Разработка по тематическому контролю в доу по использованию сюжетно-ролевой игры в группах. Тематический контроль "организация сюжетной игры" учебно-методический материал на тему Справка контроля по игровой деятельности

Справка по результатам оперативного контроля. «Анализ создания развивающей предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевой игры»

Приказ № 17 от 12 февраля 2016г.
Автор работы: Вдовенко Светлана Петровна, старший воспитатель, детский сад №2 «Улыбка» рабочий посёлок Екатериновка
Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей и совершенствования развивающей среды в группах.
Возрастные группы: все возрастные группы детского сада
Отбор содержания контроля:
Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
Анализ состояния игровой развивающей предметно-пространственной среды.
Сроки контроля : 15 – 17 февраля 2016г.
Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2015 – 2016 учебный год.
Состав комиссии:
заведующая ДОУ - Тарасова Т.Н.
старший воспитатель - Вдовенко С.П.
Методы: анализ, наблюдение, выводы.
Оперативный контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры. Деятельность педагогов была основана на рекомендациях примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и методического пособия «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губановой. В пособии раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.
В ходе контроля были выявлены следующие результаты:
Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.
В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.
Так на пример во второй группе раннего возраста воспитатель Ермакова С.В. организовывала как индивидуальную «Оденем куклу Любу», так и совместную «День рождение Маргариты» сюжетно-ролевую игру. Ведущая роль во время игры принадлежала воспитателю, проблемные игровые ситуации создавала так, чтобы дети выполняли в игре поставленную задачу.
Воспитатель младшей группы Будынкова М.Г., организуя игру «Больница», обозначила себя в роли доктора, постепенно воспитатель вовлекала в игру детей, предлагая им роли пациентов. Затем воспитатель предложила принять основную роль доктора ребёнку, в итоге дети выполняли роль и доктора, и пациента. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Больницу» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки. При этом воспитатель активизировала детей, находилась рядом.
Наблюдая за игрой в средней группе, необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель Ефремова Е.Н. поставила цель к более сложному ролевому поведению в игре «Больница». Предложив основную роль доктора ребёнку, воспитатель обозначила свою дополнительную роль пациента, затем она предложила «доктору» быть его медсестрой и помогать ему вести приём больных. Демонстрировала примеры ролевых диалогов и ролевых взаимодействий в игре, вовлекала детей в игру. Постепенно развернулась большая игра, в которой участвовали все дети. Воспитатель при этом также продолжала изменять свою игровую роль и обозначать новую для партнёров по игре, показывая детям примеры различного ролевого поведения в соответствии с разными ролями. Это были роли открывшейся аптеки, где можно купить выписанные доктором лекарства; возникла необходимость эти лекарства привезти в аптеку, поэтому появилась роль водителя автомобиля.
Воспитатель разновозрастной группы Царенко Е.В. продолжала формировать у детей умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров по игре «Супермаркет». Основная роль также обозначена ребёнком, а дополнительные роли выполняла воспитатель. Здесь после некоторого парного ролевого взаимодействия «продавец - покупатель» возникла необходимость появления новых игровых ролей. Развивались новые события. При этом воспитатель как бы договаривалась с детьми о предстоящем изменении сюжета и появления новых ролей. В итоге дети продолжали играть самостоятельно. Воспитатель включалась в игру только тогда, когда это было необходимо.
Воспитатель Аникина И.Г. организовала игру «Автобус», где постепенно в игру были вовлечены дети всей группы: шофёр, кассир, пассажиры, контролёр. Постепенно игра получила продолжение, пассажиры проголодались, и воспитатель предложила поиграть в игру «Кафе». В игре использовались различные атрибуты.
В старшей и подготовительной к школе группах воспитатели стремись научить детей комбинировать в игре разнообразные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы.
Так, воспитатель старшей группы Яковлева Ю.В. предложила детям отправиться в «Город мастеров». В игре были объединены события, происходящие в парикмахерской, магазине, на стройке, в больнице. Дети самостоятельно определяли для себя партнёров по игре и роли, развертывали ролевые взаимодействия и диалоги. Воспитатель обозначила свою роль, роль журналиста, который посещает все места города мастеров. Разворачивались разные ролевые диалоги. Они развивали речь детей, стимулировали к деятельности, помогали осуществлять ролевые взаимодействия. Игра продолжалась длительное время, прекратилась, когда родители стали забирать детей.
Воспитатель подготовительной к школе группы Лисина Е.М. вместе с детьми организовала игру - лаборатория «Юные исследователи». Словесно обговаривалась тема игры, основные события; осуществлялось ролевое взаимодействие, обговаривались действия, характерные для персонажей. Воспитатель взяла на себя роль научного консультанта (наблюдала за игрой, по мере необходимости координировала), дети - роль юных ученых. Инициатива в игре была у детей (исследовали объекты живой природы), по окончанию игры они решили продолжить на следующий день исследовать неживую природу. В игре применялись предметы-заместители.
В результате анализа организации сюжетно-ролевой игры отмечается заинтересованность каждого воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Все воспитатели использовали художественное слово в игре, различные атрибуты, но предварительная работа была проведена только в разновозрастной группе.
Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы ежедневно. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей и появление в окружающей жизни новых понятий.
В каждой группе создана развивающая предметно-пространственная среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала (особенно в разновозрастной группе).
В ходе контроля ни в одной возрастной группе не было отмечено системы работы с родителями по организации игры.
Выводы:
Сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры.
Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют развивающую предметно-пространственную среду, изучают методическую литературу по организации игры.
Рекомендации:
1. Воспитателям планировать сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастом детей, старшему воспитателю взять под наблюдение формулировку цели игровой деятельности, по необходимости организовать консультации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.
2. Проводить предварительную работу перед обучением детей игровым действиям. Со старшими дошкольниками планировать подготовку и ремонт игровых атрибутов.
3. Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

Морозова Наталья
Аналитическая справка по результатам предварительного контроля «Организация игровой деятельности»

В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» на 2018-2019 учебный год, с 15 октября по 19 октября 2018 года, был проведен предварительный контроль «Организация игровой деятельности (использование игровых приемов и методов ».

Цель контроля : изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности , реализации интересов детей в разных формах игры, , соблюдения структуры игры, умение педагогов руководить игрой дошкольников .

Вопросы для анализа :

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований;

2. Создание условий для игровой деятельности детей ;

3. Готовность педагога к руководству игрой ;

4. Приемы воздействия педагога на игровую деятельность детей ;

5. Соблюдение методики проведения игры;

6. Взаимосвязь игры с другими видами деятельности ;

7. Наблюдение игры воспитателем, анализ , оценка уровня развития игровой деятельности детей .

В ходе контроля выявлено :

Во всех возрастных группах при организации игровой деятельности санитарно-гигиенические требования выполнены в соответствии с требованиями СанПиН.

Воспитатели и специалисты в достаточной мере владеют особенностями организации игровой деятельностью в каждой возрастной группе. Объясняется это тем, что все воспитатели имеют педагогическое образование. Тому способствовали и консультации, открытые занятия, семинарские занятия по данной теме. Но не все применяют на практике полученные знания. Условия для игр созданы во всех группах. Имеются игровые зоны , такие уголки как парикмахерская, магазин, больница, атрибуты имеются, но в недостаточном количестве.

Во всех возрастных группах игры планируются систематично. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.

Педагоги во всех возрастных группах помогают детям распределить роли , избегая конфликта. В процессе игры педагогами решаются задачи социально-коммуникативного развития : осуществляется усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения к семье, чувство ответственности, эмпатии и отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитатели, задавая вопросы, побуждают детей развивать сюжет, инициируют у них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг на друга, на взаимодействие между собой.

Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась .

Было отмечено, что распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играют согласованно с ними или параллельно. Активно используются предметы-заместители . Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы . Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученных ролей. Но без подсказок педагога сюжет игры развивается не всегда, дети увлекаются одним игровым действие , представляющим для них интерес . В основном воспитатели и специалисты ведут наблюдение за игрой , анализируют , оценивают уровень развития игровой деятельности .

1. Педагогам всех возрастных групп и специалистам придерживаться структуры игры, активно использовать мотивацию детей, создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки, больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом, при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности, стимулировать собственно-речевые умения детей.

2. Воспитателю младшей группы «Акварелька» ) проводить итог в конце игры, поощрять детей за активность, целеустремленность.

3. Воспитателю старшей группы «Василек» ) не отвечать и не выполнять задания за детей, побуждать их к самостоятельному развертыванию сюжета, распределению ролей .

Составила и проверила старший воспитатель Н. А. Морозова

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ д/с № 10 «Мишутка» г. Карачева за 2016-2017 у/г. На.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка по результатам контроля «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» На основании Приказа заведующего № 68 от 06.10.2017 года и в соответствии с Годовым планом работы на 2015-2016 учебный год старшим воспитателем.

Аналитическая справка по результатам мониторинга Мониторинг проводился с подгруппой детей с нарушениями речи с 10.05.17 по 31.05.17 г. по следующим направлениям: -развитие словаря; -состояние.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка (ИОТР).

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

В ГБДОУ

11 «РОМАШКА»

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тематический контроль

ТЕМА :

Цель:

Задачи:

    СРОК ПРОВЕДЕНИЯ :

Основание для контроля:

Вопросы на контроле

Что контролируется

Ответственные

Соответствие тематики сюжетно-ролевых игр возрасту детей;

Количество запланированных сюжетно-ролевых игр;

Планирование развития сюжетно-ролевой игры.

Наблюдение педагогического процесса.

(дошкольные группы)

Руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя;

Игровые технические навыки детей;

Взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре;

Использование игровых атрибутов, в т.ч. предметов-заместителей.

Уровень сформированности социальных навыков

Воспитатель-методист

Заведующтй ГБДОУ

Психолог

Смотр-конкурс «Кукольная комната»

Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

Достаточность игровых атрибутов в соответствии с возрастом детей;

Соответствие атрибутов тематике сюжетно-ролевых игр на этапе их проведения;

Эстетичность атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Конкурсная комиссия

Планирование работы с родителями по решению проблем социализации детей в сюжетно-ролевой игре;

Формы работы с родителями по проблемам социализации детей в сюжетно-ролевой игре;

Тематика;

Отражение успехов и достижений детей.

Воспитатель-методист Дьячкова И.А.

Самоанализ, анкетирование

Педагоги ГБДОУ

Основные формы и методы контроля.

1. Наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса.

2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

4. Анкетирование, тестирование.

Анкета для педагогов

Дата 06.12.16 г. Воспитатель_______________________

Уважаемые педагоги! Просим Вас ответить на вопросы, направленные на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр.

    Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете?________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой игры?________________

______________________________________________________________________________


3. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям?___________________________________________

______________________________________________________________________________


5. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете?


7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей по игровой деятельности

Выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома

ФИО родителя_____________________

Вопросы

Варианты ответов

Часто ли Ваш ребенок играет дома?

Свой вариант

Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?

Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

Меньше 1 часа

От 1 до 2 часов

Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает

Предлагаю я, по мере надобности

Выбирает самостоятельно

Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?

Из игр детского сада

Телевидения и компьютерных игр

В какие игры чаще всего играет ваш ребенок

Настольные

Сюжетно-ролевые

Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру

Настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого желания?

Как выбираются вами игры для ребенка?

На свое усмотрение

На усмотрение ребенка

    Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

    Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

    Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

    Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

    Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».

    Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

    Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).

    Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).

    Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

    Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

    Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

    Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

    Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

    Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

    Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

    Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

    Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

    Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге

    Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

    В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

    Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

    Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

    Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

    Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

    Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

(старшие, подготовительные группы).

    Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

    Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

    Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.

    Воспитатель поощряет детскую инициативу.

    Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).

    Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

    Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

    Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

    Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

    Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

    Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

    Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

    Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

    Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

    Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

    Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Перспективное планирование

Календарное планирование

I. Самостоятельные игры

1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно вечером 1 игра

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

III. Игры национальные:

1. Дидактические

2. Подвижные игры с правилами

В средних, старших, подготовительных группах

Памятка воспитателю к планированию сюжетно-ролевой игры. Задачи по формированию умений детей в сюжетно-ролевой игре

Младший возраст: (1,5 – 4 лет)

1 младшая группа:

1) Учить условным действиям с игрушками и предметами – заместителями, воображаемыми предметами, выстраивая их в смысловую цепочку.

2) Учить детей вступать в кратковременное взаимодействие со сверстниками.

3) Развёртывать цепочку из 2 -3 действий с сюжетными игрушками.

4) Называть действия с предметами – заместителями.

5) Учить детей вызывать с помощью игрушек или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника.

Задача воспитателя: - Стимулировать к продолжению игрового действия

Стимулировать на словесное обозначение игровых действий

Создавать условия для предметного взаимодействия детей друг с другом

2 младшая группа:

1) Выделить для детей ролевое поведение

2) Совместное создание предметно – игровой среды

3) Учить принимать и обозначать игровую роль

4) Реализация детьми специфических ролевых действий, направленных на партнёра игрушку

5) Развёртывание детьми парного ролевого взаимодействия.

6) Развёртывание ребёнком ролевого диалога с партнёром сверстником

7) Взаимодействие с партнёром – взрослым

8) Стимулирование диалогов детей друг с другом

9) Учить импровизации в игре по мотивам сказок, а не воспроизведению сказки («театральному действию»)

10) Развёртывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленных на кукольных персонажей

11) Парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее название своей роли

12) Учить ролевому обращению, короткому диалогу

Средний возраст: (от 4 до 5 лет)

Средняя группа

1) Принятие и изменение игровой роли:

а) через действия с предметами;

б) через ролевую речь;

2) Учить вступать в ролевое взаимодействие со сверстником.

3) Формировать:а) умение менять игровую роль, обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; б) умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров;

а) выполнять разные роли;

б) детей менять первоначально взятую роль в ходе развёртывания Иры;

в) детей творчески использовать способ условного выполнения действий с сюжетными игрушками, предметами – заместителями;

г) детей менять роль путём подражания педагогу.

5) Способствовать:

а) активизации ролевого диалога детей;

б) развитию характера игры как свободной импровизации.

6) Развёртывать игру по мотивам сказочных сюжетов (с детьми, у которых менее развито ролевое поведение).

Старший возраст: (от 5 до 7 лет)

Старшая и подготовительная группы.

1) Активизировать воображение детей

2) Учить: а) детей объяснять свой замысел;

б) изменять замысел в соответствии с предложениями других участников;

в) детей понимать других людей;

г) следить за смысловым соответствием рассказа (видеть смысловое несоответствие);

д) придумывать многотемные сюжеты, события, объединяющие разноконтекстные роли;

е) развёртывать сюжет в речевом плане;

ж) развёртывать совместную самостоятельную игру

3) Развивать: а) радость сотворчества детей, эмоциональное восприятие в ходе сотворчества;

б) способность к воображению, образному мышлению; в) способность взаимодействовать с другими людьми.

АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР

Группа___________________________________________________

Воспитатель_______________________________________________

Дата______________________________________________________

п/п

Дата и отрезок дня планирования данной формы работы

1-я половина дня

Прогулка

2-я половина дня

I

Тематика планируемых игр

II

Обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни посредством:

Чтени е художественной литературы;

экскурси и, наблюдени е

бесед, рассказов

рассматривани е иллюстраций

составление детьми рассказов об играх

инсценировки литературных произведений

этически е бесед ы

други е форм ы работы

III

Направленность целеполагание на:

учет требований программы;

становление и развитие

и гровойдеятельности

формирование взаимоотношений детей в игре

другое

IV

Планирование приемов воздействия воспитателя на игровую деятельность.

V

Планирование индивидуальной работы с детьми

VI

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

ИЗО, конструирование, ручной труд и др.

Выводы :_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения :___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методист:_____________________

Ознакомлена:___________________

Воспитатель_____________________

Вопросы для изучения

Частично 1 б

Развиваю игровое содержание

Всего баллов:

Самоанализ руководства сюжетно-ролевой игрой

Воспитатель____________________ Дата анализа «______»____________________20____г.

Вопросы для изучения

Частично 1 б

Проектирую игровую деятельность детей

Создаю условия для игры: наличие конспекта, игрового материала

Организую игровую деятельность в соответствии с технологической картой, побуждая детей к игре

Обсуждаю, распределяю роли в игре

Развиваю игровое содержание

Использую прямые и косвенные приёмы руководства игровой деятельностью (вопросы к детям, предложение новой игры, и т.д.)

Включаюсь в игру на главных или второстепенных ролях

Выражаю свои чувства, мысли с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения взятой на себя роли

Включаю в игровую деятельность застенчивых, неуверенных в себе и малоподвижных детей.

Регулирую взаимоотношения детей, разрешаю конфликты, возникающих в процессе игры

Обсуждаю с детьми и оцениваю игру

Всего баллов:

30б – 25 б - отлично

24 – 15 б – хорошо

15б – 10 б – удовлетворительно

Карта анализа взаимодействия с родителями.

Взаимодействие с родителями по проблемам игровой деятельности

Группы

мл.гр.

1 ср.гр.

2 ср.гр.

3 ср.гр.

Старшая группа

Наглядная информация по теме в уголке для родителей (доступность, эстетичность оформления)

Планирование индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

Проведение совместных тематических мероприятий(досуги, КВН, викторины и т.д.) родительских собраний или консультаций (наличие материалов по проблеме, тетради протоколов проведения собраний)

Справка о проведении тематического контроля по теме:

«Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры».

Цель: Определить эффективность воспитательно- образовательной работы по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков; выяснить влияние сюжетно-ролевой игры на успешную социализацию детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, формирования у детей социальных навыков в ходе сюжетно-ролевых игр.

    Провести оценку и анализ развития сюжетно-ролевой игры в группах в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы». СРОК ПРОВЕДЕНИЯ : с ___________ г. по _____________ г.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2016 – 2017 учебный год.

Изучение проводили:

Туз И.В .- заведующий

Дьячкова И.А.-воспитатель-методист

Фалке А.Е. - психолог

Тематическая проверка проводилась в дошкольных возрастных группах детского сада и включала в себя следующие вопросы:

    Планирование игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра).

    Наблюдение педагогического процесса.(дошкольные группы).

    Развивающая игровая среда в группе (условия для проведения сюжетно-ролевых игр).

    Состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями.

    «Эффективность работы воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой»

Деятельность педагогов была основана на рекомендациях основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой и методического пособия для воспитателей «СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ для детей дошкольного возраста» под ред. Краснощёковой Н.В., в котором дана характеристика игры как ведущей деятельности дошкольников, показано её место в процессе психического развития ребёнка, предложена тематика сюжетно-ролевых игр, направленная на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений, раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства.

В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

1. Оценка планирования. Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы в разрез с темой блока. Тематика игр не во всех группах разнообразная, при планировании игровой деятельности воспитатели ориентируются в первую очередь на интересы детей и появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, салон красоты и т.п. . Поэтому, такие игры, как «Магазин продуктов», «Супермаркет», «Поликлиника» включаются в планирование чаще остальных. При этом такие СРИ как «Поездка», «Детский сад», «Почта», «Школа», планируются реже, а такие как «Строители», «Путешествие», «Большая стирка», «Театр», «Библиотека», «Зоопарк», «Рыбаки» очень редко используются в работе с детьми.

При анализе планов работы за ноябрь и декабрь 2016 г. года было отмечено, что не все воспитатели систематически и последовательно планировали игры, постепенно усложняя задачи, не планировали методы и приёмы, изготовление необходимых для игры атрибутов. Отмечено также несоответствие поставленных задач возрасту детей в некоторых группах.

2. Анализ руководства воспитателем играми детей. По итогам посещений и наблюдений игровой деятельности следует сделать следующий вывод, что педагогами при организации игры создается положительный эмоциональный настрой. Создается игровая ситуация (показ картины, проблемная ситуация, внесение атрибута и т.п.) Воспитатели стараются создавать условия для активной совместной и самостоятельной творческой игровой деятельности, участвуют сами в игре. Например, воспитатель Суханова Н.А. участвовала в игре на правах равного партнера через игровой образ, влияние на игру осуществляла через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Проявляла внимательное, заинтересованное отношение к детским вопросам, возникающим по ходу игры. Способствовала возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений, помогала детям самостоятельно договариваться друг с другом. Данный алгоритм взаимодействия наблюдался и в других группах. При этом отмечается большой эмоциональный подъем детском коллективе, желание играть по данному сюжету и дальше.

3. Оценка игры. Анализ поведения детей в игре. Уровень развития игровых качеств во всех группах соответствует возрасту. В младшей группе дети , совместно с воспитателем передают простой сюжет, пользуются игрушками-заместителями, умеют играть «рядом». В средних группах идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. В группе игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей, логичном завершение игры. В старшей группе распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними или параллельно. Активно используются в этих группах предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы.

4. Оценка профессионального мастерства воспитателей. В ходе тематической проверки было проведено анкетирование воспитателей «Развитие игровой деятельности». Анализ анкет показал, что почти все педагоги в достаточной мере владеют особенностями организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Объясняется это тем, что все воспитатели имеют педагогическое образование. Также тому способствовали консультации и семинарские занятия по данной теме.

В результате проведенного самоанализа воспитатели оценили свое умение эффективно руководить игрой:

по высшему уровню (больше 30 баллов) -оценили себя -3 воспитателя(Войтюк Е.В., Суханова Н.А. и Спиридонова О.А.) (37 %)

по среднему уровню (больше 25 баллов) -5 воспитателей (Пасичник А.Б., Митина С.В., Варченко И.И., Берцулевич А.М., Янголенко В.В. (63 %)

Однако не все педагоги применяют на практике полученные знания. И если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и популярны у педагогов, то в сюжетно- ролевые , предоставленные сами себе, а воспитатели следят в это время за дисциплиной, занимаясь своими делами.

5. Анализ условий проведения игровой деятельности . В группах созданы удовлетворительные условия для игровой деятельности дошкольников . В результате проверки предметно-развивающей среды в группах имеются в наличии разнообразные сюжетно-ролевые игры, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей). Созданы условия для сюжетно-ролевой игры:
- атрибутика для различных сюжетных игр сообразно с возрастом детей,
- рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей,
- различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.

Подбор , программе. При организации игр учитываются санитарно-гигиенические и эстетические условия, принципы организации ПРС, учитываются поло-ролевая специфика в подборе игрушек. При этом, из-за недостатка места во многих группах нет оборудования для целого ряда игр. Например, не используются возможности макетов в сюжетно-ролевой игре, хотя целесообразность их применения все знают (мало место занимают, эффект новизны). Нередко в группах используется надписи игр, хотя в этом должны быть задействованы маркеры (знаки).

В ходе смотра-конкурса «Кукольная комната, целью которого было выявить условия для проведения сюжетно –ролевых игр в группах ДОУ, было проверено правильное и эффективное расположение игровых зон, наличие атрибутов и соответствие возрасту детей игрового материала и оборудования, эстетичность атрибутов, безопасность материала и оборудования. Членами комиссии в составе председателя –заведующего И.В.Туз, членов жюри –воспитателя-методиста Дьячковой И.А., воспитателя ИЗО Рубан С.А., председателя ПК Янголенко В.В. выявлено:

в конкурсе приняли участие все возрастные группы детского сада. Каждый воспитатель проявил своё творчество, показал качество своей работы, Каждая группа подготовила оригинально оформленные «кукольные комнаты». Большую помощь в оформлении «кукольной комнаты» оказали и родители. Воспитатели и родители отметили, что такие мероприятия сплачивают всех его участников, а также надолго остаются в памяти у детей. Теперь территорию группы украшают красивые и оригинальные «Кукольные комнаты», которые поднимают настроение малышам, их семьям и сотрудникам детсада.

Итоги смотра-конкурса следующие:

1 место- ___________группа, воспитатель________________
2 место-

Группа, воспитатель________________

Группа, воспитатель________________

3 место-___________группа, воспитатель________________

Группа, воспитатель________________

6. Анализ работы с родителями. В ходе тематического контроля ни в одной возрастной группе не было отмечено системы работы с родителями по организации игры.

Было проведено анкетирование родителей

В соответствии с годовым планом на 2016-2017в течение января 2017 года осуществлялось изучение деятельности педагогического коллектива по теме «Формирование социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности » Изучали и анализировали работу педагогов заведующая МБДОУ, старший воспитатель В подготовке приняли участие следующие педагоги: - ст. воспитатель - воспитатель старше - подготовительной группы - воспитатель младше – средней группы - воспитатель группы раннего развития - музыкальный руководитель

:Целью контроля являлось: - повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по игровой деятельности; - создание условий способствующих развитию социально - коммуникативной компетенции ребенка в игровой деятельности; - развитие жизненного опыта детей через игровую деятельность;; Задачи тематической проверки: 1. Изучить условия, созданные в группах для развития игровой деятельности, реализации интересов детей в разных формах игр. 2 Провести оценку и анализ развития сюжетно-ролевой игры в группах в соответствии с требованиями; 3. Определить перспективы деятельности педагогического коллектива в области развития игровой деятельности дошкольников;

В ходе реализации проблемы «Формирование социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности » и с целью подготовки к педагогическому совету в ДОУ для педагогов были проведены следующие мероприятия:


1.Консультация для воспитателей «Ребенок-субъект игровой деятельности»

2.Семинар-практикум «Тактика игрового взаимодействия с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой».

Презентация проектов сюжетно - ролевых игр

3.Просмотр открытых мероприятий по игровой деятельности

4. Тематический контроль «Анализ игровой деятельности детей разных возрастных групп. Проведение конкурса среди воспитателей по созданию игрового пространства в группе.

5. Работа с родителями: организация фотовыставки «Играем всей семьей»

В результате проведенных мероприятий было установлено, что работа в этом направлении осуществляется в ДОУ в соответствии с требованием ФГОС ДО и содержанием Основной МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок».

1. Организация среды в группах построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Игровые зоны оснащены уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. - Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, ширмы). В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений. - Дидактические игры, различные атрибуты, знакомят детей с правилами дорожного движения, а дорожная разметка на ковре, моделирует транспортную магистраль города и учит детей действовать в сложной обстановке на дороге (средняя и подготовительные группы) - В каждой группе есть мини-библиотека, которая представляет собой стол с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации постоянно обновляются. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению; - В каждой группе есть центры «Юный конструктор», где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

В зонах сюжетно-ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. В каждой группе имеется ширма и куклы для обыгрывания и показа сказок. В группах присутствуют пальчиковый театр, театр на рукавичках, игрушки для режиссерских игр, костюмы для игр – драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы: режиссерские, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. В каждой группе имеются театральные уголки и уголки ряжения. Внешний вид, эстетика оформления макетов игр, театральных атрибутов и костюмов соответствуют требованиям. Уголки находятся в доступном для детей месте, функционируют. Правила соблюдены. Атрибуты и игровое , эстетично, аккуратно хранится.

2. Документация по воспитателей ведется аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии. Хорошо планируются цели игровой деятельности, планируются сюжетно-ролевые игры во всех возрастных группах. Редко практикуются многодневные игры.

В младшей группе не всегда четко прописываются цели игр, предварительная работа, Не планируется совместное изготовление или подбор игрушек, атрибутов, необходимых для той или иной игры. Мало транспортных игр. В средней группе везде отмечены цели сюжетно-ролевых игр, которые не отличаются разнообразием, не всегда планируется предварительная работа. В старшей группе в основном планируются транспортные («Моряки») и бытовые игры («Больница», «Магазин», причем однотипно, без разнообразия сюжета. В подготовительной к школе группе планируются такие игры, как «Школа» «Почта», «Библиотека», «Магазин», «Врачи». Совсем не отражают в плане «Космонавты», «Зоопарк». Не всегда четко ставятся цели игровой деятельности, мало планируется предварительная работа.


3. Диагностика игровой деятельности ведется в соответствии с требованиями и сроками. Диагностические карты на момент проверки были аккуратно заполнены на начало года и находились в рабочих папках воспитателей.

4. У воспитателей имеется материал по развитию сюжетно ролевой игры по возрасту детей: памятки, консультации по организации игры с детьми разного возраста, перечень игр на данную возрастную группу, список требований программы по созданию условий для организации предметно-развивающей игровой среды.

5. Организация и руководство игровой деятельностью детей осуществляются воспитателями умело, но с некоторым перекосом в авторитарность. Педагоги не могут полностью перейти на личностно-ориентированное общение с детьми, стать «играющими партнерами», формировать игровые умения детей в совместной игре со взрослым, хотя попытки явно просматриваются. Но стереотипы все же иногда берут верх, и, вместо «игры вместе», приходится наблюдать не что иное, как «руководство игрой» или просто «де лай, как я».

6. На момент проверки в «Уголках для родителей» были оформлены разнообразные консультации по развитию игровой деятельности дошкольников дома и на улице, советы «Как правильно играть с детьми», «Как учить ребенка играть», «Чем занять ребенка дома» и т. п. Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, в едином стиле, весь материал набран на компьютере.

7.Педагогами были проведены открытые показы различных форм использования организации игровой деятельности с детьми и были разработаны и реализованы проекты сюжетно - ролевых игр: . - провела показ сюжетно - ролевой игры в группе раннего развития «Кукла маша у нас в гостях», проект «Мои любимые игрушки»; - , воспитатель младше - средней группы показала сюжетно - ролевую игру «Семья», сюжет «Подготовка ко Дню Рождения» , проект.«Любимый дом для кошечки» - показала ситуацию игрового взаимодействия с детьми занятие «Мы умеем дружить», проект сюжетно - ролевой игры «Детский сад будущего».

Наблюдение за деятельностью педагогов в процессе организации игровой деятельности детей выявили соответствие содержания программным и возрастным требованиям, показали достаточные знания и умения воспитателей по методике организации игровой деятельности детей. В группах созданы условия для формированию социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

8. По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

работа педагогического коллектива детского сада по формированию социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности в дошкольных группах ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты организационного характера, которые были устранены к окончанию проверки;

— была отмечена лучшая группа по созданию условий для игровой деятельности детей — старше - подготовительная группа «Солнышко» (восп.)

Воспитателям средней группы необходимо пополнить игровое оборудование путем создания вместе с родителями новых атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры.

1. Всем педагогам продолжать работу по поиску современных подходов к формированию социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности 2. Рекомендовать воспитателям для индивидуального изучения и последующего внедрения в практику работы «Концепцию становления сюжетной игры в дошкольном возрасте» (, Короткова НА. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997).

3. Изучить технологию сотрудничества и использовать ее в работе с детьми.

4. Со старшими дошкольниками планировать обязательное изготовление и ремонт игрового оборудования.

6.Старшему воспитателю взять на контроль и продолжать оказывать методическую помощь педагогам ДОУ по поиску современных подходов к формированию социально - коммуникативной компетентности ребенка в игровой деятельности.

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Организация сюжетной игры

Исполнители: заведующий Григорьева Г.П., старший воспитатель Музурова Н.Н.

Цель: определить эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

2. Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах.

3. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации сюжетно-ролевой игры.

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. Оценка уровня игровых знаний, умений и навыков у детей

Основные формы и методы контроля

  1. Наблюдение за педагогами
  2. Собеседование с воспитателями

Оценочный инструментарий

  1. Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей
  2. Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей
  3. выявление уровня игровых знаний, умений и навыков у детей

Заведующий МБДОУ №20 Г.П.Григорьева

СПРАВКА

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

«Организация сюжетной игры»

Тематическая проверка проходила с 21 по 23 января 2014 года согласно годового плана воспитательно-образовательной работы на 2013-2014 учебный год. Приказом по ДОУ №1/4 от 9 января 2014 года была создана комиссия в составе:

Члены комиссии:

В тематической проверке участвовали воспитатели 2 младшей, старшей и подготовительной группы ДОУ:

Балабанова Наталья Владимировна, без категории (СЗД), образование средне-специальное;

Шаягзамова Эльмира Халитовна, II кв. категория, образование высшее;

Симакова Валентина Матвеевна, I кв. категория, образование средне-специальное;

Афанасьева Светлана Геннадьевна, I кв. категория, образование средне-специальное.

  1. Оценка руководства педагога игровой деятельностью детей показала:
  • Осуществляя руководство игровой деятельностью, педагоги используют приемы руководства игрой, педагогический такт, эмоциональный фактор.
  • Методика проведения игры соблюдается. Но итоги не подводятся и прошедшая игра не обсуждается, так же во всех группах не проводится предварительная работа перед игрой. В старшей группе, воспитатель Балабанова Н.В., были ошибки в методике проведения игры: не было постановки задач и целей игры, проектирования развития игры, мало применялось приемов на развитие активности и привлечения к игре всех детей.
  • Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась частично.
  • Педагоги почти все в достаточной мере владеют особенностями организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Но если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и популярны у педагогов, то в сюжетно-ролевые дети большей частью играют, предоставленные сами себе, а воспитатели следят в это время за дисциплиной, занимаясь своими делами.
  1. Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала:
  • Условия для игровой деятельности детей созданы во всех группах ДОУ. Игровые зоны оборудованы всем необходимым, находятся в эстетичном состоянии, расположены и хранятся в доступном для использования детьми месте. Но нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр. Во всех группах одинаковое зонирование.
  • Во всех группах педагоги развивают у детей чувство ответственности за сохранение игрушек и умение приводить их в порядок, соблюдать правила пользования игрушками.
  • В старшей и подготовительной группах не было моделей и условных обозначений для самостоятельной игровой деятельности детей.
  • Во всех группах родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для игровой деятельности: это и шитье специальной одежды для ролей, постели и одежды для кукол, и приобретение контейнеров для хранения атрибутики, и изготовление самих атрибутов для игр. В сотрудничестве с родителями проблема сюжетно-ролевой игры обсуждается редко, но эта тенденция прослеживается не только в нашем детском саду, а в дошкольном воспитании всей страны.
  • Сюжетно-ролевые игры планируются систематично во всех группах. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.
  1. Оценка игровых знаний, умений и навыков у детей показала:
  • Уровень развития игровых качеств во всех группах соответствует возрасту. В младшей группе идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. Навыки по самообслуживанию полностью не сформированы, дети не умеют самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры. В старшей группе дети обыгрывают только один сюжет, введение дополнительного сюжета и ролей затрудняет развитие игры. Распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними или параллельно. Активно используются в этой группе предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. В подготовительной к школе группе дети владеют приемом сюжетосложения, умением четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли. Но без подсказок педагога сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действие, представляющим для них интерес.
  • Во всех группах дети обладают чувством ответственности за выполнение полученной им роли, выполняют этические нормы поведения во время игры, соблюдают правила пользования игрушками, не умеют завершать игру.

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

  • Уровень развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива можно оценить как средний. И условия для игры, и подготовленность педагогических кадров, и планирование, и сотрудничество с родителями - все эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего коллектива.

Сроки: постоянно

Сроки: постоянно

Ответственные: старший воспитатель Музурова Н.Н., воспитатели.

Сроки: постоянно

Ответственные: старший воспитатель Музурова Н.Н., воспитатели.

  1. Воспитателю старшей группы Салминой В.А. провести открытый показ сюжетно-ролевой игры для всех педагогов ДОУ.

Сроки: 05.-2.2014 г.

Ответственные: старший воспитатель Музурова Н.Н., воспитатель Салмина В.А..

Заведующий ДОУ №20 Г.П. Григорьева

Старший воспитатель Н.Н. Музурова

С результатом проверки ознакомлены:

БОЕРЫК

« 09 » гыйнвар 201 4 ел № 1/4

«О проведении тематической проверки «Организация сюжетной игры»

На основании годового плана МБ ДОУ №20 на 2013-2014 учебный год

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести тематическую проверку «Организация сюжетной игры» с 21.01.2014 г. по 23.01.2014 г.
  1. Утвердить состав комиссии:

Григорьева Г.П. - председатель комиссии, заведующий МБДОУ;

Члены комиссии:

Музурова Н.Н. - ст. воспитатель

Салмина В.А. – председатель профкома

  1. Старшему воспитателю Музуровой Н.Н.:

Разработать программу тематической проверки до 14.01.14 г.

Составить готовую справку по результатам проверки до 28.01.14 г. и ознакомить педагогов на педагогическом совете №4.

Представить проект приказа по итогам тематического контроля до 28.01.2014 г.

Приложение на 1 листе

Исп. Музурова Н.Н.

Тел. 32-59-28

с приказом ознакомлены:

«__»__________201__г. ______________ Афанасьева Светлана Геннадьевна

«__»__________201__г. ______________ Балабанова Наталья Владимировна

«__»__________201__г. ______________ Габдуллина Альфия Бернатовна

«__»__________201__г. ______________ Иванова Любовь Георгиевна

«__»__________201__г. ______________ Салмина Вера Алексеевна

«__»__________201__г. ______________ Симакова Валентина Матвеевна

«__»__________201__г. ______________ Шаягзамова Эльмира Халитовна

БОЕРЫК

« 28 » гыйнвар 201 4 ел № 3/1

«Об итогах проведения тематической проверки «Организация сюжетной игры»

Тематическая проверка «Организация сюжетной игры» проводилась на основании годового плана МБДОУ №20 на 2013-2014 учебный год.

Время проведения: с 21.01 - 23.01.2014 г.

Заведующим, старшим воспитателем, председателем профкома, был выявлен уровень организации сюжетной игры в ДОУ, дана оценка работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах, проанализированы условия, созданные в группах для игровой деятельности детей, оценены игровые знания, умения и навыки детей.

Проверка показала, что уровень развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива можно оценить как средний. И условия для игры, и подготовленность педагогических кадров, и планирование, и сотрудничество с родителями - все эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего коллектива.

Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала, что условия созданы во всех группах ДОУ, но требуют разнообразия.

В основном игровые знания, умения и навыки у детей сформированы. Дети активно и с интересом играют, соблюдая правила.

На основании вышеизложенного

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Совершенствовать условия игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания.
  2. Изучить теоретическую базу по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГТ.
  3. Вовлечь родителей в организацию игрового процесса в ДОУ.
  4. Воспитателю старшей группы Салминой В.А. 05.02.2014 года провести открытый показ сюжетно-ролевой игры для всех педагогов ДОУ
  5. Приказ о проведении тематической проверки от 09.01.2014 г. №1/4 снять с контроля.
  6. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.

Приложение на 1 листе

Заведующий МБДОУ № 20 _____________ Г.П. Григорьева

Исп. Музурова Н.Н.

Тел. 32-59-28

с приказом ознакомлены:

«__»__________201__г. ______________ Афанасьева Светлана Геннадьевна

«__»__________201__г. ______________ Балабанова Наталья Владимировна

«__»__________201__г. ______________ Габдуллина Альфия Бернатовна

«__»__________201__г. ______________ Иванова Любовь Георгиевна

«__»__________201__г. ______________ Музурова Наиля Назыфовна

«__»__________201__г. ______________ Салмина Вера Алексеевна

«__»__________201__г. ______________ Симакова Валентина Матвеевна

«__»__________201__г. ______________ Шаягзамова Эльмира Халитовна

Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.

Дата: ____________________

частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 баллов.

№1

№2

№3

№4

Выполнение санитарно-гигиенических требований.

Создание условий для игровой деятельности детей:

  • наличие оборудования, игрушек, игр, необходимых атрибутов;
  • эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.;
  • соблюдение игрового режима;
  • организация начала игры, побуждение детей к игре.

Готовность педагога к руководству игрой, используемые приёмы руководства, педагогический такт, эмоциональный фактор, стиль общения с детьми.

Приёмы воздействия воспитателя на игровую деятельность детей: полное управление, занятие позиции «играющего партнёра», умение во время включиться в игру и взять инициативу на себя или незаметно выйти, передав инициативу детям.

Соблюдение методики проведения игры:

  • ознакомление детей с условиями, правилами игры или обсуждение сюжета; постановка задач, целей; проектирование развития игры;
  • использование различных приёмов, направленных на повышение целеустремлённости, активности, самостоятель-ности и т.п. детей (использование заместителей, чёткое распределение обязанностей и т.д.);
  • Доиграли ли до конца
  • подведение итогов, обсуждение с детьми прошедшей игры

Взаимосвязь игры с другими видами деятельности.

Наблюдение игры воспитателем, анализ, оценка уровня развития игровой деятельности детей.

Общий балл

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяемого______________________________________________________________________________________

4.2. Анализ условий, созданных в группе

Для игровой деятельности детей.

Дата: ________________

Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла;

№1

№2

№3

№4

Соблюдение игрового режима.

Оборудование игровых зон:

  • для сюжетно-ролевых игр;
  • для интеллектуально-познавательных игр;
  • для подвижных игр.
  • для стоительно-конструктивных игр

Эстетическое состояние оборудования, игрушек и т.д.;

Расположение и хранение игрушек (порядок, доступен ли игровой материал для использования его детьми)

Соблюдение правил пользования игрушками.

Взаимосвязь игры с другими видами деятельности

Детей.

Развитие чувства ответственности у детей за

Сохранение игрушек и умение приводить их в порядок.

Использование моделей, условных обозначений для самостоятельной игровой деятельности детей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего____________________

Подпись проверяемого__________________________________________________________________________

4.3. Выявление уровня игровых з.у.н. у детей.

Дата: ______________________________

Критерии: полное выполнение требований, да – 3 балла;

частичное – 2; невыполнение требований, нет – 1 балл.

№1

№2

№3

№4

Организация детьми игры: сговор на игру, планирование сюжета, обозначение и создание игрового пространства.

Умеет ли пользоваться моделями, схемами, чертежами?

Умеет ли отражать реальные факты или события, знания о профессиях взрослых и т.д.?

Умеют ли дети распределять роли?

Проявляет ли творчество, фантазию в создании игры,

Выборе тем и т.п., изменяет ли предметно-игровую

среду с учётом практического и игрового опыта (игрушки-заместители, игровой материал)?

Умеет ли ставить перед собой цель, находить средства

для её осуществления, преодолевать трудности?

Есть ли у ребёнка чувство ответственности за

Выполнение порученной ему роли, формируются ли способности управлять своим поведением?

Выполняет ли этические нормы поведения во время

Игры: доброжелательность, умение договариваться, взаимопомощь, справедливость и т.п.?

Соблюдает ли правила пользования игрушками?

Имеет ли навыки по самообслуживанию: умение самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры?

Умение детей завершать игру.

Общий балл

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего______________________

Подпись проверяемого____________________________________________________________________________________