Пояснительная записка
Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе определяется целью деятельности учителя-дефектолога — обеспечить своевременную специализированную помощь обучающимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с особыми потребностями, что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта.
Основные задачи:
- Коррекция и развитие мыслительных процессов, всех видов памяти и внимания;
- Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся с отклонениями в развитии в обществе;
- Своевременное предупреждение и преодоление обучающимися общеобразовательных программ;
- Разъяснение среди педагогов и родителей (законных представителей) детей с особыми потребностями, специальных знаний в области дефектологии, в целях максимальной помощи данной категории детей и осознании важности поставленной проблемы в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Основные направления деятельности:
- Организационно-методическое
- Диагностическое
- Коррекционно-развивающее
- Просветительно-профилактическое
- Аналитическое
предусматривает деятельность, которая способствует дальнейшей плодотворной практической работе учителя-дефектолога в течении всего учебного года.
Диагностическое направление предполагает проведение фронтальной и углубленной диагностики познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования, обучающиеся, которые имеют различного рода отклонения и испытывающие трудности в обучении, зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий и на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу.
предусматривает проведение занятий по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся:
- развитие внимания, памяти обучающихся, активизация процессов запоминания и воспроизведение;
- развитие и активизация мыслительных операций;
- развитие творческих способностей и обучение применению их на практике;
- формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, а также важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
В просветительно-профилактическом направлении подразумевается оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, в предоставлении рекомендаций по преодолению различного рода трудностей в воспитании и обучении детей.
Аналитическое направление , которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями обучающихся.
Цели | Конкретные действия, мероприятия | Документ | Ответствен ные | Сроки |
Организационно-методическое направление | ||||
1.Планирование деятельности на новый учебный год.
2. Подготовка теоретического и дидактического материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ. |
1. Составление плана работы на год
2. Подготовка к фронтальному обследованию обучающихся, имеющих отклонения в развитии. 3. Зачисление и комплектование подгрупп, составление индивидуального расписания занятий. 4.Оформление индивидуальных карт сопровождения. 5. Оформление документации, подбор учебного материала. 6. Разработка специальных индивидуально- ориентированных, групповых коррекционно- развивающих программ. |
План работы
Журнал диагностики списки обуч-ся с ОВЗ расписание Карты развития школьника Журналы Основная документация Программы |
Дефектолог Дефектолог
Дефектолог Дефектолог Дефектолог Дефектолог |
01.09.17.-
05.09.17 Август Сентябрь Сентябрь Август- сентябрь Август- сентябрь |
Диагностическое направление | ||||
1.Выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
2. Выявления «уровня обченности»,т.е. степени овладения УУД в соответствии с возрастными нормами. 3. Дифференциация |
1. Фронтальное углубленное обследование обучающихся с ОВЗ на начало и конец 2017/2018уч.г., определение уровня сформированности психических процессов
2. Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения 3. Диагностика обучающихся по запросам 4. Углубленное обследование и коррекционное сопровождение обучающихся представленных на ПМПК. |
Журнал диагностики,характе ристика Протоколы обследования. |
Дефектолог, кл. рук. |
1-15
В течение уч.года В течение уч.года По запросу в течение уч.года |
Коррекционно-развивающее направление | ||||
1.Изучение и отслеживание уровня развития познавательной деятельности школьников с ОВЗ.
2. Построение эффективного коррекционно- развивающего обучения и развития школьников с ОВЗ. 3. Охрана и укрепление |
1.Организация и проведение индивидуальных групповых коррекционных занятий с детьми, с особыми потребностями,обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность, а именно:
— развитие и активизация мыслительных операций; — формирование пространственно-временных представление; — формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей |
Журнал контроля индивидуальных и групповых занятий Программы | Дефектолог | В течение уч.года |
физического и психологического здоровья обучающихся. | действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
— формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков; — формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы. — формирование способов социальной адаптации в обществе и развитие социальных навыков детей с ограниченными возможностями 2. Участие детей с ОВЗ в викторинах и олимпиадах |
Материал викторин и заданий олимпиад |
Дефектолог |
I полугодие II полугодие |
Просветительно-профилактическое направление | ||||
1. Дальнейшее развитие комплексного ведения всеми участниками образовательного и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
2. Развитие психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Повышение уровня самообразования и профессионализма. |
1. Взаимодействие с педиатром по отслеживанию динамики развития обучающихся с ОВЗ. Оказание взаимообратной консультативной помощи.
2.Оказание консультативной помощи родителям обучающихся с ОВЗ, педагогам, воспитателям ГПД (в индивидуальной и групповой форме). 3. Посещение уроков 1-4 кл. с целью отслеживания динамики развития. 4. Выступление на родительских собраниях, пед. советах, совещаниях (по запросу). 5. Участие в работе МО (по запросу) 6. Участие во внутришкольных мероприятиях по проблеме детей, имеющих особые образовательные проблемы. |
Журнал консульт., метод.материалы | Дефектолог, педиатр | В течение уч.года |
77.Планирование работы на новый учебный год |
годовой план |
Дефектолог |
Май-июнь В течение года |
|
Аналитическое направление | ||||
1. Дать сравнительную оценку качества работы.
2. Отслеживать динамику изменений результатов от года к году. 3. Отслеживать эффективность обучения детей по адаптированным программам. |
1.Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающихся и оценка его эффективности.
2. Осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ПМКк. 3. Подготовка аналитических справок по итогам обследования обучающихся с ОВЗ на начало и конец обучения. 4. Подготовка отчета по итогам работы за 2017/2018 уч.г. |
Аналитические справки
Журнал консультаций Аналитические справки, результативные таблицы Годовой отчет |
Дефектолог
Дефектолог, участники ПМПк Дефектолог Дефектолог |
В течение года
По плану ПМПк Сентябрь, январь, май Май-июнь |
Основными показателями достижений результатов моей работы можно считать, развитие положительной динамики в сфере формирования и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как личности, а именно:
- формирование и развитие способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья,приемов умственной деятельности и всех психических процессов в целом, развития умений использовать на практике полученные знания и навыки;
- формирование и развитие коммуникативной и социальной компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья. во взаимодействии со взрослыми людьми и детьми; социально-бытовой адаптации в обществе.
Таким образом, в своей работе я должна активно включаться во все сферы образовательного процесса. Организовывать свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, медсестрой разрабатывать и реализовывать комплексные программы коррекции и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, участвовать в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.
План работы составила: _____________ учитель-дефектолог И.Л.Князева
М АДОУ «Детский сад № 3»
План летне-оздоровительной работы на июнь месяц
в средней группе компенсирующей
направленности для детей с ЗПР
учителя – дефектолога.
I . Организационная работа
1. составить перспективно – тематическое планирование на 2018 - 2019 учебный год.
2. подобрать консультативный материал для родителей и педагогов на 2018 - 2019 учебный год.
3. подобрать соответствующую литературу в соответствии ФГОС
4. подобрать дидактическое пособие по развитию познавательных способностей детей
5. систематизировать материал для оформления портфолио.
II. Работа с детьми.
Цель: развитие познавательных способностей детей в разнообразных видах детской деятельности: (познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, элементарный бытовой труд, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательная деятельность
Тема | Задачи |
|
1 неделя | По тропинкам в гости к лету «Лето красное пришло!» | Обучающие задачи: Расширить знания детей о времени года - лето Уточнять характерные признаки лета. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать умение выполнять задания сообща |
2 неделя | С чего начинается Родина «Мой дом – моя семья!» | Обучающие задачи: Закреплять представление о том, что такое семья; о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), и др. Формировать умение знать и называть своих ближайших родственников, место работы родителей, и их профессии, любимые занятия родителей и других членов семьи. Коррекционно-развивающие задачи: Развивать мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза, группировки Развивать пространственные представления, ориентировку в пространстве, Развивать межанализаторные связи, Развивать зрительное, слуховое восприятие величины, Развивать мелкую и крупную моторику. Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к родителям. Формировать умение внимательно слушать педагога. Формировать умение не перебивать других детей во время ответа. |
3 неделя | Путешествие в страну экологии «Как хорош - участок наш» | Обучающие задачи: Формировать представления детей о том, что все, что нас окружает, требует бережного отношения и заботы со стороны людей. Закрепить знания детей о растениях, которые растут на нашем участке. Закрепить знания детей о том, что участок – это не только место для игр, но и дом для насекомых. Коррекционно-развивающие задачи: Развивать мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза, группировки Развивать пространственные представления, ориентировку в пространстве, Развивать межанализаторные связи, Развивать зрительное, слуховое восприятие величины, Развивать мелкую и крупную моторику. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Формировать умение заботиться о цветах на участке. Формировать умение дослушивать педагога и других детей до конца. Формировать умение оказывать помощь другим детям |
Общие сведения о материально техническом оснащении организации
Назначение объекта: дошкольное образовательное учреждение, назначение: нежилое
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ:
ГБДОУ детский сад № 23 адаптирован к условиям беспрепятственного доступа в образовательную организацию для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Подробное описание с фотоотчетом содержится в разделе "Доступная среда"
Двухэтажное типовое здание первого корпуса и трёхэтажное здание второго корпуса детского сада находятся в центре жилого массива, имеют благоустроенную территорию, надежно защищенную металлическим забором. На территории установлена система видеонаблюдения с функцией записи изображения, вход в здание оснащён домофоном для взрослых и для людей с ограниченными возможностями. Установлена система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, кнопка тревожной сигнализации, система внутреннего противопожарного водоснабжения.
Прогулочные площадки каждой группы оснащены игровым и спортивным оборудованием. Силами педагогов и родителей на участках разбиты цветники и оформлены экологические уголки.
Пищеблок оснащен необходимым технологическим оборудованием. Питание детей организовано в соответствии с действующими «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Дети получают 4-х разовое питание по десятидневному меню, разработанному Управлением социального питания Санкт-Петербурга. В зимнее время года проводится С-витаминизация. За качеством питания следит медицинский персонал.
Так же силами медицинского персонала проводится мониторинг физического состояния детей и сотрудников, проводится профилактическая работа по предупреждению заболеваний простудного и хронического характера, по графику выполняются прививки, готовятся медицинские карты для будущих первоклассников. В ГБДОУ оборудованы медицинский кабинет, процедурный кабинет.
В учреждении выстроена полифункциональная предметно – пространственная развивающая среда в помещении групп и в кабинетах специалистов. В ГБДОУ есть необходимые условия для всестороннего развития детей: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, логопедические кабинеты, кабинет учителя - дефектолога. С целью оптимизации совместной образовательной деятельности, педагогами создаются и используются инновационные образовательные продукты, успешно применяемые в образовательном процессе. Педагоги детского сада активно применяют новые технологии, делятся своим творческим потенциалом с коллегами на открытых мероприятиях , районных и городских методических объединениях, семинарах, конференциях
Оздоровительный план на летний период
учителя -дефектолога
на 2015 – 2016 учебный год
(старшая группа)
I . Организационная работа
1. составить годовой и перспективный план работы на 2016 - 2017 учебный год.
2. подобрать консультативный материал для родителей и педагогов на 2016 - 2017 учебный год.
3. подобрать соответствующую литературу в соответствии ФГОС
4. продумать индивидуальный образовательный маршрут по работе с детьми - инвалидами на 2016 - 2017 учебный год
5. подобрать дидактическое пособие по развитию познавательных способностей детей
6. систематизировать материал для оформления портфолио.
II . Работа с детьми.
Цели:
- развитие познавательных способностей детей через игровую и оздоровительную деятельность;
- обогащение словаря детей;
- развитие мелкой и общей моторики
Познавательное развитие
Мероприятие
Примечания
Июль
Развивающие игры по ФЭМП:
«Подбери фигуру», «Назови и сосчитай», «Расскажи про свой узор», «Вчера, сегодня, завтра»
Игры по сенсорному развитию:
«Найди заплатку», «Сравни и узнай», «Найди пару»,
«Волшебный мешочек»
«Наряды матушки – земли», «Жизнь в семенах»,
«Отгадай по описанию», «Четвертый лишний»
«Тонет – не тонет», «Подводная лодка из яйца»,
«
Как из солёной воды добыть питьевую воду
»
«Подводная лодка из винограда»
Август
Развивающие игры по ФЭМП:
«Хватит ли?», «Части суток», «Встань на место», «Где фигура?»
Игры по сенсорному развитию:
«Назови цвет», «Сравни предметы», «Теплый – холодный», «Твердый – мягкий»
Игры по ознакомлению с миром природы:
«Речные рыбы», «Кто у кого?», «Назови одним словом», «Летает – не летает»
Познавательно – исследовательская деятельность
«Бывает ли воздуху холодно» , «Свойства насеянного песка» , «Сколько весит воздух» , «Можно ли склеить бумагу водой»
Речевое развитие
Мероприятие
Примечания
Июль
Игры на развитие речи:
«Подбери признак», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Чей? Чья? Чье?»
«Солнечные зайчики», «Солнце», «Солнце землю согревает», «Солнце спит и небо спит».
Пальчиковые игры:
« Твои пальчики», «Вот как пальчики шагают», «Ежик колкий», «Лягушки»
Заучите:
«С добрым утром» С. Есенин,
«Одуванчик» Е. Серова,
«Солнце» К. Кубилинскас
Прочитайте:
«Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лиса и кувшин», «Косточка» Л. Толстой.
Август
Игры на развитие речи:
«Какой? Какая? Какое?», «Где начало рассказа?», «Закончи предложение», «близкие слова».
Координация речи с движением:
«Спал цветок и вдруг проснулся», «Стали дети ровно в круг», «Стая птиц», «Стоп, машина»
Пальчиковые игры:
«Дождик», «Апельсин», «Замок», «Прижми палец»
Приобщение к художественной литературе
Заучите:
«Лето» А. Екимов, «Радуга» П. Образцов, «Ромашка» Е. Серова, «Осинка» И. Токмакова.
Прочитайте:
«Заяц хвастун», «Огурцы» Н. Носов, «Лев и собачка» Л. Толстой, «Сивка – Бурка».
III . Работа с педагогами
Цели:
Взаимодействие с педагогами ДОУ по познавательному развитию детей
МесяцМероприятие
Ответственные
Июль
Консультация
«Развитие творческого мышления дошкольников»
Учитель - дефектолог
Август
Консультация
«Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Учитель - дефектолог
IV . Работа с родителями
Цели:
Вовлечь родителей в коррекционный процесс по развитию детей
МесяцМероприятие
Ответственные
Июль
Учитель - дефектолог
Консультация
«Развивающие игры и правила их проведения»
Август
Консультация
«Как воспитать у ребенка внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность»
Учитель - дефектолог
Уважаемые родители!
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу!!!
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: «недоавтоматизированные» звуки могут «потеряться» (исчезнуть из самостоятельной речи), тогда необходимо будет работу над этими звуками начинать заново.
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно!
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «мак»? Какой 1, 2, 3, ?)
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых слышим определенный звук.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, конце или середине слова. (Шуба, душ, кошка.)
Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов — в другое).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а когда их много — сады, гулял где — за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
- — Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
- — Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- — Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы — …, у слонихи — …, у овцы — … и т.д.
- — Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- — У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- — Если днём жара, то день жаркий, а если мороз — …, ветер — …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
- Обогащайте словарный запас детей новыми словами.
Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
Дети и в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Пусть ребёнок зарисовывает свои летние впечатления. Давайте штриховать, раскрашивать раскраски цветными карандашами, красками, фломастерами. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, развивает мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи!
Для развития мелкой моторики так же будут полезно:
- Застёгивать молнии, кнопки, пуговицы, завязывать шнурки;
- Собирать, перебирать, сортировать ягоды, фрукты;
- Выкладывать из веток, камней, палочек, желудей, шишек рисунки;
- Полоть клумбы, грядки;
- Завинчивать гайки, шурупы (игрушечные и настоящие);
- Лепить из глины и песка;
Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения. Помните, то слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Семейное чтение – это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное!!!
Литература для чтения с детьми 6 – 7 лет летом
При выборе книг для чтения дошкольнику 6-7 лет, надо учитывать, каковы герои, к чему они стремятся, как поступают, чему у них может поучиться ваш ребёнок. Я считаю, что воспитывать нужно на добрых книгах, без страшных событий, с хорошим финалом. Ниже привожу примерный список книг, но выбирать вам.
- Народные сказки о животных
- Рассказы Н.Носова. Живая шляпа и др.
- Н.Сладков. Бежал ёжик по дорожке.
- В.Бианки. Лесные домишки. Чей нос лучше? Первая охота и др. рассказы
- М.Зощенко. Показательный ребёнок. Умные животные.
- Бытовые сказки разных народов (о смекалке и сообразительности)
- Сказки Ш.Перро. Красная Шапочка. Кот в сапогах.
- А.Барто. Стихи.
- В.Осеева. Волшебное слово.
- А.Толстой. Золотой ключик.
- Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.
- Г-Х.Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Цветы маленькой Иды и др.
- Д.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
- А.Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.
- В.Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.
- П.Бажов. Серебряное копытце.
- ДЖ.Родари. Приключение Чиполлино.
- Г.Осер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Привет мартышке и др.
- Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат…