Психологический час "игры по профориентации". Игры и упражнения в профессиональной ориентации

В игре учащимся дается возможность познакомиться с содержанием работы профессий следователя, биолога, писателя, журналиста, актрисы,продавца и испытать себя в профессиональных пробах

МОУ ИРМО «Марковская СОШ» р.п.Маркова, Иркутский район, Иркутской области, 2017 год

Конспект разработки внеклассного мероприятия

«Игра - путешествие в мир профессий»

(для учащихся начальных классов)

Составила: педагог-психолог

Галина Викторовна Откидач

Цель : ранняя профориентация; обогащение представлений о мире профессий.

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления,

артистических способностей, навыков речевой культуры, умения грамотно строить предложения;

Развитие мотивации познавательной деятельности;

Активизация и расширение словарного запаса.

Подготовка к занятию:

Раздаточный материал:

Буквы алфавита на листочке,

Картинки следователя,

Скороговорки,

Карточки с заданием изобразить кого-то,

Текст на проверку памяти,

Бланки для жюри,

Призы для награждения.

Действующие лица и исполнители (играют старшеклассники): Ведущий, Продавец, Следователь, Писатель, Биолог, Актриса, Журналист, члены жюри

Ход игры:

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!

Поэт Владимир Маяковский написал стихотворение:

У меня растут года, будет мне 17,

кем работать мне тогда?

Чем мне заниматься?

Наверное, каждый из вас тоже не раз задумывался о своей будущей профессии, кем он хочет стать?

Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в игре - путешествии в мир профессий. В нашей игре вы познакомитесь с представителями нескольких профессий. Эти люди расскажут вам о своей профессии и предложат проверить, есть ли у вас способности к ней.

Для игры нам нужно распределиться на 3 команды. Каждая команда займет место за разными столами.

Распределение по командам

Игра будет проходить в форме соревнований. Для оценивания выполнения заданий будет работать жюри.

Представление жюри

Для начала, каждой команде нужно придумать название

Итак, знакомство с профессиями начинается. И команды получают первое задание:

У каждой команды есть листочек, на нем- алфавит. Вам нужно придумать названия профессий на каждую букву алфавита за 3 минуты.

Работа команд

Листочки сдаются на проверку жюри.

Ведущий :

Жюри оценивает вашу работу, а нам пришло время знакомиться с профессионалами.

Сейчас о своей профессии расскажет Продавец

Продавец:

Продавец - это профессия, связанная с продажей товаров населению, оказанием помощи покупателю в выборе товаров. Продавцу нужно уметь хорошо считать, быть внимательным.

Общаясь с покупателями, продавец должен уметь выслушать их, чтобы получить ясное представление о том, что они хотят приобрести. Порой покупатель не может выразить свое желание должным образом. В этом случае продавцу приходится применять логическое мышление, чтобы догадаться, что требуется его клиенту.

Представьте, что к вам в магазин зашел рассеянный покупатель, который, забыл как называются продукты. Поэтому он дает их описание, а вы должны быстро, не задумываясь, ответить, что он хочет приобрести.

Задание «Что хотел купить покупатель?»

Зеленый, продолговатый, сочный —

Сладкое, сливочное, холодное —

Белое, парное, коровье —

Круглое, душистое, антоновское —

Красный, сочный, круглый —

Зеленый, хрустящий, малосольный —

Вкусный, алый, сочный —

Атлантическая, жирная, малосоленая —

Мелкая, черная, зернистая —

Ответы оценивает - жюри

А сейчас вас приветствует Следователь

Следователь :

Следователь - это человек, который собирает и проверяет доказательства при расследовании преступлений.

Как вы думаете, какие учебные предметы необходимо знать будущему следователю?

Для следователя очень важно иметь высокий уровень развития внимания, хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать.

Задание «Что украли воры?»

Для проверки этих способностей учащимся предоставляется возможность «расследовать» дело. Вы получите фото с изображениями преступления. Детям дается фото № 1(в приложении)

Вам нужно внимательно рассмотреть картинку и все запомнить.

В доме произошла кража.

Фото № 1 забирается, дается фото № 2(в приложении)

Необходимо составить опись украденного. Записать на листе все, что украдено.

(Сравнение двух картинок и нахождение недостающих предметов.)

Листочки с ответами - жюри

Пока жюри подводят итоги, я с вами поиграю.

Игра «Тыт-тыр пулемет»

Сейчас свою профессию представит Писатель

Писатель:

Благодаря писателю мы можем безгранично много узнать и о нашем прошлом, и о нашем настоящем и даже заглянуть в будущее. Про хорошего писателя говорят, что он красноречив. Это значит, что писатель имеет богатый словарный запас и умеет грамотно строить предложения.

Давайте попробуем проверить ваш словарный запас.

Задание: Составьте несколько предложений, где каждое слово начинается на одну из четырех букв «М, В, К, С»(нужно записать на листе)

Задание на умение грамотно строить предложения.

В каждом предложении обычно слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Попробуйте в следующих предложениях (раздаются листочки с наборами слов) найти первоначальный смысл, переставив слова местами, причем нельзя использовать дополнительные слова и оставлять «лишние» слова, но можно менять окончания. (Записать на листе)

— Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировать, и, отвертка.

— Кошки, сидеть, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотреть, диван, сиамский.

— Сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, розовый, большой.

Ваши листочки сдаем жюри на проверку

О своей профессии пришел рассказать Биолог

Биолог:

Биолог занимается изучением живой природы, изучает строение растений и животных, их происхождение, что они делают, где жили или живут, чем питаются. Его внимание сосредоточено на животном и растительном мире.

Для биолога очень важно быть наблюдательным.

Биолог может оказываться в таких ситуациях, когда ему приходится быстро принимать важные решения. Он должен обладать хорошей реакцией.

Задание «Скорость реакции»

Каждая команда получает по 5 вопросов. Устные ответы.

  1. Когда цветет ландыш? (Весной.)
  2. Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль.)
  3. Сколько ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (7)
  4. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
  5. Тюрьма для птиц. (Клетка.)_________________________________________________
  6. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
  7. Растение, похожее на ежа. (Кактус.)
  8. Не огонь, а жжется. Что это? (Крапива.)
  9. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет (Комар.)
  10. И дорожная разметка, и название животного (Зебра.)____________________________
  11. Какая птица яиц не несет, а из них выводится? (Петух.)
  12. Рыба с усами. (Сом.)
  13. Цветок, лысеющий на ветру (Одуванчик.)
  14. Кто ухает в лесу ночью? (Филин.)
  15. Ворон летит, собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Да .)

Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами поиграем.

Игра «Слон» (Ящики, хрящики, потащили)

Ребята, а сейчас у нас в гостях Актриса

Актриса:

Актер играет роли, или, другими словами, создает образы персонажей литературных произведений на сцене или съемочной площадке.

Актер должен обладать хорошей зрительной памятью, иметь четкую речь и правильно говорить.

Приглашаются 2 участника от каждой команды

Задание 1.»Произнеси скороговорку » Потренироваться и произнести скороговорку 3 раза подряд.

  • Пароль — «орел».
  • Осип охрип, Архип осип.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Везет Санька Соньку на санках.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Шишкой Сашка шапку сшиб.
  • Маляр Шурик мешал сурик.
  • Ткет ткач ткани на платке Тане.
  • Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось, у того, кто тренируется, все получится.

Задание 2 «Прием в театральное училище »

Приглашается 2 участника

Разумеется, актер должен обладать артистическими способностями, то есть умением «вживаться» в любые роли, актер должен быть очень наблюдательным. Проверить эту способность можно с помощью следующей игры. Вам нужно вытянуть карточку. Что написано на листочке, не называть.

Исполняющие роли должны вести себя так, чтобы другие догадались, кто они такие (изобразить, что написано на их карточках).

Жюри подводит итоги

И еще один представитель профессии - Журналист

Журналист:

Журналисты занимаются поиском наиболее интересных и важных событий, происходящих в мире, для того чтобы рассказать о них устно или письменно в средствах массовой информации — в газетах, журналах, на телевидении или радио.

Журналисту нужна хорошая слуховая память, чтобы запоминать многое из того, что говорят ему люди.

Задание «Слуховая память»

Внимательно прослушайте один раз текст, а затем ответьте на вопросы.

«Однажды в начале весны Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки Вани. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка — по счету восьмая от конца. Дедушка был очень рад встрече с внуком».

Вопросы командам (по 2)

  1. Как будут называть мальчика, когда он станет взрослым?
  2. Чьим отцом был дедушка Ваня — папиным или маминым?
  3. Поезд отправлялся в 7 часов?
  4. С какого вокзала семья отправилась в дорогу?
  5. На какой по счету остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок?
  6. Дело было зимой?

Трудно было сразу запомнить информацию?

Теперь вы знаете свои вопросы, а я повторю рассказ еще раз и снова спрошу вас.

Пока жюри оценивает ответы команд, давайте поиграем.

Игра «Сей-сей-хоре»

Жюри подводит итоги. Награждает всех участников игры.

Ведущий : приглашаем всех закончить наше путешествие в мир профессий игрой. Игра «У дяди Томаса»

Список литературы:

Галина Семенова. «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» «Школьный психолог» № 10,18, 21/2004

Приложения:

Игра «Тыт-тыр пулемет»

Все участники произносят слова, сопровождая их движениями.

"Тыр - тыр, пулемёт, (держат обеими руками ручки "пулемёта")

Выше, выше, самолёт, (рука движется снизу вверх наискосок)

Бац! - артиллерия, (хлопок)

Скачет кавалерия, (одной рукой машут воображаемой шашкой над головой)

Танки шинами шуршат (трение ладошек друг о друга)

и подлодки вдаль глядят (одна рука козырьком приставлена к глазам)

Игра «Слон»

Еще одна забавная игра для возраста 9-12 лет называется «Слон». Ведущий спрашивает у детей: «Вы знаете, как чихает слон? А хотите узнать?»

Зал делится на три равные части, и каждая группа разучивает свое слово:

первая группа - ящики;

вторая группа - хрящики;

третья группа - потащили.

И затем по взмаху руки ведущего все дети кричат одновременно, но каждая группа кричит свое слово. «Вот так чихает слон!»

Игра «Сей-сей-хоре»

Сей-сей-хоре (похлопывают себя по коленям одновременно двумя руками - 2 раза на слова «сей-сей», на слово «хоре» перекрещенными руками касаемся плеч)

Сей-сей-хоре (повторяем те же движения)

Сей-сей-хоре-са (повторяем, а на «са» -руки, согнутые в локтях поднимаем вверх)

Сей-сей-хоре-са (те же движения)

О чи-чи-мака (руки вперед на уровне плеч, делаем круговые движения тазом в такт словам)

Мака-мака-мака-мака (движения тазом вправо, влево, вправо, влево)

Темп ускоряем

Игра «У дяди Томаса»

У дяди Томаса семь сыновей,

Семь сыновей у дяди Томаса.

Они не ели, они не пили.

И не скучали никогда.

Правая рука. (играющие выбрасывают перед собой правую руку и в такт мелодии покачивая ее, повторяют песню). Так поочередно после каждого куплета выбрасывается правая и левая рука, правая и левая нога притоптывают в такт мелодии, затем движения правым и левым плечом, правым и левым глазом. Игра заканчивается следующим образом:

У дяди Томаса семь сыновей,

Семь сыновей у дяди Томаса.

Они не ели, они не пили.

И не скучали никогда.

Правая рука,

Левая рука,

Правая нога,

Левая нога,

Правое плечо,

Левое плечо,

Правый глаз,

Левый глаз.

И голова(играющие кладут руки на голову). ВСЁ!

1. Организационные особенности профориентационных игр и основные требования к проведению

В настоящее время у педагогов и психологов вызывает возрастающий интерес использование игровых методов, которые направлены на активизацию школьников в профессиональном самоопределении.

Профориентационная игра строится с опорой на общую схему построения личного профессионального плана (ЛПП).

Схема построения личного профессионального плана

1. Общее представление о роли труда в достижении личного счастья (ценностно-нравственный компонент ЛПП).

2. Дальняя профессиональная цель (мечта) и ее согласованность с другими целями жизни.

3. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

4. Резервные варианты как возможные пути движения к дальней цели.

5. Познание выделенных целей (особенности профессий, учебные заведения).

6. Знание своих возможностей для достижения дальних и ближних целей.

7. Знание путей подготовки к достижению целей и способов работы над собой.

8. Реальная подготовка к достижению целей.

Общая схема построения профориентационных игр

1. Цель игры как результат, прогнозируемый профконсультантом в ситуации принятия решения о выборе профессии оптантом.

2. Условия проведения игры (возраст, количество участников, время проведения игры).

3. Материалы и оборудование, необходимые для проведения игры.

4. Этапы игры - последовательное изложение ролей ведущего и участников по достижению ими целей игры.

5. Комментарии, где рассматриваются дополнения, разъяснения для ведущего по подготовке и проведению данной игры по реализации основных ее целей.

Требования к ведущему

1. Информированность в профориентационной проблематике.

2. Профессиональный такт.

3. Поддержка интересных высказываний участников, не только словом, но и мимикой, жестом, взглядом.

4. Уверенность в том, что игра пройдет интересно.

5. Умелость, риск по совершенствованию игровых ситуаций.

6. Поддержание оптимального уровня игровой дисциплины.

Правила проведения, обсуждения игры (для ведущего)

1. Создайте доверительный, доброжелательный настрой на игру.

2. Строго контролируйте время выступления участников игры.

3. Не вмешивайтесь в обсуждение игры, а лишь организуйте его.

4. Следите за культурой обсуждения, динамикой игры ее участников.

5. Время от времени подводите итоги обсуждения, обобщив главные мысли участников.

Правила проведения, обсуждения игры (для участников)

1. Добровольно принимай участие в ходе игры (не хочешь говорить - сообщи об этом).

2. Смело говори то, что соответствует твоему мнению, чувствам.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Уважай мнение каждого человека.

5. Не давай негативных, личностных оценок в адрес других участников.

6. Критикуя других, предлагай свои варианты выхода из создавшейся ситуации.

7. Помни - нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Есть ответы, которые соответствуют твоему мнению или мнению остальных участников.

8. При обсуждении игры воспользуйся следующими репликами, которые начинаются так:

Я считаю, что...

Я с тобой согласен, но...

На мой взгляд необходимо...

Я бы сказал по-другому...

По-моему, надо сделать так...

Может быть, на это стоит посмотреть по-другому...

Если...то возможно выход будет таким...

Среди положительных моментов игрового метода можно отметить:

возможность для участника игры увидеть целостность проблемы, ее наиболее существенные аспекты; в игре происходит более творческое овладение изучаемым материалом, приобретаются навыки принятия решения, происходит овладение ролевым поведением и др.

К общим недостаткам игр можно отнести следующие: трудность подачи в игре большого информационного материала - здесь игра явно уступает лекциям и индивидуальным беседам; не все воспринимают игру серьезно, что затрудняет перенос результатов игры в реальную жизнь и т.п.

Чисто информационные задачи целесообразно решать на лекциях, в беседах. Необходимый минимум информационной готовности к игре может быть достигнут на предварительных занятиях. В самой игре эффективней использовать уже имеющиеся у оптантов знания или представления. Задача ведущего - привести эти знания в систему, чтобы ими можно было воспользоваться при решении вопросов, связанных с выбором профессии.

Способы оценки эффективности профориентационной игры

Обратная связь - это оценка участниками эффективности и результативности профориентационных игр, которая помогает профконсультанту обратить внимание на свою работу, чтобы в дальнейшем корректировать и совершенствовать ее, приобщает к сотрудничеству с учащимися, превращая их из пассивных объектов воздействия в активных субъектов выбора профессии.

Одним из таких способов обратной связи, рассчитанным на учащихся 9-11-х классов является оценка игры по следующим параметрам в баллах:

1) интересность;

2) полезность (что узнали нового, как изменились ваши представления об известном и т.д.);

3) собственная активность в игре.

Ведущий предлагает участникам на листочках оценить данное занятие по 10-балльной системе. После оценки участники должны обосновать свои ответы и дать свои предложения по совершенствованию этой игры.

Листочки сдаются ведущему, который подсчитывает средний балл для всех игроков по трем параметрам, процент обоснованных ответов от общего числа и анализирует результаты, сопоставляет со своими наблюдениями и учитывает их в дальнейшей работе.

Для оценки эффективности профориентационных игр учащимися 7-9-х классов ведущий может использовать другой способ - "Красный, Желтый, Синий". Для его проведения необходимы карточки красного, желтого, синего цветов (по количеству участников). При ответе игроки поднимают карточку с цветом, соответствующим их оценке: красная - понятно, интересно; желтая -безразлично, все равно; синяя - непонятно, неинтересно.

Условно игры можно разделить на группы:

Профориентационные игровые упражнения;

Игры, моделирующие профессиональную деятельность;

Игры, моделирующие процесс выбора профессии;

Игры, моделирующие профессиональную деятельность и процесс выбора профессии.

2. Описание профориентационных игр и упражнений 2.1. Профориентационные игровые упражнения

Профориентационные игровые упражнения используются для создания непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы профконсультанта и оптантов, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Профориентационные игровые упражнения более просты и динамичны по сравнению с профориентационными играми.

Особенностью предлагаемых упражнений является то, что их можно использовать при проведении групповых профессиональных консультаций 1 уровня, в лекциях и беседах по выбору профессии.

При их проведении важно соблюдать следующие условия:

    обеспечивать их динамичность;

    акцентировать внимание не на ошибках (неудачах) какого-либо игрока, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

    соблюдать принцип добровольного участия в игровых заданиях;

    простое игровое упражнение проигрывать не более 3-5 раз, иначе участники потеряют к нему интерес;

    ведущий должен давать возможность проявить себя игрокам, поменьше высказываясь сам;

    при планировании игрового занятия необходимо иметь несколько "запасных" игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что предложено первоначально;

    не следует стремиться подводить итог каждому игровому упражнению, т.к. более важным является эффект последействия, когда участники сами осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может быть, даже откроют истину.

2.1.1. Упражнение "Кто это создал?"

Ведущий предлагает участникам назвать профессии всех людей, которые участвовали в изготовлении продукта любого производства (хлеба, одежды, книги, часов, ключа и т.д.), опираясь на свой опыт и фантазию. Например, кто помогал сахарной свекле вырасти и превратиться в сладкий сахар -путешественник, земледелец, семеновод, агроном, овощевод, тракторист, шофер, сортировщик, мойщик свеклы, резчик, химик. Этот список может уточняться и дополняться.

2.1.2. Упражнение "От А до Я"

Участникам предлагается назвать любые профессии на все буквы алфавита. Примерный указатель:

Агроном, адвокат, актер, археолог, архивариус, архитектор........

Библиотекарь, банкир, бульдозерист, бухгалтер, банщик.........

Врач, ветеринар, водитель, водопроводчик..........

Геолог, геодезист, гувернер, гример.........

Дезинфектор, диспетчер, дрессировщик..........

Егерь, естествоиспытатель......

Жонглер, журналист.......

Зубной техник, закройщик........

Искусствовед, инженер, издатель, инспектор, иллюзионист........

Кассир, контролер, кулинар.......

Литейщик, лаборант, летчик, литературовед, логопед...........

Маляр, машинист, механик, менеджер.......

Наладчик, настройщик, наборщик........

Оператор, операционист, обувщик.......

Парикмахер, повар, переводчик, плотник........

Режиссер, регулировщик, радиомеханик.........

Секретарь, стенографистка, суфлер........

Товаровед, танцовщик, театровед.......

Учитель, учетчик, укладчик......

Фармацевт, фотограф, формовщик.....

Художник, хореограф, химик.........

Цветовод, цоколевщик........

Чабан, часовщик, чеканщик...........

Штукатур, штамповщик, швея.........

Экономист, электрик, электронщик........

Ювелир, юрист...........

Языковед........

2.1.3. Упражнение "Пантомима"

Участники делятся на 2 команды и по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы названия каких-нибудь профессий, изображая действия, характерные для работников этой профессии. Задача другой команды - угадать, какая профессия загадана.

2.1.4. Упражнение "Покупатель и продавец"

Участникам предлагается разыграть следующие ситуации:

1. Покупатель капризничает: ему не нравятся все товары, предлагаемые продавцом. Похоже, что ему вообще ничего не нужно купить. Как поведет себя продавец?

2. Продавец верхней одежды помогает выбрать нужную вещь. Покупатель выбирает плащ, который ему совсем не идет. Что делает продавец в этом случае?

3. Приходит раздраженный покупатель (ему не нравится магазин - слишком тесный, не нравятся продавцы - невоспитанные, невнимательные, не нравятся товары - некрасивые, дорогие и т.п.). Цель продавца - улучшить настроение покупателю и помочь ему сделать покупку.

Можно разыграть одну ситуацию с разными "продавцами", показывающими разные варианты поведения. После оценок ведущий и участники отмечают наиболее удачные варианты.

2.1.5. Упражнение "День из жизни профессионала"

Игроки рассаживаются в круг. Необходимо общими усилиями с помощью слов (имен существительных, нарицательных в именительном падеже) составить рассказ на тему "Обычный день из жизни профессионала" (кого именно, группа определяет сама). В ходе игры по кругу каждый называет слово, характеризующее деятельность этого профессионала так, чтобы получился связный рассказ. Например, день из жизни водителя городского автобуса: будильник - кофе -автопарк - дорога - остановка - дорога - остановка - толпа - давка - поворот -остановка - прокол - телефон - ремонтники - колесо - благодарность и т.п.. При обсуждении выясняется, удалось ли создать цельный рассказ, а также то, насколько оптимистичным или грустным получился этот рассказ и почему так произошло.

2.1.6. Упражнение "Автопортрет"

Каждому играющему следует выдать лист бумаги и карандаш, на котором он должен постараться нарисовать свой автопортрет (крупно одно лицо). Ведущий собирает листы, перемешивает их и раздает участникам. Каждому из них нужно внимательно рассмотреть полученное изображение (отгадывать кто это совсем необязательно) и постараться соотнести его с какой-либо профессией. На обратной стороне участник записывает эту профессию и передает листок соседу справа, а от соседа слева берет новое изображение и проделывает то же самое. Когда все листы пройдут по кругу, ведущий вновь собирает их, показывает каждый всем участникам и зачитывает записанные на обороте профессии (кроме глупого и неприличного). После этого по желанию одного из участников можно обсудить его автопортрет и указанные профессии: соотносятся ли они с его профессиональными интересами? На чем основывались участники игры при подборе профессии?

2.1.7. Упражнение "Кто есть кто?"

Игроки рассаживаются в круг. Ведущий записывает с их помощью на доске 10-15 привлекательных для них профессий. Потом он называет любую из них, а игроки в течении 5-10 сек. пытаются определить, кому из присутствующих ее лучше всего было бы порекомендовать. Затем по команде (хлопку) ведущего все одновременно показывают рукой на соответствующего игрока (или даже на самого себя) и на время замирают, чтобы можно было бы сосчитать, на кого показано больше всего рук. Больше 3-5 профессий из списка не разыгрывать.

2.1.8. Упражнение "Знатоки профессий"

Ведущий предлагает участникам для проверки знаний о мире профессии выполнить следующие задания:

1. Назвать профессию, изменение окончания в названии которой меняет ее содержание? (машинист, машинистка)

2. Из приведенного списка назвать те профессии, которые:

а) почти или совсем исчезли;

б) появились только в 20 веке;

в) появились в последние десятилетия.

Список профессий

Оператор ЭВМ, тракторист-моторист, валеолог, трубочист, редактор, столяр, извозчик, космонавт, врач, летчик, эколог, клоун, педагог, экскурсовод, денщик.

Ответы к заданию 2

а) трубочист, извозчик, денщик;

б) тракторист-моторист, летчик, космонавт;

в) оператор ЭВМ, эколог, валеолог.

2.1.9. Упражнение “Дополни портрет”.

Участникам дается описание профессии, в которой отсутствует какая-нибудь характеристика: значение для общества, трудовые операции, требования к человеку. Задача – определить каких сведений о профессии недостает и дополнить их. При этом участники могут воспользоваться справочной литературой.

Учащаяся 8-го кл. Валя К. сообщила классному руководителю, что хочет быть кондитером. Вот ее рассказ об этой профессии: "Нельзя себе представить праздничного стола без торта, пирожных, печенья или пирожков. И от того, как будут приготовлены торт или пирожные, во многом зависит настроение людей. Поэтому профессия кондитера очень важна и интересна, а самое главное - нужна. Кондитер занимается приготовлением и выпечкой различных видов теста (дрожжевого, слоеного, песочного). В процессе работы он следит за расходом сырья. Кондитер должен знать его основные свойства теста, технологию и режим приготовления изделий, способы их украшения, правила технической эксплуатации оборудования, его регулировку. Условия работы в кондитерских цехах довольны нелегки. Кондитеру приходится трудиться в помещении с высокой температурой, выполнять монотонные движения. Профессию кондитера можно получить в средних ПТУ, а продолжить образование - в средних специальных и высших учебных заведениях ".

Вопросы к участникам:

Какие важные сведения упущены в описании профессии кондитера Валей?

Какие особенности необходимы для успешной работы кондитера?

Какими качествами должен обладать этот работник?

Ответы: в рассказе ничего не сказано о требованиях профессии к человеку.

2.1.10. Упражнение "Ловушки- капканчики"

Играющие садятся в круг. Выбирается участник (водящий), который должен будет выбрать и назвать какую-либо профессиональную цель (овладеть конкретной профессией, добиться в ней успехов). Но для этого ему придется преодолеть выдвигаемые другими игроками преграды (ловушки- капканчики). Все участники в течение 2-3 мин. придумывают возможные, реальные преграды на пути к намеченной цели. Затем каждый участник по очереди называет свою преграду, а водящий находит ее решение, как бы он мог ее преодолеть. После этого предложивший ее обязательно называет свой вариант решения задачи, а все остальные оценивают, какой из двух вариантов оказался более удачным. Ведущий фиксирует ответы на доске. Если большинство вариантов водящего признаны более удачными, то считается, что он способен достичь намеченной цели.

2.1.11. Упражнение "Звездный час-1"

Участники разбиваются на 2-3 команды по 3-5 человек и определяют для себя любую профессию. Задача каждой команды - за 5-10 мин. выделить и написать на листке бумаги 3-5 наиболее привлекательных моментов для данной профессии (значение труда, ее смысл, достоинства). Затем представители команд по очереди сообщают о своем профессиональном выборе, отвечают на вопросы. Можно предложить всем командам одну и ту же профессию, после чего посмотреть, насколько различны представления игроков по данной профессии.

2.1.12. Упражнение "Звездный час-2"

Каждый участник выбирает для себя какую-либо профессию и не называя ее вслух, записывает на листке 2-3 привлекательных момента из этой профессиональной деятельности. Затем выбирается пара игроков-добровольцев, которые должны в течение 5 мин. разыграть сцену беседы двух работников, каждый из которых доказывает другому, что он нашел наибольшее удовлетворение в своей профессии. При этом можно использовать различные высказывания, интонации, манеры поведения, характерные для представителей этих профессий. А остальные игроки должны угадать, какую профессию представлял каждый из участников в паре. Затем выбирается следующая пара игроков и т.д.

2.1.13. Упражнение "Профориентационный словарь"

Участники разбиваются на две команды и получают листки со списком терминов, относящиеся к миру профессий. Задача - обсудить слова-термины в командах и объяснить их значение другой команде. Время на обсуждение одного термина - 1 мин. Команды по очереди обмениваются определениями заданных слов, вносят замечания и дополняют друг друга.

Список 1 Профессия, инструмент, обязанности, условия труда.

Список 2 Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.

2.2. Игры, моделирующие профессиональную деятельность

Данная группа игр направлена на знакомство учащихся с конкретными профессиями, на определение и осознание своих индивидуальных особенностей, а также знакомство с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

Главным игровым моментом является разыгрывание и разрешение различных ситуаций во взаимоотношениях работников друг с другом или с клиентами. Это позволяет выявить особенности профессий, а также способствует формированию у учащихся умения мыслить, рассуждать, делать обобщения.

После разыгрывания ситуаций ведущий может предложить участникам придумать аналогичные сценки для других профессий. Это активизирует имеющиеся знания, побуждает к творчеству, самостоятельному и осознанному выбору профессии.

Если участники затрудняются, то ведущий предлагает им в помощь следующую схему:

1) определить профессию, интересную для участников;

2) определить и уточнить конфликтную ситуацию, типичную для выбранной профессии; 3) конкретизировать роли, условия, правила и обсудить инструкции для главных участников.

2.2.1. Игра "Контакт"

Цель: Игра "Контакт" моделирует профессии типа "Человек-Человек" и может стать эффективным средством в приобретении навыков культуры общения для ее участников. Она направлена также на частичное определение ими своего соответствия конкретным профессиям, так как участие в проблемных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.

Условия проведения игры: Целесообразнее проводить ее со старшеклассниками, хотя возраст участников может варьироваться от 12 до 17 лет. Количество участвующих в игре - 8-10 человек (в зависимости от того, сколько игровых ситуаций предложит ведущий). Максимальное время игры (вместе с разминкой) - 1 час 20 минут.

Материалы и оборудование: Доска, карточки с описаниями ситуаций.

1. Воспитатель детского сада - родители ребенка

Ребенок провинился, воспитатель рассказывает об этом родителям, а они защищают малыша, не вникая в суть дела и считая, что их ребенок просто не может быть неправ. Какова позиция воспитателя?

2. Врач - больной

Молодой врач при посещении больного (пожилого человека) ставит диагноз и предлагает лечение. Но последний имеет медицинское образование и с диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит молодой врач?

3. Оперуполномоченный уголовного розыска - свидетель

По ходу расследования преступления оперуполномоченный уголовного розыска беседует со свидетелем (свидетельницей). Тот говорит неправду (придумайте сами, по какой причине). Как убедить его дать правдивые показания? Попытайтесь это сделать.

4. Стюардесса - авиапассажир

Во время полета пассажир капризничает: ему не нравится обед, принесенный стюардессой, теплая минеральная вода, поданная ею и т.п. Как поведет себя стюардесса в такой ситуации?

5. Учитель - ученик

Ученик - эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения им нового материала.Он рассказывает любопытные, но неизвестные педагогу факты и интересуется его мнением на эту тему. Какой выход можно найти в данной ситуации?

6. Главный редактор газеты - журналист

Журналист приносит главному редактору актуальный материал, но последний понимает, что объем его придется значительно сократить (придумайте по какой причине). Как должен поступить главный редактор, чтобы не обидеть журналиста?

7. Парикмахер - клиент

Клиент заказывает стрижку, которая ему явно не пойдет (придумайте почему). Парикмахер предлагает другой вариант, но тот не согласен. Какую позицию займет парикмахер?

8. Гид-переводчик - иностранный бизнесмен

Гид-переводчик сопровождает группу иностранных бизнесменов из аэропорта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что места в ней не забронированы по вине организаторов поездки. Уставшие иностранцы не понимают, почему им не дают отдохнуть после длительной поездки. Что в такой ситуации может предпринять гид?

Этапы игры:

1. Перед началом игры ведущий спрашивает участников, какие качества характера являются важными для профессий типа "Человек-Человек". Ребята называют, а ведущий подводит итог: общительность, терпение, выдержка, доброжелательность, тактичность, аккуратность, отзывчивость, приветливость, наблюдательность, самостоятельность, спокойствие, самообладание. Успешность деятельности в сфере "Человек-Человек" во многом зависит от умения специалиста контактировать с людьми, слушать и понимать их внутренний мир.

2. Для активизации внимания можно провести с участниками небольшую разминку, которая поможет им вспомнить, какие профессии относятся к типу "Человек-Человек". Разделив для удобства все профессии этого типа на несколько групп (педагогические, юридические, медицинские, профессии сферы обслуживания, культуры), ведущий просит школьников поочередно называть все знакомые им профессии и специальности, относящиеся к этим группам. Например, юридические профессии: прокурор, юрисконсульт, арбитр, судья, адвокат, следователь, оперативный уполномоченный уголовного розыска и т.д.

Ведущий постоянно должен следить, чтобы разминка шла в быстром темпе. Если в процессе перечисления происходит заминка, ведущий начинает счет (подобно тому, как это бывает на аукционе). Выигрывает тот участник, кто

последним назвал профессию данной группы. После этого ребята достаточно легко настраиваются на игровой лад.

3. Каждую ситуацию разыгрывают двое, а в ситуациях № 1 и 8 принимают участие трое. Ведущий должен заранее приготовить листы с описаниями конкретных ситуаций, которые раскладываются на столе, как экзаменационные билеты (см. Материалы и оборудование). Он объясняет, что ситуации отличаются друг от друга, но задание все получают одинаковое: необходимо каждую ситуацию убедительно разыграть и предложить свое решение.

4. Обсуждение игры: ведущий предлагает участникам проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение "специалистов", выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение, а также те, где были возможны более удачные варианты. Итогом проведения игры должен стать вывод о том, что, выбирая одну из профессий, относящихся к типу "Человек-Человек", нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, при этом в любых условиях сохранять выдержку, спокойствие, доброжелательность.

Комментарии: Игра "Контакт" достаточно театрализована. Задача ведущего - помочь ее участникам вжиться в роли, встать на место тех людей, кого они изображают. Иногда игроки бояться принимать неординарные решения, находясь в плену привычных представлений. Они, например, могут не знать, что врачи в сомнительном случае, возникающем при постановке диагноза, могут созвать консилиум (ситуация № 2). Подсказка ведущего, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации № 8, они также могут растеряться, поскольку в задачи переводчика не входит улаживание бытовых проблем иностранцев. Но гид может проявить инициативу и самостоятельность: успокоить гостей, попытаться найти организаторов поездки.

Ответы на предложенные в игре вопросы участники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Важно научить их самостоятельно мыслить, брать на себя ответственность за принятые решения.

В перспективе данную игру можно использовать при моделировании профессий других сфер "Человек-Техника", "Человек-Знаковая система", "Человек-Природа", "Человек-Художественный образ".

2.2.2. Игра "Ассоциация"

Цель игры: Выявить знания участников о профессиях, познакомить с общими особенностями рассматриваемых сфер деятельности, выявить эмоциональное отношение к разным профессиям.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-9 классов. Количество участников 7-14 человек. Время на первое разыгрывание - 15 минут, последующие - по 5-7 минут.

Материалы и оборудование; Доска, листы бумаги, таблица "Требования профессии к человеку" (см. Приложение 4.3.).

Этапы игры:

1. Выбираются три игрока по желанию.

2. Дается следующая инструкция: "Сейчас три человека выйдут из комнаты, а остальные участники загадают какую-нибудь профессию. Потом они войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например, "Какого цвета эта профессия?", "Какой запах напоминает?", "Какая мебель используется?", "Какое качество характера является важным?" и т.д. "

Можно взять для примерного разбора профессию врач, где ответы могут быть такими: цвет - белый, запах - что-то связано со спиртом (лекарство - слишком наводящий ответ), мебель - стеклянный шкаф, кушетка, качество -доброжелательность, терпеливость, честность.

3. Ведущий дает инструкцию отгадывающим: "Каждый из вас может задать по два таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. "

4. Начинается игра и ведущий следит за ее динамикой. Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает трем игрокам продумать и назвать свои варианты.

5. Во время обсуждения игры у отгадывающих спросить о том, какие ответы им помогли, а какие ввели в заблуждение. Затем вместе решить правильность ответа на каждый ассоциативный вопрос и подкорректировать их при необходимости. Варианты могут не совсем совпадать с загаданной профессией, например, профессия "психолог", а ответы соответствуют профессиям "учитель", "воспитатель". Право определить отгадали ли три игрока профессию или нет, должно быть предоставлено загадывающим.

Комментарии: Ведущий должен помочь играющим в случае непонимания сути вопроса, а также в затруднениях при постановке вопросов.

В процессе работы перечень вопросов пополниться, что поможет ведущему лучше организовать игру и обсуждение. Можно загадывать не только профессии, но и конкретные места работы, учебные заведения и т. п.

2.2.3. Игра "Инопланетяне-стажеры"

Цель игры: Познакомить участников с основными структурными подразделениями (отделами) типичного промышленного предприятия, его профессиями, с основными требованиями этих профессий к человеку, научить сопоставлять требования профессии с особенностями человека.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-11 классов. Количество участников 20-30 человек. Время проведения игры - 30-40 минут.

Материалы и оборудование: Доска, таблица "Требования профессии к человеку" (см. Приложение 4.3.), карточки-инструкции.

Карточка-инструкция для "Инопланетян-стажеров"

В целях ознакомления с земными профессиями вы прибыли на одно из предприятий. Постарайтесь точнее представить свой вид (изобразить на доске), чтобы можно было подобрать вам работу, поскольку вы сильно отличаетесь от землян. Подумайте, как вы выглядите, укажите: рост и вес; форму, покров тела;

ноги, руки (сколько и какие); анализаторы (глаза, уши, нос..), какие функции они выполняют; ваши достоинства (не более двух) и ваши недостатки (не менее двух).

Карточка-инструкция содержания работы планово-экономического отдела

Отдел занимается составлением планов работы предприятия и анализирует их выполнение. Работа проходит в обычном помещении, за столами. Основной предмет труда - цифры, таблицы, графики, отчеты. При подсчетах используют микрокалькуляторы, компьютеры. Основной работник (экономист) должен быть аккуратным, исполнительным, иметь хорошую память, счетно-аналитические способности, развитый самоконтроль.

Карточка-инструкция содержания работы бухгалтерии

Отдел осуществляет контроль за расходами денежных средств, начисление заработной платы. Работа проводится в обычном помещении. В работе используют микрокалькуляторы, компьютеры. Основной работник (бухгалтер) должен быть внимательным, аккуратным, исполнительным, терпеливым, уметь быстро считать, иметь хорошую память.

Карточка-инструкция содержания работы технологического отдела

Отдел занимается разработкой технологических процессов и контролирует их соблюдение. Характерны частые контакты с руководством цехов и непосредственными исполнителями. Работа проходит в обычном помещении, где изучается и разрабатывается технологическая документация. Основной работник (технолог) должен иметь развитое техническое и пространственное мышление, хорошую зрительно-оперативную память, коммуникативные способности, быть принципиальным.

Карточка-инструкция содержания работы отдела технического контроля

Отдел контролирует качество выполнения выпускаемой продукции, выявляет причины брака. На специальных столах с помощью измерительных приборов осуществляют замеры. Основной работник (контролер) должен быть аккуратным, внимательным, принципиальным, иметь хороший глазомер, слух, кожно-тактильную чувствительность, зрительно-оперативную память, техническое мышление и пространственное воображение.

Карточка-инструкция содержания работы опытно-конструкторское бюро

Бюро создает новые образцы продукции и совершенствует уже выпускаемые. Работа в обычном помещении, за чертежной доской, иногда на специальных участках при сборке опытных образцов. Основной работник (конструктор) должен быть аккуратным, уметь грамотно делать чертежи, иметь развитое пространственное мышление, память. Особые требования предъявляются к зрению и точности движений рук.

Карточка-инструкция содержания работы станочного участка механического цеха

На участке занимаются изготовлением деталей на станках. Рабочие подбирают инструменты для обработки, задают режим выполнения операций, выполняют рабочие операции по изготовлению деталей, следят за работой станков. Основной работник (станочник широкого профиля) должен уметь разбираться в чертежах, иметь хороший глазомер, слух, обладать техническим мышлением, быть собранным, уравновешенным и выносливым.

Карточка-инструкция содержания работы ремонтного участка механического цеха

На участке занимаются ремонтом и текущим обслуживанием станков. Работать приходится в разных местах цеха. Основной работник (слесарь-ремонтник) должен хорошо знать станки и оборудование, иметь развитое техническое мышление, хорошее здоровье, зрение и слух, быть сосредоточенным, внимательным.

Карточка-инструкция содержания работы столярного цеха

В цехе занимаются изготовлением и ремонтом деревянных конструкций. В работе используются различные столярные инструменты (пилы, дрели, рубанки), станки по обработке древесины. Основной работник (столяр) должен обладать хорошим глазомером, координацией движений, слухом, пространственным мышлением, быть внимательным и сосредоточенным.

Карточка-инструкция содержания работы службы по охране предприятия

Служба осуществляет круглосуточную охрану территории предприятия. Основной работник (охранник) должен быть бдительным, смелым, решительным, выносливым, иметь хорошее здоровье.

Карточка-инструкция содержания работы отдела кадров

Отдел занимается приемом на работу и увольнением работников, выдает различные справки. Работа проходит в обычных условиях и связана с частыми приемами посетителей. Работать приходится также с различными документами. Основной работник (инспектор) должен быть ответственным, аккуратным, внимательным, приветливым, иметь хорошую память, коммуникативные способности.

Этапы игры:

1. Ведущий перед игрой кратко рассказывает о том, что на любом заводе, предприятии есть много различных служб и профессий, каждая из которых предъявляет свои требования к человеку.

2. Ведущий знакомит всех с инструкцией: "Представьте, что недавно наша планета установила контакт с другой цивилизацией. Ученые обеих планет изучают друг друга по разным направлениям. Два профессора-инопланетянина исследуют земные профессии. Изучать их они решили не только по книгам и рассказам, но и попробовав поработать, пройти стажировку. "

Выбираются два главных участника - "Инопланетяне-стажеры". Ведущий продолжает: "Мы с вами являемся представителями предприятия, руководителями отделов, цехов. Нас всех собрали на ответственное совещание, чтобы мы подобрали гостям несколько подходящих профессий. "Инопланетяне-стажеры" сейчас пойдут и придумают, как они выглядят, а остальные участники разобьются на группы по 2-3 человека и выберут "Руководителей".

3. "Инопланетянам-стажерам" дается вспомогательная инструкция (см. Материалы и оборудование), ручка и бумага, и они выходят на 5 минут в коридор.

Остальные участники разбиваются на группы (отделы) по 2-3 человека. Каждая группа выбирает "Руководителя" отдела.Им раздаются инструкции, где указывается название отдела, его основные функции, содержание работы, требования профессий к человеку (см. Материалы и оборудование). После этого ведущий говорит: "Когда "Инопланетяне-стажеры" познакомят вас со своим обликом, каждый "Руководитель " должен решить, смогут ли они работать у него или нет и сообщить им о своем решении, обосновав его. "

4. В аудиторию приглашаются "Инопланетяне-стажеры", которые знакомят всех со своим обликом (рисуют на доске), отвечают на вопросы. Ведущий ограничивает количество вопросов, следит за тем, чтобы они соответствовали целям игры (если вопросов много, это может повести игру в другом направлении и сделать ее похожей на игру "Пришельцы"). Время выступлений и ответов на вопросы - 5-7 минут. 5. После выступлений "Инопланетян-стажеров" участники групп (представители отделов) обсуждают кандидатуры. Затем ведущий предлагает "Руководителям" отделов высказать мнение группы о том, смогут ли "Инопланетяне-стажеры" выполнять работу их отдела или участка. Если желающих выступить первыми не окажется, ведущий может обратиться к кому-либо конкретно, например: "Пусть свое первое слово скажет "Руководитель" станочного участка механического цеха, как непосредственный изготовитель деталей. "

Выступление "Руководителей" не должно превышать 5 минут.

6. Ведущий предлагает обсудить игру: согласны ли "Инопланетяне-стажеры" с мнением "Руководителей", подходят ли они тому или иному подразделению, фиксируя ответы на доске. В конце обсуждения ведущий подводит итоги, обращает внимание участников на структуру промышленного предприятия, где могут найти работу люди с разными интересами и способностями.

Познавательная игра «Я в мире профессий» для обучающихся 6 класса.

Цель : формирование профессионального самоопределения обучающихся
Задачи:
1. Расширение знаний о мире профессий
2. Формирование у обучающихся представления о важности выбора профессии в жизни человека
3. Развитие мотивации обучающихся к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения

Ход мероприятия:

1.Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча не случайна, она поможет вам в выборе вашего жизненного пути, поможет вам осознать необходимость обучения в лицее и узнать много интересного о труде в жизни человека.
Тему нашего занятия, я думаю, вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем в следующую игру и вы ответите на мои вопросы.
2. Разминка. «Поменяйтесь местами те, кто….» Учащиеся сидят в кругу и по команде ведущего меняются местами.
Итак, поменяйтесь местами те, кто:
-любит математику
-занимается спортом или танцами
-с удовольствием рисует
-охотно помогает родителям по дому
-заботится о животных и растениях
-интересуется историей нашей страны и нашего города
-любит готовить
-кому нравится ходить в школу.
Посмотрите, каждый из нас любит заниматься определённым видом деятельности, кто любит рисовать или ухаживать за животными. Каждый человек в мире выполняет свою опредённую роль, и делает то что он умеет. Поэтому наш мир сейчас для нас комфортен и многообразен. Заниматься своим любимым делом для каждого человека- это путь к успеху в жизни.
Как вы думаете, в вашей взрослой жизни, в чём заключается этот успех. Что мы выбираем, становясь взрослее? Правильно. мы выбираем свою профессию.
Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? Конечно, о профессиях. О вас в мире профессий.
3. Основная часть. На доске представлена формула Н.С.Пряжникова «Хочу-Могу-Надо».

Обратите внимание на доску. На ней изображена формула, которая помогает человеку выбрать свою профессию. Мы с ней только познакомимся.
Итак, для выбора своей будущей профессии, человек должен хотеть работать именно по ней. Конечно он должен и иметь способности к этому виду деятельности. Вы согласны со мной? И тоже немаловажную роль играет то, какие профессии вообще на данный момент востребованы. Ведь если получить профессию, которой в вашем городе нет. Например, шахтёр. То и работать здесь вам будет негде.
Поэтому в выборе профессии, каждый будущий выпускник школы, должен руководствоваться и принимать во внимание данную формулу.
4. Упражение «Орудия труда». На доске представлены картинки с орудиями труда различных профессий.
Дорогие ребята, вы знаете что человек определённой профессии всегда пользуется теми орудиями, которые ему нужны в работе. Называются они орудиями труда. Посмотрите на доску и скажите, какой профессии они принадлежат.
- нож, доска, тёрка (повар)
-фонендоскоп, градусник (врач)
-шланг, огнетушитель, лестница (пожарник)
-игла, нитки (швея)
-фотоаппарат (фотограф)

Указка, журнал, учебник (учитель)
-тетрадь нот, гитара (музыкант)
-пуанты (балерина)
- кассовый аппарат (продавец)
-наручники (полицейский)
-кисть, краска (маляр)
5. Беседа «Жизненные цели и ценности»
Про некоторых людей принято говорить – он целеустремленный, он обязательно добьется своего. Каждый человек сам в ответе за свою судьбу. Он сам решает, как ему жить, каким стать.
На доске представлены цели и стремления человека. Разбейтесь на 2 группы. Первая группа, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек невластен. Вторая группы выбирает те стремления, над которыми человек властен.

Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука как познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие государства

Один представитель от группы представляет решение группы.
Давайте выполним ещё одно задание. На доске представлены эти стремления человека. У вас в руках по 5 жетончиков. Наклейте свои жетоны на те стремления и цели, к которым вы сами хотите стремиться в жизни.
Учащиеся выполняют задание.
Обсуждение результатов.

6. Физминутка.Учащиеся становятся в круг. Звучат песни, в тексте которых описываются или называются профессии. Необходимо, под музыку повторять движения ведущего и угадать профессию.
7. Соотнеси название профессии и описание её деятельности.

Учащиеся ставят стрелочки от названия профессии до их описания.
Диетолог занимается разработкой специализированного оборудования для сельского или лесного хозяйства.
Диспетчер осуществляют работы по градостроительству, архитектуре жилых, общественных и промышленных зданий
Архитектор обеспечение комфортного и безопасного времяпровождения пассажиров во время полёта
Бортпроводник определение рациона и режима питания, способов приготовления пищи и её калорийности.
Агроинженер отвечают на звонки клиентов, либо разрабатывают удобный режим работы организации
Механик создает отдельный сценарий для звукового сопровождения спектакля, фильма или мультфильма.
Провизор принимают новую технику, устанавливают и настраивают её.
Фельдшер контроль отпуска лекарственных средств, проверку работы аптек, киосков, поликлиник,
Звукорежиссёр осуществляет приём пациентов в поликлинике, здравпункте или выезжая на место вызова

8. Упражнение."САМАЯ-САМАЯ ".
А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
9. Рефлексия. Подведение итогов.
Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигают, это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. Отобразите свое настроение в виде звезд:
1 Красная звезда – мне понравилось, я многое для себя взял;
2 Синяя – я не все понял, но я доволен;
3 Зеленая – мне не все понравилось, но я кое-что взял для себя;
4 Желтая – мне было не интересно, я для себя ничего не взял

Профориентационные игры

Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств. Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Участники пробуют представить, как они могли бы обогатить ту или иную профессию. Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда. Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Знакомство участников со схемой анализа профессий. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Цель игры - на ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы. Профориентационная игра для учащихся средних и старших классов. Направлена на расширение кругозора в области мира профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают несуществующие профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Помощь участникам в анализи ПВК профессий. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Определение к какой сфере жизни принадлежат события "неуспешной", "успешной" и "реальной" карьеры. Анализ возможных событий, способствующих и препятствующих карьере. Оценка личной значимости событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Исследование путей самореализации через профессию. Выработка навыков эффективной самопрезентации. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению. Помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье. Проверка сформированности личного профессионального плана. Предоставление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы. Пробуждение интереса к различным профессиям. Создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца. Анализ особенностей конкретной рассматриваемой профессии. Моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Подборка дидактических игр для закрепления у дошкольников 5-7 лет знаний по теме «Профессии»

Описание : данный комплект заданий я использую на занятиях с дошкольниками 5-7 лет (с задержкой психического развития) для закрепления и обогащения знаний по теме «Профессии». Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пассивного словаря, формированию счетных представлений, поможет развить мышление и внимание. Материал может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, родителям
Задачи:
-активизировать, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Профессии»
- способствовать развитию связной речи
-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы
-воспитывать терпение, старание, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Игра номер 1. «Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания
Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний. Для работы используем вот такие карточки(ламинируем, разрезаем, подбираем подходящие по теме занятия профессии-картинки найдены мной на просторах зарубежного интернета и некоторые профессии могут быть не так популярны в нашей стране- например, частный детектив, спасатель). Вот список всех профессий, которые можно использовать на занятиях с детьми 5-7 лет
1-повар,2-регулировщик,3-тренер,4-стоматолог,5-космонавт,6-строитель,7-фермер,8-уборщик,9-врач,10-частный детектив, сыщик, 11-пожарный, 12-садовник,13-маляр,14-медсестра,15-военный,16-библиотекарь,17-почтальон,18-спасатель,19-учитель,20-сборщик мусора,21-журналист,22-механик,23-полицейский,24-ветеринар


Варианты заданий: Поочередно Демонстрируем учащимся карточки, спрашиваем –кто это? Чем занимается? (например- это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и.т.д)
Также можно подобрать загадки по теме. Выкладываем на парту 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом
Игра номер 2. «Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания
Данную игру также используем на этапе закрепления знаний о профессиях.
Ход игры: выкладываем на парту по 2 карточки с окошками и 12 подходящих картинок вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать почему этот предмет нужен для работы.


Детям младшего дошкольного возраста можно ставить другую игровую задачу(очень удобно работать в парах)- распределяем роли: например, Вася будет пожарным, а Петя-полицейским. Найдите все предметы, которые пригодятся вам в работе. Когда все картинки собраны, просим детей рассказать о своей профессии. Например,- у меня на картинке пожарный,он тушит огонь, значит ему для работы нужны огнетушитель и шланг, пожарная машина и специальные ботинки, и.т.д


Игра номер 3. «Посчитай, назови и раскрась»
Оборудование: распечатка с заданием, цветные карандаши,фломастеры
Цель: закрепление в речи названий различных профессий, развитие счетных навыков, развитие воображения
Ход игры: Демонстрируем детям лист заданий, просим посчитать сколько людей разных профессий на рисунке, написать в окошки подходящие цифры по порядку. Вспоминаем и проговариваем названия всех профессий, просим раскрасить картинки


Игра номер 4. «Бинго»
Оборудование: индивидуальные карточки для игры, комплект карточек для учителя, комплект цифр 1-9 на каждого играющего
Цель: развитие внимания, закрепление графических образов цифр 1-9


Ход игры: Дошкольники очень любят различные соревнования и для закрепления знаний по теме профессий можно устроить вот такое шуточное соревнование. Раздаем учащимся индивидуальные карточки с рисунками профессий и цифрами. У учителя- комплект аналогичных картинок с профессиями, но без цифр.Поясняем детям условия игры: Я буду показывать вам по очереди вот такие большие картинки, а вы должны назвать правильно профессию и спрятать такую же маленькую картинку под подходящей цифрой. Выиграет тот, кто быстрее всех спрячет всех человечков под цифрами.
Далее поочередно демонстрируем картинки с профессиями, в произвольном порядке, делаем паузы между раундами чтобы все успели найти подходящую цифру.


«Подвох» данной игры в том, что на карточках у детей одинаковые наборы картинок под разными цифрами, значит и все человечки будут спрятаны одновременно- для того, чтобы в соревновании победила дружба))
Игра номер 5. « Помоги почтальону»
Цель: развитие внимания, закрепление счетных навыков и графических образов цифр в пределах 12
Оборудование: распечатки с заданием, фломастер или карандаш
Ход игры: Просим детей помочь и провести почтальона(механика, учителя) по дорожке из цифр от 1 до 12


Игра номер 6. «Правда или нет»
Цель: развитие внимания, развитие мышления,закрепление знаний о различных профессиях
Оборудование : комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего


Ход игры: Раздаем детям карточки красного и зеленого цвета,объявляем условия игры - Сейчас я буду показывать вам картинки и называть профессию этого человека. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас- вы показываете мне красную карточку.
Далее поочередно демонстрируем карточки, чередуем правильные и неправильные суждения, просим детей исправлять ваши ошибки, например – Это повар?(показываем картинку с полицейским,-дети поправляют- нет, это полицейский)