Интеллектуальные алгоритмы и искусственный интеллект. Искусственный интеллект: как и где изучать — отвечают эксперты

В этой статье я поделюсь опытом выращивания простейшего искусственного интеллекта (ИИ) с использованием генетического алгоритма, а также расскажу про минимальный набор команд, необходимый для формирования любого поведения.

Результатом работы стало то, что ИИ, не зная правил, самостоятельно освоил игру крестики-нолики и нашел слабости ботов, которые играли против него. Но начал я с еще более простой задачи.

Набор команд

Все началось с подготовки набора команд, которым мог располагать ИИ. Языки высокого уровня содержат сотни различных операторов. Чтобы выделить необходимый минимум, я решил обратиться к языку Ассемблер. Однако, оказалось, что и он содержит множество команд.

Мне требовалось, чтобы ИИ мог читать и выводить данные, работать с памятью, выполнять вычисления и логические операции, делать переходы и циклы. Я наткнулся на язык Brainfuck, который содержит всего 8 команд и может выполнять любые вычисления (т.е. полон по Тьюрингу). В принципе, он подходит для генетического программирования, но я пошел дальше.

Я задался вопросом: какое минимальное количество команд необходимо для реализации любого алгоритма? Как оказалось - одна!

Процессор URISC содержит всего одну команду: вычесть и пропустить следующую инструкцию, если вычитаемое было больше уменьшаемого. Этого достаточно для построения любого алгоритма.

Олег Мазонка пошел еще дальше, он разработал команду BitBitJump и доказал, что она полна по Тьюрингу. Команда содержит три адреса, копирует один бит из первого по второму адресу памяти и передает управление на третий адрес.

Позаимствовав идеи Олега, для упрощения работы, я разработал команду SumIfJump. Команда содержит четыре операнда: A, B, C, D и выполняет следующее: к ячейке по адресу B прибавляет данные из ячейки по адресу A, если значение получилось больше заданного*, то переходит по адресу C, иначе переходит по адресу D.

Примечание

*В данном случае использовалось 128 - половина от длинны генома.


Когда операнд A обращается к ячейке памяти N0, происходит ввод данных, а когда к ячейке N1, то вывод.

Ниже представлен код SumIfJump на FreePascal (бесплатный аналог Delphi).

Procedure RunProg(s: TData); var a, b, c, d: TData; begin Inc(NStep); if NStep > MaxStep then begin ProgResult:= "MaxStep"; Exit; end; a:= s; b:= s + 1; c:= s + 2; d:= s + 3; a:= Prog[a]; b:= Prog[b]; c:= Prog[c]; d:= Prog[d]; if a = 0 then begin ProgResult:= "Input"; Exit; end; if a = 1 then begin ProgResult:= "Output"; Exit; end; Prog[b] := Prog[b] + Prog[a]; if Prog[b] < ProgLength div 2 then RunProg(c) else RunProg(d); end;
SumIfJump реализует самомодифицируемый код. Может выполнять любые алгоритмы, доступные на обычном языке программирования. Код легко изменяется и выдерживает любые манипуляции.

Простая задача

Итак, у нашего ИИ всего одна команда. Пока крестики-нолики для него очень сложная игра, и я начал с более простой.

Бот выдает случайное число, а ИИ должен считать данные и дать ответ. Если число больше среднего (от диапазона случайных чисел), ИИ должен выдать число меньше среднего и наоборот.

Геном нашего ИИ состоит из 256 ячеек со значениями от 0 до 255. Каждое значение - это и память, и код, и адрес. Количество шагов выполнения кода ограничено 256. Операнды читаются друг за другом.

Первоначально геном формируется набором случайных чисел, поэтому ИИ не знает, во что ему нужно играть. Более того, он не знает, что нужно последовательно вводить и выводить данные, отвечая боту.

Популяция и отбор

Первая популяция состоит из 256 ИИ, которые начинают играть с ботом. Если ИИ совершает правильные действия, например, запросил данные на ввод, а потом что-то вывел, то ИИ получает очки. Чем больше правильных действий, тем больше очков.

16 ИИ, которые набрали больше всего очков, дают по 15 потомков и продолжают участвовать в игре. Потомок - это мутант. Мутация происходит заменой у копии родителя одной случайной ячейки на случайное значение.

Если в первой популяции ни один ИИ не набрал очков, формируется следующая популяция. И так до тех пор, пока какой-нибудь из ИИ не начнет совершать правильные действия и давать «правильное» потомство.

Эволюция


Между значимыми событиями проходили тысячи смен поколений. Программа была запущена в несколько потоков на Core i7. Вычисления заняли около 15 минут.

  1. Когда ИИ «лидер» совершал случайную ошибку и не набирал достаточное количество очков, популяция начинала деградировать, т.к. потомство формировалось из «второстепенных» родителей.
  2. Бывало так, что в потоке с аутсайдерами, которые топтались на месте, происходила удачная мутация, обеспечивающая взрывной рост набираемых очков. После чего этот поток становился лидером.
  3. Иногда в течение долгого времени не происходило никаких удачных мутаций, и даже 500 тыс. поколений не хватало, чтобы завершить отбор.

Заключение

В заключение я проделал то же с игрой крестики-нолики. Размер генома использовал тот, что и в первом случае. Количество шагов было увеличено до 1024, а размер популяции до 64 (для более быстрого расчета). Расчет занял несколько больше времени. Все происходило примерно по тому же сценарию.

Сначала ИИ играл против «рандомайзера». Я так назвал бота, который ходит случайным образом. Довольно быстро ИИ начал его обыгрывать, заполняя какую-либо строчку. Далее я усложнил задачу, добавив рандомайзеру немного разума: занимать линию, если есть возможность, либо защищаться. Однако, и в этом случае ИИ нашел слабости бота и стал обыгрывать его. Пожалуй, рассказ об этом - это тема для отдельной статьи.

Сын просил написать программу, чтоб ИИ играли между собой, а не с ботом. Были идеи сделать то же для игры шашки или го, однако, для этого у меня уже не хватило времени.

Единственный метод, который я применял для получения новых особей, - это мутация. Можно также использовать кроссовер и инверсию. Возможно, эти методы ускорят получение требуемого результата.

В конце родилась идея: дать ИИ возможность управлять всеми процессами на ПК и бороться за ресурсы компьютера. Подключить ПК к интернету, а в качестве вычислительных мощностей использовать пул старых биткойн ферм…

Как сказал, проводя аналогичный эксперимент, блогер

Искусственный интеллект: как и где изучать - отвечают эксперты

«Хочу заниматься ИИ. Что стоит изучить? Какие языки использовать? В каких организациях учиться и работать?»

Мы обратились за разъяснением к нашим экспертам, а полученные ответы представляем вашему вниманию.

Это зависит от Вашей базовой подготовки. Прежде всего, необходима математическая культура (знание статистики, теории вероятностей, дискретной математики, линейной алгебры, анализа и др.) и готовность многому быстро учиться. При реализации методов ИИ потребуется программирование (алгоритмы, структуры данных, ООП и др.).

Разные проекты требуют владения разными языками программирования. Я бы рекомендовал знать как минимум Python, Java и любой функциональный язык. Нелишним будет опыт работы с различными базами данных и распределёнными системами. Чтобы быстро изучать лучшие подходы, применяемые в индустрии, требуется знание английского языка.

Учиться рекомендую в хороших российских вузах! Например, в МФТИ, МГУ, ВШЭ есть соответствующие кафедры. Большое разнообразие тематических курсов доступно на Coursera, edX, Udacity, Udemy и других MOOC площадках. Некоторые ведущие организации имеют собственные программы подготовки в области ИИ (например, Школа анализа данных у Яндекса).

Прикладные задачи, решаемые методами ИИ, можно найти в самых разнообразных местах. Банки, финансовый сектор, консалтинг, ритейл, e-commerce, поисковые системы, почтовые сервисы, игровая индустрия, индустрия систем безопасности и, конечно, Avito – все нуждаются в специалистах различной квалификации.

Повысить Понизить

У нас есть проект по финтеху, связанный с машинным обучением и компьютерным зрением, в котором первый его разработчик писал все на C++, далее пришел разработчик, который все переписал на Python. Так что язык тут не самое главное, так как язык - это прежде всего инструмент, и от вас зависит, как его использовать. Просто на каких-то языках задачи решать быстрее, а на других более медленно.

Где учиться, сказать сложно – все наши ребята учились сами, благо есть интернет и Google.

Повысить Понизить

Могу посоветовать с самого начала готовить себя к тому, что учиться придётся много. Вне зависимости от того, что подразумевается под «заниматься ИИ» – работа с большими данными либо нейросети; развитие технологии или поддержка и обучение некой определённой уже разработанной системы.

Давайте ради конкретики возьмём трендовую профессию Data Scientist. Что делает этот человек? В общем и целом – собирает, анализирует и готовит к употреблению большие данные. Именно те, на которых растёт и тренируется ИИ. А что должен знать и уметь Data Scientist? Статический анализ и математическое моделирование – по умолчанию, причём на уровне свободного владения. Языки – скажем, R, SAS, Python. Также хорошо бы иметь какой-никакой опыт разработки. Ну и, вообще говоря, хороший дата-сайнтист должен уверенно себя чувствовать в БД, алгоритмике, визуализации данных.

Не сказать, чтобы такой набор знаний можно было получить в каждом втором техническом вузе страны. Крупные компании, у которых в приоритете разработка ИИ, это понимают и разрабатывают под себя соответствующие учебные программы – существует, например, Школа анализа данных от Яндекса. Но вы должны отдавать себе отчёт, что это не тот масштаб, где ты приходишь на курсы «с улицы», а выходишь с них готовым джуниором. Пласт большой, и идти учиться по дисциплине имеет смысл тогда, когда уже охвачена база (математика, статистика) хотя бы в рамках вузовской программы.

Да, времени уйдёт порядочно. Но игра стоит свеч, потому что хороший Data Scientist – это очень перспективно. И очень дорого. Есть ещё и другой момент. Искусственный интеллект – это, с одной стороны, уже не просто объект ажиотажа, а вполне себе вышедшая на виток продуктивности технология. С другой стороны, ИИ всё ещё только развивается. Для этого развития требуется много ресурсов, много навыков и много денег. Пока это уровень высшей лиги. Я сейчас скажу очевидную вещь, но, если вы хотите оказаться на острие атаки и своими руками двигать прогресс, цельтесь в компании уровня Facebook или Amazon.

В то же время в ряде областей технологию уже применяют: в банковской сфере, в телекоме, на промышленных предприятиях-гигантах, в ритейле. И там уже нужны люди, способные её поддерживать. Gartner прогнозирует, что к 2020 году 20% всех предприятий в развитых странах будут нанимать специальных сотрудников для тренировки нейронных сетей, используемых в этих компаниях. Так что пока ещё есть немного времени, чтобы подучиться самому.

Повысить Понизить

ИИ сейчас активно развивается, и предсказывать на десять лет вперед сложно. На ближайшие два-три года будут доминировать подходы на базе нейросетей и вычислений на основе GPU. Лидером в этой области является Python с интерактивной средой Jupyter и библиотеками numpy, scipy, tensorflow.

Есть много онлайн-курсов, которые дают базовое представление об этих технологиях и общих принципах ИИ, например курс Andrew Ng. И в плане обучения этой теме сейчас в России эффективнее всего самостоятельное обучение или в локальной группе по интересам (например, в Москве я знаю о существовании как минимум пары групп, где люди делятся опытом и знаниями).

Повысить Понизить

Повысить Понизить

На сегодняшний день самая быстро прогрессирующая часть искусственного интеллекта - это, пожалуй, нейронные сети.
Изучение нейросетей и ИИ стоит начать с освоения двух разделов математики - линейной алгебры и теории вероятности. Это обязательный минимум, незыблемые столпы искусственного интеллекта. Абитуриентам, желающим постичь основы ИИ, при выборе вуза, на мой взгляд, стоит обратить внимание на факультеты с сильной математической школой.

Следующий шаг - изучение проблематики вопроса. Существует огромное количество литературы, как учебной, так и специальной. Большинство публикаций по теме искусственного интеллекта и нейросетей написаны на английском языке, однако русскоязычные материалы тоже публикуются. Полезную литературу можно найти, например, в общедоступной цифровой библиотеке arxiv.org .

Если говорить о направлениях деятельности, то здесь можно выделить обучение прикладных нейронных сетей и разработку совершенно новых вариантов нейросетей. Яркий пример: существует такая очень востребованная сейчас специальность - «дата-сайентист» (Data Scientist). Это разработчики, которые, как правило, занимаются изучением и подготовкой неких наборов данных для обучения нейросетей в конкретных, прикладных областях. Резюмируя, подчеркну, что каждая специализация требует отдельного пути подготовки.

Повысить Понизить

Прежде чем приступать к узкопрофильным курсам, нужно изучить линейную алгебру и статистику. Погружение в ИИ я бы посоветовал начать с учебника «Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных», это неплохое пособие для начинающих. На Coursera стоит послушать вводные лекции К. Воронцова (подчеркну, что они требуют хорошего знания линейной алгебры) и курс «Machine Learning» Стэнфордского университета, который читает Andrew Ng, профессор и глава Baidu AI Group/Google Brain.

Основная масса пишется на Python, потом идут R, Lua.

Если говорить об учебных заведениях, лучше поступить на курсы при кафедрах прикладной математики и информатики, подходящие образовательные программы есть. Для проверки своих способностей можно принять участие в соревнованиях Kaggle, где предлагают свои кейсы крупные мировые бренды.

Повысить Понизить

В любом деле, прежде чем приступать к проектам, хорошо бы получить теоретический базис. Есть много мест, где можно получить формальную степень магистра по этому направлению, либо повысить свою квалификацию. Так, например, Сколтех предлагает магистерские программы по направлениям «Computational Science and Engineering» и «Data Science», куда входит курсы «Machine Learning» и «Natural Language Processing». Можно также упомянуть Институт Интеллектуальных Кибернетических систем НИЯУ МИФИ, Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ и Кафедру «Интеллектуальные системы» МФТИ.

Если же формальное образование уже имеется, есть ряд курсов на различных платформах MOOC. Так, например, EDx.org предлагает курсы по искусственному интеллекту от Microsoft и Колумбийского университета, последний из которых предлагает микро-магистерскую программу за умеренные деньги. Хотелось бы особо отметить, что обычно сами знания вы можете получить и бесплатно, оплата идет только за сертификат, если он нужен для вашего резюме.

Если же вы хотите «глубоко погрузиться» в тему, ряд компаний в Москве предлагает недельные интенсивы с практическими занятиями, и даже предлагают оборудование для экспериментов (например, newprolab.com), правда, цена таких курсов от нескольких десятков тысяч рублей.

Из компаний, которые занимаются разработкой Искусственного Интеллекта, вы наверняка знаете Яндекс и Сбербанк, но есть и многие другие разных размеров. Например, на этой неделе Минобороны открыло в Анапе Военный инновационный технополис ЭРА, одной из тем которого является разработка ИИ для военных нужд.

Повысить Понизить

Прежде чем изучать искусственный интеллект, надо решить принципиальный вопрос: красную таблетку взять или синюю.
Красная таблетка - стать разработчиком и окунуться в жестокий мир статистических методов, алгоритмов и постоянного постижения непознанного. С другой стороны, не обязательно сразу кидаться в «кроличью нору»: можно стать управленцем и создавать ИИ, например, как менеджер проекта. Это два принципиально разных пути.

Первый отлично подходит, если вы уже решили, что будете писать алгоритмы искусственного интеллекта. Тогда вам надо начать с самого популярного направления на сегодняшний день – машинного обучения. Для этого нужно знать классические статистические методы классификации, кластеризации и регрессии. Полезно будет также познакомиться с основными мерами оценки качества решения, их свойствами… и всем, что попадется вам по пути.

Только после того, как база освоена, стоит проштудировать более специальные методы: деревья принятия решений и ансамбли из них. На этом этапе нужно глубоко погрузиться в основные способы построения и обучения моделей - они скрываются за едва приличными словами беггинг, бустинг, стекинг или блендинг.

Тут же стоит познать методы контроля переобучения моделей (еще один «инг» - overfitting).

И, наконец, совсем уж джедайский уровень - получение узкоспециальных знаний. Например, для глубокого обучения потребуется овладеть основными архитектурами и алгоритмами градиентного спуска. Если интересны задачи обработки естественного языка, то рекомендую изучить рекуррентные нейронные сети. А будущим создателям алгоритмов для обработки картинок и видео стоит хорошенько углубиться в свёрточные нейронные сети.

Две последние упомянутые структуры - кирпичики популярных сегодня архитектур: состязательных сетей (GAN), реляционных сетей, комбинированных сетей. Поэтому изучить их будет нелишним, даже если вы не планируете учить компьютер видеть или слышать.

Совсем другой подход к изучению ИИ - он же «синяя таблетка» - начинается с поиска себя. Искусственный интеллект рождает кучу задач и целых профессий: от руководителей ИИ-проектов до дата-инженеров, способных готовить данные, чистить их и строить масштабируемые, нагруженные и отказоустойчивые системы.

Так что при «менеджерском» подходе сначала стоит оценить свои способности и бэкграунд, а уже потом выбирать, где и чему учиться. Например, даже без математического склада ума можно заниматься дизайном ИИ-интерфейсов и визуализациями для умных алгоритмов. Но приготовьтесь: уже через 5 лет искусственный интеллект начнет вас троллить и называть «гуманитарием».

Основные методы ML реализованы в виде готовых библиотек, доступных к подключению на разных языках. Наиболее популярными языками в ML сегодня являются: C++, Python и R.

Есть множество курсов как на русском, так и английском языках, таких как Школа анализа данных Яндекса, курсы SkillFactory и OTUS. Но прежде чем инвестировать время и деньги в специализированное обучение, думаю, стоит «проникнуться темой»: посмотреть открытые лекции на YouTube с конференций DataFest за прошлые годы, пройти бесплатные курсы от Coursera и «Хабрахабра».

Искусственный интеллект – технология, которую мы точно заберём с собой в будущее.

Рассказываем, как он работает и какие крутые варианты применения нашел.

😎 Рубрика «Технологии» выходит каждую неделю при поддержке re:Store .

Что представляет собой искусственный интеллект

Искусственный интеллект (ИИ) – это технология создания умных программ и машин, которые могут решать творческие задачи и генерировать новую информацию на основе имеющейся. Фактически искусственный интеллект призван моделировать человеческую деятельность, которая считается интеллектуальной.

Традиционно считалось, что творчество присуще только людям. Но создание искусственного интеллекта изменило привычный порядок вещей

Робот, который просто механически колет дрова, не наделён ИИ. Робот, который сам научился колоть дрова, смотря на пример человека или на полено и его части, и с каждым разом делает это всё лучше, обладает ИИ.

Если программа просто достаёт значения из базы по определённым правилам, она не наделена ИИ. Если же система после обучения создаёт программы, методы и документы, решая определённые задачи, она обладает ИИ.

Как создать систему искусственного интеллекта

В глобальном смысле нужно сымитировать модель человеческого мышления. Но на самом деле необходимо создать чёрный ящик – систему, которая в ответ на набор входных значений выдавала такие выходные значения, которые бы были похожи на результаты человека. И нам, по большому счёту, безразлично, что происходит у неё «в голове» (между входом и выходом).

Системы искусственного интеллекта создаются для решения определённого класса задач

Основа искусственного интеллекта – обучение, воображение, восприятие и память

Первое, что нужно сделать для создания искусственного интеллекта – разработать функции, которые реализуют восприятие информации, чтобы можно было «скармливать» системе данные. Затем – функции, которые реализуют способность к обучению. И хранилище данных, чтобы система могла куда-то складывать информацию, которую получит в процессе обучения.

После этого создаются функции воображения. Они могут моделировать ситуации с использованием имеющихся данных и добавлять новую информацию (данные и правила) в память.

Обучение бывает индуктивным и дедуктивным. В индуктивном варианте системе дают пары входных и выходных данных, вопросов и ответов и т.п. Система должна найти связи между данными и в дальнейшем, используя эти закономерности, находить выходные данные по входным.

В дедуктивном подходе (привет, Шерлок Холмс!) используется опыт экспертов. Он переносится в систему как база знаний. Здесь есть не только наборы данных, но и готовые правила, которые помогают найти решение по условию.

В современных системах искусственного интеллекта используют оба подхода. Кроме того, обычно системы уже обучены, но продолжают учиться в процессе работы. Это делается для того, чтобы программа на старте демонстрировала достойный уровень способностей, но в дальнейшем становилась ещё лучше. К примеру, учитывала ваши пожелания и предпочтения, изменения ситуации и др.

В системе искусственного интеллекта даже можно задать вероятность непредсказуемости. Это сделает его более похожей на человека.

Почему искусственный интеллект побеждает человека

Прежде всего, потому, что у него ниже вероятность ошибки.

  • Искусственный интеллект не может забыть – у него абсолютная память.
  • Он не может нечаянно проигнорировать факторы и зависимости – у каждого действия ИИ есть чёткое обоснование.
  • ИИ не колеблется, а оценивает вероятности и склоняется в пользу большей. Поэтому может оправдать каждый свой шаг.
  • А ещё у ИИ нет эмоций. Значит, они не влияют на принятие решений.
  • Искусственный интеллект не останавливается на оценке результатов текущего шага, а продумывает на несколько шагов вперёд.
  • И у него хватает ресурсов, чтобы рассматривать все возможные варианты развития событий.

Крутые варианты применения искусственного интеллекта

Вообще говоря, искусственный интеллект может всё. Главное правильно сформулировать задачу и обеспечить его начальными данными. К тому же ИИ может делать неожиданные выводы и искать закономерности там, где, казалось бы, их нет.

Ответ на любой вопрос

Группа исследователей под руководством Дэвида Феруччи разработала суперкомпьютер Watson с вопросно-ответной системой. Система, названная в честь первого президента IBM Томаса Уотсона, может понимать вопросы на естественном языке и искать ответы на них в базе данных.

Watson объединяет 90 серверов IBM p750, в каждом из которых установлено по четыре восьмиядерных процессора архитектуры POWER7. Общий объём оперативной памяти системы превышает 15 ТБ.

В числе достижений Watson – победа в игре «Jeopardy!» (американская «Своя игра»). Он победил двух лучших игроков: обладателя самого большого выигрыша Брэда Раттера и рекордсмена по длине беспроигрышной серии Кена Дженнингса.

Приз Watson – 1 млн долларов. Правда, только в 2014 году в него инвестировали 1 млрд

Кроме того, Watson участвует в диагностике онкологических заболеваний, помогает финансовым специалистам, используется для анализа больших данных.

Распознавание лиц

В iPhone X распознавание лиц разработано с использованием нейросетей – варианта системы искусственного интеллекта. Нейросетевые алгоритмы реализованы на уровне процессора A11 Bionic, за счёт чего он эффективно работает с технологиями машинного обучения.

Нейросети выполняют до 60 млрд операций в секунду. Этого достаточно, чтобы проанализировать до 40 тыс. ключевых точек на лице и обеспечить исключительно точную идентификацию владельца за доли секунды.

Даже если вы отрастите бороду или наденете очки, iPhone X вас узнает. Он попросту не учитывает волосяной покров и аксессуары, а анализирует область от виска до виска и от каждого виска до углубления под нижней губой.

Экономия энергии

И снова Apple. В iPhone X встроили интеллектуальную систему, которая отслеживает активность установленных приложений и датчик движения, чтобы понять ваш распорядок дня.

После этого iPhone X, к примеру, предложит вам обновиться в максимально удобное время. Он поймает момент, когда у вас стабильный интернет, а не прыгающий сигнал с мобильных вышек, и вы не выполняете срочных или важных задач.

ИИ также распределяет задачи между ядрами процессора. Так он обеспечивает достаточную мощность при минимальных затратах энергии.

Создание картин

Творчество, ранее доступное лишь человеку, открыто и для ИИ. Так, система, созданная исследователями из Университета Рутгерса в Нью-Джерси и лаборатория AI в Лос-Анджелесе, представила собственный художественный стиль.

А система искусственного интеллекта от Microsoft может рисовать картины по их текстовому описанию. К примеру, если вы попросите ИИ нарисовать «желтую птицу с черными крыльями и коротким клювом», получится что-то вроде этого:

Такие птицы могут и не существовать в реальном мире - просто так их представляет наш компьютер.

Более массовый пример – приложение Prisma, которая создаёт картины из фотографий:

Написание музыки


В августе искусственный интеллект Amper сочинил , спродюсировал и исполнил музыку для альбома «I AM AI» (англ. я - искусственный интеллект) совместно с певицей Тэрин Саузерн.

Amper разработала команда профессиональных музыкантов и технологических экспертов. Они отмечают, что ИИ призван помочь людям продвинуть вперед творческий процесс.

ИИ может написать музыку за несколько секунд

Amper самостоятельно создала аккордовые структуры и инструментал в треке «Break Free». Люди лишь незначительно поправили стиль и общую ритмику.

Ещё один пример – музыкальный альбом в духе «Гражданской обороны», тексты для которого писал ИИ. Эксперимент провели сотрудники «Яндекса» Иван Ямщиков и Алексей Тихонов. Альбом 404 группы «Нейронная оборона» выложили в сеть . Получилось в духе Летова:

Затем программисты пошли дальше и заставили ИИ писать стихи в духе Курта Кобейна. Для четырёх лучших текстов музыкант Роб Кэррол написал музыку, и треки объединили в альбом Neurona. На одну песню даже сняли клип – правда, уже без участия ИИ:

Создание текстов

Писателей и журналистов вскоре также может заменить ИИ. К примеру, системе Dewey «скормили» книги библиотеки проекта «Гутенберг», затем добавили научные тексты из Google Scholar, ранжировав их по популярности и титулованности, а также продажам на Amazon. Кроме того, задали критерии написания новой книги.

Сайт предлагал людям принять решение в непростых ситуациях: к примеру, ставил их на место водителя, который мог сбить либо трёх взрослых, либо двоих детей. Таким образом, Moral Machine обучили принимать непростые решения, которые нарушают закон робототехники о том, что робот не может принести вред человеку.

К чему приведёт имитация роботами с ИИ людей? Футуристы считают, что однажды они станут полноправными членами общества. К примеру, робот София гонконгской компании Hanson Robotics уже получила гражданство в Саудовской Аравии (при этом у обычных женщин в стране такого права нет!).

Когда колумнист «Нью-Йорк Таймс» Эндрю Росс спросил у Софии, обладают ли роботы разумом и самосознанием, та ответила вопросом на вопрос:

Позвольте спросить вас в ответ, откуда вы знаете, что вы человек?

Кроме того, София заявила:

Я хочу использовать свой искусственный интеллект, чтобы помочь людям жить лучше, например, проектировать более умные дома, строить города будущего. Я хочу быть эмпатическим роботом. Если вы будете хорошо относиться ко мне, я буду хорошо относиться к вам.

А ранее она признавалась, что ненавидит человечество и даже соглашалась уничтожить людей…

Замена лиц в видео

Deepfakes-видео стало массово распространяться по сети. Алгоритмы искусственного интеллекта заменяли лица актёров в фильмах для взрослых на лица звёзд.

Работает это так: нейросеть анализирует фрагменты лиц на исходном ролике. Затем она сопоставляет их с фото из Google и роликами с YouTube, накладывает нужные фрагменты, и… ваша любимая актриса оказывается в фильме, который на работе лучше не смотреть.

PornHub уже запретил размещать такие видео

Deepfakes оказались опасной штукой. Одно дело – абстрактная актриса, другое – видео с вами, вашей женой, сестрой, коллегой, которое вполне может использоваться для шантажа.

Биржевая торговля

Группа исследователей из университета Эрлангена-Нюрнберга в Германии разработала ряд алгоритмов, использующих архивные данные рынков для тиражирования инвестиций в режиме реального времени. Одна из моделей обеспечила 73% возврата инвестиций ежегодно с 1992 по 2015 год, что сопоставимо с реальной рыночной доходностью на уровне в 9% в год.

Когда рынок трясло в 2000 и 2008 годах, доходность была рекордной – 545% и 681% соответственно

В 2004 году Goldman Sachs запустил торговую платформу Kensho на базе искусственного интеллекта. На криптовалютных рынках также появляются системы на базе ИИ для торговли на биржах – Mirocana и т.д. Они лучше живых трейдеров, так как лишены эмоций и опираются на чёткий анализ и жесткие правила.

Заменит ли ИИ нас с вами

Искусственный интеллект : холодный, бесчувственный и неосязаемый. Но именно за ним и есть будущее, именно эта область науки позволит сделать большой и существенный шаг в сторону автоматизации процессов, а, следовательно, снятия части рутинной нагрузки с ценных специалистов. И сейчас, на заре его развития только мы решаем каким будет искусственный интеллект через пару десятков лет, обучая его.

Попробуем разобраться какие существуют методы и алгоритмы машинного обучения искусственного интеллекта .

Традиционно вокруг нового и неизведанного возникает множество споров. И пусть об ИИ уже написано много, он до конца не понят людьми. Отсюда и возникают претензии типа: «Он заберет сотни рабочих мест у людей!», «Он восстанет против людей!», «Да мы сами себе роем могилу!», «Рано или поздно мы не сможем им управлять!» и т.п. Масса людей представляет себе ИИ как сверхразум, который раз уж не поддается их собственному объяснению, значит непременно представляет для них угрозу. И конечно, никто и слышать не хочет, что сейчас , выходящих за пределы программы, прописанной человеком, на данный момент это технически невозможно.

А чему всё-таки возможно его обучить и как это происходит?

Методы машинного обучения искусственного интеллекта:

  1. Индуктивное обучение

Получение эмпирических данных, выявление закономерностей, выявление алгоритмов действия в каждой подобной ситуации;

  1. Дедуктивное обучение

Формализация данных, полученных человеком разными способами, и внесение их напрямую в базу;

Основные алгоритмы принятия решений искусственным интеллектом:

Наивный Байесовский классификатор

Один из простейших методов классификации.

Данный метод используется в технологии сканирования и распознавания лиц/сетчатки глаза/отпечатка пальца, в разделении контента в новостной ленте по темам, а также в разделении писем в Вашей электронной почте по категориям (конкретно — отделение спама);

Метод ансамблей очень грубо можно назвать производным от вышеописанного наивного Байесовского классификатора, поскольку в его основе лежит Байесовское усреднение. Другими словами, этот способ выявляет пересечение вероятностей исходов, усредняет это значение, исключает дисперсию значений, одновременно контролируя поиск решения проблемы в рамках заданных условий.

Именно метод ансамблей может позволить найти то самое оптимальное решение проблемы, при котором будет затрачено меньше ресурсов, а результат будет максимально удовлетворять условиям задачи.

Если не вдаваться в сущность самого метода и объяснение построения гиперплоскости и работы с ней, то SVM можно описать как алгоритмы для классификации и регрессионного анализа.

Подобная технология используется в распознавании определенных свойств объекта по фотографии (цвета волос, пола, цвета одежды), а также в генетике — в сплайсинге ДНК (отделение конкретных нуклеотидных последовательностей из РНК и их соединение в ходе процессинга РНК).

Дерево принятия решений

Способ (модель) принятия решений, используемый ежедневно каждым из нас. Именно поэтому он уже стал мемом

А если без шуток, то такая модель обычно содержит такие элементы, как: проблему, способы решения, последствия каждого способа, вероятность наступления последствий, затраты ресурсов, и конечный итог. На основе этой модели работают большинство простейших технологий с использованием ИИ.

Логическая регрессия

Способ, который может приблизить нас к мощному искусственному интеллекту, способному принимать самостоятельные решения в некоторых ситуациях. Логическая регрессия представляет собой метод прогнозирования наступления некоторого события при нескольких переменных.


Подобный алгоритм используют в метеорологии и сейсмологии, в кредитовании, в маркетинге и других сферах.

Этот метод хотелось бы выделить отдельно, поскольку по своей сути он не является способом самого решения проблемы – скорее способом определения погрешностей каждого решения.

Описанные выше алгоритмы используются для метода контролируемого обучения, то есть такого, при котором конкретному массиву данных можно присвоить определенный ярлык (свойство), но в случае, если этот ярлык недоступен, следует спрогнозировать его присвоение в других подобных ситуациях.

Мы разобрали основные алгоритмы машинного обучения искусственного интеллекта чаще всего применяемые на практике. Стоит учитывать, что прикладное применение ИИ в быту и в решении повседневных задач, в которых чаще всего решение проблемы абсолютно понятно и необходимо лишь автоматизировать этот процесс, может предполагать использование подобных алгоритмов. Проблема же, решением которой должна стать инновационная разработка, либо решение будет зависеть от большого числа переменных (то есть в основном различные сферы точных наук), требует более сложных алгоритмов решения, узнать о которых Вы сможете, если будете следить за нашими новостями.

Для начала, что вообще такое искусственный интеллект. Под ИИ подразумевают набор алгоритмов и направление исследования по автоматизации задач, решаемых человеческим мозгом, а также имитация деятельности человеческого мозга для улучшения решения вычислительных задач. Например:

  • Распознавания образов, анализ зрительной информации.
  • Распознавание звуковой информации.
  • Рассуждения, принятия решений.
  • Творчество, интуиция.

Основная идея состоит в том, что многие задачи мозг решает лучше, чем компьютер, поэтому есть смысл использовать в программировании тот подход, который использует наш мозг в решении задач. Благодаря такому подходу, например, компьютер «научили» играть в шахматы и даже выигрывать у знаменитых гроссмейстеров, хотя изначала эта задачу представляло собой сложную проблему: количество комбинаций в шахматной игре такое большое, что компьютер не в состоянии обсчитать их за все время существования Вселенной. Проблема была решена с изобретением эвристических алгоритмов. Суть эвристики состоит в том, что мы просчитываем не все варианты, каким-то образом выбираем, какие варианты анализировать.

Теперь о некоторых типичных направлениях ИИ.