ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме: эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Велика роль подвижной игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры также для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно. Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог-кот, все дети - мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается. Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми. Постепенно увеличивается, количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определённом направлении; пойманным отходить в сторону.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а так же на скорость (кто добежит до флажка).
Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания.
По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие у него в памяти в виде представлений, понятий.
Игра «растет» вместе с ребенком на протяжении всего его детства.
Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Игра сопровождается с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.
Конспект родительского собрания:
«Роль подвижных игр в жизни ребенка»
Инструктор по физической культуре: Чистякова З.И.
Цель:
Повысить уровень педагогической культуры родителей;
Расширять знания родителей о значении подвижных игр в двигательной активности детей;
Развивать чувство сплоченности, единства.
Ход собрания:
Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.
Подвижная игра является упражнением, посредством, которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической культуре подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитие физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми. Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя. Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил и многие из них проводятся с группой детей. Любой ребенок волей-неволей учится выполнять определенные условия и учитывать мнение других детей и взрослых. Играя в игры, даже самого нерешительного ребенка можно научить проявлять инициативу и принимать решения. Сознательное выполнение всех условий игры развивает волю, самообладание, выдержку, а также развивает контроль над своими поступками и поведением. В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение. Дети учатся действовать в соответствии со своей ролью, а также анализироваться свои действия и действия своих друзей.
Сегодня мы с Вами закрепим и усовершенствуем наши знания и опыт в данном направлении.
Пожалуйста, отгадайте загадку.
Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому.
«МЯЧ - это рука ребенка, развитие ее напрямую связано с развитием интеллекта.
МЯЧ - круглый, как Земля, и в этом его сила!» С.А. Шмако
Игры с мячом активизируют весь организм ребенка: развивают ориентировку в пространстве, глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функции мозга ребенка, развития речи. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма - легких, сердца, улучшают обмен веществ. Они вызывают положительные эмоции. Назовите игры с мячом? (Ответы родителей)
Практика для родителей.
"Брось мяч" - бросание мяча друг другу и ловля его двумя руками;
"Прокати под дугой" - прокатывание мяча под дугами, ноги родителей;
"Быстро по кругу" - передача мяча друг другу с боку, над головой, снизу;
"Попади в корзину" - бросание мяча в корзину (двумя руками из-за головы, от себя)....
Назовите правила игры «Съедобное –несъедобное». (Ответы родителей). Проводится игра.
Совет: купите ребенку мяч!
А теперь, проверим, как хорошо вы знаете игры.
Родителям предлагается решить кроссворд.
Детская игра, в которой водящий говорит: «Один-два-три-четыре-пять, я иду всех искать») Прятки)
Детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. (Жмурки)
Это подвижная игра состоит из таких элементов, как бег, прыжки, удары по мячу. (Футбол)
Подвижная игра в которой нужно ловко увернуться от мяча. (Вышибалы)
Детская игра, в которой играющие прыгают на одной ноге по клеткам (Классики)
В этой игре используются слова «Один-два-три – Лови!» (Ловишки)
Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.
Подвижная игра «Гори, гори ясно!»
Нередко случается так, что успокоить ребенка после не удается: «батарейки никак не садятся, и чадо все больше входит в раж. Что с этим делать? Попробуйте переключить ребенка на новый тип игры - ИГРЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ (по Клаусу Фопелю).
«Где ты, мышка?» Произнесите следующий текст: «Представь себе, что у нас в комнате поселилась мышка. Хочешь ее поймать? Но ты ведь знаешь, как мышки боятся людей и шума. Чтобы поймать этого шустрого и пугливого грызуна, нужно научиться ходить на цыпочках. Попробуй это сделать». Ребенок затихает и крадется к воображаемой мышке. Дальше вы говорите: «Теперь представь, что ты подошел (подошла) к мышке очень близко. Она не испугалась тебя, не спряталась в норку. Медленно присядь и протяни в ладошке угощение для своего маленького серого друга - кусочек сыра. Ну, что? Ест она из твоих рук? Если мышка к тебе привыкнет, она сама заберется к тебе в ладошки, и ты сможешь ее погладить. Как ты будешь гладить мышку? А теперь ей пора в норку. Видишь, она вильнула хвостиком, значит, помахала тебе на прощание. Помаши и ты ей. Пока, мышка!»
Как же сделать подвижную игру любимым занятием ребенка?
Для того чтобы подвижная игра стала для вашего ребенка необходимым занятием, Вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать ребенка к подвижной игре как можно раньше (с 2-3 лет);
Превращать подвижную игру в праздник бодрости и поднятия духа;
Включать веселую и ритмичную музыку;
Менять игры, если они наскучили ребенку, и придумывать вместе с ним новые;
Если ребенок мало двигается, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим Ваш личный пример;
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч и т. д.
Польза для детей совместных подвижных игр:
Совместные игры помогают развитию доверительных отношений между ребенком и взрослым.
Развивают такие черты характера как: умение работать в команде, находчивость и смекалка, стремление к победе и многие другие.
Повышают самооценку ребенка.
Способствуют гармоничному физическому развитию детского организма, и укрепляют его.
Польза для взрослых совместных подвижных игр:
Совместные игры помогают лучше понять ребенка, оценить и развивать его способности, узнать о его проблемах и трудностях. Все это в свою очередь помогает вовремя корректировать как физическое, так и психологическое развитие.
Для взрослого человека совместные активные игры с детьми – это хорошая физическая нагрузка, являющаяся залогом и долголетия.
Активные игры укрепляют дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную и другие системы организма.
Совместные подвижные игры – прекрасное средство против стрессов и депрессий.
Уважаемые родители, если вы хотите, что бы детство для вашего ребёнка было незабываемым подарите его своему ребёнку, играйте с ним, будьте для него другом и не бойтесь показаться смешным. Дети очень «чистые» и искренние и потому оценят по достоинству всё, что мы (взрослые), им даём…..
Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…
ВВЕДЕНИЕ
Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.
Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего, интересен сам процесс действий. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать друг с другом, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Убыстрение современной жизни ставит перед педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания дошкольников. Сейчас очевидно, что подвижные игры необходимы для обеспечения гармоничного состояние умственных, физических и эмоциональных нагрузок. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и трудовом воспитании детей, особенно и развитии познавательных интересов, в выработки воли и характера, в окружающей действительности. Подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в необходимости научить детей играть активно и самостоятельно, формировании широкого круга и игровых действий, воспитании нравственно - волевых черт личности, укреплении здоровья детей, закаливании организма, а также в необходимости обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь прибрести запас прочных умений и двигательных навыкав для труда и активного отдыха.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть значение и методические аспекты обучения подвижным играм детей дошкольного возраста. Только в этом случае дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливать к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Данные материалы курсовой работы могут использовать в своей работе руководители физического воспитания дошкольных учреждений, а также студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.
Значение подвижных игр в воспитании детей.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА - сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направлена на решение двигательной задачи.
Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и: следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом -- они играют большую роль во всестороннем развитии детей.
В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т.д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Это свойство игры высоко ценил П. Ф. Лесгафт. Он указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Вместе с тем он видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал ее сложным действием более высокого порядка, чем отдельные гимнастические упражнения, лучшим средством воспитания личности ребенка. Особо он подчеркивал тот факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.
Эта тесная связь физического и психического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.
Большая роль в воспитании организованного поведения детей, волевых качеств принадлежит правилам. Требования строгого соблюдения правил -- бросать мяч с определенного расстояния, бежать только после сигнала до условленного места, прыгать только на одной или двух ногах и пр. -- учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности.
В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников. Так, например, в игре «Горелки», согласно правилу, надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в играх типа «Чей отряд быстрее построится» по сигналу надо быстро бежать на свое место: малейшее замешательство одного может подвести весь отряд.
Во многих подвижных играх дошкольников с мячами, обручами, скакалками, камешками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Например, дети договариваются, что считать ошибкой и что не считать. В игре «Классы» можно слышать: «Чужая помеха не считается» (это значит, что, если ошибка произойдет не по вине прыгающего, он имеет право начать сначала). В каждом случае уговор становится правилом для всех. Нарушивший его так же исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами.
Эти традиции имеют большую воспитательную ценность: они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства.
В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве. Начиная с первых игр малышей («Бегите ко мне», «Догони мяч» и др.), дети либо действуют в указанном правлении, пространстве, либо должны сами выбрать нужное направление. Эта задача решается в игре попутно, но иногда она может быть и основной -- тогда воспитатель выбирает игру, где ее можно осуществить с большей эффективностью.
Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.
При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и других.
Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима даже при выполнении небольших трудовых обязанностей: почистить костюм, обувь, накрыть на стол, застелить постель. Придя в школу, дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить учебники в сумку, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.
Воспитанный навык поведения в коллективе, общительность, умение подчинить свои действия правилам игры -- все это отличает детей, пришедших в школу из детского сада. Они становятся организаторами, затейниками в классе, отряде, первыми помощниками учителей.
Дошкольный возраст -- это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребёнку научиться правильно, воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.
В повседневной жизни человек постоянно взаимодействует с внешней средой, в результате чего в коре головного мозга образуются временные связи, так называемые условные рефлексы. Условные рефлексы являются основой формирования различных навыков и привычек, которые могут делаться прочными, если их подкрепить, и могут исчезнуть, если такого подкрепления не последует.
В процессе воспитания и обучения приходится бороться с вредными привычками и навыками, заменять их новыми и закреплять те, которые полезны и нужны ребёнку.
«Образ поведения человека и животного, -- пишет академик И. П. Павлов, -- обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».
Задача современных дошкольных учреждений -- обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.
Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения).
В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.
Весёлое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают её эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально.
В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё поведение.
Академик И. П. Павлов установил наличие в коре головного мозга двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребёнок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением.
Важно установить равновесие между этими процессами и сделать их подвижными. В ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей торможение. Так, в игре «Совушка» при появлении «совушки» все «птицы» замирают на месте. Дети, у которых слабо развиты процессы торможения, шевелятся, делают различные движения. В игре «Перемени флажок» дети, у которых мало выдержки, бегут, не дожидаясь, когда воспитатель скажет «беги». Только после систематического проведения игр, требующих выдержки, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять выдержку, самообладание; у них развиваются тормозные процессы.
Игры способствуют умственному развитию ребёнка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развиваются внимание, память, наблюдательность.
При помощи подвижных игр можно воспитывать у детей такие моральные качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества, коллективизм.
Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры; воспитывает навыки культурного, дисциплинированного поведения в коллективе. Так, когда «ловишка» дотронется до одного из бегущих, то как бы последнему ни хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону. В игре «Чьё звено скорее соберётся» дети быстро, но не толкая других, должны занять место в своей колонне, и т. д.
Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Ритмичность, точность, плавность движений, чёткие построения (пары, колонны, круг, различные фигуры, образы, передаваемые детьми) -- всё, что вызывает у детей чувство удовольствия, способствует пониманию красоты. Игра -- одно из важных средств всестороннего развития дошкольника.
П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия». Однако только при руководстве со стороны педагога игра может оказать положительное влияние на ребёнка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.
Итак, значение подвижных игр:
Развивают мышление, воображение, чувство ритма;
Учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях;
Учат подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;
Активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;
Формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;
Помогают овладеть пространственной терминологией;
Помогают освоиться в коллективе;
Пополняют словарный запас детей.
«Значение подвижной игры в жизни дошкольника»
Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать? Исследователи этой проблемы, пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной областях жизни.
Основной целью для нас с вами уважаемые родители должно быть: - сохранение и укрепление здоровья детей и улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного, социально желательного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.
Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.
Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Вместе с тем эти игры доставляют ребёнку радость и удовлетворение; активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают координацию, формируют быстроту, силу, выносливость.
Эта игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой. Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления.
Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Поэтому надо использовать игры для развития ребенка. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать физические качества.
Так же подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.
Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка - дошкольника.
Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.
Уважаемые родители, если вы хотите, что бы детство для вашего ребёнка было незабываемым подарите его своему ребёнку, играйте с ним, будьте для него другом и не бойтесь показаться смешным. Дети очень «чистые» и искренние и потому оценят по достоинству всё, что мы (взрослые), им даём…..
Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…