Кто первый начал чеканить монеты на руси. Монеты древней руси

Начало чеканки монет на Руси, в современном понимании этого слова, датируется концом X - началом XI вв. Серебряные и золотые русские монеты появились во время правления Владимира Великого. До этого для взаиморасчетов использовались либо дирхемы, завезенные купцами с Востока, либо византийские монеты. Также мог происходить натуральный обмен. Кроме этого, письменные источники упоминают несколько платежных единиц, по поводу большинства из которых исследователи не пришли к единому мнению.

Платежные единицы довладимирской Руси

Наиболее известным средством расчетов этого периода является гривна. Это название подразумевало массивное серебряное украшение, носимое на шее. В платежном эквиваленте гривна равнялась слитку серебра весом 200 г и обменивалась на него.

Также в письменных источниках упоминаются такие названия как гривна кун, кун, ногата, резанная, виверица (векша). По поводу того, что подразумевают эти слова, исследователи не пришли к единому мнению. Куну иногда отождествляют с арабским дирхемом, западноевропейским денарием или другими серебряными монетами. Иногда ее связывают с расчетами мехом за товар. Также соотносят с названием налогов, существовавших в те времена и носивших название «куница». Но так или иначе, гривна кун - это сумма в 25 кун.

Еще одной расчетной единицей был ногат, который соотносят либо с отдельной группой арабских дирхемов, либо же с расчетами кожей и мехами. Гривна кун дробилась на 20 ногат при необходимости. Резана составляла 1/2 кун, и одним из возможных физических выражений этой платежной единицы вполне могли быть обрезки арабских дирхемов, обнаруживаемые в древнерусских кладах.

Самый мелкий номинал назывался векшей или виверицей (белкой) и составлял 1/6 кун или, согласно другим источникам, 1/100 гривны. Вполне возможно, что древняя система расчетов мехом просто наложила отпечаток в виде названий на введенные в оборот купцами монеты.

Первые русские монеты

Первые монеты, которые начали чеканить при дворе Владимира Великого, изготавливались из золота и серебра и носили название златник и серебреник соответственно. На аверсе монеты изображался Великий князь Киевский, на реверсе - тризуб, княжеский герб. Такие же монеты чеканил сын Владимира Великого, Ярослав Мудрый, и кузен Ярослава - Святослав Туровский. На аверсе монет ярославовых изображался святой покровитель князя - Юрий Блистающий.

Любопытно отметить, что русские монеты с портретами киевских князей и тризубцем были на то время уникальны для Европы. Западноевропейские денежные единицы того времени представляли собой копии римских монет.

Безмонетный период и появление рубля

После нападения монголо-татар наступил период раздробленности. Киев пал, и чеканка единых монет на Руси прекратилась. В хождение постепенно вошли разной формы слитки драгоценных металлов. Среди них стал выделяться однотипный прямоугольный серебряный слиток со швом-рубцом и «обрубленными» концами, который получил название рубль. Один рубль равнялся десяти гривнам кун. Рубль делился на более мелкие платежные единицы путем разрубания его на части, что только поддержало его название, прочно вводя слово в быт.

Десятая его часть называлась гривенником. Рубль, поделенный пополам, назывался полтиной, на четыре части - четвертаком. Также из рубля делали мелкие платежные единицы - деньги. Причем в Москве из рубля получали 200 денег, а в Новогороде - 216.

Возвращение чеканной монеты

Снова чеканить русские монеты стали во второй половине XIV в. «Удельный» период в российской нумизматике начинается с 1380-х годов и характеризуется появлением монет, чеканившихся в отдельных удельных княжествах. В этот период стали зарождаться местные денежные системы, которые впоследствии образовали единую.

Впервые именные серебряные деньги были изготовлены в Великом княжестве Московском во время правления князя Дмитрия Ивановича Донского. Почти тем же временем датируются русские старинные монеты Рязанского и Нижегородского княжеств. В самом начале XV в. свою монету начало чеканить княжество Тверское, а в течение 20 лет его догнали Псков и Великий Новгород. До конца первой половины XV в. свою монету стали выпускать до 50 удельных правителей.

Набор монетных знаков был невелик: серебряная деньга и полуденьга. Новгород и Псков чеканили деньгу и четвертьденьгу. В отдельных местах (например, в Московском и Тверском княжествах) существовала также медная монета наименьшего достоинства - пула.

В Москве в конце XIV в система счета была такова: рубль (слиток) делился на две полтины, 10 гривенников или 33 1/3 алтына. При этом полтина, гривенник и алтын не имели монетного выражения, это были единицы счета. А вот деньга и полуденьга - чеканные русские монеты, и их стоимость, в сравнении со слитками, была следующей: один рубль приравнивался к 200 чеканным деньгам или 400 полуденьгам. Относительно количественного отношения медной пулы к серебряным монетам данные отсутствуют.

Царский период нумизматики

С 1533 г. по конец XVII в. удельные денежные системы слились, образуя одну, единую для Русского государства.

Во время правление матери Ивана Грозного - Елены Глинской - устанавливаются строгие правила чеканки монет. Серебряная деньга изготавливалась в мелком и крупном весе. Мелкие монеты несли изображение всадника с мечом и носили название мечевых. На крупных серебряных деньгах изображался всадник-копейщик, они получили название копейных денег. От последних ведет свое происхождение современная копейка. Самая мелкая монета называлась полушкой. Она равнялась четверти копейки или половине деньги.

До царствования Федора Ивановича русские монеты не несли на себе обозначения года выпуска. Этот царь стал первым, кто велел наносить на копейки дату.

Древнерусские монеты в истории и нумизматике

Нумизматика является вспомогательной исторической дисциплиной. Деньги - важный элемент любого общества. Они носят отпечаток его политического, идеологического устройства, религиозных установок и проходящих в нем исторических процессов. К тому же деньги отражают многие стороны общественной жизни, которые выпали из поля зрения других документальных свидетельств минувшего времени.

Таким образом, например, переход к стандартизированной денежной системе царского периода от разнообразия монет XIV- XVI вв. отображает завершение длительного процесса централизации разрозненных княжеств.

Кроме значения для исторической науки, нумизматика еще и является одним из видов коллекционирования. Первым коллекционером монет в России называют Петра I вместе с его сподвижником - Александром Меньшиковым.

Стоимость русских монет

Существует множество каталогов, перечисляющих известные на сегодняшний день русские монеты и их стоимость. Однако цена той или иной монеты зависит еще и от ее сохранности и общего состояния.

Например, если цена серебряника князя Владимира в достаточно хорошем состоянии может составлять более 250 долларов США, то изрядно поврежденная монета без нескольких фрагментов стоит гораздо меньше. Именно поэтому вопрос о том, сколько стоят русские монеты древности, наиболее разумно решать в каждом конкретном случае методом соответствующей экспертизы, ведь речь идет об археологической ценности.

В денежном деле и денежном обращении все взаимосвязано. Изучение всеовых данных монет идет попутно с исследованием изображений и надписей на них, с анализом названий монет. Реконструкция древних монетных и денежных всеовых систем, выявление денежных реформ невозможны без разбора денежных кладов. Рассмотрим несколько моментов из истории денег и монет на Руси.


На Руси, как и повсюду, вначале деньгами при обмене служили скот или шкуры животных, например белки, соболя, куницы и другой «мягкой рухляди», как называли тогда меха. Русская пушнина - теплая, мягкая, красивая - привлекала на Русь купцов и с Востока, и с Запада во все времена.


Знакомы были Руси и раковины каури. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили каури по всей русской земле вплоть до Сибири. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века. Там каури называли «змеиной головкой»...


Как и везде, с развитием торговли на Руси появились первые металлические деньги. Правда, сначала это были крупные серебряные арабские дирхемы. Их у нас называли кунами. Слово это нумизматы производят от латинского cunas, что значит кованый, сделанный из металла.


Когда ученые стали выяснять денежно-весовую систему Древней Руси, они столкнулись с трудностями, которые сначала казались непреодолимыми. Прежде всего, поражало воображение многообразие названий монет. Куна? Ну конечно, это куница, шкурка куницы, которая очень высоко ценилась, а особенно на Востоке.


А что такое ногата? Может, это часть шкурки, нога, лапка животного? Мелкая денежная единица - векша, или веверица, объявлялись шкуркой белки. Сопоставление куны с мехом куницы казалось очень удачным. В ряде славянских языков куна также означает куницу. Но некоторые ученые всё же считали, что куны и ногаты - это металлические деньги.


Куной же в древности называли не только дирхем, но и римский денарий, и денарии других европейских государств, и даже собственный русский сребреник. Значит, так называли деньги вообще. Тогда сребролюбие и кунолюбие обозначало одно и то же.


Ногата (от арабского «нагд» - хорошая, отборная), резана (часть разрезанной куны). 25 кун составляли гривну кун. А что такое гривна?


В древнеславянском языке так называли шею, загривок. Потом гривной назвали и шейное украшение - ожерелье. Когда появились монеты, ожерелье стали делать из них. На каждое и уходило по 25 кун. Отсюда и пошло: гривна кун, гривна серебра. Потом гривной стали называть серебряные слитки.


Свои монеты на Руси стали чеканить с конца X века. Это были златники и сребреники. На них изображался великий князь Киевский и трезубец - родовой знак князей Рюриковичей, он же - герб Киевской Руси.


Об этих монетах нумизматы узнали, исследуя находки в кладах IX-XII веков. Это позволило восстановить картину денежного обращения в Древней Руси. А до этого полагали, что на Руси собственных денег не было. Другое дело, что златники и сребреники исчезли из оборота во время нашествия татаро-монголов. Потому что при этом заглохла сама торговля.


В это время пользовались для мелких расчетов раковинами каури, а для крупных - тяжелыми серебряными слитками - гривнами. В Киеве гривны были шестиугольные, в Новгороде - в форме брусков. Вес их был около 200 граммов. Новгородские гривны со временем стали называться рублями. Тогда же появились и полтины - половина рубля.


Как их изготовляли - рубли и полтины?.. Мастер расплавлял серебро в жаркой печи и потом разливал его в формочки. Разливал специальной ложкой - льячкой. Одна льячка серебра - одна отливка. Поэтому вес рублей и полтин выдерживался довольно точно. Постепенно новгородские рубли распространились по всем русским княжествам.

Первые московские монеты.

Первые московские монеты стали чеканить при великом князе Дмитрии Донском. Так он стал называться после победы в Куликовской битве над ордынским ханом Мамаем. Однако на деньгах Дмитрия Донского вместе с его именем и изображением всадника с саблей и боевым топором чеканились имя и титул хана Тохтамыша, потому что Русь пока оставалась в зависимости от Орды.


Серебряная монета Дмитрия Донского называлась денгой (без мягкого знака) . По-татарски это значит «звонкий». Денга чеканилась из серебряной проволоки, которая разрезалась на кусочки одинакового размера и веса, меньше одного грамма. Кусочки эти расплющивались, потом чеканщик ударял по заготовке чеканом и, пожалуйста, - монета готова со всеми нужными надписями и изображением.


Такие монеты были похожи на крупную рыбью чешую. Постепенно всадник с саблей и топором на московских монетах уступил место всаднику с копьем. При царе Иване Грозном монеты стали называть по этому копью копейками.


Введению копеек предшествовала такая история... Дело в том, что вслед за Дмитрием Донским стали чеканить монеты почти все русские князья - как великие, так и удельные: тверские, рязанские, пронские, утлицкие, можайские. На этих монетах писали имена местных князей. А на монетах Ростова Великого писали имена сразу четырех князей - московского и трех местных. Свой характер был и у новгородских монет.


Такой разнобой и пестрота во внешнем виде да и весе монет затрудняли торговлю. Поэтому в начале XVI века, при пятилетнем Иване Грозном они были отменены. И на сцену вышла копейка - монета общегосударственная. Эти монеты чеканили на трех денежных дворах - в Москве, Пскове и Великом Новгороде.


Наверное, тогда же появилась поговорка «копейка рубль бережет», это отражало ее весомость. Ведь сто копеек Ивана Грозного составляли рубль, 50 - полтину, 10 - гривну, 3 - алтын... Такими русские монеты оставались до конца XVII века, до времени царя Петра I.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Монеты в Древней Руси известны с I в. н. э., это были разные монеты, как собственной чеканки, так и привозимые из-за рубежа. Славяне издревле торговали со многими инородцами и поэтому на Руси можно было встретить как русские рубли и гривны, так и немецкие талеры и арабские дирхемы. Современные историки говорят, что деньги на Руси появились в XIV веке, но в то же время, они сами себя опровергают, когда говорят что славяне торговали с иноземцами ещё до начала новой эры.

Первые упоминания о исконно русских славянских монетах встречаются в летописях Новгорода и Киева, где встречаются названия куны, ногаты, резаны и гривны. Предположительно 1 гривна кун = 20 ногатам = 25 кунам = 50 резанам = 150 вевериц. Векша (белка, веверица) — самая мелкая денежная единица Древней Руси, 1/3 грамма серебра. На Руси сложилась т.н. «кунная система мер, весов и денег». Куна - серебряная монета (2 г серебра), название которой произошло от шкурки куницы, ходового менового товара. Со временем куна уменьшилась вдвое и составляла 1/50 гривны-куна до начала XV века.

Торговля Руси с Римом началась в начале первого тысячелетия новой эры. На территории Украины и Белоруссии нередко находят клады серебряных монет с изображениями римских императоров и с латинскими надписями. Это римские денарии I—III вв. н. э. Так как торговля у славян в то время развита была очень сильно, римские денарии использовались повсеместно. Римские денарии — название римских серебряных монет времён Республики и первых двух веков Империи, одних из наиболее распространённых монет на территориях, находившихся под властью или влиянием Рима. Римский денарий соответствовал греческой драхме, поэтому греческие авторы обычно и в рассказах о римской истории заменяют денарий словом драхма. Само слово драхма происходит от ассирийского (русского) «дараг-мана», т.е. дорогая мена, обозначающая 10 грамм серебра. Скорее всего, римские денарий тоже происходил от этого слова, потому что он так же, как и драхма обозначал серебряную монету и созвучен по произношению. Поэтому, говорить от том, что названия римские денарии и греческие драхмы были иноземными монетами для славян, по крайней мере, глупо. Даже восточные дирхемы в VIII—IX вв. на Руси — крупные серебряные монеты с арабскими надписями, название которых также есть искаженное слово драхма. Дирхемы чеканились в арабском Халифате, а оттуда арабские купцы привозили их на территорию Киевской Руси. Здесь дирхем получил русское название: его стали называть куной или ногатой, половинку куны — резаной. 25 кун составляли гривну кун. В конце X в. в арабском Халифате сокращается чеканка серебряных дирхемов и приток их в Киевскую Русь ослабевает, а в XI в. прекращается совсем.

Впоследствии, на Русь начинают ввозить западноевропейские монеты, которые назывались так же, как когда-то римские,— динарами. На эти тоненькие серебряные монеты с примитивными изображениями правителей были перенесены русские названия монет — куны или резаны.

Широко распространены были русские монеты — златники и серебреники, которые поначалу чеканили в Киеве. Археологи находят серебреники I-VI вв. На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца — так называемый знак Рюриковичей.
Надпись на монетах князя Владимира (980—1015) гласила: «Владимир на столе, а се его сребро», что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги» (рис. 2). Долгое время на Руси слово «сребро» — «серебро» было равнозначно понятию денег.

В XIII в. на Московию обрушились казаки из Золотого Ордена, Сибирской Руси, или т.н. Великой Тартарии. Причиной их похода стало разложение элиты Московского и западных русских княжеств, зависимость их о западных соседей, Польши и Литвы, насильственной христианизации Правь славящих славян, живших в Московии. Многие стольные города западных княжеств были разрушены, торговля заглохла. В эти тяжелые годы в Московии все монеты привозили из Сибири. Были правда и гривны киевские, шестиугольные слитки весом около 160 г., и новгородские, в форме длинного бруска весом около 200 г. В XIV в. на западной окраине русских земель обращались «пражские гроши», чеканившиеся в Чехии, да на восточной окраине, в нынешних Рязанской, Горьковской, Владимирской областях, встречались восточные дирхемы — небольшие серебряные монеты без изображений, с арабскими надписями.

С XII века появляется основная русская денежная единица — рубль, название которой живо до сих пор. Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Каждая гривна разделялась на четыре части; название же рубль произошло от слова «рубить», потому что прут серебра в гривну весом разрубался на четыре части, которые и назывались рублями. Рублем стали называть новгородский серебряный слиток, а половину серебряного слитка — полтиной. В XIV в. одним из первых начало чеканку Московское княжество при знаменитом князе Дмитрии Донском (1359—1389). На монетах этого князя мы видим изображение воина с боевым топором в руках, рядом помещено имя князя — Дмитрий. Надпись сделана русскими буквами. Но другая сторона монеты подражает сибирским деньгам, которые были в обращение в Сибири, Великой Тартарии. До сих пор в Средней Азии, остались наследники русских сибирских монет - тенге в Казахстане и тегрег в Монголии.

Монеты различных княжеств отличались друг от друга и весом, и внешним видом.
На новгородских монетах лаконичная надпись гласила: «Великого Новагорода». На монетах Пскова помещалась надпись: «Деньга псковская». На монетах Новгорода и Пскова мы не видим княжеских имён, так как высшая власть в этих городах принадлежала вечу. На монетах Рязанского княжества изображался своеобразный герб княжества, значение которого еще не разгадано, и имя правящего князя. На тверских монетах — сцены охоты.
Основной русской серебряной монетой XIV—XV вв. стала деньга; это слово, несколько измененное (деньги), получило в русском языке более широкое значение.

Кроме серебряных монет в некоторых больших городах чеканились монеты из меди — пулы. Существует медная монета с изображением птицы и надписью: «Поуло московское». Серебряные и медные монеты чеканились из проволоки, которая резалась на кусочки определенного веса (меньше 1 г).
Эти кусочки проволоки, предварительно расплющенные, чеканились чеканами, на которых были вырезаны изображения и надписи.

По мере объединения русских княжеств в единое государство пестрота в весе и внешнем виде русских монет стала затруднять торговлю. В 1534 г. в Русском централизованном государстве проводится денежная реформа. Были оставлены три денежных двора: Московский, Псковский, Новгородский, где чеканилась общегосударственная монета только одного типа.

Это были копейки, деньги (1/2 копейки) и полушки (1/4 копейки). На копейках изображался всадник с копьем (откуда и произошло название «копейка») и надпись: «Царь и князь великий Иван всея Руси», на деньгах — всадник с саблей и надпись: «Царь и князь великий Иван», на полушке — птичка и слово «государь». 100 копеек составляли рубль, 50 — полтину, 10 — гривну, 3 — алтын, однако все денежные единицы, кроме копейки, деньги и полушки, были только счетными понятиями.

С 1534 г. русские монеты оставались неизменными до конца XVII в. Менялись только имена царей в надписях.
С того времени до наших дней сохранилась система счета (100 копеек составляют рубль) и названия основных денежных единиц (наши рубль, полтинник — 50 копеек, пятиалтынный — 15 копеек, гривенник — 10 копеек, копейка).

В годы польско-шведской интервенции в начале XVII в. русская денежная система пережила тяжелое потрясение. Захватчики провозгласили русским царем польского королевича Владислава и начали чеканить в Москве монеты очень низкого веса с его именем.
В Ярославле правительство Ополчения под руководством Минина и Пожарского в противовес монетам интервентов чеканило монеты с именем царя Федора Ивановича, умершего еще в 1598 г., последнего законного царя династии Рюриковичей.

В 1613 г., после избрания на престол Михаила Романова, прежняя денежная система была восстановлена.

В 1654 г. началась чеканка крупных номиналов — рублей, полтин, полуполтин, алтынов, так как мелкие монеты были неудобны при крупных торговых расчетах. В России грош впервые чеканен в 1654 году, при Алексее Михайловиче, и приравнен к 2 копейкам. Рубли чеканились из серебра, похожие на них полтины — из меди, полуполтины — из серебра; затем появились так называемые ефимки с признаком — западноевропейские талеры с надчеканкой штемпеля и даты —1655. Ефимок - русское название западноевропейского серебряного талера. Название «ефимок» происходит от названия первых талеров, чеканившихся в городе Йоахимсталь в Богемии (сейчас — Яхимов в Чехии) — Йоахимсталер (Joachimsthaler). Эти монеты в большом количестве начали ввозиться в Россию начиная с XVI века и использовались как сырьё для чеканки собственных серебряных монет. Население неохотно пользовалось этими необычными для него деньгами, чеканить их было трудно.

Вскоре начали чеканить медные копейки, которые по внешнему виду ничем не отличались от серебряных. Медные копейки приказом правительства были приравнены к серебряным. Это было очень выгодно для казны и невыгодно для народа. В то время шла война с Польшей, народ страдал от общего хозяйственного разорения. Деньги обесценились, продукты сильно подорожали, в стране начался голод.
В 1662 г. в Москве вспыхнуло народное восстание, которое вошло в историю под названием «медный бунт».

Напуганное правительство в 1663 г. отменило новые деньги. Возобновилась чеканка серебряных копеек, денег и полушек.
Лишь в начале XVIII в., при Петре I, русские монеты были наконец изменены. С 1700—1704 гг. стали чеканить серебряные рубли, полтины (560 копеек), полуполтины (25 копеек), гривны (гривенники, 10 копеек), алтыны (3 копейки), медные копейки, полушки и полуполушки. Из золота чеканились червонцы, 10 рублей. Они чеканились не из проволоки, как в XIV—XVII вв., а на специальных монетных заготовках — кружках. В таком виде русская денежная система без особых изменений просуществовала до XX в.

Денежная система России начинает свою эволюцию от монетного обращения. История развития металлических монет на Руси характеризуется несколькими крупными этапами.

1. VII-IXвв – обращение серебряных монет арабского халифата - куфических дирхем .

Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII в., быстро приобрел интенсивный характер, а обращение ее протекало в разноплеменной среде на огромной территории, значительно превышавшей границы расселения славянских племен, образовавших древнерусское государство. Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, чеканились на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании.

Обращение этих монет осуществлялось поштучно и по массе. Поштучно принимались дирхемы, имеющие одинаковую нормативную массу. Монеты с разной нормой по массе взвешивались, их часто резали на половинки, четвертушки, осьмушки.

Прекращение притока восточных монет было результатом так называемого кризиса серебра на Востоке. Его объясняют как истощением и прекращением разработки наиболее богатых месторождений серебра, так и политическими событиями, распрями и войнами на Востоке. Чеканка серебряной монеты там почти повсеместно прекратилась в XI в., а ее место в обращении заняли имевшая кредитный, т.е. внутренний, характер медная монета и золото. Дополнительным фактором ограничения притока этих монет стала и распространившаяся чеканка подражательных дирхемов в государстве волжских болгар в X в. На Руси на перемены качества вновь приходившей монеты реагировали, изменяя определенным образом денежный счет, а временами и вовсе отказываясь от него, рассматривая монету как весовое серебро.



2. X - XI вв.

С 60-70-х годов X в. начинается проникновение западно-европейской серебряной монеты на территорию Восточной Европы. Преобладает обращение западно-европейских серебряных монет англосакских и нормандских королей - денариев. Название этих монет происходит от лат. denarius - состоящий из десяти. На Руси сформировался первый денежный счет. Основу составляла гривна, которая приравнивалась к византийской серебряной монете - литре в пропорции 12 к 5. На денариях помешались разнообразные грубо выполненные изображения креста, людей, зданий, разных предметов, буквенные монограммы и т.д. Трудночитаемые латинские надписи содержат имена правителей, а на некоторых монетах встречается и имя монетчика или чиновника, ведавшего выпуском монеты.

Попытка создать собственную монету за счет накопленного князьями запаса привозного металла была предпринята в конце X в., когда после первоначального широкого распространения дирхемов приток их в Южную Русь резко сократился. Начинается чеканка собственных монет князей Владимира, Святополка, Ярослава Мудрого, Олега, Болеслава Храброго.

Первоначально чеканились золотые монеты, называемые «златники», и серебряные - «сребреники». Монеты имели на аверсе изображение Иисуса Христа, а на реверсе - князя, над плечом которого расположен небольшой родовой знак. Масса златника византийского солила X- XI вв. и русской золотой монеты (около 4 г) надолго стала русской единицей массы под названием золотник (4,266 г).

3. XII-XIII вв.

Безмонетный период на Руси. К факторам, обусловившим сокращение притока западных и восточных монет на территории русских княжеств, принято относить следующие:

Истощение серебряных рудников на Востоке и прекращение там собственной чеканки монет;

Поступление порченых монет (с добавлением в чистый металл лигатуры) из западно-европейских государств;

Новая экономическая обстановка на Руси в связи с величайшим потрясением середины XIII в. - монголо-татарским нашествием.

Собственной монетной чеканке препятствовала раздробленность русских княжеств. После прекращения притока монет с Запада основной формой металлического обращения повсюду на Руси стало обращение крупных «неразменных» слитков массой 196-160 г, которые применяли только при крупных платежах. На севере Древней Руси гривна имела форму бруска - палочки большей массы (новгородская гривна, около 200 г).В качестве разменных к гривнам-слиткам использовались меховые (кожаные) деньги - куны и векши (белки), мордки (отрезанные от шкурки головки).

В XIII в. появляется рубль - основа будущего русского денежного счета. Название происходит от глагола «рубить», но как раз рубленные слитки назывались полтиной. В начале обращения рубль представлял собой слиток длиной до 20 см и весовой нормой до 196,2 г.

4. XIV-XV вв.

Татаро-монгольское нашествие катастрофически нарушило хозяйственную жизнь страны и затормозило неизбежное возвращение Руси к чеканке собственной монеты.

После длительного безмонетного периода первые русские монеты стали чеканить в 80-х годах XIV в. при князе московском Дмитрии Ивановиче Донском и при великом князе Нижегородском Дмитрии Константиновиче. На русских монетах того времени, когда княжества еще не освободились от монголо-татарского-ига, с лицевой стороны чеканились имя и титул русского князя, а на обороте - имя золотоордынского хана с его титулом «султан». Чтобы не отражать вассальную зависимость Руси от Золотой Орды, в конце XIVв. монетчики перешли к чеканке монете нечитаемыми знаками, похожими на арабские буквы. Позднее на монетах Ивана III «ордынский» элемент утратил свой первоначальный смысл. Монеты чеканились в столицах великих княжеств - Московского, Тверского, в великих городах-республиках Новгороде и Пскове и отражали раздробленность Руси. Собственную монетную чеканку производили более 25 русских городов. Русские монеты XIV и XV вв. как памятники экономической и политической истории представляют замечательно поучительный и убедительный по наглядности материал для характеристики феодальной раздробленности Руси и бурных княжеских усобиц. Кроме серебряной деньги в ряде мест в XV в. началась чеканка разменных медных монет очень малой ценности - пулов. Появление пулов в денежном обращении отвечало потребностям главным образом городской жизни.

Централизация русских княжеств вокруг Москвы в денежном деле отразилась в виде перехода к единообразному облику монет. Однако междоусобные войны затрудняли процесс централизации денежного обращения Русского государства. Только при Иване III было окончательно запрещено «деньги делать по уделам». Выпуск собственной золотой монеты Московского государства при Иване III ознаменовал завершение централизации русского государства и освобождение его от власти поработителей.

5. XVI-XVII вв.

К началу XVI в. запас монет для обращения систематически пополнялся четырьмя денежными (монетными) дворами в Новгороде, Пскове, Москве и Твери. Монеты имели название московской и новгородской деньги (копейки). Рубль равнялся 200 московским и 100 новгородским деньгам. Вместе с тем в обращении оставалось множество разнообразной и пестрой в весовом отношении старой монеты, не укладывавшейся в единообразную систему.

В 1535-1538 гг. в Русском государстве была проведена первая реформа денежного обращения от имени малолетнего великого князя Ивана Васильевича (Ивана IV) в период регентства его матери Елены Глинской. Реформа Елены Глинской была одним из самых значительных событий в экономическом и политическом развитии средневекового Русского государства.

Кроме общих причин проведения реформы, были и непосредственные причины реализации ее именно в указанный период. К ним следует отнести:

Необходимость ликвидации дефицита государственного бюджета, образовавшегося в результате активной внешней политики Василия III;

Обеспечение абсолютной государственной монополии на выпуск монеты;

Необходимость регламентации денежной регалии, осознанное осуществление государственного понижения достоинства денежных единиц с использованием разницы между себестоимостью денежного знака или его прежней стоимостью и его номиналом.

Порядок проведения реформы выглядит следующим образом. В феврале 1535 г. от имени Ивана Васильевича был принят указ о замене старых денег новыми. 20 июня 1535 г. в Новгороде начали чеканить новые монеты определенного достоинства, получившие название «новгородки». Позже началось изготовление новых монет в Москве и Пскове. К 1538 г. относится окончательное запрещение «старых» денег. В XVI в. денежную реформу провели в крупнейших экономических центрах Руси.

Основу русского денежного обращения после реформы Елены Глинской составили серебряные монеты - «копейки»-новгородки с нормой по массе 0,68 г, «деньги»-московки с нормой по массе 0,34 г и «полушки» с весовой нормой 0,17 г. Более полная система соотношения русских денежных единиц была зафиксирована в Торговой книге, датированной 1570г. При проведении реформы Елены Глинской были унифицированы не только весовые соотношения вводимых типов монет по массе, но и обозначения в виде изображений и надписей.

В результате реформы Елены Глинской была создана единая система денежного обращения Русского государства. Она послужила объективным положительным фактором политического и экономического развития государства: в результате ее были окончательно унифицированы денежные системы ранее экономически мало связанных областей, прежде всего Новгорода и Москвы. Это позволило успешнее развиваться общерусской экономике, особенно в середине XVI в.

Благодаря реформе Елены Глинской русская денежная система достигла нового качественного экономического и технического уровня (обеспечение и выполнение чеканки монет). Монетные заготовки изготавливались из проволоки. Денежное дело было организовано на основе системы откупа: серебро для чеканки поставляют частные лица, монетчики брали за свой труд определенное количество металла, часть которого отдавали государству как откуп. Чеканка (по первой части названия деревни в Чехии, где располагались серебряные рудники) осуществлялась и из привозного серебра - талеров, которые на Руси называли ефимками. Право свободной чеканки сохранялось в русском денежном деле до начала XVII в. Государственные денежные дворы отвечали за доброкачественность монеты и собирали пошлину, которая покрывала расходы по чеканке и давала умеренный доход казне. Доля государства в непосредственном выпуске монеты была невелика и значительно перекрывалась массой монеты, которую заказывали на денежных дворах из своего серебра торговые люди.

Новый качественный уровень денежной системы имел огромное значение для активизации русской внешней торговли, прежде всего с европейскими странами. Выпуск монет концентрировался в руках государства. Таким образом, введение государственной монополии стало основой создания устойчивого выпуска монет. Это позволило Русскому государству получать дополнительный доход, использовавшийся для погашения экстренных расходов, в частности, строительства крепостей в 30-е годы XVI в. и финансирования многочисленных военных операций во второй половине XVI в.

6. Денежная реформа 1654 г.

Польско-шведская интервенция на территории русского государства (1607-1612) обусловила ухудшение финансового положения казны, что не могло не отразиться на состоянии денежного хозяйства. В XVII в. государство монополизировало функционирование монетных дворов, в результате чего масса чистого серебра в копейке уменьшилась и потеряла стабильность, а денежное дело вступило в полосу кризиса. В 1654 г. правительство царя Алексея Михайловича провело денежную реформу, основу которой составил выпуск серебряной монеты с резко повышенным курсом рубля. Рубль чеканили из привозных талеров. По номиналу рубль был равен 100 старым копейкам, а по массе - талеру-ефимку (28-29 гг.). Поскольку масса ефимка не была равна 100 серебряным монетам, а составляла в весовом отношении около 64 копеек, то это свидетельствовало о наличии у серебряного рубля принудительного курса (объявленная покупательная способность выше реальной стоимости металлической монеты). В качестве разменных к рублю монет выпускались серебряные и медные полтины (1/2 рубля), а также полуполтины (1/4 рубля), которые чеканились на секторах разрубленных начетверо талеров. Кроме того, чеканились круглые медные монеты низших достоинств - алтын (3 копейки) и грош (2 копейки). Эти монеты также имели принудительный курс, так как стоимость меди была меньше стоимости серебра примерно в 120 раз.

В обращении параллельно находились и монеты старого образца. Предполагалось, что они будут изыматься из обращения постепенно, посредством взимания налоговых платежей. Именно этот шаг реформы оказался непродуманным, так как монеты с большим содержанием драгоценного металла (старые копейки) перешли в разряд сокровишных накоплений (закон Коперника-Грешема).

Реформа не привела к формированию устойчивой системы денежного обращения по ряду причин:

Отсутствие внутренних источников денежного металла и вынужденная перечеканка монет (талеров);

Невозможность обеспечения выпуска новых монет в требуемом количестве и соответствующего качества из-за несовершенной технологии чеканки;

Нежелание населения принимать в уплату за свои товары монеты с принудительным курсом.

В начале 1655 г. произошел отказ от неполноценного рубля, и монетная система вернулась к единой метрологии старой серебряной копейки. Начался выпуск в обращение «ефимков с признаком» (талер с выбитыми на нем двумя клеймами). Начавшаяся осенью 1655 г. чеканка медной копейки с объявлением ее равноценной серебряной через семь лет (в 1662 г.) привела к медному бунту. Каналы денежного обращения переполнились низкопробной монетой. Такое неустойчивое денежное обращение просуществовало вплоть до реформ Петра I.