Литературная игра лабиринт для младших школьников. «Литературное лото» Игра для младших школьников

В игре участвуют две команды с любым количеством игроков.

Ведущий рассказывает краткое содержание какого-либо известного зарубежного произведения для детей и просит разгадать фамилию автора по буквам, спрятанным на табло. Для открытия каждой буквы необходимо ответить на вопрос, причем ответ на вопрос будет начинаться с той самой зашифрованной буквы. Команды обязаны соблюдать очередность. Если одна команда дает неправильный ответ, то вопрос переходит к другой. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

В игре три тура, игра со зрителями и финальная игра.

Во время игры со зрителями человек, правильно ответивший на вопрос, имеет право отдать свой балл любой команде.

Победительницей становится команда, набравшая большее количество баллов, подсчет которых ведет жюри.

Представление игроков каждой команды.

Ведущий . Внимание! Задание первого тура.

Щелкунчик — уродливая деревянная кукла для колки орехов: у него огромная голова и огромный зубастый рот. Щелкунчика подарил на Рождество девочке Мари ее крестный. Мари полюбила новую игрушку, потому что, несмотря на уродство, у Щелкунчика были добрые глаза.

В рождественскую ночь с Мари и Щелкунчиком происходят чудеса. Щелкунчик оказывается заколдованным племянником крестного Мари. Он вновь может стать человеком, если ему удастся победить ужасного семиглавого Мышиного Короля. Оживший ночью Щелкунчик ведет отчаянный бой с неприятелем, одерживает победу над своим врагом, а затем они с Мари отправляются в волшебную кукольную страну, где луга сделаны из леденцов, текут лимонадные реки, растут апельсиновые деревья, а постройки делаются из самых настоящих миндальных орешков и сахара.

Утром Мари проснулась в своей комнатке и огорчилась, что волшебные ночные приключения оказались только удивительным сном.

Только был ли это сон? Вы сумеете ответить на этот вопрос, если прочтете сказку «Щелкунчик и Мышиный Король».

Внимание на табло. В этом слове 6 букв.

1. Предмет, с помощью которого можно установить подлинность принцессы. (Горошина)

2. У этого героя сказки Андерсена можно заказать сновидение. (Оле-Лукойе)

3. Предмет мечтаний Шарика из Простоквашино. (Фоторужье)

4. Самый чистоплотный герой из сказки К. Чуковского. (Мойдодыр)

5. Кличка пуделя из сказки о приключениях Буратино. (Артемон)

6. Кто путешествовал с дикими гусями? (Нильс)

Жюри подводит итоги.

Ведущий. Слушаем задание второго тура.

В некоторых семьях для ухода за детьми приглашают нянь, которых называют также воспитательницами или гувернантками. Они следят за маленькими детьми и помогают родителям их воспитывать. Одной из самых замечательных гувернанток на свете была Мэри Поппинс — героиня сказочной повести одной английской писательницы.

Жизнь маленьких лондонцев — Джейн, Майкла, Джона и Барбары — резко изменилась, когда в доме семьи Бэнкс появилась новая няня Мэри Поппинс.

Дети сразу догадались, что она необыкновенная. Мало того, что ее принесло восточным ветром! Представьте себе, что она въехала по перилам лестницы на второй этаж (взрослые говорят, что скатываться вниз по перилам нельзя, и это действительно так, но ведь они никому не запрещают подниматься по ним вверх, поскольку это совершенно невозможно.) И потом, у Мэри Поппинс была явно волшебная ковровая сумка, из которой она доставала самые разные разности, хотя эта сумка и казалась совершенно пустой. А главное, что у этой необыкновенной гувернантки была масса удивительных знакомых.

Читая книгу о маленьких Бэнксах, вы станете участниками невероятных приключений, прежде чем замечательная и загадочная Мэри Поппинс улетит прочь, подхваченная западным ветром.

Назовите фамилию английской писательницы, автора произведения «Мэри Поппинс». (Памела Трэверс)

Внимание на табло. В слове 7 букв.

1. Общежитие для героев русской народной сказки. (Теремок)

2. Обладатель хохолка из сказки Ш. Перро. (Рике)

4. Мечта почтальона Печкина. (Велосипед)

6. Знаменитая жительница подводного мира из сказки Андерсена. (Русалочка)

7. Какое «удобрение» в десять раз увеличивает урожайность на Поле чудес в стране Дураков? (Соль)

Жюри подводит итоги.

Ведущий. Внимание! Задание третьего тура.

В Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме, живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон: папа, мама, Малыш, его старший брат Боссе и его старшая сестра Бетан. Почему же они стали героями сказки одной известной шведской писательницы?

Вот ответ главного героя: «Скажу без скромности: исключительно из-за меня. Ведь я — это бесподобный Карлсон, мужчина в самом расцвете сил, да еще с пропеллером: глядите, вот я нажимаю на кнопочку, расположенную у меня на животе, лопасти пропеллера начинают вращаться... Оп-ля! Теперь и пошалить можно!

Ой! У вас тут что-то упало... Разбилось вдребезги... Спокойствие! Только спокойствие! Дело- то житейское. А мне лично пора домой. Я ведь, знаете ли, живу на крыше. Путь неблизкий, а вы уж тут как-нибудь без меня приберитесь и разберитесь...

Я очень полюбил Малыша, мы с ним славненько развлекались, знаете ли. Поэтому книга о нас получилась очень толстая и веселая-пре- веселая. Ведь я обожаю пошутить над людьми, причем, никогда не повторяю одну и ту же шутку дважды. Угадайте, кто лучший в мире шутник? А еще я лучшая в мире нянька, лучший в мире пожарный, выдумщик, собаковод, фокусник, лучший в мире внук и истребитель пирогов (кстати, фрекен Бок зря говорит, что мучное портит аппетит. Я лучший в мире Карлсон!!!».

Назовите фамилию шведской писательницы, придумавшей Карлсона. (Астрид Линд грен)

Внимание на табло. В слове 8 букв .

1. Волшебная сказочная страна, о которой рассказал Пушкин. (Лукоморье)

4. Английская мера длины, давшая имя малюсенькой девочке. (Дюйм)

5. Домик Элли упал прямо на эту колдунью. (Гингема)

6. Золотая обитательница синего моря. (Рыбка)

7. Что растет перед дворцом Гвидона? (Ель)

8. Чем старик поймал золотую рыбку? (Неводом)

Жюри подводит итоги.

Ведущий. А сейчас — игра со зрителями. Напоминаю, что правильно ответивший на вопрос зритель имеет право отдать свой балл любой команде.

Слушаем задание.

Медвежонок Винни-Пух, ослик Иа, поросенок Пятачок, Кролик, Сова и другие — герои сказки под названием «Винни-Пух и все-все-все», автором которой является один английский писатель. Эти игрушечные зверюшки жили у мальчика по имени Кристофер Робин. Мальчик этот — ровесник ваших прабабушек и прадедушек. Он был сыном писателя, и в 1926 году вышеупомянутый автор написал сказку про его игрушки.

Наверно, Винни-Пух был самой любимой игрушкой Кристофера Робина. Поэтому он и стал главным героем сказки. Винни-Пух — забавный плюшевый мишка, очень веселый и добрый. По любому поводу он распевает песенки собственного сочинения — и про то, что он тучка, а не медведь, и про большой секрет, и про Северный полюс, хотя и сам не очень понимает, что это та кое. У Винни-Пуха множество друзей, которым он всегда безотказно помогает. Иногда Винни-Пух бывает весьма недогадливым. Например, он не сразу понял, почему ослик грустит в свой день рождения. А дело было в том, что Иа хотел, чтобы Винни-Пух поздравил его с праздником! Винни же догадался об этом только после того, как Иа показал ему подарки, принесенные другими приятелями. Разумеется, мишка сразу же побежал домой за подарком для своего печального друга.

Голова медведя набита опилками, поэтому все считают его глупеньким. Однако Винни не так глуп. Это один из самых изобретательных сказочных медвежат. Судите сами: он не только придумал своего Слонопотама, но и способ, как его поймать. И пусть из Мишкиных затей многое не получается: Винни-Пух и его друзья весело проводят время и развлекают читателей своими милыми чудачествами и приключениями.

Внимание на табло . В слове всего 4 буквы, но они, благодаря зрителям, могут изменить счет команд!

1. Главный угнетатель всех золушек и падчериц. (Мачеха)

2. Русский богатырь из города Мурома. (Илья)

3. Что означает имя Маугли в переводе на русский язык? (Лягушонок)

4. Кого удалось рассмешить Емеле? (Несмеяну)

Жюри подводит итоги.

Ведущий. И наконец, финальная игра! Она решит, каким будет окончательный счет и какая команда станет победителем.

Задание : Этих детей зовут Тильтиль и Ми- тиль. О них рассказал один бельгийский писатель в пьесе «Синяя птица», которая так понравилась взрослым, что они переделали ее в замечательную рождественскую сказку. Почему рождественскую? Да потому что действие в ней происходит под Рождество.

Если бы вы увидели этих детей, то решили бы, что Тильтиль похож на Мальчика-с-пальчик, а его сестренку Митиль вы бы точно приняли за Красную Шапочку. Их отец — дровосек. Как все на свете дети, они очень любят получать подарки и есть сладости, но это им удается нечасто, так как их отец очень беден. А книжку о них написали потому, что с ними произошли самые невероятные сказочные приключения.

У их соседки, феи, заболела внучка, и эта фея попросила детей отправиться в волшебную страну, чтобы отыскать Синюю птицу — только она могла помочь выздороветь бедной девочке. Они обошли всю волшебную страну, побывали в Стране воспоминаний и Царстве будущего, но так и не смогли найти волшебную Синюю птицу.

Дети очень горевали, потому что им страстно хотелось помочь больной девочке. Дома у Тиль- тиля и Митиль жила птичка. Они ее очень любили, но все же решили отдать птичку девочке, потому что подумали: а вдруг эта птичка сумеет помочь больной? Самое удивительное, что, когда они подарили девочке свою птичку, она вдруг изменила цвет и стала синей!

Тильтиль и Митиль искали Синюю птицу в дальних волшебных странах, а оказалось, она рядом!

Внимание на табло . В этом слове 9 букв.

1. Кто такой Рикки-Тикки-Тави? (Мангуст)

2. Хозяин печки-самоходки. (Емеля)

3. Минимальное количество голов у Змея Горыныча. (Три)

4. Кто нашел свою невесту в гробу? (Елисей)

5. Отличительная особенность Дюймовочки. (Рост)

6. Место обитания джинна. (Лампа)

7. Где находилась смерть Кащея? (Игла)

8. Главный герой Цветочного города. (Незнайка)

9. Летучий герой в полном расцвете сил. (Карлсон)

Жюри подводит итоги.

Цели:

Расширять кругозор, способствовать развитию интеллекта;

Обучать коммуникативным навыкам общения.

Ход игры

Игра аналогична телевизионной передаче «Кто хочет стать миллионером». Если игрок отвечает правильно на 5 вопросов, он получает ручку, если на все 10, получает блокнот или какой- либо другой приз.

Можно воспользоваться 3 подсказками: «50x50», «Помощь зала» путем голосования и «Помощь друга».

Вступление

Если вы хотите стать миллионером, узнать сто тысяч «почему?», ответить на вопросы «что? где? когда?», приглашаем вас принять участие в нашей игре.

Уверяю вас, вы получите миллион знаний, станете обладателями всесторонней информации. А тот, кто владеет информацией, как известно, владеет миром. А это богатство бесценно! Не забывайте про 3 подсказки.

I тур

Загадка. Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы.)

1. Какой литературный жанр начинается со слов «Жили- были»?

а) былина;

б) сказка;

в) рассказ;

Ответ: сказка.

2. Кто в половодье спас зайцев?

а) дед Ефрем;

б) дед Пахом;

в) дед Мазай;

г) дед Андрей.

Ответ: дед Мазай.

3. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове?

а) лягушка-путешественница;

в) Робинзон Крузо;

б) Питер Пен; Ответ: Робинзон Крузо.

а) Крылов;

б) Пушкин;

в) Толстой;

г) Соколов-Микитов.

Ответ: Крылов.

5. О ком идет речь:

А сама-то величава?

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит?

а) царевна-лягушка;

в) Спящая красавица;

б) царевна Лебедь;

г) Красная Шапочка.

Ответ: царевна Лебедь.

6. Кто написал сказку «Кот в сапогах»?

а) Г. X. Андерсен; в) Л. Н. Толстой;

б) А. С. Пушкин; г) Ш. Перро.

Ответ: Ш. Перро.

7. Чем угощала Мальвина Буратино?

а) чай; в) морс;

б) кофе; г) какао.

Ответ: какао.

8. Как звали соломенное чучело из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города»?

а) Страшила; в) Дурило;

б) Мочило; г) Парило.

Ответ: Страшила.

9. Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на остров. Где он провел первую ночь?

а) в пещере; в) на дереве;

б) на берегу; г) под корягой.

Ответ: на дереве.

10. Что предложила жаба в качестве лекарства для Буратино?

а) сироп; в) таблетки;

б) касторку; г) настойку.

Ответ: касторку.

II тур

Загадка. С бородой родится, никто не дивится. (Козел.)

1. Как звали девочку из сказки Г. X. Андерсена?

г) Мальта.

Ответ: Герда.

2. Какая из сказок не является сказкой А. С. Пушкина?

а) «Сказка о попе и работнике его Балде»;

б) «Сказка о золотом петушке;

в) «Конек-горбунок»;

г) «Сказка о золотой рыбке».

Ответ: «Конек-горбунок».

3. Кто из героев четвертым увидел теремок?

а) медведь; в) заяц;

б) волк; г) лиса.

Ответ: лиса.

4. Старик порядка, который вернул зайцу недвижимость, отнятую незаконным путем: обманом и хитростью?

а) петух; в) собака;

б) волк; г) сторож.

Ответ: петух.

5. Какое из произведений написал С. Михалков?

а) «Муха-Цокотуха»; в) «Дядя Степа»;

б) «Тараканище»; г) «Аленький цветочек».

Ответ: «Дядя Степа».

6. О ком идет речь:

Ростом только три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

а) чудовище;

в) верблюд;

г) конек-горбунок.

Ответ: конек-горбунок.

7. Из какой сказки эти слова: «Дети мои любезные! Кто из вас сможет поймать в моем саду Жар-птицу? Кто изловит ее живую, тому еще при жизни моей отдам половину царства»?

а) «Сивка-бурка»;

б) «Иван-царевич и серый волк»;

в) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

г) «Царевна-лягушка».

Ответ: «Иван-царевич и серый волк».

8. Наследник трех толстяков.

а) Тутти; в) Кай;

б) Бетси; г) Артур.

Ответ: Тутти.

9. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами?

а) «Морозко»; в) «Двенадцать месяцев»;

б) «Снежная королева»; г) «Дюймовочка».

Ответ: «Двенадцать месяцев».

10. Какое дерево лишило Карабаса Барабаса драгоценной бороды?

а) береза; в) дуб;

б) сосна; г) тополь.

Ответ: сосна.

Игры на уроках литературного чтения

1. К.Чуковский “Федорино горе”.

Из букв составьте слова.

Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.

Какое слово лишнее и почему?

2. Н. Носов “Затейники”.

Найди слова в строчках

Иторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена

Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.

Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

3. Творчество А.С.Пушкина.

Восстанови слова, поставь в них гласные буквы.

Вчр

Кблк

Крвл

Птнк

Птн

4. П.Ершов “Конек- горбунок”.

Какие буквы, слог, слово лишние.

А у р о ы

Ма ра ла ны та

Ку на ды ти ло

Данило, Гаврило, Степан, Иван.

5. “Садко”.

Составь из букв слова новые слова:

Новогородский

6. Такие задания могут быть использованы при формировании темы урока самими учащимися. Ребята с первых минут урока будут заинтересованы новым произведением и вовлечены в учебное творчество.

Разгадай имена и скажи, что их объединяет?

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)

Ббаыртчоок________________

8. Соедини половинки слов.

Пету ка

Бел то

Коры шок

Вол рик

Ста на.

Что объединяет эти слова? (Мы их встречаем в сказках А.С.Пушкина)

Сегодня на уроки мы познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

9. Восстанови слова, в которых пропущены гласные буквы.

Србрн кптц (Серебряное копытце)

Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.

10. Прочти подчеркнутые буквы (каждая вторая буква).

“бкраткща пнжеуомжситдмарнньо и тяирзко”

(Как неожиданно и ярко”).

Также игры можно проводить на уроках с использованием изученного текста.

11. “Найди лишнее”. (сказки А.Пушкина и В.Жуковского).

Князь, волна, лебедь, петушок, белка.

Иван-царевич, Кощей Бесмертный, царь Додон, Марья- царевна.

12. “Узнай сказку”.

По опорным словам, определи название сказки. “Чудесный мир классики”

Музыкант невеста мать сестра

Кобылица царь братья

Королевич царевна царица богатыри

Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте. Угадайте, из какого произведения этот предмет.

13. Игра “Слово”.

Записать(назвать) как можно больше слов, относящихся к темам.

М.М Зощенко “Золотые слова” - “волшебные” слова

А.П. Платонов “Еще мама” - ласковые слова для мамы.

14. На уроках особое место уделяю работе с загадкам, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета.

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады. (Весна)

Эту загадку можно использовать при изучении произведений о весне.

15. Игра “Путаница”.

К рассказу М. Пришвина “Выскочка”.

На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова, восстановив порядок слогов.

Ки-зуб, ки- уш, ком-ко-леч, ка-лай, ка-со-бач.

Опиши Вьюшку по получившимся опорным словам.

16. Анаграммы “Звери”.

Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.

Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочти слова: а у г я р, д е м ь е в д, и л в к о, е л ь н о, а к а н б.

17. Игра “Заколдованные слова”.

На доске записаны слова, в которые вставлен лишний слог. Нужно “расколдовать” слово, прочитав правильно.

Коножиртс, икчотсал, гереб.

Из какого рассказа эти слова? (В.Астафьев “Стрижонок Скрип”).

18. Игра “Эстафета”.

(П.Бажов “Серебряное копытце”).

Какой характер у Даренки? (Коковани?)

Класс делится на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, записывают слово, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.

Слова для справок: вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, лживый, самолюбивый, справедливый, внимательный, ласковый, упрямый.

19. Викторина “В гостях у сказки”.

Жуковский “Сказка о мертвой царевне…”

Ершов “Сказка о царе Берендее…”

Пушкин “Ашик-Кериб”

Лермонтов “Конек-Горбунок”

2. Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван из сказки “Конек-горбунок”?

а) белого

б) черного

в) серого

3. Какой отравленный фрукт съела царевна?

а) грушу

б) яблоко

в) сливу

4. Как звали собаку семи богатырей?

а) Соколко

б) Сокол

в) Соколик

5. Кто помог королевичу Елисею отыскать невесту?

а) Солнце

б) Ветер

в) Месяц

6. Сколько лет обещала ждать жениха Магуль-Мегери?

а) 5

б) 6

в) 7

7. На каком музыкальном инструменте играл Ашик-Кериб?

а) балалайка

б) гармонь

Литературная игра для младших школьников

Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»

Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.

На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.

Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.

Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.

30 баллов

В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?

Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.

Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?



Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов


Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов

Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?

Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.

Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов

Физкультминутка «Зарядка маленьких зверят»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.


Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.

Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов


О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов

Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов

В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов

Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов

Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?

Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.

«Мой ребёнок совсем не любит читать» - жалуются некоторые родители. «А играть он любит?» - спрашиваем мы. Родители удивляются, мол, какая здесь связь? Где игра, а где книга… Совсем рядом, и об этом знают все маленькие читатели Центральной детской библиотеки. Самые младшие, совсем ещё малыши, вместе с мамами, папами и бабушками впервые попадают в библиотечное королевство игр на занятиях Громкие чтения , которые проводятся каждую среду в 12.00 в игровой комнате Растишка. Занятия пользуются огромным успехом у родителей, как из-за своей бесплатности, так и из-за интереса, который они вызывают у их детей. Каждое занятие начинается с увлекательного чтения небольшой, но захватывающей истории, а затем детки рисуют пальчиками, лепят из пластилина персонажей книг, делают простые поделки. А тех, кто пришел в Растишку в любой другой день, ждут говорящие книжки, книжки-малышки, говорилки, шуршалки, а любители активно ползать будут в восторге от тоннеля, сквозь который можно проползти и встретиться с мамой, ждущей с улыбкой у выхода. Также малышей ждет сухой бассейн с горкой и шариками. Стоит добавить, что игровая комната работает с 10 часов утра до 18 вечера, каждый день, кроме воскресенья и понедельника.

А что же ребята постарше? Разве им не во что поиграть? Если вы так думаете, то ошибаетесь! Прямо скажем, для школьников в библиотеке придумано столько игр, что только успевай выбирать! Наверняка вы смотрели зрелищные приключенческие фильмы с лихо закрученными сюжетами и таинственными происшествиями. Если вашему ребенку от 10 до 12 лет, предлагаем ему ненадолго оказаться в роли секретного агента и попробовать себя в нелёгком деле дешифровки. Только у нас в этом нет ничего опасного, а лишь захватывающее и интересное. Игра «Кот в мешке» поможет узнать, какую книгу вам предстоит прочесть в ближайшее время, для этого надо расшифровать текст. Прочитав книгу, можно стать обладателем уникального свидетельства «Читателя-дешифровщика»!

Каждую среду в 15.00 ждем детей на игре «Поле чудес в литературной стране» . У каждого ребенка есть шанс пережить незабываемые минуты своего триумфа, а кто же откажется от возможности крутить барабан, угадывать буквы, слова и получить заветный приз! Не пропустите ближайшие игры, их тематику вы можете посмотреть на Детских страницах «Как стать Великим» сайта МБУК ЦБС в разделе Афиша.

Ну а если вы до сих пор считаете библиотеку тихим и скучным местом, то наверняка ничего не слышали об игре «Литературные фанты» , в которую дети играют в любое время, когда захотят. Достаточно достать заветную коробку, вытянуть свой фант и выполнить задание, которое выпало. Мы играем каждый день, даже если в игре участвуют всего два человека. Нам не помеха дождь, ветер и ненастье - ведь мы играем в Зале энциклопедической и справочной литературы! Мы рисуем, сочиняем, поём и читаем скороговорки, прыгаем на одной ножке и смешим друг друга. Найдётся незабываемое задание и для вашего ребенка и его друзей!

Совсем скоро, в июле, в Центральной детской библиотеке стартует новая игра - «Фабрика историй» . Дети смогут попробовать себя в роли сочинителей историй и собрать из случайных слов предложения, а из них - невероятную, увлекательную историю, уникальную, которой еще никогда на свете не существовало. В игру можно играть как командами, так и вдвоем, можно соревноваться, чья история интереснее, забавнее, необычнее, а можно просто посмеяться и получить удовольствие от общения.

А теперь порадуем подростков, самую капризную и взыскательную категорию читателей. Ничем-то им не угодишь. Это - скучно, это - слишком по-детски, мы уже не маленькие, еще чего - играть предлагают. А мы предлагаем вспомнить знаменитую игру «Мафия». Слышали о такой? Если нет - «погуглите». А потом приходите, лучше всего с компанией друзей, на игру «Магический турнир» , которая проходит в библиотеке каждую пятницу в 15.00. Вам предстоит разоблачить таинственного недруга, властителя темных сил, злодея - Дракона. Каждый игрок окажется в мире, где по сей день царствует магия, а рыцари сражаются с драконами. Какая карта выпадет Вам? Станете ли вы веселым Сатиром, мудрым Сфинксом или быстрым Пегасом? Возможно в ходе игры вас сразит Минотавр или спасет добрый Единорог… В «Магический турнир» можно играть до бесконечности, потому что каждая игра - это новая увлекательная «жизнь» персонажа. Давайте сыграем и узнаем, каков будет исход в вашей игре!

Как все это многообразие игр связано с книгами и чтением? - спросите вы. Тем, кто знает - напомним, а кто не знает - расскажем, что привлечение к чтению через игру - беспроигрышный ход. Ребенок играет в игры, где ему нужно вспоминать литературных героев, а сюжетные ходы и тематика игр заимствуются из художественных произведений. Чтобы победить, например, на «Поле чудес», нужно хорошо знать произведение, которому посвящена игра, или хотя бы в общих чертах помнить его содержание. Игры и викторины сопровождаются ненавязчивыми обзорами книг, увлекательными рассказами и мультфильмами. Мероприятия, посвященные Году кино, позволяют задействовать такой мощный ресурс, как экранизации книг. Игра «Кинорандеву» - яркий тому пример, в нее играют и дети, и взрослые, вспоминая старую добрую советскую киноклассику.

Библиотечная игротека неисчерпаема и многообразна. Любители компьютерных игр попадают в виртуальную «Таинственную паутину» в зале Медиатека. Сторонники игр-бродилок и квестов могут поучаствовать в реальном квесте «Ужасно интересно все то, что неизвестно» , выполнить самые хитроумные задания и найти спрятанный Сундук книжных сокровищ. А какую игру выбираете вы?

Раз, два, три, четыре, пять - выходи играть