу, а спустя пару-тройку ходов, когда вы уже расслабились и не ждете подвоха.

Конечно, со временем к таким фокусам вы будете готовы заранее в каждом сражении, но поначалу нервы игра вам все же потреплет.



И если вам мало того факта, что Избранные гадят вам на заданиях, то пожалуйста - гадят они еще и на глобальной карте. Причем по-всякому - то урежут доход с какого-нибудь региона, то залезут на «Авенджер» и попытаются совершить саботаж, то вообще попробуют уронить ваш корабль и начать наземную операцию по захвату летающего штаба XCOM.

К счастью, всем этим трюкам Избранные обучаются постепенно. Чтобы начать саботировать ваши коммуникации, им сначала нужно добыть необходимую информацию, а заодно поднять себе уровень. Чем больше они знают, и чем выше их уровень, тем выше шанс того, что ваш «Авенджер» внезапно рухнет посреди пустыни Сахара. Ну, или помидоры из холодильника внезапно исчезнут - тут уж как повезет.

Но кое-что у своих предшественников из Alien Hunters Избранные переняли. Например, кучу занятного барахла, которое остается после окончательной победы над одним из негодяев. И если оружие Варлока ничего интересного из себя не представляет, то вот снайперская винтовка Охотника и дробовик с катаной Убийцы претендуют на звание самого «перекаченного» оружия в игре. Хорошо хоть существуют они в единственном экземпляре!

Единственное, что омрачает все это великолепие - халатное исполнение финальных этапов противостояния с Избранными. Решающая битва с каждым из них протекает в одних и тех же декорациях и с одними и теми же условиями, а после победы над всеми тремя вы не то что ролика - даже кат-сценки не увидите. Право слово, Firaxis, можно было и лучше.



Еще разработчики наконец-то вспомнили, что у них игра не про то, как государственная организация борется с инопланетянами, а про кучку высокотехнологичных партизан, пытающихся отбить свой мир обратно.

Теперь «Адвент» постоянно вещает по радио и телевидению, сообщая об очередной злодейской атаке «террористов из XCOM, которые мешают миру». Повсюду висят агитационные плакаты тех самых «террористов». Денег и ресурсов из-за действий Избранных вечно не хватает. А главное - ваша организация оказывается далеко не единственной.

Помимо XCOM с пришельцами сражаются еще целых три фракции: Жнецы, Заступники и Храмовники, причем каждая организация, как водится, со своими тараканами. Первые - простые люди, которые полны решимости отвоевать свой дом любыми методами. Вторые - отщепенцы «Адвента», желающие отомстить своим создателям за все и сразу. Ну и третьи - псионики, они вроде бы сидят тише воды, однако прекрасно понимают войну и готовы помочь вам выгнать пришельцев с Земли куда подальше.


Новые фракции привносят с собой сразу несколько важных вещей. Первая - система приказов. С началом каждого нового месяца вы можете выбрать до девяти уникальных модификаторов, которые будут влиять вообще на все - на «Авенджер», на мир вокруг, на ваших солдат, на врагов. Выбирать есть из чего, причем часть приказов поначалу кажется откровенной имбой. Скажем, приказ, который «замораживает» таймер задания до тех пор, пока ваши бойцы не потеряют маскировку. Или моментальный контакт с тем или иным регионом на карте. Ну или совершенно халявный новобранец, которого вам выдают дополнительным юнитом в начале задания - он даже остается у вас после завершения миссии!

Вторая важная вещь - секретные операции, помогающие еще сильнее погрузиться в атмосферу партизанской войны. Суть максимально простая - вы выбираете нужное вам задание, например, саботаж проекта «Аватар» и назначаете на него бойцов. Те какое-то время отсутствуют, а затем возвращаются с отчетом, получив немного опыта и то, за чем они ходили. Принцип хорошо знакомый по многим-многим другим играм, но работающий.


Также у нас есть сразу три новых класса, и они неплохо вписываются в существующую схему. Вот, например, Жнецы. Они снайперы, но при этом у них нет дополнительных умений, связанных с пистолетами, зато есть навыки, улучшающие взрывчатку. По сути, они не столько снайперы, сколько настоящие диверсанты - у них даже режим маскировки работает «по-своему».

Главная задача Жнецов на поле боя - быстро добегать до ключевых объектов в «инвизе» и выносить их, пока остальная группа где-то там сражается, отвлекая на себя внимание. Они же могут заниматься «сколом» брони у противников и минированием местности. В общем, если вам казалось, что в XCOM 2 слишком дурацкий стелс, то Жнецы вам точно понравятся. Жаль только, что в сравнении с обычными снайперами у них очень скромный урон.

Заступники - это рейнджеры, только не с дробовиками, а с автоматами. Они быстро перемещаются по карте благодаря своим крюкам-кошкам, неплохо сражаются в ближнем бою и могут притягивать к себе гуманоидных врагов.

Но есть проблема. Те же Жнецы практически незаменимы на миссиях, где требуются незаметные действия. А вот для Заступников своей однозначной ниши нет.

Да, они могут выполнять работу рейнджеров, но их урон гораздо ниже, чем у обычных бойцов XCOM. Да, крюк-кошка и возможность выстрелить дважды за ход делают их интересными бойцами, но не более того. С другой стороны это, наверное, и хорошо - зачем плодить имбалансные классы?

Храмовники - тоже похожи на рейнджеров, только уже с перекосом в псионику. Опять же, по сравнению с обычными рейнджерами у них не столь высокий урон, зато они могут увеличивать его с помощью очков концентрации, которые выдаются за избиение вражеских войск.

Помимо своих пси-лезвий Храмовники примечательны интересным набором способностей. Например, они могут ставить стены из энергии. Или усиливать «входящий» урон по противнику. Но самое крутое - способность поменяться с врагом или союзником местами. Грамотно используя умения Храмовника можно добиться многого, главное - следить за концентрацией, потому что без нее Храмовники не могут почти ничего.



Поначалу может показаться, что новые бойцы куда сильнее старых. Это не так. По мере улучшения оружия они все сильнее отстают в плане наносимого урона, но компенсируют это собственными умениями - вот главное отличие трех новых классов от уже знакомых. Если у бойцов XCOM строго линейное древо развития, то у новичков этих навыков огромный список, плюс можно взять что-нибудь из уже привычных перков стандартных классов.

Тут же следует отметить и приятное нововведение - ваши бойцы теперь не ограничены выбором из двух умений на уровне. Если построить специальную комнату на «Авенджере», вы сможете докупать бойцам дополнительные навыки. Выучить можно хоть оба древа сразу - лишь бы очков навыков хватило. Они, в свою очередь, делятся на два вида - индивидуальные очки бойца, и общий пул очков XCOM, которые выдаются за различные «успешные действия» в бою.


А еще теперь бойцы могут объединяться в тактические двойки, что добавляет динамики сражениям. У таких товарищей в бою есть весомые преимущества - они могут подбадривать друг друга, снимая негативные эффекты, могут дать дополнительный ход, или даже одновременно стрелять по одной цели, тратя только одно действие. Звучит так себе, но на заданиях это очень помогает.

Кстати, о заданиях. Firaxis добавили новые типы миссий, новые карты и новых врагов. Огнеметчики в определенный момент становятся просто живыми бомбами посреди вражьего отряда, призраки - очень занудной помехой, которую лучше побыстрее вырезать чем угодно, а вот странники, аналоги зомби, внезапно раскрывают игру с новой стороны.

Миссии, которые казались мне самыми скучными, с появлением странников превратились в кладезь тактических маневров и решений, которые, увы, нереально провернуть на других заданиях. Дело в том, что странники реагируют на звуки, и их легко привлечь взрывом. А еще «Адвент» тоже воюет с полчищами зомби. Дело остается за малым - натравить врагов друг на друга, и, потирая лапки, смотреть кто кого вырежет.


Ну, а после сражений можно откинуться в кресле и заняться знакомым всем фанатам RPG делом - залипнуть в конструкторе. Только не персонажей, а плакатов, которые затем появятся на локациях. Можно от этого и отмахнуться, конечно, положившись на автоматический генератор, но разве так поступают партизаны? Куда веселее самому сидеть по полчаса над каждым листочком, подбирая идеальные позы для солдат и фон для них.

Война с пришельцами? Пффф, погодите - у нас тут фотосессия.

Firaxis не врали, когда говорили о том, что в War of the Chosen контента столько, что хватило бы на полноценную третью часть. Да, сюжет с Избранными вышел немного скомканным, но он все равно раскрывает новые детали этого безумного мира и наводит на определенные мысли (спойлеров не будет!). Новые механики без шума и пыли «встали» в каркас оригинальной игры, ничего не погнув - теперь просто не понимаешь, как раньше играл в XCOM без них. Игра на глазах стала сложнее, комплекснее и интереснее, хотя, казалось бы, куда же еще. Здорово же?

Играя в XCOM 2, вы могли задаться вопросом: каким образом сопротивление вообще выживало до тех пор, пока за дело не взялись вы? Прилетая отбивать нападение пришельцев на очередную базу повстанцев, вы видели лишь кучки напуганных людей. Дополнение War of the Chosen наконец-то отвечает на этот вопрос. Впрочем, не только на этот.

War of the Chosen - первое серьезное дополнение для XCOM 2. Пред ыдущие скорее были косметическими расширениями, незначительно влиявшими на игру. Да, появились Повелители, вносившие определенный сумбур в происходящее. Да, в команду можно было взять было огромного робота. Но те дополнения не давали той глубины, которая нужна была игре. Несмотря на процедурно генерируемые задания, разнообразием DLC не отличались и довольно быстро приедались. Особенно в том случае, если вы не торопили события, выполняя все сюжетные миссии еще до получения плазменных винтовок. War of the Chosen во многом это изменила. Не добавив новых заданий или отдельную мини-кампанию, новое DLC , тем не менее, воплотило те идеи, которые должны были присутствовать в игре с самого начала.

Разумеется, XCOM 2 и раньше была замечательной, но иногда создавалось ощущение, что многое осталось за кадром. Не хватало персонализации врагов - вы сражались с безликой массой инопланетян, захвативших планету. Даже лидеры пришельцев не обладали какой-либо вменяемой личностью, представляя собой универсальное зло, которое можно уничтожать без каких-либо эмоций.

Теперь же вам придется сражаться с Избранными - чемпионами вторжения, каждый из которых обладает запоминающимся лицом и поведением. Всего их три, и каждый из них обладает уникальной специализацией. Убийца - это вариация злобного рейнджера, Чародей - очень мощный псионик, а Охотник - снайпер, которому позавидовал бы и Дэдшот. Избранные разделили планету на зоны влияния, и периодически они будут мешать вам выполнять задания. По сути, это развитие Повелителей из Alien Hunters , только более сбалансированное. Избранные не ходят после каждого вашего действия и не обладают титаническим здоровьем Повелителей. Но это не значит, что их не стоит бояться. Главная их сила - способность к адаптации. На каждый бой они выходят более опытными , с новым набором сильных сторон.

Врагу в XCOM 2 очень не хватало персонал изации, и Избранные решили эту проблему. Теперь вы сражаетесь не абстрактным злом, а со вполне конкретными противниками.

Кроме того, окончательно уничтожить Избранных в открытом бою невозможно. Для этого нужно найти крепость, в которой находится воскрешающая камера - только в этом случае вы сможете вывести их из игры. Кстат и, в игре есть немало заданий, где появление еще одного врага (особенно такого сильного) заставит вас похоронить половину отряда минимум. Кроме возможности испортить вам жизнь на заданиях, Избранные будут сражаться с вами и на глобальной карте, лишая ресурсов или охотясь за вашей воздушной базой. Скучать точно не придется.

Но в борьбе с новой угрозой вы не останетесь одинокими. Оказывается, сражаетесь с пришельцами не только вы, но и три группы сопротивления, у каждой из которых есть свои цели и задания. Установив с ними контакт в ходе специальной миссии, вы получите их чемпионов и сопутствующие бонусы. Среди них есть жнецы - лучшие снайперы сопротивления, заступники - бывшие солдаты ADVENT , способные атаковать два раза, и храмовники - псионики, любящие ближний бой.

Развиваются их воины, правда, немного иначе. У них больше специализаций, и вам не придется выбирать из пары вариантов. Но при этом нельзя сказать, что они обладают какой-то ультимативной силой, будучи способными уничтожать сектоподов одним взглядом. На длинной дистанции они выглядят даже чуть слабее, чем обычные солдаты, которые все равно будут составлять костяк боевых операций. Новые герои добавят вам лишь гибкости в тактическом планировании.

War of the Chosen - еще более крупное дополнение, чем Enemy Within для оригинальной XCOM . Помимо новых механик, здесь вы найдете десятки мелких исправлений и новинок.

Тактическое планирование в игре стало очень важным. Новые Dark Events могут серьезно испортить вам жизнь. Например, у врагов могут появиться патроны, вызывающие сильное кровотечение. Без большого количества специалистов не обойтись. War of the Chosen заставляет вас уделять намного больше внимания формированию команды. Во многом этому способствует и механика дружеских связей среди ваших солдат. Так, ветераны, часто сражающиеся бок о бок, могут получить специальные перки, если будут отправляться на миссии вместе. Но это имеет и обратную сторону - если кто-то из них погибнет, другой может стать неуправляемым, проявляя злость и активируя умения, которые вам не нужны.

Не последнюю роль играют задания в покинутых городах, захваченных так называемыми «потерянными», своеобразными зомби. Нападают они всегда толпами и способны окружить ваш отряд довольно быстро, доставляя определенные проблемы. Но если ваш солдат попадет «потерянному» прямо в голову, он получит возможность произвести еще одно действие. Благодаря этому «потерянных» можно уничтожать десятками, и уже после середины игры это превращается в обычную резню. Нужно лишь следить за количеством патронов и стараться получить возможность бесплатной перезарядки. Также важно понимать, что особенно хорошо против «потерянных» работают снайперы с упором в пистолетный бой и гренадеры со способностями цепных или конусных выстрелов. Вот только гранаты лучше не использовать - они только привлекут новых зомби. Чуть менее эффективны против них специалисты, рейнджеры и роботы SPARK . Это нужно учитывать при наборе команды.

Появились и новые локации, которые несколько разнообразят стандартную сельскую и городскую местности. Понимая необходимость заполнить новые карты новыми противниками, разработчики добавили в War of the Chosen возможность встретить ранее скрывавшихся солдат повелителей Земли. Можем лишь посоветовать запастись защитой от псионики и огня. И выдержкой. Потому что в войне с Избранными она вам точно понадобится.