Готовые ментальные карты по информатике. Методический материал по информатике на тему "использование ментальных карт на уроках информатики"

Доброго времени, Уважаемые читатели и гости блога!
Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы узнаете из этой статьи.

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни? В этом случае вам точно стоит познакомиться с майндмэппингом!

Небольшой план статьи:

  • Что такое ментальная карта?
  • Как создаются интеллект карты?
  • На что обратить внимание при майндмэппинге
  • Виды программ для создания ментальных карт
  • Применение ментальных карт в жизни.

Что за зверь такой?

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы .

Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика. В этой статье ты увидишь примеры таких карт.

Одна из моих карт, план на месяц:

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.

Как это делается?

Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!

В этом плане использование ментальных карт очень удобно, когда нужно разобраться в собственных мыслях и желаниях.

Вы можете фиксировать все что угодно, все ассоциации и всплывающие мысли, без проблем структурируя информацию на основную и вытекающую: цельная картина сложится сама собой.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Компьютерные программы

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

Вот некоторые из них:

iMindMap — именно эту программу я использовал раньше, очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее.

Но она имеет существенный минус — большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно, я на бумажные перешел, а в примерах мои старые карты…

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.

Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

Применение интеллект карт

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала

Как в школах, вузах и на различных курсах, так и при самообразовании. Имеет смысл отказаться от привычных линейных конспектов и перейти на ментальные карты.

С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс овладевания материалом идет быстрее.

К тому же, это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у тебя уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала.

А поскольку в срезах информации ты оформляешь все темы и подтемы как многоуровневую систему, у тебя не будет уходить время на долгий поиск и расшифровку материала.

Поэтому майндмэппинг является достойной альтернативой.

2. Анализ жизненных ситуаций

Когда бывает сложно понять, что нужно делать, какой выбор совершать и какие действия предпринимать, майндмэппинг также приходит на выручку.

Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон , разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности.

3. Самопознание

Трудно определяться с профессией, профилем учебы, да и вообще жить в современном мире, если ты сам не знаешь, что можешь и чего хочешь.

Карты ума позволяют аккуратно проанализировать свои эмоции, чувства и вкусы, помогая выявить порой неожиданные причины настоящего положения вещей.

4. Саморазвитие

С помощью ментальных карт довольно удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям. Это также помогает организовать свое время и распределение усилий, не позволяя укрыться от внимания мелочам, игнорирование которых часто приводит к убыткам.

5. Планирование

Я довольно часто составляю план в виде карты, например практически каждая статья на блоге начинается с составления плана статьи, более подробно об этом можно .

Ну а составленный план на месяц вы можете посмотреть на примере выше, там как раз изображен план на декабрь, правда 2014 года…

А мы ведь стремимся к успеху, верно? Никогда не сдавайся, и пусть интеллект карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

На этом думаю пора заканчивать, всего доброго!

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

Shape {behavior:url(#default#VML);}

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:8.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:107%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Ивайловская А. Г.

Магистр информатики и вычислительной техники,

Учитель информатики

МБОУ г. Иркутска СОШ №22

г. Иркутск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Современные требования к образованию в рамках ФГОС побуждают учителей применять новые методы активизации познавательного процесса учеников. Идти в ногу со временем и использовать современные интернет-сервисы для разнообразия уроков особенно актуально для учителей информатики. Аппаратная составляющая занятия уже готова (компьютерный класс, подключенный к сети Интернет), остается только продумать программную реализацию интересного и познавательного урока.

В этом могут помочь ментальные (интеллектуальные) карты. Диаграмма связей , известная также как интеллект-карта , карта мыслей или ассоциативная карта - метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями, для которого достаточно карандаша и бумаги.

На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления». Методика разработана психологом Тони Бьюзеном, пример представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример ментальной карты

Во всех сферах нашей жизни мы имеем дело с информацией. Зависит очень многое от того:

1) как мы ее воспринимаем,

2) как мы ее «обрабатываем»,

3) как мы ее организуем,

4) как запоминаем,

5) насколько быстро, точно и наглядно.

Ментальные карты это альтернатива «плоской» текстовой схеме фиксирования информации (конспектирование, записи, пометки и пр.), которая не приспособлена к структурированию и запоминанию информации.

Ментальные карты как бы вносят третье измерение в этот процесс – информацию в них очень удобно организовывать, и ее элементы очень легко связывать между собой. К тому же карты «оживляют», визуализируют фиксируемую информацию с помощью разных приемов (картинки, значки, цвета, контуры и пр.). Это очень помогает как ее «опознаванию» с одного взгляда, так и запоминанию.

Визуализируя непривычным способом свои конспекты обучение становится живее и организованнее. Для проведения интерактивного урока информатики необходимо ознакомиться с любым из сервисом онлайн конструирования ментальных карт, которые позволяют создать проект в режиме реального времени, автоматически сохраняют изменения.

Старшеклассникам предлагается начать проектирование с ключевого понятия новой темы урока. Для примера в данной статье приведем тему из курса информатики 11 класса «Вредоносные и антивирусные программы», фрагмент работы представлен на рисунке 2. В начальном «облачке» ставим термин «вредоносная программа», а от него далее раскрывается тема:

1) виды вредоносных программ;

2) их классификация;

3) развернутое определение каждого понятия;

4) способы защиты технических устройств.

Рисунок 2. Фрагмент ментальной карты «Вредоносные программы»

Каждая ветвь прорабатывается учеником самостоятельно. Тем самым побуждая его к познанию новой темы, выбору собственного оформления проекта, проявлению творческой деятельности. Благодаря процессу конструирования ментальной карты ученики учатся самостоятельно сосредотачиваться на главных аспектах предложенной к освоению темы, выделять основные термины и осуществляют познавательную деятельность в ходе всего урока.

В дальнейшем ученики приобретут опыт проектирования ментальных карт и в личных целях, ведь они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визуально выглядит, говорит об отношении к выбранной для отображения теме, о том, насколько понятны ее отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о способе восприятия этой информации. Если обобщить приведенные выше рекомендации и правила, то в их основе лежат несколько принципов:

1) ментальная карта должна активировать восприятие и память;

2) стремление к большей четкости карты дает больше осознанности в мышлении;

3) анализ уже нарисованной карты дает подсказки к «устройству» мышления по заданной теме.

Таким образом, внедряя новый интерактивный элемент при изучении стандартных тем дисциплины «Информатика и ИКТ» педагог даст ученикам лучше усвоить новый материал, активизирует мышление детей и осуществит переход на новый уровень преподавания в целом.

Список использованной литературы

1) Бехтерев С. В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. - М.: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 312. -

Ментальные карты (карты знаний, карты ума, интеллектуальные карты, диаграммы связей, в оригинале Mind maps) придумал психолог, специалист в области психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.


Mind maps один из лучших инструментов структурированного представления информации. Ментальные карты позволяют четко фиксировать идеи, находить взаимосвязи. С помощью ментальной карты можно наглядно визуализировать свои мысли. Ментальная карта - это мощнейший инструмент развития критического и творческого мышления.



Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Первоначально, ментальные карты создавались на бумаге. В центре ментальной карты рисуется некий образ проблемы. От центрального образа отходят веточки первого уровня, которые содержат ключевые слова, возможно, рисунки (ассоциации), которые поясняют, раскрывают основную идею.

Затем рисуются ветки второго уровня от каждой идеи и т.д. Рекомендуется использовать различные цвета для большей наглядности, использовать иллюстрации. При обнаружении взаимосвязей между под-идеями их соединяют стрелками.

В результате имеем наглядное, структурированное представление идеи. Понятно, что не каждый человек обладает способностями к рисованию и аккуратной работе на бумаге. Поэтому появились специальные компьютерные инструменты для создания ментальных карт.

Web-сервисы для создания ментальных карт

www.MindMup 2.0 - пользовательский интерфейс прост и интуитивно понятен, количество карт неограниченно. Бесплатное использование позволяет создавать карты до 100 КБ и хранить на сервере до 6 месяцев. Можно хранить карту на Google-диске. Карты доступны из облака. Доступ полностью контролируется аутентификацией Google Apps, поэтому можно легко контролировать, кто может читать или изменять карту. MindMup не имеет сторонних объявлений и не отправляет конфиденциальную информацию третьим лицам. Легко конвертирует карты в PDF, PowerPoint. Позволяет добавлять документы, рисунки, видео, гиперссылки.

www.mindomo.com Можно добавлять видео, рисунки, гиперссылки. Возможна регистрация через аккаунт фейсбук или Google. Созданную ментальную карту можно экспортировать на ПК, правда в бесплатной версии только как картинку.

Сервис пполноценные совместные сетевые проекты, где участники смогут не только совместно работать с ментальной картой, но и вести обсуждения, выполнять задачи. Для этого одному из участников нужно создать проект и пригласить других участников по e-mail. Готовый совместный проект тут же можно оформить как презентацию (объединить блоки и распределить по слайдам).

В бесплатной версии можно создать 3 карты и 1 проект (проект и карты можно удалять и создавать новые). Если аккаунт не используется больше 9 месяцев, администрация сервиса имеет право на его удаление.

www.mindmeister.com - сервис очень прост в использовании. Есть возможность совместного использования карт (подписка по e-mail). Для каждой идеи можно добавить иллюстрацию, гиперссылку (видео вставить в карту нельзя). В бесплатной версии можно создать не более 3 карт. Экспорт только как рисунок.

spiderscribe.net - б есплатный (в бета-версии) веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма - SpiderScribe.net Интерфейс на английском языке, но сервис очень прост в использовании и позволяет создавать карты за считанные минуты. После регистрации доступна доска со всеми необходимыми для творчества функциями. В качестве идей можно добавлять интерактивные географические карты, иллюстрации, документы Word, календарные заметки. При создании карт знаний отдельные элементы можно соединять стрелками по своему усмотрению. В бесплатной версии можно создать не более трех карт, есть ограничение на объем используемых файлов и нет возможности совместного редактирования (т.е. пригласить соавторов можно, но работать они не смогут). Еще один не приятный момент - нет автоматической генерации кода для вставки на сайт или блог, только ссылка.

popplet.com - сервис позволяет легко создавать красочные схемы (до 5 в бесплатной версии). В каждый блок кроме текста можно добавить иллюстрацию или видео. Можно пригласить до 10 соавторов. Карта экспортируется как рисунок.

mapul.com - сервис интересен тем, что созданные в нем карты очень походят на карты созданные от руки, получаются "корявенькими". Есть возможность экспорта в рисунок. Бесплатная версия очень ограничена по функционалу. Можно создать только 2 бесплатные карты.


bubbl.us - сервис позволяет создавать простейшие карты, в которых можно использовать разноцветные текстовые блоки. В бесплатной версии можно создавать до 3 карт, приглашать до 20 соавторов.

Ментальные карты в учебной деятельности

  • Проведение "мозгового штурма" - визуализация идей
  • Совместное решение проблемной задачи
  • Анализ информации
  • Принятие решений (сравнение, оценивание)
  • Различные классификации
  • Конспект учебного текста
  • Систематизация материала раздела
  • Работа над научной темой
  • Презентация (структурированное представление информации)
  • Планирование и т.п.

Карты памяти, предложенные английским психологом Тони Бьюзеном , — это удобный способ представления связей между понятиями в виде дерева. В корне дерева, который обычно размещают в центре схемы, находится центральная идея. От неё в разные стороны отходят ветви, соответствующие понятиям следующего уровня и т.д.

Карты памяти можно использовать для конспектирования и повторения материала, обобщения изученного, составления опорных конспектов по темам и т.п.

Авторы будут благодарны за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления представленных материалов. Если вы нашли неточность или у вас есть что сказать по существу дела, можно отправить сообщение.

Лицензионное соглашение

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Как смотреть карты памяти?

Представленные ниже карты памяти разработаны с помощью кроссплатформенной программы XMind , которая распространяется свободно. Загрузить версии программы для различных операционных систем можно с сайта www.xmind.net :

  • версия для Linux (пакет.deb)

Для установки программы на сборках Linux , которые используют пакеты.rpm , можно выполнить корвертацию.deb -пакета (рецепт А. Фомина для Fedora ):

yum install alien

alien -r ./xmind-linux-3.4.1.201401221918_i386.deb

rpm -i xmind-3.4.1-2.i386.rpm

Условные обозначения, используемые на картах памяти, показаны на рисунке:


Ментальные карты (карты знаний, карты ума, интеллектуальные карты, диаграммы связей, в оригинале Mind maps) придумал психолог, специалист в области психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Mind maps один из лучших инструментов структурированного представления информации. Ментальные карты позволяют четко фиксировать идеи, находить взаимосвязи. С помощью ментальной карты можно наглядно визуализировать свои мысли. Ментальная карта - это мощнейший инструмент развития критического и творческого мышления.



Первоначально, ментальные карты создавались на бумаге. В центре ментальной карты рисуется некий образ проблемы. От центрального образа отходят веточки первого уровня, которые содержат ключевые слова, возможно, рисунки (ассоциации), которые поясняют, раскрывают основную идею.

В результате имеем наглядное, структурированное представление идеи. Понятно, что не каждый человек обладает способностями к рисованию и аккуратной работе на бумаге. Поэтому появились специальные компьютерные инструменты для создания ментальных карт.

Попробуем обзорно познакомиться с некоторыми Web-сервисами для решения поставленной задачи

www.mindomo.com очень нравится этот сервис. Карты стильные, красивые. Можно добавлять видео, рисунки, гиперссылки. Возможно регистрация через аккаунт фейсбук или Google. Созданную ментальную карту можно экспортировать на ПК, правда в бесплатной версии только как картинку.

Сервис позволяет создавать не просто ментальные карты, но и полноценные совместные сетевые проекты, где участники смогут не только совместно работать с ментальной картой, но и вести обсуждения, выполнять задачи. Для этого одному из участников нужно создать проект и пригласить других участников по e-mail (другие участники могут не иметь аккаунта на mindomo.com). Готовый совместный проект тут же можно оформить как презентацию (объединить блоки и распределить по слайдам).

В бесплатной версии можно создать 3 карты и 1 проект (проект и карты можно удалять и создавать новые). Если аккаунт не используется больше 9 месяцев, администрация сервиса имеет право на его удаление. Иногда в картах теряется связь с YouTube.

Инструкцию для создания проектов не нашла, напишу позже свою. Инструкций для создания карт много, вот одна из них , на мой взгляд хорошая.

www.mindmeister.com - отличный сервис. Очень прост в использовании. Есть возможность совместного использования карт (подписка по e-mail). Для каждой идеи можно добавить иллюстрацию, гиперссылку (видео вставить в карту нельзя). В бесплатной версии можно создать не более 3 карт. Экспорт только как рисунок.

spiderscribe.net - интересный сервис, карты в нем создаются как бы играючи. На мой взгляд этот сервис самый понятный. В качестве идей можно добавлять интерактивные географические карты, иллюстрации, документы Word, календарные заметки. При создании карт знаний отдельные элементы можно соединять стрелками по своему усмотрению. В бесплатной версии можно создать не более трех карт, есть ограничение на объем используемых файлов и нет возможности совместного редактирования (т.е. пригласить соавторов можно, но работать они не смогут). Еще один не приятный момент - нет автоматической генерации кода для вставки на сайт или блог, только ссылка.

popplet.com - сервис позволяет легко создавать красочные схемы (до 5 в бесплатной версии). В каждый блок кроме текста можно добавить иллюстрацию или видео. Можно пригласить до 10 соавторов. Карта экспортируется как рисунок.