Утонувшие корабли с драгоценностями. Самые крупные сокровища с затонувших кораблей, найденные в XX-XXI вв

С тех пор как зародилось судоходство и человек стал мореплавателем, Нептун основательно разбогател. Размеры его сокровищ остаются тайной, но приоткрыть ее позволяют некоторые цифры. Например, подсчитано, что, начиная с 1500 г., на морях и океанах в среднем ежегодно тонуло 2172 судна. На борту некоторых кораблей были огромные ценности, поэтому утверждают, что в «сейфах» Нептуна - на дне Мирового океана - находится примерно одна восьмая часть золота, добытого за всю историю человечества.

Казалось бы, нет ничего более простого, как отобрать у Нептуна добычу, возвратить сокровища человеку. Ведь места гибели многих «золотых кораблей» известны. Американское издательство «Даблдей» выпустило специально для искателей морских сокровищ справочник. В нем указаны координаты 480 точек земного шара, где затонуло примерно 1500 судов, имевших на борту драгоценности в общей сложности на сумму более 100 млн. фунтов стерлингов. С различной степенью достоверности известны и многие другие золотые могилы, разбросанные на дне Мирового океана. Расскажем о некоторых из них.

«Золотой парусник»

В 1782 г. корабль «Гросвенор» во время рейса из Коломбо в Ливерпуль попал в зону мощного урагана. Волны океана разделались с парусником - он затонул у восточных берегов Южной Африки.

Известно, что «Гросвенор» принадлежал Ост-Индской компании и на его борту находились сказочные сокровища. Достоверно об их ценности стало известно, когда в 1962 г. директор бельгийской компании по спасению судов, терпящих бедствие в море, Бекер, изучая фамильные архивы наследников владельцев «Гросвенора», обнаружил опись груза. Опись свидетельствовала, что колонизаторы погрузили на борт корабля 162 тысячи золотых монет. 19 ящиков, наполненных драгоценными камнями - бриллиантами и рубинами, 720 золотых слитков, 1450 слитков серебра. По новому курсу английской валюты это составляет несколько миллионов фунтов.

В архивах оказалась также позеленевшая от времени медная пластинка с выгравированной картой района океана, омывающего берег Подоленда в Африке. Загадочная крестообразная пометка на карте была расшифрована как ориентировочное место гибели корабля.

Прежде чем приступить к розыскам сокровищ «Гросвенора», Бекер внимательно изучил результаты предыдущих попыток найти затонувший корабль. Известно было, что из всех, кто ими занимался, счастье улыбнулось только шотландцу А. Линдсею. В месте, где, как предполагалось, лежит парусник, ему удалось найти и поднять с морского дна ящик, содержащий 1000 золотых монет, и две корабельные пушки с надписью «Гросвенор». Опьяненный успехом, Линдсей вложил в операцию по добыче сокровищ все свое состояние. Однако он истратил и состояние, и все найденное золото, и даже деньги, вырученные от продажи музею пушек затонувшего корабля, так и не добившись больше никаких результатов.

Позднее одна из фирм перекупила у наследников владельца «золотого парусника» исключительное право на подъем всех его ценностей. Она приобрела также карту, на которой значится якобы точное место катастрофы «Гросвенора». Была снаряжена экспедиция. Специалисты разработали оригинальный проект: на берегу прорыли глубокую шахту. От нее под морским дном к месту, где покоится корабль, начали прокладывать туннель, но внезапно в него прорвалась вода. Работы прекратили...


Всего на протяжении последних пятидесяти лет на финансирование различных проектов добычи сокровищ и организации экспедиций по розыску этого корабля было израсходовано более 600 тыс. фунтов.

Бекер поставил розыски «Гросвенора» на широкую ногу. В море вышел специальный корабль, оснащенный современным водолазным оборудованием. Однако экспедицию постигла полная неудача - ее участники не смогли обнаружить даже следов «Гросвенора», хотя ими были обследованы значительные участки скалистого дна.

Прошло еще шесть лет. И вот новое сообщение о «золотом паруснике». Его сокровищами надеются овладеть трое западногерманских аквалангистов - охотников за подводными кладами. Корреспондентам было заявлено, что они «воспользуются для этой цели самым современным оборудованием и новейшими техническими средствами работы под водой».

Удастся ли эта новая попытка, смогут ли аквалангисты в трудных условиях скалистого дна найти сокровища «Гросвенора», - покажет время. Нептун умеет хранить тайны своего царства.

Ожерелье Марии Антуанетты

Первые дни Великой Французской революции. Восставший народ победил, однако Людовик XVI и вельможи еще лелеют надежду восстановить свою власть, разрабатывают планы контрреволюционного переворота. В то же время приближенные короля спешат вывезти из Франции ценности. В глубокой тайне на борт фрегата «Телемак» грузят золото, серебро, драгоценные камни. Под специальной охраной находятся бриллианты, рубины и изумруды жены Людовика - Марии Антуанетты. Среди них легендарное по стоимости ожерелье. Груз корабля оценивается в несколько миллиардов франков.

«Телемак» снимается с якоря, но тут же при весьма загадочных обстоятельствах всего в нескольких стах метрах от устья Сены идет на дно. Это произошло 3 января 1790 г.

После трех тщетных попыток добыть сокровища «Телемака» дело о «золотом фрегате» было в 1850 г. передано в государственный архив. Почти девяносто лет о нем не вспоминали, но вот. в начале 1939 г., по решению французского правительства папку с надписью «Ожерелье Марии Антуанетты» вновь затребовали для изучения. В Европе пахло порохом, Франция нуждалась в деньгах на вооружение. Тогда-то и вспомнили о «Телемаке».

Снарядили экспедицию, в распоряжение которой было предоставлено новейшее оборудование и средства судоподъема. Чиновники министерства финансов уже подсчитывали, сколько пушек можно будет приобрести на ожерелье королевы, однако начавшаяся операция с каждым днем требовала все больше и больше затрат, а результатов не давала никаких. После многодневных погружений у моря смогли отвоевать одну только печать Людовика XVI. Были израсходованы огромные суммы, прежде чем пришли к заключению, что затея напрасна: сильные течения разрушили корабль и разнесли его остатки на огромной площади дна, сокровища «золотого фрегата» поглотил многометровый слой ила...

Впоследствии не раз французские аквалангисты пытались разыскать ожерелье Марии Антуанетты, но, увы, фортуна не улыбнулась им до сих пор.

Сокровища Роммеля

Баснословная добыча - золото, драгоценности, шедевры искусства, - захваченная солдатами Роммеля в период оккупации Северной Африки, в сентябре 1943 г. была погружена на немецкое транспортное судно. Его командиру вручили секретное предписание - доставить груз в Италию.

Англичане обнаружили неизвестный транспорт у берегов Корсики. Приказ остановиться на судне не выполнили, форсированным ходом оно пыталось оторваться от преследователей. Английские корабли открыли огонь, транспорт получил несколько прямых попаданий и быстро затонул. О грузе, находящемся в трюмах судна, ничего известно не было, особого значения этому эпизоду морской войны никто не придал.

Подлинную ценность затопленного транспорта удалось установить уже после войны по архивным данным. Начался поиск «сокровищ Роммеля». В 1949 г. в район предполагаемого затопления судна были направлены корабли французского военно-морского флота. Группа водолазов и подводные пловцы обследовали морское дно у Корсики, однако ничего не нашли. Безрезультатной оказалась и экспедиция, предпринятая в 1963 г. на английском судне «Си Драйв», располагавшем специальным оборудованием для подводной разведки.

Сенсацией была новость, разнесшаяся в июне 1969 г.: ящики, подобные тем, какие находились на немецком судне, якобы видел во время подводной охоты у берега Корсики аквалангист Жан Перетти. На Корсику устремилась целая армия любителей легкой наживы. Однако в месте, которое указал Перетти, нашли только несколько снарядов времен еще первой мировой войны да ржавый корабельный якорь.

«Сокровища Роммеля» по-прежнему остаются тайной глубин.

Находки, вселяющие надежду

Нет, не всегда розыски погребенных на морском дне сокровищ оканчиваются безрезультатно! Наш рассказ о подводных кладах был бы неполным без упоминаниях о находках, вселяющих надежду на то, что и многие другие тайны Нептуна будут со временем разгаданы.

Обломки 30-метровой испанской галеры были обнаружены морским археологом Джорданом Фишером неподалеку от прибрежных коралловых рифов Флориды. Предполагают, что это судно «Нуэстра сеньора дель Ро-залио», затонувшее 350 лет назад во время жестокого шторма по пути из Гаваны. Галера входила в состав эскадры королевского флота; в ее трюмах, если верить старинным документам, должно находиться полмиллиона серебряных песо.

Остатки корпуса лежат на глубине 5,5 м на расстоянии 110 километров западнее Ки-Уэста. Подводнопоисковая команда Фишера, разыскивавшая именно эту галеру с грузом, нашла 24 других судна, а на «Ро-залио» искатели подводных кладов наткнулись в самый последний день своей экспедиции. Американские археологи надеются в скором времени поднять и груз, и обломки галеры.

Легенды о сокровищах, спрятанных в земле или покоящихся на морском дне вблизи панамского города Портобело, вновь ожили после того, как колумбийский моряк Франсиско Оспино Навна обнаружил старую галеру.

Город Портобело был построен испанскими конкистадорами как форт для отражения набегов английских, французских и голландских пиратов. Он славился своими ярмарками, на которых жители Колумбии и Центральной Америки продавали изделия из золота и драгоценностей. Сегодня от некогда процветавшего города осталось лишь несколько зданий.

Историки полагают, что галера, возможно, - одна из тех, которые водил под черным флагом известный пират Генри Морган. Как раз в заливе Портобело он однажды во время бури потерпел крушение. Его суда были нагружены тогда богатой добычей.

Более 200 килограммов золотых и серебряных старинных голландских и испанских монет подняты со дна моря недалеко от норвежского городка Олесунн. Аквалангисты - норвежец и два шведа - нашли их на борту голландского судна, которое затонуло у берегов Норвегии в 1725 г. Это самая крупная коллекция монет, найденная у берегов Европы.

22 октября 1707 г. у берегов Корнуэлла на скалах острова Силли затонул фрегат «Ассошиэйшн». Это был флагманский корабль английской эскадры под командованием адмирала Шоуэлла. Корабли возвращались в Англию, имея на борту военные трофеи - золото и серебро, награбленное во время пиратских.набегов на французские и португальские поселения, расположенные на берегах Карибского моря. В результате навигационной ошибки, кроме «Ассошиэйшн», на скалах оказались и еще два парусника - «Игл» и «Ромни».

Много раз предпринимались попытки найти и поднять затопленные с этими кораблями сокровища, стоимость которых оценивается от 3 до 6 миллионов фунтов стерлингов. Несколько лет назад водолазы английского военно-морского флота нашли и подняли с затонувших кораблей отдельные предметы снабжения и среди них пушку «Ассошиэйшн». Однако драгоценностей им обнаружить не удалось. Больше преуспели в этом деле Роланд Моррис и два его компаньона - водолазы Дуглас Роу и Жеффри Аптон, два года занимавшиеся поиском сокровищ на дне Атлантики. Правда, пока что добыто немного, но кладоискатели несомненно напали на след: обнаруженные ими золотые монеты, как установлено, принадлежат к добыче адмирала Шоуэлла.

Останки затонувших кораблей много лет могут храниться на огромной глубине под водой. Предлагаю вам почитать про самые интересные находки современности, которые были обнаружены в недрах морской пучины.

Затонувшее судно возле бухты Салькомбе
Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.

Затонувший корабль из Белитунга
Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.

Корабль SS Центральная Америка
Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.

Затонувшие сокровища Антикитеры
Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic
У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus
Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Корабль SS Gairsoppa
Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.

Нуэстра Сеньора де Аточа
Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.

Нуэстра Сенбора де лас Мерседес
Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.


Деревянные каравеллы и галеоны, громадные современные лайнеры - тысячи судов покоятся на морском дне. Некоторые из них скрывают в своих трюмах сокровища: бочки с золотыми слитками, серебряными монетами и произведения искусства. Подводные археологи, современные охотники за сокровищами, азартно исследуют остовы кораблей в поисках ящиков, в которых могут быть как испанские пиастры, так и знаменитая Янтарная комната. В этом обзоре - судьба знаменитых затонувших кораблей, которые ждут своего открытия и исследования подводными археологами.




Подводный археолог Роберт Баллард, обнаруживший обломки «Титаника», «Бисмарка» и авианосца «Йорктаун», однажды сказал: «Почему мы не исследуем океаны?.. В них больше истории человечества, чем во всех музеях на Земле, вместе взятых».

«Санта Мария» Христофора Колумба



В свое знаменитое плавание в Америку Христофор Колумб отправился на трех кораблях: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария». В Рождественский вечер 1492 года флагман экспедиции, 36-метровая каракка «Санта-Мария», потерпела крушение возле острова Гаити. Как оказалось, рулевой матрос передал управление молодому юнге, который и посадил судно на рифы. Понимая, что судно не может быть спасено, экипаж снял часть груза с корабля. Колумб приказал извлечь из остова как можно больше досок и бревен. Их использовали для строительства форта La Navidad («Рождество»), который вскоре уничтожили индейцы.



Точное местоположение останков «Санта-Марии» с тех пор было потеряно для истории. В 2014 году подводный археолог Барри Клиффорд заявил, что он нашел обломки «Санта-Марии», используя информацию из журналов Колумба. Но расследование экспертов ЮНЕСКО показало, что затонувшие обломки принадлежало совсем другому кораблю XVII-XVIII в.

Находка «Санта-Марии», скорее всего, не принесет много денег нашедшему ее. Но имя обнаружившего этот исторический артефакт станет известно всему миру.

Испанские галеоны серебряного флота



Испания XVI-XVIII вв. процветала за счет своих американских и ост-индских колоний. На тяжело груженых кораблях испанцы ввозили в Европу золото, серебро, бриллианты, шелк, табак, пряности, жемчуг, сахар. Обратно в колонии отправляли текстиль, инструменты, книги. Тяжелые, маломаневренные корабли, галеоны, загружались сразу десятками и оправлялись вместе конвоями. Так им было проще противостоять пиратам в Карибском море и Малайе.



Иногда галеоны тонули, унося на морское дно несметные сокровища. А иногда в жестоких вест-индских штормах тонули целые эскадры, груженые серебром из рудников Потоси, Мехико и Лимы.


Местонахождения останков некоторых из этих кораблей известно, а многие пропали бесследно. Одна из последних находок – галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа». В сентябре 1622 года восемь кораблей, в том числе и этот, погибли в шторме у берегов Флориды. На его борту, кроме прочего груза, было 40 тонн золота, серебра и драгоценных камней. За прошедшие века они рассеялись подводными течениями на километры вокруг. Десятилетия поисков искателей сокровищ увенчались находками на 450 миллионов долларов. В 40 километрах восточнее Флориды, под водой, все еще покоятся оставшиеся ценности на полмиллиарда долларов.

Лайнер нацистов «Вильгельм Густлофф»



В январе 1945 года советская подводная лодка потопила один из крупнейших лайнеров нацистской Германии – «Вильгельм Густлофф». 208-метровое судно было переполнено: на его борту находилось более 10 000 человек, в том числе моряки немецкого флота.



В ходе «атаки века», которую удачно провел командир подлодки С-13 Александр Маринеско, лайнер затонул. С ним на дно ушли от 7000 до 9000 человек, а также, предположительно, упакованное в ящики «восьмое чудо света» - Янтарная комната. Она была подарена в 1717 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I российскому царю Петру I. А в годы Великой Отечественной Войны немцы тайно вывезли ее из Ленинграда и пытались переправить дальше, в Рейх.

После завершения войны на затонувшем лайнере проводили работы советские водолазы специальной службы ВМФ СССР. Но Янтарная комната по сей день не найдена. Вместо этого в Екатериненском дворце была воссоздана ее точная копия.

Под землей и в глубинах океана спрятаны сокровища на миллиарды долларов. Где их искать?

По предположениям ученых, на нашей планете спрятаны и забыты клады на $900 млрд и более. Сокровища древних цивилизаций, драгоценности с затонувших кораблей, клады морских пиратов, утраченные мировые шедевры и религиозные реликвии — где их искать и стоит ли игра свеч? Мы собрали семь величайших сокровищ, которые не дают покоя кладоискателям всего мира. Читайте с осторожностью: золотая лихорадка очень заразна!

Могила Чингисхана

  • Захоронение Чингисхана
  • Нагорье Хэнтэй в Монголии, а также на Алтае

Место погребения основателя и первого хана Монгольской империи до сих пор не найдено, несмотря на усилия многих людей. Кладоискатели убеждены, что в могиле, кроме тела великого завоевателя, лежат несметные богатства: драгоценные камни, золотые монеты, дорогая посуда, изысканное оружие — клад стоимостью в несколько миллиардов долларов. К сожалению для них, Чингисхан был захоронен тайно в глухой местности и его могила намеренно была лишена опознавательных знаков. Одни ученые считают, что искать могилу нужно в России: в лесах Алтая, в районе Риддерской впадины. Другие верят преданию, согласно которому Чингисхан захоронен в тех же местах, где родился: в окрестностях горы Бурхан-Халдун в Монголии. Эта священная для монголов гора в июле этого года была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как место рождения и, возможно, погребения Чингисхана.

Сокровища с корабля Flor de la Mar

  • 200 сундуков с драгоценностями: алмазы размером с кулак, золотые статуи слонов, тигров и обезьян, китайский фарфор — сокровища султанов Малакки, а также богатства, захваченные конкистадорами в Африке и на Аравийском полуострове, в Индии и Сиаме, так и не добравшиеся до португальского короля Мануэла I
  • У берегов Индонезии в Малаккском проливе

    Гигантская копия португальского судна

Кладоискатели называют сокровища с корабля Flor de la Mar («Цветок моря») самым большим кладом в мире, а само судно — самым ценным когда-либо затонувшим кораблем. На нем португальцы везли значительную часть трофеев, добытых при взятии Малаккского султаната. Однако видавшее виды парусное судно так и не довезло трофеи королю: оно затонуло в 1511 году и уже 300 лет лежит на дне Малаккского пролива в неизвестном месте. Кладоискатели со всего мира готовы в любой момент ринуться на поиски сокровищ в Индонезию. Так, американец Роберт Маркс, специализирующийся на кладах с затонувших кораблей, заявлял, что готов потратить $20 млн, чтобы найти и поднять на поверхность груз Flor de la Mar. Однако индонезийские власти все предложения отвергают, надеясь отыскать клад без помощи чужеземцев. В июле этого года было объявлено об археологической подводной экспедиции у берегов острова Суматра. По словам археолога Али Акбара, отыскать «Цветок моря» в Малаккском проливе будет непросто, так как это один из самых оживленных морских путей в мире — в нем может оказаться порядка 400 кораблей, затонувших в период между 1500 и 1800 годами: пойди разберись, где лежит тот самый, золотой…

Золото 11 испанских галеонов

  • Сундуки с золотыми и серебряными монетами и слитками, драгоценности примерной стоимостью $440 млн
  • У побережья Флориды, недалеко от Форт-Пирса

300 лет назад, в 1715 году, у берегов Флориды затонуло 11 кораблей испанского флота, перевозивших сокровища из Нового Света, которые должны были пополнить казну испанского короля Филиппа V. На борту находились товары и драгоценности на сумму до 14 млн песо. Только на одном судне — Nuestra Senora de la Regla — было 300 сундуков монет и слитков, 23 сундука обработанного серебра и 62 сундука подарков королю и его свите, не считая сундучка с золотыми изделиями, дублонами и жемчугом. На другом судне —Santo Cristo de San Roman — согласно описи везли 684 сундука и мешка с песо, 53 сундука обработанного серебра, 14 сундуков китайского фарфора и многое другое… На том же флоте, погубленном сильнейшим ураганом, ехало приданое и подарки для новоиспеченной королевы Португалии Изабеллы Фарнезе — молодая жена Филиппа V так и не получила свои драгоценности. После того как галеоны затонули, испанцы четыре года вели поиски груза под водой, привлекая к ним индейцев: под угрозой смерти ныряльщики отправлялись в воду с тяжелыми камнями, привязанными к ногам. Удалось поднять 30% сокровищ. Однако из-за нападений пиратов, акул и восстаний индейцев поиски пришлось прекратить. Они были продолжены лишь через 250 лет, после того как строитель Кип Вагнер случайно нашел на берегу испанскую серебряную монету. В настоящий момент поисками занимается компания Брента Брисбена и местные кладоискатели. Шесть кораблей все еще остаются ненайденными, а те, что обнаружены, скрыты под слоем песка, что затрудняет доступ к несметным богатствам. Но то тут, то там дайверам удается выловить золотые монеты. Совсем недавно американская семья охотников за сокровищами .

Реликвии Иерусалимского Храма

  • Ковчег Завета, а также другие реликвии и ценности, хранившиеся в Иерусалимском Храме
  • В Израиле, в Ираке на месте бывшего Вавилона, в эфиопском городе Аксум

На протяжении столетий кладоискатели, историки и археологи ищут сокровища Иерусалимского Храма, который стоял на Храмовой горе и был центром религиозной жизни еврейского народа с X по VI век до н. э. В первую очередь всех интересует судьба Ковчега Завета — еврейской святыни, которая символизировала союз Бога с народом Израиля. В этом ящике, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, согласно верованиям, хранятся скрижали Завета с десятью заповедями, сосуд с манной и посох Аарона. Его подробные описания есть в Ветхом Завете, и, кроме прочего, сказано, что он отделан чистым золотом. Считается, что Ковчег Завета был вывезен во время разрушения Храма царем Навуходоносором, после чего был надежно спрятан, но где — тайна. Также бесследно пропали сотни тонн золота, серебра и прочих ценностей из храмового хранилища. Подсказкой к их обнаружению, по мнению многих ученых, может стать Медный свиток — одна из легендарных кумранских рукописей, известных также под названием «свитки Мертвого моря». Этот древний документ, найденный в пещере Кумрана в 1953 году, представляет собой опись спрятанных сокровищ с указанием мест для поиска — правда, довольно абстрактных. Упомянуто более 60 тайников, в которых в сумме хранится 65 т серебра и 26 т золота. Текст с хрупкого Медного свитка с риском для артефакта был расшифрован в 1955 году, и с тех пор не утихают споры о реальности существования описанных богатств. Многие считают, что никаких сокровищ и не было, указывая на то, что ессеи кумранской общины, составившие этот текст в 50-100 годы н. э., не могли обладать такими ценностями, а прятать сокровища Иерусалимского Храма им не позволили бы строгие воззрения.

Восьмое чудо света

  • Янтарную комнату — шедевр искусства XVIII века
  • В Калининграде, на территории Германии, в Дании в деревне Асаа


    Деревня Асаа

Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем, была вывезена немцами из Екатерининского дворца в Царском селе во время Великой Отечественной войны. Последний раз ее видели в 1945 году в Кенигсбергском замке за три дня до штурма города. Несмотря на версии о гибели Янтарной комнаты в результате пожара или разложения, ее продолжают упорно искать в разных частях света: не только в Европе, но даже и в Америке. Два года назад 90-летний Вильгельм Крафт, бывший солдат вермахта, сделал заявление, что шедевр был зарыт в землю в датской деревне Асаа. А в этом году российский историк Сергей Трифонов объявил о том, что практически нашел Янтарную комнату в Калининграде под тайным бункером последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша. Бункер вел в ныне не существующий Кенигсбергский замок и был найден совсем недавно. В феврале Трифонов уже сделал первые исследования: с помощью зонда, опущенного в подземелье, он разглядел большой металлический ящик под бункером и входы в тоннели. Дальнейшая работа запланирована на осень 2015 года. Эпизод о поисках Янтарной комнаты вошел в новый документальный фильм телеканала «Моя Планета» о Калининграде-Кенигсберге.

Клад Байкала и золото Колчака

  • Часть золотого запаса Российской империи, хранившегося в слитках, монетах и самородках общим весом в 490 т
  • На дне Байкала


В 1918 году значительная часть казны императорской России оказалась в распоряжении адмирала Колчака, провозглашенного верховным правителем России. Эти 490,5 кг золота стали именовать «золотом Колчака», несмотря на то что уже в 1920 году адмирал был расстрелян, а деньги попали к большевикам. Часть запаса Колчак успел потратить на укрепление своей власти и покупку оружия, часть была разворована, а еще часть бесследно исчезла. Многие верят, что ящики с уцелевшим золотом упали в Байкал во время транспортировки и до сих пор лежат на дне самого глубокого озера в мире. Один из ярых сторонников этой версии — археолог Алексей Тиваненко утверждает, что видел свидетелей ж/д аварии. «Когда я еще был юнцом, я жил на берегах Байкала и много путешествовал. Местные жители показали, где именно в озеро упали вагоны военного эшелона. На дно ушло около 40 ящиков с золотом», — рассказывает Алексей. В 2008-2010 годах проходили поиски сокровищ Колчака на дне Байкала с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Экспедиции удалось найти обломки железнодорожного вагона и ящик с патронами времен Гражданской войны. Тиваненко, принимавший участие в погружениях, утверждал, что также были обнаружены четыре золотых слитка по 16 кг каждый, но так как они были зажаты камнями, все попытки захватить их щупом окончились ничем. Другой участник и спонсор экспедиции — мультимиллионер Михаил Слипенчук — недавно признался изданию Forbes, что легенду о золоте Колчака в Байкале он реанимировал специально для привлечения внимания к научной экспедиции, а на самом деле часть имперской казны априори невозможно найти в Байкале, так как густой рыхлый осадок, образующийся в озере, поглощает все, что попадает на дно.

Пиратские клады

  • Награбленные сокровища пиратов
  • На острове Кокос, на Каймановых островах и на Панамском перешейке — клад Генри Моргана; на островах Сент-Мари, Реюньон и Сейшельских островах — клады Оливье Левассера; на острове Горда — клады Эдварда Тича по прозвищу Черная Борода, на острове Ангела (Энджел) — клад Фрэнсиса Дрейка

По оценке одного американского банкира, все вместе пираты запрятали кладов на сумму в несколько миллиардов долларов, причем на сегодняшний день найдено не более 7% этих сокровищ. Их ищут исследователи и кладоискатели-одиночки везде и всюду, где промышляли известные пираты, не только на суше, но и в воде. Так, в этом году у берегов Мадагаскара археологи с корабля шотландского пирата Уильяма Кидда. Слиток был поднят с фрегата «Приключение», затонувшего более 300 лет назад. Всего у берегов Мадагаскара было найдено 13 затонувших кораблей, и мы наверняка услышим о новых пиратских сокровищах. Поиски зарытых кладов ученые ведут, руководствуясь, как правило, картами, рисунками, дневниками пиратов и их сотоварищей. «Те, кто скрывал сокровища, почти всегда оставляли записи об этом. Вся штука в том, чтобы понять, в каком виде оставлены эти записи или как расшифровать их содержание» — утверждает американский исследователь Ричард Уилборн. Этому ученому удалось догадаться, где спрятан клад пирата Дрейка — 40 т серебра. Дневник одного из участников команды, старые морские карты Дрейка, хранившиеся в библиотеке Бэнкрофта, и рисунки на одной из них позволили ему расшифровать «код Дрейка» и установить точное место клада: он зарыт на горе Ливермор на острове Ангела (Энджел) на глубине 6 футов, или 72 дюйма. Правда, проверить эту догадку пока не удалось: чиновники не дают разрешение на работы на острове, который имеет статус заповедника федерального значения и входит в состав Калифорнийского национального парка.

Пока вы читаете этот материал, кладоискатели достают из океанов золотые монеты, роют землю в поисках московских трофеев Наполеона и мечтают обнаружить библиотеку Ивана Грозного. Но далеко не всем кладам суждено быть найденными: одни спрятаны слишком хорошо, а другие никогда не существовали, будучи лишь тревожащей умы легендой.

25 марта 1997 был обнаружен испанский корабль «Ла Капитана», перевозивший сокровища инков. Это один из многих подводных кладов, за которыми охотятся искатели. Вот несколько историй об удачных и не очень поисках сокровищ затонувших кораблей

Таинственная «Ла Капитана»

Настоящее имя этого корабля «Санта-Мария», «Ла Капитана» - переводится, как флагманский, передовой корабль. Он был одним из судов, который перевозил золотые сокровища разграбленной испанцами империи инков. Тяжелогруженый корабль потерпел крушение в 1654 году у берегов современного Эквадора.

Разбившийся в шторм испанский галеон, который лежал на дне океана несколько веков, обнаружил в 1997 году аргентинский искатель сокровищ Херман Моро. Эксперты оценивали стоимость сокровищ инков с «Ла Капитана» в несколько миллиардов долларов – трюмы галеона был буквально набиты золотом и серебром. Но искателям удалось поднять с затонувшего судна лишь несколько десятков тысяч серебряных монет.

До сих пор не утихают споры: тот ли корабль обнаружил Моро? После подробного изучения исторических материалов искателей сокровищ ждало разочарование - скорее всего, они нашли корабль, который принял с терпящего бедствие «Ла Капитана» часть драгоценного груза, но вскоре затонул сам. А знаменитая «Санта-Мария» («Ла Капитана») до сих пор дежит где-то в морской глубине и ждет своего часа.

Легендарная «Нуэстра Сеньора де Аточа»

Легендарный испанский галион «Нуэстра Сеньора де Аточа», перевозивший богатый груз золота из Гаваны в Испанию, погиб под ударом сильного морского урагана у берегов Флориды в 1622 году. Груз «Аточи» состоял из тонн золота и серебра. Корабль затонул на небольшой глубине в 15 метров, но ураган разметал сокровища галеона по морскому дну.

Американец Мел Фишер, самый удачливый охотник за сокровищами ХХ века, в 80-е годы заявил о намерении найти и поднять со дна моря богатство «Аточи». Золотоискателям пришлось немалое время провести в испанских архивах, чтобы определить наиболее точное место нахождения затонувшего корабля. Поначалу удалось достать со дна моря лишь несколько золотых и серебряных монет. Поиски сокровищ осложнялись судебными тяжбами - подводные раскопки велись на территории морского заповедника. В результате договорились, что 20 процентов «улова» кладоискателей будет принадлежать штату Флорида, у берегов которого затонула «Аточа».

Многомесячные поиски привели наконец на место гибели «Аточи». Под ударом стихии корабль разломился на три части, самая "лакомой" из которых была центральная часть корабля, где в трюме должно было храниться золото. Команда Фишера прочесывала дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и, уловив четкий сигнал, приступала к поискам. «Аточа» отдала свои сокровища кладоискателям Мела Фишера 20 июля 1985 года. Это было около двухсот золотых и более 1100 серебряных слитков, бесценные произведения ювелирного искусства и драгоценная церковная утварь. Кроме того были подняты исторически ценные предметы – старинная посуда, оружие и корабельные принадлежности. Общая стоимость сокровищ, поднятых с «Нуэстра Сеньора де Аточа», оценили в 400 миллионов долларов.

Неприступная «Лютина»

Военный корабль «Лютина» принадлежал Англии. В 1799 году ему была предназначена важная и опасная миссия – перевезти с Туманного Альбиона в немецкий Гамбург поистине драгоценный груз: тысячу золотых и пятьсот серебряных слитков на сумму в 1 175 000 фунтов стерлингов. Это был крупный государственный займ, который английское правительство предоставило немецкому торговому порту в знак солидарности в войне против Наполеона.

8 октября 1799 года «Лютина», отягченная не только драгоценным грузом, но и военным вооружением (на корабле было 30 пушек), вышла из английского порта и взяла курс на Гамбург. Но в Северном море корабль настиг сильный шторм. «Лютина» врезалась в песчаную отмель, опрокинулась и затонула у берегов Голландии на глубине в несколько десятков метров. Из 280 человек команды удалось спастись лишь одному матросу. Узнав о гибели корабля, перевозившего золото, у своих берегов, Голландия поспешила объявить весь затонувший груз конфискованным. Местные рыбаки были первыми добытчиками сокровищ с «Лютины» - им удалось поднять со дна моря несколько монет и золотых слитков. Но морское течение вскоре занесло погибший корабль песком. Двадцать лет никто не тревожил затонувшую «Лютину», лишь в 1821 году власти Голландии предприняли попытку поднять английское золото со дна моря. Работы по спасению сокровищ велись несколько десятилетий, но были безуспешными – лишь в 1858 году удалось достать золотых слитков на сумму 10 тысяч фунтов стерлингов.

Когда голландцы разочаровались в успехе своего предприятия, английские предприниматели, занимавшиеся подъемом затонувших судов, заключили с ними договор, по которому 70 процентов добытых сокровищ должны вернуться Великобритании. Было это в 1911 году, когда на вооружении кладоискателей были землечерпалки и насосы. Чтобы отвести морское течение, наносившее песок, прорыли подводный канал. Работы длились до 1913 года. Водолазам даже удалось достать через пробоину корабля несколько золотых слитков. Но когда на другой день они спустились на дно, то обнаружили, что корпус корабля повернулся, закрыв вход в трюм - корабль отказывался отдавать людям свои сокровища. Вскоре началась Первая мировая война, и поиски клада прекратились. «Заколдованная» «Лютина» уже 200 лет продолжает покоиться на морском дне под многометровым слоем песка, храня свои сокровища.
Лютина по-прежнему ждет своего удачливого кладоискателя

Роковой «Египет»

Английский корабль с пятью тоннами золота и десятью тоннами серебра, отправлявшийся в мае 1922 года в Индию, затонул у родных берегов, едва выйдя из порта приписки. «Египет» столкнулся в сильном тумане с французским сухогрузом. Место крушения было хорошо известно, но поднять драгоценный груз было непросто – судно ушло на глубину 120 метров. Лишь через шесть лет итальянская компания, снабдившая своих водолазов жесткими скафандрами, взялась за подъем слитков. Спасательные судна нашли корабль на дне при помощи траловой сети, затем за дело взялись водолазы. Работа была титанически трудной.

На глубине 120 метров даже в жестких скафандрах люди могли пребывать максимум 20 минут, поэтому искателям пришлось делать на дно несколько десятков заходов. Когда водолазам удалось пробиться к отсеку, где хранились сокровища, оказалось, что они находятся за бронированной дверью, ключ от которой так и не нашли. Поиски пришлось временно прекратить из-за наступившего сезона штормов. А вскоре команда водолазов, работавших на «Египте», трагически погибла при разминировании затонувшего в годы Первой мировой войны военного корабля. Для добычи сокровищ пришлось набирать новую команду специалистов. «Египет» ждал – осталось только взломать бронированную дверь. Взрывные работы исключались из-за их опасности для водолазов. Открыть заветную дверь предлагали даже уголовным авторитетам того времени – медвежатникам. Но удача неожиданно повернулась лицом к упрямым кладоискателям.

Капитан «Египта» вспомнил, что у него в каюте в ящике стола хранился запасной ключ от сейфа. Водолазам с трудом удалось отыскать на затонувшем корабле этот ключ, который почти разъело морской водой. По слепку с проржавевшего ключа сделали дубликат, которым удалось «распечатать» сокровища «Египта». Четыре года водолазы поднимали на поверхность слитки золота и серебра, стоимостью более чем в миллион фунтов стерлингов. Добыча была поделена между английской компанией, которой принадлежал корабль (ей досталась треть от найденных сокровищ), и итальянской компанией «Сорима», которая проводила работы по подъему (две трети всех богатств).

Русские сокровища «Святого Михаила»

15 октября 1747 года русский галиот «Святой Михаил» вышел из порта Амстердама в Петербург, груженный драгоценными дарами для российской императрицы Елизаветы Петровны и ее двора, и погиб вовремя шторма у берегов Финляндии. Корпус старинного корабля был обнаружен финскими рыбаками в 1953 году, но не заинтересовал финских властей и историков. В 1961 году старинным кораблем, лежащем на дне Балтики заинтересовались шведские дайверы, которые и предположили, что это русский «Святой Михаил» с золотым кладом в трюмах.

Не оглашая своих догадок, искатели сокровищ получили от властей Финляндии разрешение на подводные работы у ее берегов. И в первые же дни поисков с морского дна были подняты настоящие сокровища – 34 золотые табакерки работы знаменитых французских мастеров XVIII века, часть которых была украшена драгоценными камнями. Коллекция золотых и серебряных английских часов, драгоценная посуда, золотые украшения для мебели и даже резная золоченая карета, сделанная специально для императрицы Елизаветы.

Шведским искателям подводных кладов досталась третья часть от стоимости клада «Святого Михаила». Все поднятые со дна моря исторические ценности хранятся в Финляндии. Советский Союз, как правопреемник Российской империи, никаких претензий на найденные сокровища не предъявлял.