Метафорические карты в работе психолога. Куда нас ведут метафорические карты Метафорические карты в работе психолога

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
  • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

Для корректного отображения рисунка на мобильных устройствах,

5-я международная конференция издательства «Генезис»
«Метафорические карты в работе психолога. Замыкая круг»

Юбилейная пятая конференция издательства «Генезис» «Метафорические карты в работе психолога . Замыкая круг» состоится 20-21 октября 2018 года в Москве , на территории гостиницы «Aerostar». Информационными партнерами события выступят журналы «Школьный Психолог» и «ГА.МАК - первый журнал о МАК» , а также проект «МАКомания» .

Ровно 5 лет назад мы решили рискнуть и организовать для психологов конференцию , посвященную, на тот момент, относительно новому для наших широт инструменту - метафорическим ассоциативным картам. Как теперь можно с уверенностью сказать, идея эта попала в благодатную почву и принесла свои плоды - мероприятие успешно состоялось и с тех пор живет, превратившись в главное событие для всего МАК-сообщества России и СНГ и ежегодно собирая под свое крыло более ста участников.

Юбилейный год - особенный для любого мероприятия , это всегда перепутье, повод одновременно оглянуться назад и подвести итоги, и заглянуть вперед, чтобы наметить новые цели и маршруты. Мы неспроста вывели в подзаголовок конференции фразу «Замыкая круг». Наша пятая встреча призвана сделать именно это - завершить историю мероприятия, целиком и полностью посвященного метафорическим картам, и открыть для конференции следующего, 2019 года (которая обязательно состоится!) новые горизонты и большее разнообразие психологических инструментов и подходов.

А чтобы сделать это правильно, мы собрали особенный, звездный состав ведущих . Среди них есть как те, кто был с нами с самой первой конференции в 2014 году - Татьяна Ушакова, Евгений Морозов, Ольга Хлебодарова, Екатерина Мухаматулина, - так и те, кто присоединился к нам в последующие годы - Марина Травкова, Наталья Рубель, Нателла Дубашидзе, Марина Гогуева, Елена Асенсио-Мартинес и другие. Все они - самобытные мастера, авторы оригинальных подходов к работе с картами, и их мастер-классы неизменно получают восторженные отклики участников .

Кроме того, мы подготовили бонус для участников наших прошлых конференций, а также летних фестивалей «Метафора в работе психолога». Тех, кто посетил хотя бы одно из этих мероприятий, ждет специальная льготная цена на билет в этом году!


СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ:

Для корректного отображения таблицы на мобильных устройствах, поверните, пожалуйста, экран горизонтально

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
для участников конференций
и фестивалей прошлых лет

РАННЯЯ ПТАШКА

ПОТОРОПИСЬ!

В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ!

действительна при оплате участия
с 15.08. по 1.10.

с 15.08. по 15.09
действительна при оплате участия
с 15.09. по 15.10
действительна при оплате участия
с 15.10. по 20.10
2500р.
3000р. 3500р. 4500р.

Участники конференции могут предварительно заказать обеды на каждый день мероприятия . Стоимость одного обеда - 650р. Стоимость обедов на одного человека в оба дня конференции - 1300 руб.

Дата: 20.10.2018 - 21.10.2018 10:00 - 19:00
E-mail: [email protected]
Ведущий: Мухаматулина Е. / Ушакова Т. / Морозов Е. / Хлебодарова О. / Гогуева М. / Травкова М. / Рубель Н. / Дубашидзе Н. / Асенсио Мартинес Е. / и др. /
Статус: Завершено

Альфия Байгускарова

Цель : познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога .

Задачи :

Ознакомить с понятием «» ;

Рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами ;

Провести с педагогами несколько вариантов работ с метафорическими ассоциативными картами ;

Повышать интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми

Оборудование : мультимедийный проектор, 3 колоды карт :

1. «Я и все – все- все»

2. «Из сундука прошлого»

3. «PERSONITA»

Раздаточный материал : буклеты

План проведения мастер- класса :

1. Вводная и теоретическая часть.

2. Практическая часть .

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход проведения

1. Вводная и теоретическая часть

"Добрый день, уважаемые педагоги ! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале. Хочу вас сегодня познакомить с метафорическими ассоциативными картами (МАК) . Популярность метафорических карт растет с каждым годом. Их существует большое количество, как для взрослых, так и для детей. Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы не только взрослых, но и детей, с которыми я работаю . Карты – это всего лишь инструмент в работе психолога . Они обладают многими достоинствами :

Помогают вывести на поверхность глубинные переживания;

Проявление фантазии, работа с внутренним состоянием человека;

Открывают перспективу.

МАК в первую очередь работает с нашим подсознанием. К сожалению, осознанного в нашей жизни очень мало, только 4% и 96% - это информация, которая хранится в глубине нашего подсознания. МАК помогают получить ответы из глубин подсознания, а главное не травмируя человека.

Диапазон областей, где обращение через МАК к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк, вот некоторые из них :

Коммуникационные игры и тренинги;

Создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;

Тренинг позитивного мышления;

Развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;

Актуализация личностного роста;

Коррекция и терапия межличностных отношений;

Терапия супружеских отношений;

Терапия детско-родительских отношений;

Помощь в разрешении конфликтов;

- работа с линией времени , моделирование и исследование любых процессов

в прошлом и будущем;

Реабилитационная работа ;

- проработка и терапия травм ;

- работа с посттравматическим синдромом;

Помощь в преодолении стрессов;

- проработка и терапия страхов ;

- работа с психосоматическими явлениями;

- работа со сновидениями и фантазиями;

Развитие творческого потенциала детей и взрослых;

В своей работе я их использую при проведении тренинговых занятий с детьми, родителями и педагогами на развитие коммуникативных качеств, а так же развитие творческого потенциала детей и взрослых. А также в индивидуальном консультировании, проработке и терапии страхов .

2. Практическая часть

Как же они работают ?

Карты «Персонита» предлагают нам с помощью игры взглянуть на жизнь глазами других людей, таким образом, обучая навыкам толерантности к чужим взглядам и убеждениям. Эти карты я применяю в работе с педагогами и родителями .

Карты «Из сундука прошлого» могут использоваться в консультации , психотерапии, в групповой индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Они, прежде всего, направлены на выявления детско-родительских отношений.

В работе с детьми я использую набор карт Камиллы Крюгер «Я и все-все-все» . Персонажи этого комплекта – дети. С помощью данных карт мы можем решить любую проблему, которая волнует ребенка. Образы карт помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться.

Варианты работы с картами .

«Расскажи историю.

Эта процедура может быть использована на первом этапе индивидуальной работы с ребенком для установления контакта. Психолог предлагает ребенку выбрать карту , которая больше всего понравилась, и сочинить по ней историю.

Психолог в данном случае оказывает на ребенка и сочиненные им истории минимальное воздействие. Его основные задачи сводятся к созданию позитивной мотивации на работу , к анализу выбранной карты и созданной на ее основе истории.

«Страх уходи!»

Ребенок выбирает карту , персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом. Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся.

«Нарисуй продолжение»

Игра может быть использована в тренингах для развития креативности и гибкости мышления. Ведущий или один из участников выбирает наугад одну карту , которая будет основой для работ всех участников . В обоих случаях после завершения творческого этапа имеет смысл создать галерею работ - так их будет удобнее рассматривать и – при необходимости - обсуждать.

Что изображено на карте ?

Кто является главным действующим героем изображенной истории?

Чем история началась и чем закончилась?

Кто я на этой картинке ?

Что она для меня означает?

Они созданы для того, чтобы вам было легче было установить контакт с клиентом, помочь ему проявить себя, поскольку карточки это не методика работы , а средство взаимодействия с клиентом.

Таким образом, МАК помогают работать с подсознанием ребенка. Раскрывают внутренние проблемы детей, помогают бороться со страхами при этом, не оказывая травмирующего воздействия на психику. Карты помогают выявить внутренние проблемы и переживания испытуемого.

Использованная литература

1. Канц Г. Метафорические карты : Руководство для психолога. – 2-е изд.

– М.: Гинезис, 2014

2. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все» / К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб.: Речь, 2016. – 48 с.


Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика в работе с детьми» на тему: «Логоритмика в работе с детьми» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение логоритмики для развития детской речи.

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками Мастер-класс для педагогов Дата проведения: 03.02.16г. Место проведения: Конкурс «Воспитатель года» Проводит: воспитатель МКДОУ «Народненский.

Мастер-класс: «Использование приёмов самомассажа в Практике педагога» Минеева Лидия Анатольевна Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Суксунский детский сад «Малышок» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.