Civilization 5 военные юниты. Уникальные свойства цивилизаций в Civilization V

Здравствуйте, я Ворон. Тут я хочу поделится своей тактикой игры в замечательной стратегии Civilization V! Гайд будет развиваться, не все сразу)

Выбор персонажа:
Если вы собираетесь всю игру посвятить войне с другими цивилизациями выбирайте Чингисхана, у него есть одна очень хорошая способность! Я лично играю за Екатерину II, ибо я патриот. За остальных ниразу не играл, по ходу игры буду обновлять этот раздел.
_____________________________________________________________________
Первые шаги:
Делаем город там, где есть обширное количество ресурсов (Остальные будут появлятся по ходу изучения "Древа Исследований" делаем город там! Отлично, первые шаги сделаны! Теперь нужно развиваться и обширять территории! Есть 2 варианта расширить границы: Делать свои города, захватывать чужие. Если вы как и я собираетесь захватывать города, начинайте с слабеньких, а потом проводите дорогу от вашей столицы до города! Зачем? Будет приток золота, а оно здесь очень нужно! Забыл упомянуть 3 способ расширения границ: Покупать клетки. Клетки довольно дорогие, но есть те которые обозначены фиолетовым цветом! Они продаются по дешевке. Когда вы будете продвигаться, вы будете встречать другие Цивилизации. Теперь советы: Каждый раз, когда вы захватываете/создаете город проводите к нему дорогу! Продавайте ненужные ресурсы другим государствам! Собираетесь захватить город? Делайте много юнитов и берите город в осаду! Также советую купить дополнительных (Если других убьют), а теперь предупрежедение! ГОРОД НЕ МОГУТ ЗАХВАТИТЬ ДАЛЬНОБОЙНЫЕ ЮНИТЫ! Т.е пушки, лучники и т.д! Город могут захватить только: Воины, Рыцари, Рыцари с длинным мечом, пехотинцы, мотопехота!

_____________________________________________________________________
Концовки:
В игре есть несколько концовок, я скажу только те, которые знаю!
Военная победа: Громите государства и цивилизации, захватываете мир.
Культурная победа: -
"Обычная" концовка: Вы просто доходите до...2060-62 года и вылазиет заставка мол: Цивилизации погрязли в войне и бла-бла-бла, а вы выжили, мир навсегда запомнит ваш триумф.
Больше концовок я не знаю, переходим к следующему последнему разделу.
_____________________________________________________________________
Оборона, что лучше изучать?
Итак, вот вы развились немного, а что дальше? Вам нужно поставить стражу в свой город, желательно ставить дальнобойного юнита (Пушки и тд) Как это сделать? Делаем/покупаем юнит, направляем его к городу и у нас появится надпись "Поставить в гарнизон" нажимаем на нее и все, ваш юнит в гарнизоне! Если поставить юнит в гарнизон города, то увеличится мощь. Что лучше изучать на начало игры? Не важно, что будете изучать в начале игры. А вот когда дойдете до середки, там я вам советую изучать те технологии которые связаны с военными юнитами! Ну, это если вы собираетесь захватывать и разрушать, а если нет, то изучайте много разного связанного с культурой и стройте чудеса света!
____________________________________________________________________
Вот мой гайд и подошел к концу, таким образом который я описал здесь я прошел игру! Всем удачи и хорошего настроения =)

General Notes

  • Only one unit of each category (Military , Naval or Civilian ) is allowed per hex.
  • Air units are an exception to the one unit per hex rule. Aircraft and missiles can stack in a city (no limit) or on a Carrier (up to 3). Missiles can also stack on a Missile Cruiser (up to 3) or on a Nuclear Submarine (up to 2).
  • Ranged units (including ships) can only used ranged attacks, and cannot melee attack (though they will defend if attacked).
  • Land units can now embark on water with the Embarkation promotion, attained with Optics.
  • Military land units exert a 1-hex zone of control , which reduces adjacent enemy movement to 1 hex per turn. "If you move a unit from one tile adjacent to an enemy to another tile adjacent to that same enemy it uses up your turn, no matter how many movement points you have." - Jon Shafer
  • Siege units have a bonus attacking cities, but most must "set up" to fire first, and so can"t move and fire in the same turn.
  • In addition to any resources they require, units also require maintenance in gold.
  • There is now a hard cap on the number of units your empire can support. It is calculated as (Base Supply + Number of Cities + Number of Citizens). For Normal difficulty, Base Supply appears to be 5. So this number is fairly generous; the only time you will run up against this cap is when trying to build a large early army with only a single city.
  • Decommissioning units now refunds some gold, if done inside your borders.
  • All units have 100 hit points.

List of Units

Details about specific units have been split into era-specific sections; there you can find images and notes on each unit.

Units Master List
Unit Type Technology Prod.
Cost
Move Str. Rngd
Str.
Range Req. Resource Notes
Warrior Melee - 40 2 8 - - -
Civilian - 106 2 - - - - Can Found Cities. City growth suspended during production
Civilian - 70 2 - - - - Can build tile improvements
Scout Melee - 25 2 5 - - - Ignores terrain cost
Archer Archery Archery 40 2 5 7 2 - May Not Melee Attack
Spearman Melee Bronze Working 56 2 11 - - - +50% bonus vs. Mounted
Chariot Archer Mounted The Wheel 56 4 6 10 2 Horses Rough terrain penalty, no defensive bonuses
Trireme Naval Melee Sailing 56 4 10 - - - Cannot enter deep ocean
Civilian Sailing 30 4 - - - - Can build Fishing Boats and Offshore Platform
Civilian - - 2 - - - - +25% bonus to nearby units; can build Citadel
Civilian - - 2 - - - - Can build Academy
Civilian - - 2 - - - - Can build Manufactory
Civilian - - 2 - - - - Can build Customs House
Civilian - - 2 - - - - Create Great Work, Trigger Golden Age
Civilian - - 2 - - - - Create Great Work, Create Political Treatise
Civilian - - 2 - - - - Create Great Work, Concert Tour
Civilian - - 2 2000 - - - Found Religion, Spread Religion, Build Holy Site
Civilian - - ? 0 - - - +15% combat bonus, can heal nearby naval units
Trade Animal Husbandry 75 1 - - 10 -
Trade Sailing 100 1 - - 45 - Establish Trade Route, Limited Visibility
Civilian - - 2 - - - - Trade Mission Bonus
Civilian - 200† 4 1000 - - - Spread Religion
Civilian - 200† 3 0 - - - Remove Heresy
Pathfinder Recon - 45 2 8 - - - Shoshone UU*; Native Tongue, ignores terrain cost
Civilian (Great General) - 5 - - - - Mongolian UU*; Heals adjacent units.
Brute Melee - 20 2 8 - - - Barbarian UU*
Galley Naval Melee - 50 3 7 - - - Barbarian UU*; Cannot enter deep ocean
Hand-Axe Archery - 56 2 9 9 1 - Barbarian UU*; may not melee attack
Bowman Archery Archery 40 2 7 9 2 - Babylonian UU*;
War Chariot Archery The Wheel 56 5 6 10 2 - Egyptian UU*; no defensive bonuses, rough terrain penalty
Hoplite Melee Bronze Working 56 2 13 - - - Greek UU*; +100% vs Mounted
Phalanx Melee Mining 56 2 8 - - - Sumerian UU*; +100% vs Mounted
Heavy Chariot Mounted The Wheel 100 3 12 - - Horses Hittite UU*; Shock I
Immortal Melee Bronze Working 56 2 12 - - - Persian UU*; +100% vs Mounted, heals at double rate
Jaguar Melee - 40 2 8 - - - Aztec UU*; +50% combat strength in Jungle, heals +2 on kill, Woodsman
War Elephant Mounted The Wheel 70 3 9 11 2 - Indian UU*, no defensive bonuses
Slinger Archery Archery 40 2 4 7 2 - Inca UU*; Withdraw Before Melee
Maori Warrior Melee - 40 2 8 - - - Polyneisan UU*; Reduces enemy strength 10%
Atlatlist № Archery Archery 36 2 5 7 2 - Mayan UU*; May Not Melee Attack
Pictish Warrior № Melee Bronze Working 56 2 11 - - - Celtic UU*; +Faith per kill, free pillage, 20% Foreign Lands Bonus,
Battering Ram № Siege Bronze Working 75 2 10 - - - Hun UU*; +300% vs cities, -1 sight, -33% on defense, Cover I, City Attack Only, No Defense Bonus
Horse Archer № Mounted The Wheel 56 4 7 10 2 - Hun UU*; Accuracy I
Quinquereme № Naval Melee Sailing 45 4 13 - - - Carthage UU*; coast only
Dromon № Naval Ranged Sailing 56 4 8 10 2 - Byzantine UU*; +50% vs naval, coast only
Siege Tower Siege Mathematics 75 2 12 - - - Assyrian UU*; Sapper, +200% vs Cities, Cover I, +1 Sight, City attack only
African Forest Elephant № Mounted Horseback Riding 100 3 14 - - - Carthage UU*; Feared Elephant, Great Generals II, Can Move After Attacking, -33% vs. Cities, No Defensive Bonus
Swordsman Melee Iron Working 75 2 14 - - Iron
Horseman Mounted Horseback Riding 75 4 12 - - Horses Can move after attacking, no defensive bonuses, -33% vs cities
Composite Bowman № Archery Construction 75 2 7 11 2 - May Not Melee Attack
Catapult Siege Mathematics 75 2 7 8 2 Iron
Companion Cavalry Mounted Horseback Riding 75 5 14 - - Horses Greek UU*; can move after attack, Great Generals I, no defensive bonuses, -33% vs. Cities
Legion Melee Iron Working 75 2 17 - - Iron Roman UU*; Can build forts and roads.
Ballista Siege Mathematics 75 2 8 10 2 Iron Roman UU*; Must set up to fire; +200% vs Cities, -1 vision, no defensive bonuses
Cataphract № Mounted Horseback Riding 75 3 15 - - Horses Byzantine UU*; Can Move After Attacking, -25% vs. Cities
Mohawk Warrior Melee Iron Working 75 2 14 - - - Iroquois UU*; +50% combat strength in Forest/Jungle
Kris Swordsman Melee Iron Working 75 2 14 - - 1 Iron Indonesian UU*; Mystic Blade
Pikeman Melee Civil Service 90 2 16 - - - +100% bonus vs. Mounted
Crossbowman Archery Machinery 120 2 13 18 2 - May Not Melee Attack
Longswordsman Melee Steel 120 2 21 - - Iron
Knight Mounted Chivalry 120 4 20 - - Horses Can move after attacking, no defensive bonuses, -33% vs. Cities
Trebuchet Siege Physics 120 2 12 14 2 - Must set up to fire; +200% vs Cities, -1 vision, no defensive bonuses
Landsknecht Melee Civil Service 45 2 16 - - - +50% vs Mounted, Free Pillage, Double Plunder
Mandekalu Cavalry Mounted Chivalry 120 4 20 - - Horses Songhai UU*; can move after attacking, no defensive bonuses
Camel Archer Archery Chivalry 120 4 17 21 2 Horses Arab UU*; Can Move After Attacking, no defensive bonsues
Keshik Mounted Chivalry 165 5 15 16 2 Horses Mongolian UU*; Great Generals I, Quick Study, can move after attacking, no defensive bonuses
Samurai Melee Steel 120 2 21 - - Iron Japanese UU*; Shock I; Great Generals II; Can build Fishing Boats
Longbowman Archery Machinery 120 2 13 18 3 - English UU*; May Not Melee Attack
Chu-Ko-Nu Archery Machinery 120 2 13 14 2 - Chinese UU*; May Attack Twice
Naresuan"s Elephant Mounted Chivalry 120 3 25 - - - Siamese UU*; +50% vs Mounted, can move after attacking, no defensive bonuses, -33% vs. Cities
Berserker Melee Steel 120 3 21 - - Iron Denmark UU*; Amphibious
Conquistador Mounted Chivalry 120 4 20 - - Horses Spanish UU*; no penalty vs. cities; +2 sight; Embarkation With Defense; can found cities
Hwach"a Siege Physics 120 2 11 26 2 Iron Korean UU*; Must Set Up, No Defensive Bonuses
Huscarl Melee Steel 110 2 16 - - Iron Anglo Saxon UU*; +50% vs. Mounted, Cover I
Naval Ranged Compass 100 3 16 17 2 - Cannot Enter Deep Ocean
Impi Melee Civil Service 90 2 16 - - - Zulu UU*; Spear Throw, +50% vs Mounted
Great Galleass Naval Melee Compass 110 3 18 20 2 - Venetian UU*; cannot enter deep ocean
Musketman Gunpowder Gunpowder 150 2 24 - - -
Lancer Mounted Metallurgy 185 4 25 - - Horses Formation I, Can move after attacking
Cannon Siege Chemistry 185 2 14 20 2 - Must set up to fire; +200% vs Cities, -1 vision, no defensive bonuses
Caravel Naval Melee Astronomy 120 4 20 - - - +1 Sight, Withdraw Before Melee
Musketeer Gunpowder Gunpowder 150 2 28 - - - French UU*
Minuteman Gunpowder Gunpowder 150 2 24 - - - American UU*; ignores terrain cost, Drill I
Tercio Gunpowder Gunpowder 155 2 26 - - - Spanish UU*; +50% vs Mounted
Turtle Ship Naval Astronomy 120 4 36 - - - Korean UU*; Cannot Enter Deep Ocean
Frigate Naval Ranged Navigation 185 5 25 28 2 Iron May Not Melee Attack
Ship of the Line Naval Ranged Navigation 170 7 30 35 2 Iron English UU*; +1 sight range
Privateer № Naval Melee Navigation 150 5 25 - - - Coastal Raider I, Prize Ships
Sea Beggar № Naval Melee Navigation 150 5 25 - - - Dutch UU*; Prize Ships, Coastal Raider II, Supply
Hakkapeliitta № Mounted Metallurgy 185 4 25 - - Horses Swedish UU*; Formation I, +15% bonus when stacked with General, Can Move After Attacking, Transfer Movement to General
Sipahi Mounted Metallurgy 185 5 25 - - Horses Ottoman UU* Formation I, +1 sight range, Can Move After Attacking, Free Pillage
Janissary Gunpowder Gunpowder 150 2 24 - - - Ottoman UU*; +25% strength when attacking; heals +50 if enemy destroyed
Nau Naval Astronomy 120 5 20 - - - Portguese UU*; Exotic Cargo, +1 Sight, Withdraw Before Melee
Winged Hussar Mounted Metallurgy 185 5 28 - - 1 Horses Polish UU*; Heavy Charge, Shock I, Formation I, -33% vs Cities, no def. bonus, move after attack
Civilian Archaeology 200 4 - - - - Construct Archaeological Dig; requires University
Rifleman Gunpowder Rifling 225 2 34 - - -
Cavalry Mounted Military Science 225 4 34 - - Horses Can Move After Attacking, -33% vs Cities, No Defensive Bonuses
Ironclad Naval Steam Power 270 3 45 - - Coal +33 vs Cities, Double Movement in Coast
Gatling Gun № Archery Industrialization 225 2 30 36 1 - May Not Melee Attack
Cossack Mounted Military Science 225 4 34 - - Horses Russian UU*; can move after attacking, +33% vs damaged units, -33% vs Cities, No Defensive Bonuses
Carolean № Gunpowder Rifling 225 2 34 - - - Swedish UU*; March
Norwegian Ski Infantry Gunpowder Rifling 220 2 34 - - - Denmark UU*; bonuses on hills, snow, tundra
Hussar № Mounted Military Science 225 5 34 - - Horses Austrian UU*; +1 Sight, +50% Flanking, Can Move After Attacking, -33% vs cities, No Defensive Bonses
Mehal Sefari № Gunpowder Rifling 200 2 34 - - - Ethiopian UU*; Drill I, Near Capital Bonus
Berber Cavalry Mounted Military Science 225 4 34 - - 1 Horses Moroccan UU*; bonus in Desert and friendly territory
Comanche Riders Mounted Military Science 200 4 34 - - 1 Horses Shoshone UU*; +1 Move
Machine Gun № Archery Ballistics 350 2 60 60 1 - May Not Melee Attack
Triplane № Fighter Flight 325 - - 35 5 Oil Interception (50), Air Sweep, Air Recon, +150% vs Bombers and Helicopters
Great War Bomber № Bomber Flight 325 - - 50 6 Oil
Great War Infantry № Gunpowder Replaceable Parts 320 2 50 - - -
Landship № Armor Combustion 350 4 60 - - Oil (WWI Tank)
Infantry Military Plastics 320 2 70 - - -
Artillery Siege Dynamite 250 2 21 28 3 -
Destroyer Naval Melee Electricity 375 6 55 - - Oil +3 sight range, +100% vs Submarines, Intercept, Indirect Fire
Battleship Naval Ranged Telegraph 375 3 55 65 3 Oil Indirect Fire
Submarine Naval Ranged Refrigeration 375 5 35 60 3 Oil Invisible, Can See Submarines, May Enter Ice Tiles, +100 on attack
Foreign Legion Gunpowder Replaceable Parts 320 2 42 - - - Foreign Lands +20% Bonus
Anti-Tank Gun Gunpowder Combined Arms 270 2 50 - - - +100% vs. Armor
Anti-Aircraft Gun Gunpowder Radio 375 2 50 - 2 - Interception(100), +150% vs. bombers & helicopters
Pracinha Gunpowder Plastics 375 2 70 - - - Brazilian UU*; Golden Age from Victories
Tank Armor Combustion 375 5 70 - - Oil Can move after attack, No Defensive Bonuses
Fighter Fighter Flight 375 - - 45 8 Oil Interception(100), Air Sweep, Recon, +150% vs Bombers & Helicopters
Bomber Bomber Radar 375 - - 65 10 Oil Vulnerable to Fighters
Carrier Naval Melee Flight 375 5 50 - - Oil Can carry 3 aircraft, May Not Melee Attack
Marine № Gunpowder Penicillin 400 2 65 - - - Amphibious, +1 Sight When Embarked, Double Embarked Defense
Paratrooper Gunpowder Radar 375 2 65 - - - May Paradrop up to 5 hexes
Panzer Armor Combustion 375 6 80 - - Oil German UU*; can move after attack, No Defensive Bonuses
Zero Fighter Flight 375 - - 45 8 Oil Japanese UU*; Interception(100), +33% vs Fighters, Recon, Air Sweep, +150 vs Bombers & Helicopters
B-17 Bomber Radar 375 - - 70 10 Oil American UU*; Evasion, Siege 1
Atomic Bomb Air Nuclear Fission 600 - - - 10 Uranium Evasion(50)
Bazooka Archery Nuclear Fission 375 2 85 85 1 - May not melee attack
Helicopter Gunship Helicopter Rocketry 425 6 60 - - Aluminum All Tile Cost 1, Hovering Unit, +100 vs Tanks, No Defensive Bonuses, Can"t Capture Cities
Rocket Artillery Siege Rocketry 425 3 45 60 3 Aluminum Must set up to fire; +200% vs Cities, -1 vision, no defensive bonuses, Indirect Fire
Mobile SAM Gunpowder Computers 425 3 65 - 2 - Interception(100), +150% vs. Air
Jet Fighter Fighter Lasers 425 - - 60 10 Aluminum Interception(100), Recon, Air Sweep, +150 vs Bombers & Helicopters
Modern Armor Armor Lasers 425 5 100 - - Aluminum No Defensive Bonuses, Can move after attack
Mechanized Infantry Gunpowder Electronics 375 4 90 - - -
Stealth Bomber Bomber Stealth 425 - - 85 20 Aluminum Evasion(100), Recon
Nuclear Missile Air Advanced Ballistics 1000 - - - 12 2xUranium Evasion(50)
Guided Missile Air Satellites 150 - - 60 8 - Destroyed on attack; Evasion(100)
Nuclear Submarine Naval Ranged Computers 425 6 50 85 3 Aluminum Can carry 2 missiles; +100 vs submarines; invisible, Can See Submarines, May Enter Ice Tiles
Missile Cruiser Naval Ranged Robotics 425 7 80 100 3 - Can See Submarines, +100 vs Submarines, Can Carry 3 Cargo, Interception(100)
Gunpowder Nanotechnology 400 2 110 - - - Skyranger (40 drop range)
Giant Death Robot Armor Nuclear Fusion 425 5 150 - - Uranium no defensive bonuses, can move after attacking.
SS Booster Civilian Robotics 750 2 _ _ - - Starship component; 3 required
SS Cockpit Civilian Satellites 750 2 _ _ - -
SS Engine Civilian Particle Physics 750 2 _ _ - - Starship component; 1 required
SS Stasis Chamber Civilian Nanotechnology 750 2 _ _ - - Starship component; 1 required

(*UU - "Unique Unit"; a civilization-specific unit) (№Requires Gods & Kings Expansion)

Civilian Units

Civilian units (identified by a triangular icon) can stack in the same hex with a military unit. If a hostile unit moves into the same hex as a civilian unit, that civilian unit is destroyed. Two civilian units may not stack in the same hex.

Settler

; Cost: 106 hammers; Requires Resource: none
Technology: (none)
Abilities: Found City (B): This order causes the Settler to found a city at its current location. The Settler is consumed in this process.
Notes: Growth of the City is stopped while this Units is being built. Settlers may only be built in Cities with at least 2 Citizens. This is the only unit in the game with regional variation: in addition to regional costume, the European version has a mule, the Native American version has a Llama, the Asian version has a water buffalo, and the African/Middle Eastern version has a camel.

Worker

Movement: 2; Strength: 0; Ranged Strength: 0; Cost: 70 hammers; Requires Resource: none
Technology: (none)
Abilities: May create or repair land-based tile improvements. May clear Forest in 3 turns, Jungle in 6 turns, and Marsh in 5 turns (with appropriate technologies).
Notes: Workers can build various tile improvements, build roads and railroads, clear forests and jungle, and drain marshes. They can also embark on water like other land units (with the proper promotion). There is no suspension of city growth during production as there is with the Settler, so you may construct a Worker right away without hampering your new city"s starting growth. As civilian units, Workers have no defense and so are captured if attacked by an enemy unit.

Work Boat

Movement: 4; Strength: 0; Cost: 30; Requires Resource: none
Technology: Sailing
Abilities: Can construct Fishing Boats, Offshore Platform
Notes: The graphic for the work boat is very similar to the Fishing Boat. The work boat is consumed when creating the improvement.

Archaeologist

Movement: 4
Technology: Archaeology
Abilities: Construct Archaeological Dig: "Converts the Antiquity Site into an Archaeological Dig, which can yield a Great Work Artifact or be transformed into a Landmark improvement." After 3 turns, you can choose an Artifact (+2 Culture, +2 Tourism), or a Landmark (+1 Culture per Era older than the civ"s current Era). The Archaeologist is consumed.
Notes: A civilian unit for finding Artifacts in Antiquity Sites, which, unsurprisingly, looks like Indiana Jones. It has a worker-like Build Actions menu, including the the Ability to Construct an Archaeological Dig on Antiquity Sites. Archaeologists can be created in any city with a University.

Trade Units

This is a new type of unit (represented by a pentagonal icon) that travels in an automated fashion along a pre-determined Trade Route between two cities. They are exclusively based in cities, similar to Air units, and only move out of the city when assigned to a Trade Route or Rebased to another city. As a separate unit type, Trade Units are in their own "layer" and so can stack with Civilian and Military units. Trade Units can be attacked by enemy forces or barbarians, but the movement of the unit not under the direct control of the player.

Caravan

Movement: 1*; Range: 10, Cost: 75
Technology: Animal Husbandry
Abilities: Establish Land Trade Route
Notes: Caravan units are the earliest trade unit. The graphic is a string of three camels. They appear to be very slow (the Caravan in the demo moved only two hexes along a road in one turn), and have a maximum range of 10 hexes. movement is automated between target cities, in a similar way as Air units.

Cargo Ship

Movement: 1*; Range: 45, Cost: 100
Technology: Sailing
Abilities: Establish Sea Trade Route
Notes: Used to enable International Trade Routes over sea. *The Movement value in the game UI is listed as 1, but the actual unit made an automated movement of about 5 hexes in a single turn. movement is automated between target cities, in a similar way as Air units.

Great People

Great People follow the rules for Civilian Units. Most Great People are generated by accumulating Great Person points, rather than being built or purchased. For all types except the Great General, Admiral, and Prophet, GP points are generated by Wonders and by city Specialists. GP points are specific to a particular type, and these accumulate per city, and can be tracked as seen at right. The points for Great Generals and Great Admirals are generated by victorious combat by land or sea units, respectively. Some unique units generate more Great General/Admiral points than normal. The meter for tracking Great General points can be seen in the Military overview screen.

As in Civ IV, Great People can be sacrificed to trigger a Golden Age. Only one Great Person is required to do this; the number does not increase (as it did in Civ IV), but the length of each successive Golden Age triggered this way is reduced (though not below 3 turns). Since the Gods & Kings expansion, only the Great Artist can be used to trigger a Golden Age.

Great General

Movement: 2; Strength: 0; Ranged Strength: 0
Notes: As before, Great Generals are produced when a civilization has repeated victories in combat. He can no longer join units as a Warlord (as in Civ IV), but his presence gives +15% combat bonus to friendly units within 2 tiles. He can sacrifice himself to create a Citadel (a super-Fort), which acts as the Culture Bomb used to. The Citadel must be built in your territory or within 1 hex of your territory (unlike a regular Fort, which can be built in unclaimed territory.

Great Engineer

Movement: 2; Strength: 0; Ranged Strength: 0
Notes: Can sacrifice himself to construct a Manufactory improvement, or to hurry production of a unit, building or wonder.

Great Artist

Movement: 2
Abilities: Create Great Work, Trigger Golden Age
Notes: The Great Artist is now really a "Great Painter." The graphic and icon for the Great Artist has changed; the graphic is now a painter and his two assistants (instead of a troupe of performers), and the icon is that of a painter"s palette. Can still trigger a Golden Age, but it appears that there is no longer the ability to construct a Landmark. Landmarks may now be solely the product of an Archaeological Dig site.

Great Musician

Movement: 2; Strength: 120 Tourism
Abilities: Create Great Work, Perform Concert Tour: "This order will consume the Great Person and will spread a large quantity of Tourism to the civilization where the Musician is located. Other civs in the game also receive 20% of this Tourism."
Notes: Can expend itself to Create Great Work of Music. There is also a second triggered ability with a violin icon: Concert Tour, which is the Tourism equivalent of the Culture Bomb (no doubt related to its Tourism strength of 120).

Great Writer

Movement: 2
Abilities: Create Great Work, Create Political Treatise
Notes: Create Political Treatise is a sort of internal Culture Bomb: a one-time boost of Culture.

Great Merchant

Movement: 2; Strength: 0; Ranged Strength: 0
Notes: Can construct a Customs House improvement, or conduct a Trade Mission (to a city-state). The Trade Mission can be activated in the territory of any city-state (with which you are at peace), and by consuming the Great Merchant, will produce gold and increased influence with that city-state. Trade Missions can no longer be conducted with other civilizations.

Great Scientist

Movement: 2; Strength: 0; Ranged Strength: 0
Notes: Can construct the Academy improvement, or add 6 turns" worth of Science to the currently researched Technology. Both functions expend the unit.

Great Admiral

Movement: 6; Strength: -; Ranged Attack: -; Cost: -; Requires Resource: -
Notes : The Great Admiral can stack with combat naval units for protection. "The Great Admiral has the ability to instantly repair every naval and embarked unit in the same hex, as well as in adjacent hexes. The Great Admiral is consumed when performing this action. The Great Admiral also provides a 15% combat bonus to all player-owned naval units within 2 tiles. The Great Admiral is NOT consumed when he provides this bonus."

Khan

Movement: 5; Strength: 0; Ranged Strength: 0
Notes: The Khan is a unique Mongolian version of the Great General. In addition to his increased speed, the Khan heals adjacent friendly units an additional +15HP per turn. The Khan uses the same icon as and is otherwise identical to a normal Great General.

Merchant of Venice

Movement: 2
Abilities: Conduct Trade Mission, Construct Customs House
Notes: Venetian Unique Unit; replaces Great Merchant. Aside from the ability to conduct a Trade Mission, the Merchant of Venice can purchase City-States outright, bringing them under Venetian control as a Puppet. The Merchant of Venice is expended when used in this way, and there is no other monetary cost. Venice receives a Merchant of Venice instead of a Settler in situations in which they would normally be awarded a Settler (such as with the Collective Rule policy in the Liberty tree).

Religious Units

These units are not generated through Great Person points, but rather are purchased with the Faith resource.

Great Prophet

Movement: 2; Religious Strength: 2000; Cost: n/a; Requires Resource: none
Abilities : Found Religion, Enhance Religion, Build Holy Site, Spread Religion (limited to 4 actions)
Notes : A new Great Person type that can be used to found a Religion or add Beliefs to a Religion. Can create a " " tile improvement. Appears to be able to spread religion a limited number of times. Has a "Religious Strength" value which is related to the ability to spread religion. When used to spread religion, Great Prophets also remove competing religions, even in a foreign city. If you use any of your Spread Religion actions, the Prophet loses the ability to Build Holy Site or Enhance Religion.

Missionary

Movement: 4; Religious Strength: 1000; Ranged Attack: -; Cost: 200 Faith; Requires Resource: none
Special Abilities : -1 Visibility, Spread Religion: This order will covert some of the citizens of the nearby city to the unit"s religion. This unit will be consumed if this is their final Spread Religion action. Spreading by Great Prophets also removes the influence of other religions." Unwelcome Evangelist: "Can enter rival territory without Open Borders but loses 25% of original religious strength for each turn they end on such a tile. Unit in eliminated when religious strength reaches 0."
Game Info : Used to spread religion to cities. May only be obtained by purchasing with Faith.
Strategy : Can be purchased with Faith in any city with a majority religion. Once adjacent to a city they can spread their religion to it (expending the Missionary after the second use).
Notes : A new unit that can be used to spread Religion, to your own cities or foreign cities (including City-States). It is purchased only with Faith, and the cost increases every Era. The Missionary has 2 Spread Religion actions, after which it is consumed. Missionaries can be captured in combat, but they retain their religious affiliation, so don"t try to use them to Spread Religion, because they will spread the religion of the enemy.

Inquisitor

Movement: 3; Strength: 0; Cost: 200 Faith; Requires Resource: none
Special Abilities : +1 Sight, Remove Heresy: "This order will remove the presence of other religions from the nearby, friendly-controlled city. An inquisitor is consumed by this action."
Game Info : Used to remove other religions from Cities. May only be obtained by purchasing with Faith.
Strategy : Can be purchased with Faith with a majority Religion that has been enhanced. They can remove other religions from your cities (expending the Inquisitor) or be placed inside a city to protect it from Missionaries and Prophets trying to spread other religions to that city.
Notes : Inquisitors become available when you Enhance your religion with a second Great Prophet, and can only be purchased with Faith. The cost goes up with every Era. The Inquisitor only has 1 Remove Heresy action, which can only be used against your own cities.

Sea-Embarked Land Units

Movement: 2, 4, 6; Strength: 0; Ranged Strength: 0
Technology: Optics, Astronomy, Steam
Note: Land units can now embark on water, and take on the appearance and characteristics of a civilian transport. This means that dedicated transport units are gone from the game; land units themselves transform into a transport at the coast. Embarked transports are defenseless, and will be destroyed if a hostile naval unit enters the same tile. Embarked units CANNOT stack with military naval units. (the Songhai special ability gives transports the ability to defend themselves). The unit icon changes from a circle to a five-sided polygon, and while on the water it behaves as a civilian unit (so it can stack with a military escort vessel). The Embarkation promotion is given to all units with the discovery of Optics, but Embarked units have a move of 2 are limited to Coast tiles. Astronomy allows travel on Ocean tiles at increased speed to 4, and changes graphics to a galleon version. Steam further increases transport speed to 6, and changes the graphic to the modern transport form. Pictured below are the Optics, Astronomy and Steam representations of the Embarked form.

Some civilizations (notably Polynesia and Denmark) have custom graphics for their embarked form.

Уникальное умение «Явное предначертание» : повышает обзор юнитов и дает скидку при покупке клеток.

Уникальные юниты : минитмен (заменяет мушкетера), бомбардировщик В-17 (заменяет бомбардировщик).

Соединенные Штаты Америки - мировая супердержава, это означает, что при желании США способны уничтожить всю планету. Это относительно молодое государство: оно было создано в конце XVIII века, практически самоуничтожилось в середине XIX века и стало самой могущественной военной, экономической, технологической и культурной силой в XX столетии. Кто знает, что ждет США в веке двадцать первом?

Лидер : Джордж Вашингтон (1732–1799 гг. н.э.)

Джордж Вашингтон был одним из выдающихся людей, живших в американских колониях в конце XVIII века. Он был менее воинственным, чем Джон Адамс, у него было не столь богатое воображение, как у Бенджамина Франклина, и не настолько блистательный ум, как у Томаса Джефферсона. Тем не менее Вашингтон был настоящим лидером и в военное и в мирное время. Под его началом континентальная армия победила в борьбе с чрезвычайно сильным соперником, и этот триумф принес США независимость и свободу. Вашингтон с большой твердостью и мужеством встречал невзгоды, и ради него люди были готовы идти на смерть.

Интересный факт : Американский астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Это произошло 20 июля 1969 года.

Особенности

Уникальное умение «Над империей не заходит солнце» : +2 ОП для всех морских юнитов, способных перемещаться по океану.

Уникальные юниты : английский лучник (заменяет арбалетчика), линейный корабль (заменяет фрегат).

Англия расположена в Великобритании, на «зеленом и приятном» острове у западных берегов Европы. Это самая крупная часть политического объединения, известного под названием Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Будучи нацией мореплавателей, англичане на протяжении последних 500 лет распространяли свою власть не только в Европе, но и по всему миру.

Хотя островное государство растеряло большую часть колоний после Первой и Второй мировых войн, его жители не теряют гордости. И сегодня, в начале XXI века Великобритания остается одной из ведущих держав в Европе и в мире.

Лидер : королева Елизавета I (1533–1603гг.)

Елизавета I была удивительной женщиной, жившей в удивительное время. Ее безошибочный инстинкт выживания, умение «идти по головам», личное обаяние и жестокость поставили ее в один ряд с самыми сильными правителями в истории. Ни одни слова не могут описать ее лучше, чем ее собственные: «Я знаю, у меня есть тело, и это тело слабой и беспомощной женщины, но у меня сердце и желудок короля».

Интересный факт : До изобретения в XIV веке механических часов самым совершенным и сложным устройством в Европе, а возможно и во всем мире, был орган в кафедральном соборе Винчестера в Англии. Он был создан около 950 года н.э. и состоял из 400 труб. Нагнетался воздух с помощью 26 мехов, для управления которыми требовалось 70 человек.

Особенности

Уникальное умение «Торговый караван» : золото +2 от каждого торгового пути.

Уникальный юнит : лучник на верблюде (заменяет рыцаря).

Уникальное здание : базар (заменяет рынок).

Халифат (Арабское царство) возник после смерти пророка Мухаммеда в 632 году н.э. Его основали ученики Мухаммеда, развившие заложенные им политические основы. За время своего существования халифат сильно разросся, поглотив Испанию, Северную Африку, Ближний Восток, Анатолию, Балканы и Персию. Арабские владения были сопоставимы с землями Римской империи в зените ее могущества, а возможно, и превосходили их.

Лидер : Гарун аль-Рашид (763–809 гг. н.э.)

Гарун аль–Рашид, или Гарун Справедливый (правил в 785–809 годах) был пятым халифом из династии Аббасидов. В это время халифат простирался от Испании на западе до Анатолии на севере и Индии на востоке - это была самая крупная и могущественная политическая сила в мире. Гарун был прекрасным правителем, а его царствование стало эпохой научного и культурного подъема страны и процветания его подданных.

Особенности

Уникальное умение «Жертвоприношение пленных» : за каждого убитого вражеского юнита империя получает очки культуры.

Уникальный юнит : ягуар (заменяет воина).

Уникальное здание : плавучие сады (заменяет водяную мельницу).

Империя ацтеков - могущественная цивилизация, существовавшая в Центральной Мексике примерно сто лет (в XV–XVI столетиях). Ацтеки достигли невероятных высот в культурном развитии. В наши дни ацтеки нередко упоминаются в связи с их кровавыми религиозными ритуалами. Невероятно скоропостижная гибель их цивилизации в результате столкновения с внешней угрозой до сих пор вызывает множество споров.

Лидер : Монтесума (1397–1469 гг. н.э.)

Могучий воин и лидер, Монтесума I вознес державу ацтеков на вершины славы и величия. Не следует путать его с его несчастным внуком Монтесумой II, который беспомощно наблюдал за уничтожением его империи испанскими конкистадорами. Монтесума расширил границы своей империи, лично ведя свои войска от победы к победе. Он много работал, чтобы улучшить жизнь своих подданных. Под властью Монтесумы империя ацтеков воистину процветала.

Интересный факт : Календарь ацтеков состоял из двух циклов, которые отсчитывались параллельно: шиупоуалли - гражданский цикл из 365 дней, и тональпоуалли - священный календарь, включающий 260 дней. Каждые 52 года завершение этих циклов совпадало, что ознаменовало собой окончание одного века и начало следующего.

Особенности

Уникальное умение «Тевтонская ярость» : при уничтожении лагеря варваров, есть 50%-я вероятность получить 25 ед. золота и юнит варваров, который присоединится к вам.

Уникальные юниты : ландскнехт (заменяет пикинера), «Панцер» (заменяет танк).

Различные германские племена обитали на севере Центральной Европы на протяжении нескольких тысячелетий, но современное политическое образование под названием Германия довольно молодо: оно было сформировано блестящим прусским канцлером Отто фон Бисмарком около140 лет назад. За недолгий период своего существования Германия оказала большое влияние на историю человечества. После Первой и Второй мировых войн, ставших для страны катастрофой, Германия установила прочный союз со своим прежним соперником - Францией, и сконцентрировала силы на восстановлении промышленного и научно-технического потенциала страны. Благодаря этим усилиям Германия вновь стала одной из ведущих европейских держав.

Лидер : Отто фон Бисмарк (1815–1898 гг.)Отто фон Бисмарк, получивший прозвище Железный Канцлер, был, вероятно, наиболее значимой фигурой в немецкой истории. За время своей долгой политической карьеры Бисмарк объединил Германию и заложил основы империи. В результате из слабой и рыхлой конфедерации государств Германия превратилась в мощную страну, занявшую доминирующее положение в континентальной Европе.

Интересный факт : Германия недаром известна как «пивная страна». На ее территории располагается почти 1 300 пивоварен, в которых варится почти 5 000 сортов пива. Немцы потребляют в среднем 140 литров пива в год на человека и уступают по этому показателю лишь ирландцам и чехам.

Особенности

Уникальное умение «Эллинская лига» : влияние на полисы снижается в два раза медленнее, а восстанавливается в два раза быстрее.

Уникальные юниты : гетайр (заменяет всадника), гоплит (заменяет копейщика).

Эта страна оказала на западную культуру и историю поистине громадное влияние. Классическая Греция подарила миру множество величайших художников, философов, ученых, историков, драматургов и полководцев. Воины и колонисты этого государства распространили свою культуру по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку, откуда она начала победное шествие по всему миру.

Грекам приписывают невероятное количество открытий и культурных достижений. Они первыми стали проводить спортивные соревнования, писать поэмы и строить здания специально для театральных постановок. Что касается политики, то греки дали миру понятие демократии и республики. Влияние этой страны до сих пор чувствуется повсюду: современные доктора дают клятву Гиппократа, а архитекторы руководствуются классическими древнегреческими пропорциями. Западную цивилизацию можно в большой степени назвать продолжением цивилизации классической Греции.

Лидер : Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.)

Александр Македонский, безусловно, является одним из величайших военачальников всех времен и народов. За какие-то 13 лет он победоносно провел свою армию через Европу, Азию, Африку и Ближний Восток, покорив все оказавшиеся на этом пути цивилизации. Его завоевания позволили культуре эллинов распространиться по всему известному миру, греческий стал языком культуры, науки и искусства на несколько следующих столетий во многих государствах.

Интересный факт : Национальный гимн Греции состоит из 158 куплетов. В настоящее время ни один из греков не знает их все.

Особенности

Уникальное умение «Строители монументов» : скорость создания чудес +20%.

Уникальный юнит : боевая колесница (заменяет лучника на колеснице).

Уникальное здание : гробница (заменяет монастырь).

Немногие цивилизации оставили столь глубокий след в истории человечества, как египетская, зародившаяся на берегах Нила около 5000 лет назад. Недаром она считается одной из самых древних на нашей планете. Именно в Египте была изобретена письменность. Это произошло около 3000 года до н.э. Кроме того, с помощью сложных математических формул египетские жрецы с большой точностью рассчитывали передвижение планет по небу. И, конечно же, египтяне были величайшими архитекторами древности. Они создали величественные монументы и храмы, на которые мы по сей день взираем с благоговением.

Лидер : Рамсес Великий (1303–1203 гг. до н.э.)

Рамсес II считается самым великим и могущественным фараоном Египта. Взойдя на трон двадцатилетним, он правил страной более шестидесяти лет. Рамсеса помнят за его военные таланты, равно как и за реализованную им обширную строительную программу. Он также возвел новую столицу - Пер-Рамсес.

Интересный факт : Существует множество версий того, как знаменитый Большой Сфинкс потерял свой нос. Самая популярная приписывает порчу скульптуры французскому пушечному ядру, которое поразило Сфинкса в 1798 году. Однако согласно запискам датского путешественника Нордена, в 1737 году статуя уже была повреждена. Средневековый каирский историк аль-Макризи обвиняет в преступлении против культуры исламского фанатика Саим аль-Дахру, который в 1378 году был линчеван за вандализм.

Особенности

Уникальное умение «Рост населения» : недовольство народа от числа городов увеличивается вдвое, а недовольство от общей численности населения снижается вдвое. (Стройте меньше городов, но пусть их население растет!).

Уникальный юнит : боевой слон (заменяет лучника на колеснице).

Уникальное здание : Красный форт (заменяет замок).

Республика Индия - второе по численности населения и крупнейшее демократическое государство. Индия - страна контрастов, страна поразительного богатства и ужасающей бедности. Развитые современные города соседствуют здесь с отсталыми деревнями, красота с уродством, надежда с отчаянием. Это колыбель одной из древнейших цивилизаций планеты. В наши дни Индия вновь стремится занять законное место среди величайших мировых держав.

Лидер : Ганди (1869–1948 гг.)

Мохандас Ганди был индийским патриотом, который в середине XX века привел к победе ненасильственное движение за независимость Индии от британского имперского правления. Он стал основоположником «сатьяграхи», или сопротивления тирании с помощью массового гражданского неповиновения, которое оказало огромное влияние на борьбу за суверенитет Индии.

Интересный факт : Индийская киноиндустрия получила название Болливуд. Ежегодно там снимается больше фильмов, чем в США, Франции, Италии и Китае вместе взятых.

Особенности

Уникальное умение «Тропа войны» : юниты могут передвигаться по лесу и тропическому лесу так, словно это дороги на дружественной территории.

Уникальный юнит : воин-могавк (заменяет мечника).

Уникальное здание : длинный дом (заменяет мастерскую).

Ирокезская лига образовалась примерно в 1579 году н.э. Она представляла собой союз пяти (позже шести) племен американских индейцев. Ирокезы - удивительный народ: его численность, вероятно, никогда не превышала 20 тысяч человек, у него не было письменности и никакой промышленной базы, и всё же на протяжении двух столетий он сдерживал натиск французов, англичан, голландцев и позже американских колонистов.

Лидер : Гайавата (родился около 1450 г.)

Гайавата (или Айонвента) - легендарный вождь индейцев племени Онондага, вместе с не менее легендарным Деганавидой создавший союз ирокезских племен. Мало что известно о Гайавате. Он научил свой народ сельскому хозяйству, навигации, медицине и искусству. Гайавата также считался талантливым оратором: именно он сумел уговорить пять племен - кайюга, онондага, онейда, сенека и мохоки - сформировать Лигу Ходеноши, то есть союз племен.

Интересный факт : В 1772 году неподалеку от поселения Элизабеттон была принята первая конституция, написанная европейцами на территории Америки. В ее основу лег свод законов Лиги ирокезов, или «Великий закон мира», сформированный союзом индейских племен почти за 200 лет до этого.

Особенности

Уникальное умение «Искусство войны» : эффективность и скорость появления великих полководцев увеличивается.

Уникальный юнит : чжугэ ну (заменяет арбалетчика).

Уникальное здание : бумажная мастерская (заменяет библиотеку).

История Китая насчитывает около шести тысяч лет. Современный человек населяет этот регион по меньшей мере 18 000 лет. Китайцы всегда отличались трудолюбием и пытливым умом. Они подарили человечеству множество изобретений, включая бумагу, порох, компас и наборную печать. Китай пережил целые века колониальных захватов и империализма, и сегодня вновь стал могущественной, независимой промышленной державой.

Лидер : У Цзэтянь (625–705 гг. н.э.)

Как и в большинстве цивилизаций, в Китае на протяжении всей его истории доминировали преимущественно мужчины. До самого последнего времени у женщин практически не было прав, и прямой путь к власти для них был полностью закрыт. Женщина практически не могла добиться титула императора и стать самым могущественным человеком в Китае. Такое за всю историю Поднебесной произошло лишь раз. Исключением из правил стала У Цзэтянь - одна из самых выдающихся властительниц, которую когда-либо видел мир.

Интересный факт : Почти четыре тысячи лет назад, во втором тысячелетии до н.э., в Китае изобрели экзотический десерт, впоследствии названный мороженым. Рецепт лакомства, состоящего из снега, льда и кусочков фруктов, в Европу привез путешественник Марко Поло лишь в начале XIV века.

Особенности

Уникальное умение «Варвары–корсары» : при уничтожении варварского морского юнита есть 50%-я вероятность, что он перейдет на вашу сторону и передаст вам 25 ед. золота.

Уникальные юниты : янычар (заменяет мушкетера), сипах (заменяет улана).

Османская империя образовалась в Анатолии, на территории современной Турции, в начале XIII века и просуществовала шесть столетий. Разросшись, она распространила свою власть на три континента. На вершине могущества она бросила вызов всей Европе и победила. Османская империя завоевала Ближний Восток, Египет и Северную Африку, не говоря уже о Балканах. Она смела с лица земли Византийскую империю. Без сомнения, ее можно поставить в один ряд с Великобританией, Арабским халифатом и Римской империей.

Лидер : Сулейман Великолепный (1494–1566 гг.)

Сулейман I, известный под прозвищами Великолепный, Законодатель и Великий Турок, был исламским халифом и султаном Османской империи. Он взошел на престол в 1520 году и правил до своей смерти в 1566 году. За это время Сулейман существенно расширил территорию Блистательной Порты на страх и зависть лидерам государств Европы, Африки, Азии и Ближнего Востока. К моменту ухода из жизни он был известен во всем мире. В Европе все завидовали его невероятному богатству, а в его великолепной сокровищнице хранилось столько невиданных ценностей, сколько не было ни у кого в истории. Он вызывал восхищение своими военными умениями, его уважали за справедливое обращение с немусульманами. Все - и мусульмане и христиане - были согласны с тем, что Сулейман достоин титула «Великолепный».

Интересный факт : Даже в современной Турции очень сильны традиции гостеприимства. Любой незнакомец, встреченный на пороге дома, как минимум три дня считается «гостем от бога».

Особенности

Уникальное умение «Наследие Ахеменидов» : золотые века длятся на 50% дольше. Юниты получают бонус к перемещению и +10% к атаке и обороне во время золотого века.

Уникальный юнит : бессмертный (заменяет копейщика).

Уникальное здание : двор сатрапа (заменяет банк).

Образовавшаяся в 559 г. до н.э. после успешного восстания против мидян, при Ахеменидах Персидская империя просуществовала около двухсот лет, и все это время она почти со всех сторон была окружена врагами. На вершине своего могущества Персия владела землями от Индии до Египта и Балкан. Ее территории раскинулись на трех континентах, а подданные говорили на десятках языков. В лучшем случае, цари Ахеменидской династии были законодателями, которые милостиво и справедливо обращались с подвластными им народами и старались не вмешиваться во внутренние дела провинций, если те не доставляли им хлопот. К несчастью, им было суждено столкнуться с Александром Великим.

Лидер : Дарий I (550–486 гг. до н.э.)

Сын сатрапа (правителя) Парфии, Дарий I пришел к власти в результате заговора после смерти Камбиса II в 522 году до н.э. Административный гений, в период своего правления Дарий реорганизовал обширную Персидскую империю, существенно увеличив ее мощь и богатство. Кроме того, он возвел в Персии множество великих сооружений. Он строил дороги, изменял систему управления империей, защищал границы своей державы и в целом относился к подданным гораздо лучше, чем другие правители его времени. Дарий не был выдающимся военачальником, однако провел множество успешных кампаний против внутренних и внешних врагов.

Интересный факт : Каспийская лошадь – одна из древнейших пород миниатюрных лошадей в мире, возможно, была выведена персами.

Особенности

Уникальное умение «Слава Рима» : бонус +25% к производству при строительстве зданий (в другом городе), которое уже было построено в столице.

Уникальные юниты : баллиста (заменяет катапульту), легионер (заменяет мечника).

Римская империя - самое выдающееся и дольше всего просуществовавшее государственное образование на Западе. Рим был основан в VIII веке до н.э., а части распавшейся империи продержались до XIV века н.э. Его жители были воинственным народом. На вершине могущества Римская империя покорила большую часть Англии, всю Западную Европу, Северную Африку, Египет, Грецию, Ближний Восток. Именно Рим заложил основы западной культуры, законодательства, искусства, архитектуры, религии, языка и военного дела.

Лидер : Октавиан Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.)

Получивший при рождении имя Гай Октавий, Август стал первым римским императором. Он завершил столетнюю гражданскую войну в Риме и положил начало двухсотлетнему Pax Romana («Римскому миру») - золотому веку римской литературы и культуры. В период долгого правления Августа Рим процветал как никогда раньше, империя превратилась в мощнейшую силу Средиземноморья. Проведенные Августом реформы позволили Риму в течение почти двух сотен лет править всем известным миром без крупных войн и конфликтов. Мало кто из лидеров в истории может похвастаться таким успехом.

Интересный факт : Древний Рим славился своими поварами. Именно они впервые изобрели блюдо, напоминающее современные гамбургеры. Кстати, после званых обедов в Риме было принято уносить с собой остатки еды в специальных сумках.

Особенности

Уникальное умение «Родина-мать» : ресурсы дают +1 к производству, а запасы лошадей, железа и урана удваиваются.

Уникальный юнит : казак (заменяет кавалериста).

Уникальное здание : острог (заменяет казармы).

Уинстон Черчилль однажды сказал: «Россия - окутанная тайной загадка внутри головоломки». Она расположена частично в Азии, частично в Европе, но не отождествляет себя полностью ни с той, ни с другой. Россия сказочно богата природными ресурсами, но сами русские с незапамятных времен живут в вопиющей бедности. Россия пережила нашествия готов, гуннов, татаро-монголов, французов и немцев, не утратив при этом национального характера. Россия успела побывать в зените славы и на грани краха; монархия сменилась коммунистической диктатурой, уступившей место демократии - и все за какие-то сто лет! Несомненно, Россия - одна из самых загадочных и удивительных держав в истории.

Лидер : Екатерина Великая (1729–1796 гг. н.э.)

Екатерина Великая правила в России во второй половине XVIII столетия. За время ее властвования произошло значительное расширение Российской империи: в ее состав были включены, как мирным путем, так и силой оружия, десятки тысяч квадратных километров. Красивая и умная женщина, Екатерина сделала свой двор одним из центров европейского Просвещения. Немка по рождению, она стала одним из величайших правителей в истории России.

Интересный факт : Во времена правления Петра Великого каждый российский дворянин, который желал носить бороду, должен был платить специальный налог.

Особенности

Уникальное умение «Отец народов» : +50% к продовольствию и культуре, которые дарят дружественные полисы.

Уникальные юниты : боевой слон Наресуана (заменяет рыцаря).

Уникальное здание : ват (заменяет университет).

Сиам, который теперь называется Таиландом, расположен в Юго-Восточной Азии. Он граничит с Бирмой (Мьянмой), Лаосом, Камбоджей и Малайзией. За свою богатую историю этот загадочный край темных лесов и древних гор повидал оккупацию и революцию, потоп и голод, рождение и распад империй. На Западе о Сиаме существует довольно идеализированное представление, основанное преимущественно на занимательном, но крайне неточном фильме «Анна и король». Впрочем, реальность интереснее милых фантазий английской гувернантки. На самом деле уникальным достижением сиамского правительства можно считать тот факт, что Сиам - единственное во всей Юго-Восточной Азии государство, ни разу не попавшее под власть западных держав.

Лидер : Рамкамхенг (1240–1298 гг.)

В 1279 году принц по имени Рамкамхенг взошел на трон маленького королевства Сукотай. За следующие двадцать лет военный гений и тонкое дипломатическое чутье позволили ему расширить государственные границы, сделав Сиам влиятельнейшей державой в Юго-Восточной Азии.

Интересный факт : За всю историю прекрасные представительницы Таиланда дважды удостаивались титула «Мисс Вселенная». В 1965 году в конкурсе победила Апасра Хонгсакула, а в 1988 - Портнип Накирунканок.

Особенности

Уникальное умение «Лидер речных пиратов»: получайте в два раза больше золота за уничтожение лагерей варваров и при разграблении городов. Юниты на борту могут защищаться.

Уникальный юнит : конник мандекалу (заменяет рыцаря).

Уникальное здание : глиняная мечеть (заменяет храм).

Империя Сонгай, располагавшаяся в Западной Африке, достигла расцвета в конце XV–XVI веке н.э. Родина сонгаев - область Гао, находившаяся под властью Малийской империи. В начале XIV века Сонгай вернул независимость от Мали, на протяжении двух веков расширял сферу влияния и в итоге превратился в самую могущественную империю в истории Африки. Подобно Ацтекской империи, Сонгай пал перед сравнительно малочисленными захватчиками с гораздо более совершенным вооружением. Это важный урок для всех игроков в Civilization: «Не выходи с ножом против пулеметчиков. Найди автомат и бомбардировщик».

Лидер : Аския (1440–1538 гг. н.э.)

Мухамммед ибн Аби Бакр Туре, также известный под именем Мухаммед I Аския (правил в 1493–1528 годах) превратил центральный регион Западного Судана в единую империю Сонгай, самую большую в африканской истории. И хотя он провел множество военных кампаний, помнят его, в первую очередь, благодаря преобразованиям, обеспечившим Сонгаю стабильность и процветание. Его правление стало золотым веком религии и науки в Западной Африке.

Интересный факт : Согласно легенде народ сонгаи долгие годы жил под властью Духа вод, до тех пор пока чужеземец, пришедший из Йемена, не победил чудовище. Он стал первым правителем империи и основателем династии Дья.

Особенности

Уникальное умение «Старый порядок» : культура +1 в каждом городе до изобретения парового двигателя.

Уникальные юниты : легионер иностранного легиона (заменяет пехотинца), французский мушкетер (заменяет мушкетера).

Франция граничит с шестью (или семью, смотря как считать) странами, с Атлантическим океаном, проливом Ла-Манш и Средиземным морем и издавна играет важную политическую, военную и культурную роль в Западном мире.

Зенита военной мощи страна достигла при Наполеоне Бонапарте, после катаклизмов Великой французской революции. В течение десяти лет Франция в одиночку сражалась со всеми государствами Европы, и ее армии одержали множество великих побед. Хотя в итоге она потерпела поражение, Наполеоновские войны по-прежнему дают множество примеров блестящей тактики и стратегии.

Сегодня Франция - одна из ведущих стран Евросоюза. Она остается одним из важных культурных центров мира. Французское вино, кулинария и искусство покорили весь мир, чего так и не смог добиться Наполеон.

Лидер : Наполеон Бонапарт (1769–1821 гг.)

Невозможно переоценить военный гений Наполеона Бонапарта. Он перемещал свои армии с поразительной быстротой, и всегда знал, где именно нанести удар, чтобы причинить наибольший урон вражеской армии. Во внутренних делах он был прекрасным и одаренным правителем, при котором Франция процветала, достигнув пика своего влияния в мире (пока постоянные войны не истощили силы народа и его волю к борьбе). Всегда ориентировавшийся на армию, Наполеон не смог создать боеспособный флот, что не позволило ему оспорить господство Англии на море - в итоге это и погубило его. Если бы Европа и Англия были бы соединены сушей, на Пикадилли, возможно, говорили бы по-французски.

Интересный факт : Каждое лето больше сотни лучших велогонщиков мира собираются во Франции для участия в самой престижной мировой гонке Тур де Франс. Полная длина трассы составляет от 3–4 тысячи километров, а продолжительность гонки – 21 день.

Особенности

Уникальное умение «Бусидо» : исходные показатели атаки и обороны сохраняются даже у раненого юнита.

Уникальные юниты : самурай (заменяет мечника с длинным мечом), «Зеро» (заменяет истребитель).

Большую часть своей истории Япония представляла собой множество мелких княжеств, которые тратили все силы на борьбу друг с другом. Предательство, обман, удары в спину и убийства были обычными методами достижения цели для политики тех времен. Насилие привело к появлению самураев - класса профессиональных бойцов. Войны прекратились лишь после того, как Ода Нобунага и его наследники объединили страну в XVI–XVII веках.

В XX веке Япония пережила катастрофические последствия Второй мировой войны, атомные бомбардировки и оккупацию западными державами. Сегодня эта страна - один из экономических и культурных центров мира.

Лидер : Ода Нобунага (1534–1582 гг.)

Ода Нобунага, японский феодал XVI века, был прекрасным полководцем и хитрым политиком, равно как и приверженцем новых технологий. Нобунага сумел добиться власти над почти половиной территории феодальной Японии. Два его соратника - Тоётоми Хидэёси и Токугава Изясу - завершили начатое Нобунагой дело и объединили всю Японию. Живя в жестокое время, Нобунага был беспощадным человеком. Но помогая объединить Японию, он положил конец войнам, которые опустошали страну больше столетия.

Интересный факт : В Японии находится самый длинный подвесной мост в мире Акаси-Кайкё, соединяющий города Кобе и Авадзи. Он был открыт в 1998 году, его длина составляет 3911 метров. Акаси-Кайкё в полтора раза длиннее знаменитого моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско и в четыре раза - Бруклинского.

Этот мод - улучшенная версия выложенного мной ранее мода "Promotions Addon".

Promotions+ - мод, который добавляет 10 новых повышений и изменяет около 20 уже существующих, а также вносит коррективы в некоторые институты, чудеса а также правит всякие мелочи.

ВНИМАНИЕ. Мод заменяет существующие файлы игры, а не подключается, как другие моды - и не говорите, что я вас не предупреждал.
Мод работает только с чистой версией игры Цивилизация 5 - Brave New World. После установки мода уже можно подключать любые другие моды.
Установка: распаковать архив в папку с игрой, согласиться с заменой файлов.

Что изменяет мод:
1 . Четыре новых уровневых повышения для юнитов дальнего боя. Увеличивают дальность, защиту от дальних атак, начиная с 2 уровня повышения добавляют дополнительную атаку, а также что-то еще. На 4 уровне этого повышения любой дальнобойный юнит представляет собой грозную опасность, особенно учитывая его отличную защиту от дальних атак. Тем не менее, юнитами ближнего боя даже эти мегастрелки выносятся элементарно. Повышение доступно всем стрелковым юнитам - в том числе осадным, морским судам и подлодкам.

2 . Одно повышение на движение для практически всех юнитов (+блицкриг и логистика, доступные после него). Снимает штрафы, добавляет перемещение и делает что-то еще. Внимание: при принятии Автократии и Блицкрига юниты автоматически получат сразу два повышения - это и сам блицкриг.

3 . Пять новых уровневых повышений для юнитов ближнего боя, в т.ч. морские суда и вертолеты. Пропорционально увеличивают атаку и защиту, начиная с 3 уровня добавляют дополнительную атаку, а на 4 или 5 - полную блиц-атаку, ну и что-то еще. На последнем уровне повышения можно захватывать вражеские юниты после победы с определенным шансом, а также лечиться за счет побед.

4 . Изменены многие обычные повышения и открыты для выбора некоторые специфические, такие как Рога бизона или Мистический клинок. Логистика, например, дает дополнительную атаку вместо движения. В основном были затронуты самые адекватные повышения, а всякие бесполезные типа +% атаки на холмах или равнинах оставлены в покое.

5 . Изменены несколько чудес: Альгамбра теперь дает +15 ОО, Браденбургские ворота могут строиться по 1 на цивилизацию и тоже дают +15 ОО, а также Пентагон, который тоже дает +15 ОО. Итого, при наличии всех строений, дающих опыт в ОДНОМ ГОРОДЕ, Автократии с ее +15 ОО, новый юнит в этом городе получит 105 опыта (4й уровень, до 5 - еще 15 опыта).

6 . Изменены институты Чести - их принятие будет слегка увеличивать счастье цивилизации.

7 . Рабочие теперь имеют 4 хода вместо 2.

8 . Что-то еще... куча мелких правок баланса, и да - ИИ теперь будет строить свои города минимум в 4 клетках друг от друга. 5 поставить нельзя - ИИ тупит крайне сильно, а с 4 хотя бы не будет лепить каждые 3 клетки, как в оригинале.

Внимание. Дальнобойные юниты ИИ НЕ БУДУТ стрелять более одного раза. Связано с логикой ИИ, ручной правкой не изменить. Что, собственно, делает игрока куда круче просто за счет множественных атак. При разработке мода данный нюанс в расчет не принимался, поскольку автор, то бишь я, не думал о том, что умные разработчики допустят подобную халтуру. ИИ предпочитает прокачивать свои юниты на всякие плюсы к атаке на холмах и равнинах, так что если игрок будет прокачивать повышения мода, его юниты будут определенно круче.

Во время войны в Civilization V мы постоянно сталкиваемся не только с управлением тактической составляющей войск, но и с их обучением. Каждый юнит можно улучшить за опыт, приобретаемый в бою. А каждый тип юнита обладает уникальными ветками перков, которые можно прокачивать в ходе боев.

На этом закончим со вводными банальностями и перейдем к материалу, который может быть полезен не только новичкам в Циве. В этой статье я постараюсь подробно рассмотреть следующие моменты:

  1. Количество опыта, необходимого для повышения юнитов на каждом из доступных уровней.
  2. Ограничения на получение опыта юнитами.
  3. Ветки развития различных типов войск и личные комментарии к их использованию.

Количество опыта

Первый вопрос, который должен задать себе цивилизатор: как получается опыт и в каком объеме?
Если ответ на вопрос «как» большинству известен — в боевых действиях между юнитами — то ответ на вопрос «в каком объеме» уже не так прост.

  • Атака (юнит ближнего боя): 5 EXP;
  • Защита против юнита ближнего боя: 4 EXP;
  • Атака (юнит дальнего боя): 2 EXP;
  • Защита против юнита дальнего боя: 2 EXP.

Разнообразие не большое, но оно присутствует.

Еще один способ получать опыт и прокачки — специальные здания:

  • Казармы: +15 EXP;
  • Оружейная: +15 EXP;
  • Военная академия: +15 EXP;
  • Царская библиотека (только Ассирия) с шедевром живописи: +15 EXP;
  • Панская конюшня (только Польша): +15 EXP для верховых отрядов;
  • Героический Эпос (Национальное Чудо, требует Казармы во всех городах): +15 EXP;
  • Бранденбургские Ворота (Чудо Света): +15 EXP.

Также имейте ввиду, что социальная политика «Военные традиции» (левая ветка в социальном институте «Честь») увеличит количество поступающего опыта в боях на 50%.

Обратите внимание: бонус распространяется только на боевой опыт, на опыт от зданий не действует.

Как только мы узнали способы получения опыта, встает резонный вопрос: сколько опыта нужно для повышений юнита?

Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Опыт с предыдущего уровня 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Всего опыта до уровня 0 10 30 60 100 150 210 280 360 450

Единственное исключение — цивилизация Зулусов, которая за счет своего бонуса уменьшает количество опыта для каждого уровня на 25%:

Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Опыт с предыдущего уровня 0 8 15 22 30 38 45 52 60 68
Всего опыта до уровня 0 8 23 45 75 113 158 210 270 338

Ограничения на получение опыта

Таких ситуаций всего две:

  1. Ваш юнит получил 10 уровень. Дальнейшее продвижение по «карьерной лестнице» не предусмотрено игрой.
  2. Ваш юнит получил 3 уровень и атакует варваров. Варвары не дают ни одному юниту больше 30 EXP, следовательно, дальнейшая прокачка на них невозможна. Но вы все еще можете прокачивать на варварах своих «новобранцев».

Развитие юнитов по типам войск

Теперь, пожалуй, самое интересное.
Разберем все возможные для взятия перки по классам юнитов. Здесь мы не будем разбирать особенные типы прокачек (как, например, прокачки зулусской «Иканды» или индонезийских мечников с крисом), только общие, типовые ветки развития.

Юниты ближнего боя:

Эта группа — самая многочисленная и наиболее разветвленная по перкам.

Чаще всего, в игре мы сталкиваемся только с прокачками на «плоскую» и пересеченную местность (центральная часть схемы), плюс часто используем «Моментальное исцеление», дающее +50 HP нашему раненному отряду.

Но если копнуть глубже, то мы увидим, что за обычными возможностями кроются более интересные.
Например, когда у нашего отряда уже есть 1 прокачка на «плоскую» или пересеченную местность, то он может:

  • стать медиком: позволить окружающим юнитам (и себе самому) лечить на 5 НР в ход больше; если прокачать способность «Медик» еще раз, то юнит сможет восстанавливать дополнительные 5 НР вне дружественной территории;
  • стать разведчиком: увеличить обзор на 1 клетку;
  • стать десантником: избежать штрафов при атаке через реку и при высадке с моря;
  • увеличить защиту от дальнобойных атак: на +33% за каждый из двух уровней этой прокачки.

Если мы продолжим прокачку по одной ветке, а не будем пытаться сделать «универсального бойца» на всех типах местности, то на втором уровне «плоской» или пересеченной местности юнит получит еще больше возможностей:

  • бонус против кавалерии: +33% за каждый из двух уровней прокачки;
  • бонус против танковых отрядов: +33% за каждый из двух уровней прокачки;
  • бонус при атаке городов: +50% к силе;
  • бонус против раненных юнитов: +33% к силе.

Если и на этом мы не остановим прокачку по одной ветке, то на третьем уровне «плоской» или пересеченной местности юнит получит следующие возможности:

  • бонус к перемещению по лесам и джунглям: удвоенное перемещение;
  • автоматическое исцеление каждый ход, вне зависимости от действий юнита (+15 НР);
  • дополнительное ОП (очко передвижения);
  • дополнительная атака в ход.

Вывод по юнитам ближнего боя: если нет необходимости постоянно спасать юниты «Моментальным исцелением», то можно получить значительно более эффективные отряды без увеличения затрат золота на их содержание; рекомендуется прокачка по одному типу местности до 3 уровня для получения максимальных бонусов на следующих уровнях.

Юниты дальнего боя:

Как видим, разнообразие прокачек для дальнобойных юнитов значительно меньше. Тем не менее, их возможности все еще могут удивлять.

Для первых уровней прокачки по местности доступен бонус «Прикрытия» , уменьшающий урон от дальнобойных атак по самому отряду. Полезно при затянувшихся перестрелках между дальнобойными юнитами.

Для артиллерийских отрядов на этом уровне дополнительно доступна прокачка на +50% урона по городам , что значительно упрощает их захват.

На вторых уровнях прокачки по местности доступно исцеление отрядов независимо от предпринятых действий (+15 НР за ход).

На третьих уровнях прокачки по местности доступна «Логистика» (дополнительная атака в ход) и «Радиус» (+1 к радиусу обстрела). Обе эти способности делают ваши дальнобойные отряды вдвое эффективнее.

Вывод по юнитам дальнего боя: поскольку юниты данного типа должно быть легче отводить с линии огня/атаки, прокачивать их еще важнее и приоритетнее, чем юниты ближнего боя. При хорошей огневой поддержке вы сможете переломить ход любого сражения.

Морские юниты ближнего боя:

Небольшая вариативность окупается высокой полезностью большинства перков этой ветки. Здесь уже нет прокачек на местность, их заменяют специализации на атаку других кораблей и городов.

Бонусные перки для 1, 2 и 3 уровня прокачки «на корабли» и «на города» ничем не отличаются:

  • для первых уровней — +1 ОП или +1 радиус обзора;
  • для вторых уровней — «Снабжение» (возможность лечиться за границами своей империи по +15 НР за ход);
  • для третьих уровней — «Логистика» (+1 атака в ход).

Вывод по морским юнитам ближнего боя: если нет необходимости в постоянном «Моментальном лечении» (а такая необходимость может возникнуть из-за того, что лечиться сами на нейтральной территории корабли не могут), то повышения «Снабжение» и «Логистика» позволят многократно увеличить эффективность каждого морского юнита ближнего боя.

Морские юниты дальнего боя:

Для этого типа базовыми являются прокачки по специализациям на сухопутные и морские юниты.

При этом вариативность, по сравнению с морскими юнитами ближнего боя, немного возрастает.

Здесь можно взять не только +1 ОП, +1 радиус обзора, «Снабжение» и «Логистику», но и +1 радиус обстрела (для второго уровня специализации).

Также здесь присутствуют уникальные ветки для Субмарин и Авианосцев.

Для субмарин предпочтительнее их уникальные прокачки «Волчья стая» увеличивающие атаку на +25% за каждый уровень повышения.

Для Авианосцев доступна дополнительная защита или увеличение количества перевозимых самолетов. Здесь выбор весьма ситуативен. Если нужно пробиться через вражеский флот и скинуть атомную бомбу, то лучше обезопаситься броней. Если же вашим войскам нужно подкрепление с моря в виде большого количества самолетов, то эффективнее увеличить количество переносимых каждым авианосцем юнитов.

Военно-воздушные силы:

Данный тип войск реже всего страдает необходимостью применения «Моментального исцеления», поэтому количеству прокачек самолетов часто могут позавидовать даже закаленные сухопутные/морские отряды.

Прежде всего, следует понимать, что все юниты ВВС подразделяются на два подтипа: истребители и бомбардировщики .
Каждый из этих подтипов имеет по две основные специализации, плюс две дополнительные — для морских и танковых отрядов.

Специализации истребителей: «Перехват» (+33% при перехвате вражеской авиации за каждый из 3 уровней прокачки) и «Воздушный бой» (+33% к «Зачистке неба» — действие против вражеских истребителей — за каждый из 3 уровней прокачки).

Специализации бомбардировщиков: «Бомбардировка» (+33% к силе атаки сухопутных юнитов за каждый из 3 уровней прокачки) и «Осада» (+33% к силе атаки городов за каждый из 3 уровней прокачки)

Общими для истребителей и бомбардировщиков являются прокачки на радиус действия (+2 клетки) и автоматическую починку (+20 НР в ход, вне зависимости от произведенных действий).

Уникальный перк истребителей: «Вылет» (дополнительный перехват в ход).

Уникальные перки бомбардировщиков: «Уклонение» (сокращение урона от перехвата истребителями на 50%) и «Логистика» (+1 атака в ход).

Общие выводы

Опыт — ценнейший ресурс каждого отряда в Civilization V.

Как расходовать этот ресурс — дело каждого игрока, поскольку игровые ситуации бывают разными. Когда-то нужно спасти юнит «Моментальным исцелением», а когда-то — увести раненного с линии огня и прокачать определенный перк, чтобы через несколько ходов вернуть в бой с удвоенной эффективностью.

Цель этой статьи — лишь раскрыть и систематизировать все возможности по прокачке юнитов, ибо научить каждого действовать в любой непредвиденной ситуации невозможно.