Дидактические игры (для формирования у детей интереса к людям разных профессий). Дидактические игры (для формирования у детей интереса к людям разных профессий) Дидактическая игра кто что умеет делать

Кто что делает.

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Взрослый называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей - назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки - это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее - это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки - кошка и собака. После того как дети познакомились с ними - рассмотрели, поиграли, - предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

Целесообразность проведения: игра на знакомство.

Необходимые материалы: плакат, разделённый на 9 квадратов с вопросами, листы бумаги и ручки - по количеству играющих.

Ход игры: Ведущий вывешивает заранее заготовленный плакат, состоящий из поля, разделенного на 9 квадратов. В каждом квадрате вопрос: Кто умеет играть на гитаре? Кто танцует? Кто рисует? Кто занимается спортом? и др. Всего 9 (по числу квадратов) вопросов. Все игроки берут ручки и листки бумаги, чертят аналогичное поле, нумеруют квадраты.

Задача игроков: опросить играющих, и найти среди них тех, кто действительно умеет играть на гитаре, рисовать и т. д., записать в соответствующую клеточку на своем листке имя и фамилию этого игрока. Нельзя записывать имя одного и того же человека более чем в одном квадрате. Ведущий после игры подводит итог и рассказывает всем об умениях ребят в отряде.

«Паутинка»

Целесообразность проведения: игра на знакомство.

Необходимые материалы: расположенные в круг стулья по количеству человек в отряде; клубок ниток; бутылка с пробкой - для закупоривания паутинки знакомства и ожиданий.

Ход игры: Дети садятся в круг. По очереди каждый называет своё имя, рассказывает о себе самое важное, зачём он приехал в лагерь, что ждёт от этой смены и от окружающих его друзей, что может предложить для проведения совместных дел. Пока он рассказывает о себе, в руках у него клубочек нити, конец которой он во время рассказа наматывает себе на палец (клубок в это время держит в руках сосед справа или слева, который затем продолжит рассказ о себе и своих планах – и так разговор идёт по кругу). Когда закончит рассказ последний человек, у каждого на пальце будет кусочек нити, а круг превратится в паутинку, которую нужно бережно снять, и закупорить в бутылку. В конце смены, на прощальном огоньке, можно начать разговор с этого символа, подводя итоги прожитых вместе дней в лагере, что сбылось из предполагаемых планов, а что нет, и почему.

«Снежный ком»

Целесообразность проведения: игра на знакомство.

Необходимые материалы: расположенные в круг стулья по количеству человек в отряде.

Ход игры: Ребята садятся в круг и по очереди называют своё имя, но с таким условием, что каждый следующий игрок называет имена предыдущих ребят, начиная с первого человека, а затем своё. И так – по кругу. Завершает круг педагог, называя по имени всех ребят, начиная с первого человека. Тем, кто затрудняется назвать правильно всех детей, доброжелательно помогают те, кто рядом.

Вариант данной игры: каждый называет своё имя и качество, свойственное ему на первую букву имени, например: «Валентин, верный», и так далее повторяют все по кругу.

«Газетка»

Целесообразность проведения: подвижная игра на знакомство.

Необходимые материалы: газетка, свёрнутая в трубочку.

Ход игры: Ребята становятся в круг. В центре круга – водящий, в руках у него газетка, свёрнутая в трубочку. Водящий громко произносит имя одного из игроков, после чего быстро подходит к нему. А дальше – названный игрок успевает назвать имя другого игрока, тогда ведущий со всех ног бежит к своей жертве, и если он не успевает сориентироваться, и назвать имя другого игрока, то он получает хлопок газеткой по плечу, и становится водящим. Результат: имена запоминаются, настроение повышается. Газетка – не травмоопасный предмет, ударить больно ею невозможно.

Венира Зайнуллина
«Дидактическая игра «Кто что делает?» Конспект открытого занятия в первой младшей группе

Цель :

Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображённые на ней предметы и их качество, выполнять действия, которые они видят на картинке. Упражнять малышей в звукопроизношении, обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами. Побуждать детей повторять за воспитателем полные предложения, произносить слова чётко и внятно, отвечать на не сложные вопросы. Развивать игровые навыки, внимание, воспитывать усидчивость.

Оборудование : картинки с одним действием : мальчик играет на барабане ; паровоз едет по рельсам; собака пилит бревно; папа работает молотком.

Игрушки : мягкая игрушка кошка, предметы изображённые на картинках : барабан, молоток, пила, бревно, паровоз, шарф.

Словарная работа : барабан, барабанные палочки, деревянный, пила, пилит, острая, молоток железный, стучит, тяжёлый, паровоз, транспорт, рельсы.

Ход образовательной деятельности.

Сюрпризный момент. Слышится за дверью жалобное мяуканье.

Воспитатель.

Кто мяукнул у дверей?

Открывайте поскорей !

Очень холодно зимой.

Мурка просится домой.

(воспитатель впускает кошку в группу и говорит от имени кошки).

Здравствуйте дети. (дети здоровается с кошкой) . Ребята на улице очень холодно, я замёрзла согрейте меня.

Воспитатель. Чем же нам тебя согреть, у меня есть шарф. (Берёт шарф завязывает ей на шею) .Дети что я делаю ?

Дети. Кошке завязываете шарф.

Кошка. Спасибо вам большое мне очень тепло. Ребята я к вам пришла не пустыми руками. Принесла красивые картинки давайте вместе посмотрим, что на них изображено.

(Воспитатель демонстрирует картинку с изображением где мальчик играет на барабане ).

делает ? На чём он играет .

Дети. Мальчик играет на барабане . Стучит барабанными палочками по барабану. Барабан звучит бум – бум – бум; бам – бам – бам.

(воспитатель предлагает ребёнку воспроизводить действие, изображённое на картине.

(Воспитатель показывает картинку где изображено собака пилит бревно) .

Воспитатель. Кого вы видите на картинке? Что он делает ? Дети пила издаёт вот такой звук «вжик – вжик» .

Дети. Это собака. Собака пилит бревно. Он пилит пилой. Пила острая.

(воспитатель предлагает ребёнку найти нужный предмет на столе и воспроизводить действия, изображённое на картине).

(Воспитатель показывает картинку с изображением где папа работает молотком).

Воспитатель. На этой картине кого вы видите? Кто это? Что он делает ? Как стучит молоток?

Дети. Это папа. Он работает. Стучит молоточком. Молоток стучит «тук – тук – тук» .

Воспитатель приглашает ребёнка к столу и предлагает найти молоток. Просит ребёнка воспроизводить действие, изображённое на картинке.

«Воспитатель показывает картинку с изображением паровоза).

Воспитатель. Дети что это? Как он гудит, как колёса стучат?

Дети. Это паровоз. Он гудит «ду –ду – ду» . Колёса стучат «чух –чух – чух» .

«Воспитатель предлагает детям прокатится на паровозе и читает стихотворение»

Паровоз, паровоз.

Новенький блестящий.

Он вагончики повёз.

Будто настоящий.

Чух – чух – чух далеко я укачу. (Дети вместе с воспитателем подпевают) .

Воспитатель. Ребята вам понравилась рассматривать картинки.

(Воспитатель предлагает покормить кошечку молоком. Дети делают «миску» соединив ладони. Воспитатель поёт песенку).

Киска детям подошла,

Молочка просила.

Молочка просила,

Мяу говорила.

Мяу, мяу, мяу.

Угостили молочком, .

Кисонька поела,

Кисонька поела,

Песенку запела,

Мурр – мурр- мурр.

Итог :

Дети, кто сегодня к нам в гости приходила? Что кошка вам принесла? Вам понравились картинки? Чем вы угостили кошку?

Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий.

Игра «Кто, где работает?»

Спросите у ребенка: кто работает в магазине. .. , в детском саде. .. , в больнице. .. , в парикмахерской. .. Например: в детском саде работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!».

Игра «Кому это нужно?»

Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро) . Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.

Игра «Кто что делает?»

Спросите у ребенка: что делает повар. .. , врач. .. , помощник воспитателя. .. , водитель. .. , парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий (повар - режет, жарит, печет, варит, готовит и др.)

Игра «Исправь ошибки»

Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ.

Игра «Четвертый лишний»

Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп) . Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля - лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем?

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

«Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.

Ход игры: воспитатель просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки) . Предложить детям и другие трудовые процессы.

«Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы Маши:

Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

Как вы думаете, что она будет делать? (стирать) . Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу) . Как называется каша?(пшенная) .

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

«Кому это нужно»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот) .

«Угадай, что я делаю?»

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду) . Дети угадывают действия.

«Кому, что надо для работы?»

Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др) .

«Назови предмет, которого не хватает»

Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.

Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару - кастрюля

«Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?

«Угадай профессию по описанию»

Цель: учить детей находить соответствующие понятия. (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник)

«Кто какой, какая?»

Цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный

Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова антонимы.

Добро - польза - купить - грязь

Войти - говорить - взять - насорить

Помогать - чинить - ломать - рано

Трудно - быстро

«Исправь ошибки в предложениях»

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы...

Строитель строит дома, чтобы...

Парикмахер подстригает людей, чтобы...

«Маленький - большой»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро - ведерко

«Что из чего получается»

Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок - яблочное

«Назови, что лишние»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник - ? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.

Дидактическая игра «Кто что делает» (часть 1) направлена на развитие речи, формирование правильного словоупотребления, а также на изучение грамматических норм языка.

В наборе 24 карточки-пазла и инструкция с 5 вариантами игр.

Задача ребенка – из карточек составить цепочку, которая отображает самые разные действия: умываться, учиться, играть и так далее. В каждой цепочке по 6 карточек. Чтобы малышу было проще, все цепочки имеют свой цвет.

Ребенок отвечает на вопросы по карточкам: «Кто это?», «Что он делает?». Тем самым он пополняет словарный запас и составляет логические связи. По сложенным цепочкам составьте небольшой рассказ, чтобы ребенок лучше запомнил слова, а также потренировался в их употреблении.

Один из вариантов: составление рассказа из деталей разных цепочек. В таком случае героями становится вся семья!

А можно искать лишние карточки в цепочке, чтобы развивать память и внимание.

Игра предназначена как для одного ребенка, так и для компании. Рекомендовано в качестве пособия для занятий в дошкольных учреждениях.

Что развивает дидактическая игра «Кто что делает»

Ребенок обогащает словарный запас, учится правильно употреблять слова, осваивает грамматические нормы языка.

Он развивает устную речь, тренируется составлять больше предложения и целые связные рассказы. Улучшает логическое мышление, память, внимание.

Любите родную речь! В этом вашему малышу поможет дидактическая игра «Кто что делает».