Пособие Никитиных: Сложи Узор. Знакомьтесь: игра Никитиных «Сложи узор Методика никитиных собери узор

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

Тематический материал:

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Интеллектуальные игры Никитиных

Главным средством раннего обучения детей супруги считали развивающие игры. Это набор увлекательных упражнений, которые не навязываются ребенку, а заинтересовывают сложностью и возможностью самостоятельно решать поставленные задачи.

Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под ребенка. Соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному», они создают такие условия, при которых происходит опережение развития способностей.

Такие игры, как правило, построены на совмещении форм, цветов и объемов.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров.

Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ), развивают творческие способности. На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

  • складывают кубики по схеме;
  • глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
  • создают собственный рисунок.

Как изготовить пособие

Чтобы сделать игру «Сложи узор» своими руками, возьмите 16 деревянных кубиков, предварительно очищенных от бумаги и отшлифованных шкуркой. Оптимальный размер ребра – 3-4 см.

Окрашивать их придется по схеме, поэтому вначале сделайте разметку карандашами, чтобы не запутаться. Передняя сторона (на рисунке изображена прозрачной) имеет белый цвет. Лучше использовать нитрокраски, которые быстро высохнут и прослужат дольше. Как вариант, кубики обклеивают цветной бумагой.

Как играть

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Если не удалось приобрести готовые схемы, задания распечатывают на цветном принтере или рисуют самостоятельно. Учтите, для маленьких деток (до 2 лет) лучше, чтобы узоры в образце были тех же размеров, что и кубики.

«Сложи квадрат»

В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Тематический материал:

Как изготовить пособие

Из плотного картона вырежьте квадраты со сторонами 8 х 8 см. Обклеивая их цветной бумагой, постарайтесь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине напишите с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, сделайте это раньше, чем начнете разрезать фигуры.

Игру «Сложи квадрат» можно также выполнить из разноцветного пластика. Но будьте готовы к тому, что обрабатывать этот материал гораздо сложнее, да и найти 23 оттенка непросто.

Элемент под №1 оставьте целым для образца.

Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

Как играть

Кроме того, что можно просто высыпать все детали в кучу и предложить малышу распределить их по цветам, игра «Собери квадрат» предполагает 23 разноуровневых задачки. Возможно, на их решение у ребенка уйдет не один год, но сколько радости появляется в детских глазах, когда квадрат все-таки собирается в одно целое!

«Уникуб»

Игра состоит из 27 кубиков, стороны которых окрашены в три цвета. Это идеальное пособие для постижения законов трехмерного пространства. Дети с удовольствием занимаются с ним уже с 1,5 лет, но даже для старших школьников игра представляет собой сложнейший и полезнейший тренажер.

Как изготовить пособие

Сделать игру можно самостоятельно. Возьмите 27 кубиков, удалите картинки и наклейки, отшлифуйте поверхность. Затем приступайте к разметке цветов:

  • сложите образцы в большой куб и все внешние стороны, включая нижние, обозначьте красным карандашом;
  • снимите верхние 9 кубиков и пометьте образовавшиеся 18 граней синим цветом, всего таких плоскостей будет 3, их можно «подсмотреть» на нашем рисунке;
  • оставшиеся грани – желтые.

Снова сложите кубики и проверьте правильность маркировки.

Для нанесения колера воспользуйтесь нитрокраской или обклейте грани цветной бумагой.

Для хранения пособия подберите коробочку квадратной формы, она также пригодится на первых занятиях.

Как играть

Прежде чем давать «Уникуб» детям, тщательно изучите информацию и иллюстрации к упражнениям, чтобы выбрать посильные для малыша задания. Складывать фигуры нужно на время, это стимулирует ребенка к достижению высоких результатов. Отличным вариантом будет игра-соревнование, в которой участвуют родители и дети.

Однако помните, что решение задачек «Уникуба» – довольно серьезная нагрузка на малыша, поэтому старайтесь контролировать степень утомления и дозируйте время работы.

Конечно, методика Никитиных имеет плюсы и минусы. Не каждая мама позволит своему малышу мерзнуть при 18 градусах и будет обливать холодной водой грудничка в первые месяцы жизни. Да и с отсутствием режима и полной свободой ребенка свыкнуться трудно. Принимать методику раннего развития Никитиных или нет – личное дело родителей. Но удивительные подходы к воспитанию, построенные на любви и доверии, развивающие игры и пособия, безусловно, заслуживают внимания.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым-самым если не во всех возможных сферах, то как минимум в одной. Для достижения этой цели существует множество методик, потому выбор в пользу какой-то конкретной окажется нелёгким. Супруги Борис и Елена Никитины разработали систему воспитания на опыте своих детей, развивать которых они пытались с помощью игр.

Немного о создании системы Борисом и Еленой Никитиными

Борис и Лена Никитины создали методику в процессе воспитания собственных детей, которых в семье родилось семеро. Поскольку система взяла своё начало ещё в 1957 году, трудно представить, с каким общественным порицанием пришлось столкнуться её авторам, которые, невзирая на советские устои, растили своих малышей по собственным правилам.

Многое из того, в чём Никитины были новаторами, сегодня никого не удивляет: естественные роды, немедленное прикладывание к груди, кормление по требованию. Вид ребятишек, в нижнем белье бегающих по снегу, вызывал море критики, даже невзирая на факты, говорившие в пользу такого воспитания: крепкое здоровье детей, высокий уровень интеллекта, опережение сверстников в развитии на несколько лет вперёд. Но Советский Союз был известен тем, что любое действие, которое выходило за нормы и рамки, было обречено на осуждение обществом, независимо от того, насколько весомые аргументы были у человека, его совершающего. Уже за такое новаторство авторы заслуживают огромного уважения.

Принцип, на котором построена вся методика: не мешать, а помогать ребёнку развиваться.

Борис Никитин выдвинул теорию о том, что любые способности в ребёнке можно подтолкнуть к развитию, если сделать это вовремя. А самым подходящим временем для начала занятий с малышом считал даже не младенческий период, а перинатальный. Согласно этой теории, способности человека, не получившие толчка к развитию в нужное время, неизбежно угасают и не подлежат развитию в дальнейшем.

А если эти способности (интеллектуальные и прочие) не запустить рано, то в дальнейшем они «отомрут» - за ненадобностью…

Б. Никитин

http://nikitiny.ru/intellektualnoe_razvitie

В школе ни одному учителю не придёт в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как её решать. Значит, в школе ребёнок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится всё меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остаётся.(…)

Вполне объясним с позиций новой гипотезы и факт массового «изготовления» отстающих и второгодников в приютах, в домах ребёнка и в «недельных» детских садах. Здесь наибольшее значение имеет хороший присмотр за ребёнком и особенно твёрдый режим дня, при которых малышу нет необходимости решать новые задачи (…)

Б. Никитин

http://nikitiny.ru/NUVERS

Да, это подтверждает то, что система образования, построенная таким образом, не приучает человека к главному - учиться и познавать, задавать вопросы и находить на них ответы, а губительно сказывается на способностях и элементарном развитии. В результате наблюдается деградация не только творческая, но и личностная.

Факторы, способствующие раннему развитию (согласно системе)

Никитины считали, что естественное (природное) развитие - наилучший вариант для ребёнка, но в большинстве современных семей оно искусственно тормозится. В таких случаях за основу приняты не потребности малыша, а стереотипное мышление взрослых. Родители считают, будто знают, когда крохе положено овладеть тем или иным навыком, и запрещают ему совершать одни действия под предлогом «ещё рано», а другие, напротив, навязывают, потому что уверены - «уже пора».

До сих пор часто встречаются родители, а чаще бабушки и дедушки, которые поднимают панику, если четырёхмесячный малыш пытается принять вертикальное положение. Согласно нормам, ребёнок должен самостоятельно сидеть в возрасте полугода. Никитины не следовали такому подходу, предоставляя детям возможность развиваться раньше установленных нормативов.

  1. Ребёнку предоставляется большая свобода действий. Принуждение к занятиям отсутствует как таковое. Дети учатся и занимаются ровно столько, сколько хотят.
  2. Физическое развитие ребёнка имеет не меньшее значение, чем его обучение. Важно наличие спортивного уголка, закаливание, отсутствие ограничений на занятия спортом.
  3. Непременное участие взрослых в деятельности детей: игры, соревнования, творческие процессы. Ребёнку нужно чувствовать неравнодушие родителей к его успехам, но при этом он не должен ощущать давления и конкретных требований к своим способностям.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на все спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе изучения системы Никитиных, практика показывает, что есть несомненные плюсы таковой. Даже такие методы, как закаливание, которое до сих пор кажется многим радикальным, дают неизменный результат.

  1. Дети, воспитанные по методике Никитиных, отличаются крепким здоровьем и выносливостью.
  2. Развитие происходит значительно раньше, а умственные способности малышей не ограничены заданной программой, как это можно наблюдать у детей, воспитанных по стандартным принципам. Формируется образ мышления, который решает задачи как математические, так и бытовые.
  3. Условия жизни, быт - всё обустраивается и распределяется таким образом, чтобы родителям и детям было легко выполнять свои обязанности и никто не чувствовал себя перегруженным.

У системы есть и ряд недостатков:

  • поскольку дети, опережающие своих сверстников в развитии, иначе мыслят, не ходят в детский сад, а школу посещают по нестандартному графику (обучение экстерном), им трудно находиться в социуме, заводить друзей;
  • методы закаливания детей большинству родителей кажутся варварскими и жестокими;
  • методика рассчитана на практически постоянное нахождение детей с родителями, у которых в итоге нет времени для себя;
  • система не учитывает закладывание в ребёнка духовных ценностей.

В попытках ответить на спорный вопрос о правильности системы воспитания был снят фильм «Правы ли мы».

Фильм «Правы ли мы» - видео

Принципы метода в воспитании детей до года

Цель методики, рассчитанной на детский возраст до года, состоит в том, чтобы создать максимально необходимые условия для ребёнка. Для этого возраста больше характерно физиологическое развитие, которое является основой для дальнейшего роста интеллекта. Начало внедрения методики Никитиных - это даже не младенчество, не роды, а всё время от момента зачатия.

Основополагающие нюансы развития до года

  1. Атмосфера в семье. Каждый ребёнок должен быть желанным и воспитываться в любви и согласии между родителями.
  2. Беременность. В этот период необходимо соблюдение определённых условий: отказ от никотина, алкоголя и лекарственных препаратов, активный образ жизни будущей мамы, обязательное общение с плодом.
  3. Роды. Они должны проходить без применения медикаментов, предпочтительно, в домашних условиях. Прикладывание к груди осуществляется сразу же после рождения (ещё до того, как выйдет послед).
  4. Кормление ребёнка. До момента прорезывания первого зуба малыш должен получать только материнское молоко и чистую воду. Кормление происходит по требованию. С самого начала введения прикорма нет необходимости разогревать еду до определённой температуры.
  5. Контакт с матерью. С рождения до полутора лет ребёнок должен контактировать с мамой максимально часто, включая ночной период (совместный сон).
  6. Врождённые рефлексы. Ни в коем случае нельзя препятствовать развитию двигательных рефлексов (ползание, хватание, плавание, попытки самостоятельно сидеть, ходить), независимо от того насколько рано они проявляются.
  7. Обстановка, способствующая развитию. Спортивные снаряды - естественный предмет обихода. Наличие в постоянном доступе конструкторов, манипулятивных игр, канцелярии (краски, карандаши, пластилин и т. д.).
  8. Свобода в познании. Не ограничивать ребёнка в передвижении, ползании. Манеж - максимум на час в день.
  9. Закаливания. С самого рождения после купания в тёплой воде необходимо обливание прохладной либо всего тельца, либо только ножек ребёнка.
  10. Сон на воздухе. В любую погоду, при любом морозе дневной сон должен проходить на свежем воздухе.
  11. Отсутствие стерильности. Уборка помещения самая обычная. Никакой специальной стерильности.
  12. Гигиена. Кроме стандартного ежедневного купания, Никитины приучали детей к туалету с рождения, высаживая их над тазиком даже в ночное время.
  13. Лёгкая одежда. Она не должна сковывать движений. Дома, где температура около +20 градусов, дети ходят босиком и в нижнем белье. Младенцы в помещении не носят шапочки, тельце по возможности максимально контактирует с воздухом. При этом открытые форточки - нормальное явление.
  14. Техника безопасности. Самый лучший способ дать ребёнку понять, что какой-то предмет опасен - позволить ему проконтактивать с ним. Вы не сможете контролировать малыша 24 часа в сутки и уберечь его от, например, проливания на себя кипятка из чайника. Но если кроха прикоснётся к горячему и получит небольшие болевые ощущения, он точно будет помнить об опасности.

Как видите, методы воспитания Никитиными своих детей до года кажутся жестокими и небезопасными. Многие из современных родителей представить не могут, что их ребёнок может находиться на улице при температуре +10 без тёплой шапки и полной зимней экипировки. Конечно, можно впадать в панику при виде малыша, облизывающего погремушку, которую вы мыли с мылом целый час назад, а можно взглянуть на факты. Факты таковы, что на практике дети Никитиных всегда обладали крепким здоровьем и опережали сверстников в развитии.

Система Никитиных для дошкольников

Дошкольники, которых воспитывали авторы системы, находились на уровне развития не менее второго класса. В возрасте около пяти лет малыши решали математические уравнения и непременно читали, причём родители не учили их многому из того, что дети умели. Какие-то навыки младшие получали от старших, что-то постигали самостоятельно. Именно в этом заключается суть воспитания по Никитиным: ребёнку нужно не давать знания, а стимулировать его к тому, чтобы он добывал их сам .

С методикой Никитиных можно соглашаться или нет, но нельзя игнорировать факты: дети, которые воспитаны согласно этой методике, превосходят сверстников во всём.

Нюансы системы Никитиных для дошкольников

  1. Спорт. Обязательное наличие в доме спортивного комплекса с различными вариантами сложности прохождения. Непрепятствование занятиям, а помощь с них.
  2. Раннее обучение. Чтение и счёт доступны детям значительно раньше, чем принято предполагать. Обязательно наличие в доме необходимых материалов: азбука, счёты, географические карты. Всё это должно быть в распоряжении ребёнка в любой момент.
  3. Обучение детей детьми. Если в семье есть больше одного ребёнка (либо методика взята за основную в учебном учреждении дошкольного возраста), то старшие дети обучают младших тому, что уже умеют сами. Как показывает практика, они могут быть даже лучшими учителями, чем взрослые.
  4. Время, затрачиваемое на посещение общей школы, сводится к минимуму. Практикуется вариант обучения экстерном.
  5. Трудовое обучение. В доме оборудуется место, где дети могут мастерить и изобретать из подручных материалов. Инструменты должны быть настоящими. Техника безопасности наилучшим образом усваивается на практике. Эти условия соблюдаются с младенчества.
  6. Пример, подаваемый взрослыми. Задача родителя (воспитателя) в этом случае состоит в том, чтобы передать ребёнку увлечённость тем делом, которым он занимается. Взрослый выступает в качестве гуру и мастера в своём ремесле.
  7. Вовлечение ребёнка в творческий процесс. В качестве творческого занятия может выступать что угодно: любое рукоделие, рисование, моделирование.
  8. Привлечение к домашнему труду. У ребёнка, даже очень маленького, есть чёткие обязанности. Они должны соответствовать полу, возрасту, физическому развитию. Требования к качеству сделанной работы также высоки, как в случае выполнения её взрослыми. Труд вознаграждается.
  9. Уважение к ребёнку и его мнению. Оно проявляется не только на словах, но и на деле. Отношение к малышу должно быть не как к несмышлёнышу, а как к человеку, хотя и маленькому.
  10. Направленность на развитие мышления. Ребёнку даются задачи без объяснения их решения. Он учится не выполнять действия по заданному шаблону, а самостоятельно добывать знания. Выражаясь фигурально, не нужно заставлять малыша учить закон всемирного притяжения, а дать возможность самому выступить в роли Ньютона и открыть его.
  11. Планирование времени труда, отдыха и обучения. Процесс познания нового должен быть такой же нормой, как принятие пищи и отдых без перерыва на каникулы и выходные. Но время нужно распределять таким образом, чтобы ребёнок не уставал и не чувствовал перегруженности.
  12. Мозговой штурм. Коллективное решение задач без ограничений и критики.
  13. Закаливания. Как и для малышей, оно предполагает лёгкую одежду, игры на свежем воздухе.
  14. Интеллектуальные игры. Они разработаны Борисом Никитиным, имеют большое количество уровней сложности и способствуют интеллектуальному развитию детей, но также станут интересными для многих взрослых.

Если малыш не справится с игровой задачей, поставленной перед ним, сразу, то нужно попытаться позже, но не пытаться подсказывать и помогать. Это правило распространяется на все игры Никитиных.

Игры Никитиных и их описание - таблица

Название игры Описание
Суть этой игры заключается в составлении узоров из 16 одинаковых кубиков, каждая грань которых раскрашена в разные цвета. Некоторые из сторон двуцветные (по диагонали окрашиваются в два разных цвета). Есть несколько вариантов сложности:
  • по заданным схемам ребёнок должен воспроизвести рисунок;
  • по рисунку нарисовать схему;
  • придумать свои рисунки, которых нет среди схем.

Игра развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию. Её можно предлагать малышам начиная с года.

В этой игре 7 фигурок, каждая из которых состоит из нескольких кубиков. Они похожи на всем известный Тетрис, но не на плоскости, а в пространстве.
«Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов. Они подойдут детям в возрасте с двух лет.
Игра состоит из 12 кругов, каждый из которых делится на разное количество равных частей и окрашен в свой цвет. Они находятся в специальной коробке. Задача ребёнка состоит в том, чтобы открыть её, высыпать содержимое, а затем сложить все круги сначала на поверхности, а затем в коробку.
Такая игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей. Практика показывает, что такую информацию дети способны усваивать в возрасте 3-4 лет, следовательно, тянуть с её освоением до третьего класса не имеет смысла.
Таблица Сотни Это довольно простая на вид, но при этом нелёгкая игра. Она выглядит как таблица, где цифры от 1 до 100 расположились колонками и рядами по 10 штук. Каждый из рядов помечен определённым количеством чёрных точек.
Игра учит детей быстро запоминать цифры, а в дальнейшем быстро складывать числа в разных рядах, решать задачи различной сложности, а впоследствии придумывать новые.
Игра выглядит, как часы, изготовленные из подручных материалов. Она учит малышей определять правильное время, высчитывать количество минут и секунд в разные временные промежутки.
Эта игра задумывалась как математический тест. Она состоит из 44 квадратов четырёх цветов:
  • на зелёном точки расположены линейно;
  • на синем - по треугольнику;
  • на красном - по окружности с точкой в центре;
  • на белом нарисованы цифры.

К игре прилагаются задания различной сложности, которые развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту.

Эта игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены определённым образом в разные цвета. Она очень функциональна, а предлагающиеся задания делятся на много уровней сложности.
Для ребёнка игра будет полезна тем, что научит его мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами. Уникуб рекомендуется детям в возрасте от двух лет.
Эта игра по своей сути напоминает пазлы. Но складывать нужно не картинку, а квадраты, которые разрезаны на неравные части различной формы и окрашены в разные цвета. Всего их 24 штуки.
Такую игру можно предлагать детям начиная с года. Игра даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое. Учит классифицировать предметы по цветам.

Развивающие игры, разработанные Никитиными - фотогалерея

Игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей
«Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов Складывание узоров развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию Точечки развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту
Часы Никитиных учат малышей ориентироваться во времени
Уникубнаучит ребёнка мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами «Сложи квадрат» даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое, учит классифицировать предметы по цветам

Кубики Никитиных своими руками

Кубики Никитиных получили наибольшее распространение. Такие, казалось бы, простые, но на практике очень интересные игры рассчитаны на детей разных возрастов и могут быть увлекательными и для взрослых. В магазинах они стоят достаточно дорого, но их легко изготовить своими руками.

Такую игру можно изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобится 16 деревянных кубиков одинакового размера. Они должны быть чистыми, сухими и без шероховатостей. Их необходимо раскрасить либо обклеить цветной бумагой. При этом стороны должны выглядеть так:

  • белая грань (передняя);
  • жёлтая (задняя);
  • синяя (правая);
  • красная (левая);
  • по диагонали жёлто-синяя (верхняя);
  • по диагонали красно-белая (нижняя).

Из кубиков нужно складывать картинки по заданным схемам, которых насчитывается очень большое количество. Такие узоры могут напоминать геометрические фигуры, людей, животных.

Образцы картинок к игре «Сложи узор» - фотогалерея

Узор «Снежинка»
Узор «Дедушка»
Жёлто-синие ёлочки
Узор «Ромбы»
Трёхцветный узор
Узор «Песочные часы»

Обзор кубиков «Сложи узор» - видео

Эта игра также проста в изготовлении. Всё, что вам понадобится - 27 кубиков, которые будут впоследствии склеены в различные фигуры, изображённые на фото. Для того чтобы игрушка получилась правильно, они должны быть одинаковыми.

Содержание

Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Как выбирать кубики Никитина

Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.

Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.

Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.

Еще одна развивающая игра, предложенная Б.П. Никитиным в его книге "Ступеньки творчества или развивающие игры". Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Еще одна развивающая игра, предложенная Б.П. Никитиным в его книге "Ступеньки творчества или развивающие игры". Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Одна грань - красная, вторая - синяя, третья - белая, четвертая - желтая, пятая и шестая - двуцветные, красно-белая и желто-синяя. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Как изготовить игру

Проще всего купить уже готовые кубики в интернет магазине игрушек , их часто можно встретить в разделе " ". Но гораздо интереснее изготовить игрушку самому, вернее, вместе с детьми.

Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 25 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы "Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски. Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке:

передняя грань - белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань - желтая,

правая грань - синяя,

левая грань - красная,

верхняя грань - желто-синяя,

нижняя грань - красно-белая

(линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.

Мы купили в магазине набор пластмассовых заготовок для этой игры. Нам оставалось только склеить детальки. Ну и, конечно, самим сделать карточки-задания.

Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробку. Размер коробки зависит от размера кубиков. У нас это 25 мм, поэтому и коробка со стороной в 10 см и высотой в 2,5см. Если у Вас кубики с гранью в 30мм, коробка должна иметь размер 125x125x30 мм -плюс 5 мм на свободное размещение. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрывать узор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то накаждой карточке на тыльной стороне можно написать серию и номер, а так же название узора.

Серия карточек СУ А

Дорожка Дорожка Квадрат Квадрат Квадрат Квадрат
Квадрат Квадрат Квадрат Цветок Ступеньки Крест
Пила Фонарик Фонарик Елочка Бабочка Лодка
Дом Конфета Бантик Горка Фонарик Гусь
Паркет Крюк Лесенка Молния

Вот образцы выполненных заданий:

Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 - 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рисунках вы можете выбрать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисунках узоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще "не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров:

"цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. С целью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Дети нередко предпочитают свои "имена".

Шаблоны квадраты Никитиных скачать, методика Никитина, квадраты никитина, сложи квадрат никитина, игры никитина сложи квадрат шаблоны

В процессе занятий с кубиками Никитина малыши развивают интеллект, внимание, умение логически мыслить. Через игру, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов. Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.

Альбом «Лето» предназначен для первоначального знакомства ребенка с игрой по квадратам Никитиных «Сложи узор»(от 1,5 - 4 лет).

Каждую схему из кубиков сопровождает веселый рисунок. У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в этом альбоме «оживают», и кубики превращаются в рыбок, цветочки, бабочек и т.д., что делает занятие увлекательным.

В комплекте 13 листов для распечатки, из которых:

12 листов - картинки с заданиями, расположенные в порядке возрастания сложности.

1 лист - раскладка для самостоятельного изготовления кубиков.

Как изготовить игру:

1. На плотной бумаге формата А4 распечатать раскладку для кубиков (либо купить специальные кубики для этой игры 4х4см).

2. Вырезать и склеить грани между собой по схеме. Для игры с альбомом «Лето» достаточно сделать всего 9 кубиков.

Кстати говоря, изготовление кубиков дает дополнительный стимул для совместного творчества с детьми. Известно, например, что самому Борису Никитину его собственные дети помогали с окрашиванием кубиков и подготовкой других игровых материалов.

3. На обычных листах формата А4 распечатать картинки с заданиями.

Как играть:

1) Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.

2) Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки: «Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить зеленую дорожку для зайчика?» (При этом повторяем и закрепляем цвета.)

3) Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: «Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? — Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика».

4) Далее покажите ребенку, как нужно ставить кубики, обращая внимание на то, что нужный цвет как бы закрывает картинку сверху. Рассмотрите картинки вместе с ребенком, называя каждый новый предмет, обратите внимание на детали.

5) Если Ваш ребенок выполняет задания быстро, ловко, легко и с удовольствием, то можно усложнять задания кубиками для более старшего возраста.

Альбом «Лето» создан как приложение к игре «Сложи узор», но можно использовать его самостоятельно, вырезая, например, квадратики или треугольники из цветной бумаги и складывать из них фигуры в заданиях.

Ведь детишки так любят вырезать и клеить! А после плоской аппликации придет время и для объемных фигур из кубиков!

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»

Шаблоны квадраты Никитиных, задания для игры «Сложи узор»