Материал (подготовительная группа) на тему: Настольная игра "Лиса и гуси". Распечатай и играй

Игра предназначена только для домашнего использования. Копирование и дублирование в интернете игрового поля - запрещено!

Правила. Лиса и гуси (Лисица и куры)

Эта игра была очень популярна в Средние века в Европе. Хотя похожие игры встречались в Азии, они все же немного отличались от Европейской.

Для игры нужно 13 (17) шашек светлого цвета (гуси) и одна темная (лиса). Один игрок играет за гусей, второй за лисицу.

  • Шашки на игровой доске ставятся определенным образом. Гуси занимают нижнюю позицию, поля на доске отмечены зеленым цветом. Шашка лисы занимает любое свободное поле.
  • Гуси начинают ходить первыми. Лиса и гуси ходят по очереди передвигая свои шашки на свободные поля.
  • Во время игры игроки преследуют разные цели. Игрок играющий за лису стремится «съесть» как можно больше гусей, а игрок, играющий за гусей старается устроить лисе ловушку так, чтобы ей не куда было ходить. Причем гуси имеют право ходить только по горизонтали и вертикали, а лисица может передвигаться еще и по диагонали. Лиса поедает гусей перескакивая через них на свободное поле, причем за один ход она может съесть нескольких гусей, как в шашках, сняв их с доски.
  • Выигрывают гуси, когда лисице некуда ходить, или лисица, когда на игровой доске остается шесть и меньше гусей, так как таким количеством запереть лисицу проблематично.

В эту игру можно играть с количеством гусей 13, 15 и 17 шашек. В этом случае гусиные шашки располагаются внизу и по бокам. Есть вариант игры с двумя лисицами.

В современном спорте чистым называют того спортсмена, который сумел не попасться на допинге. Да и во времена рыцарей идеалы честного поединка были не в почете. «Лиса и гуси», самая популярная игра средневековой Европы, никогда не ставила соперников в равные условия.

19 мая 2013 года, Оркскик, графство Ланкашир, Великобритания. Девушка играет в хнефатафл на фестивале исторической реконструкции

В сказке братьев Гримм есть строки: «Как-то раз проголодалась лиса и решила подкрепиться. Вышла она на полянку в лесу. Видит, что пасется на поляне стадо жирных гусей. Обрадовалась рыжая плутовка и говорит гусям: „Что ж, удачно я вас нашла, сейчас съем всех, одного за другим“». И неясно, то ли сказка описывает настольную игру, любимую в Средневековье, то ли игра была создана по ее мотивам. В сказке гуси обманули лису. В игре у них тоже есть шанс.

«Лисьи шахматы» - целая веха в истории настольных игр. Во-первых, в них состязаются два игрока, которые изначально поставлены в неравные условия. Одному достается единственная, но очень сильная фигура, другой получает много слабых фишек. Во-вторых, именно в этой игре появилось взятие прыжком, хорошо знакомое всем по шашкам.

Создавая военные игры (предтечи нынешних шашек и шахмат), эллины и римляне придерживались мнения, что на доске все воины равны, поэтому они не могут поражать друг друга в схватке один на один. Для взятия нужно было зажать вражескую шашку в клещи между двумя своими. Скандинавы (именно они придумали «лису и гусей») пошли другим путем. В игре хнефатафл отряд воинов-телохранителей стремился вывести с доски конунга (военачальника), а группа захватчиков пыталась его поймать. Оставшийся в одиночестве конунг должен был иметь возможность обороняться, а из одной фишки клещи не сделаешь. Видимо, поэтому скандинавам пришлось придумать взятие прыжком.

В другой игре под названием «рефскаук» телохранителей и вовсе не осталось. Появилась лиса, которая может ходить в любую сторону и рубить фишки противника, и безобидные гуси, которые ходят только вперед и вбок. Задача лисы - съесть гусей, цель гусей - запереть лису.

Рефскаук и хнефатафл впервые упоминаются в исландских сагах XII века. За последующие полтора столетия «лисьи шахматы» становятся самой популярной игрой в Европе. Их символика была близка и понятна каждому: лиса олицетворяла феодала, берущего свое по праву сильного, а гуси - мелких землевладельцев. В списке покупок английского короля Эдуарда IV (1461–1483) упомянуты «две лисицы и двадцать шесть гусей из серебра», то есть два игровых комплекта. В XVI веке игра уже была во Франции: Франсуа Рабле одним из первых упомянул ее в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

«Лиса и гуси», «лиса и куры», «лиса и собаки», «лиса и овцы» - такое разнообразие родственных игр неслучайно. Дело в том, что классический вариант с одной лисой и тринадцатью гусями не сбалансирован, преимущество в нем всегда на стороне гусей. Стремясь сделать игру честной, европейцы придумали множество вариантов досок и правил. Две лисы, обязательные взятия, поля с дополнительными перекрестьями и крепостями - ничего из этого не помогло полностью уравнять шансы сторон на победу. Поэтому «лисьи игры» тренируют не только тактическое мышление, но и стрессоустойчивость.

«Лиса и гуси»


Правила игры

В игре участвует 13 гусей и одна лиса. Играющий лисой ставит свою фишку куда захочет.

Первый ход делают гуси. Фишка гуся ходит на один шаг в любом направлении по вертикали или по горизонтали и не может причинить вреда лисе. Наискосок гуси не ходят. Во избежание путаницы диагонали принято рисовать пунктиром или другим цветом (как правило, красным, в тон лисьего меха).

Лиса ходит на любое соседнее поле, по всем линиям разметки, в любом направлении. Если фишка гуся стоит вплотную, а поле за нею свободно, лиса может перепрыгнуть ее и съесть. За один ход лиса имеет право съесть сразу несколько гусей, как в шашках. При этом есть необязательно.

Лиса выигрывает, если на доске осталось 4 гуся или меньше - считается, что при таком количестве они не могут запереть лису. Гуси побеждают, если лисе некуда сделать ход. Обычно играется два раунда с обменом сторонами.

Гандикап

В игру можно добавлять гусей или лис, чтобы уравнять шансы.


ВАРИАНТЫ

Асальто


В конце XVIII века хнефатафл напомнил о себе самым неожиданным образом: в игру вернулся элемент стратегии. Одно крыло доски превратилось в форт, который штурмуют враги. По одной из версий, игра возникла во Франции и ассоциировалась со взятием Севастополя в 1855 году, но называют ее по-испански - асальто («нападение»).

Двое стражников защищают форт, а 24 захватчика пытаются занять все его девять полей. Первый ход делают захватчики.

Захватчики не рубят и ходят вперед, вбок или вперед по диагонали. Внутри форта они ходят только вперед или вбок.

Стражники ходят в любом направлении по линиям разметки и обязаны рубить захватчика, если за ним пустое поле. Когда позиция позволяет, стражник может и должен сбить нескольких врагов за раз.

Игра заканчивается, когда захватчики заняли все девять полей в форте или когда стражники срубили 15 захватчиков.

Солитер


Наборы для солитера обычно портативные. Фишки собираются в коробочку, а крышка служит полем

Легенда гласит, что некий французский граф, заключенный в Бастилию, придумал игру на доске для «лисы и гусей», чтобы не сойти с ума от одиночества. Развлечение известно под названием солитер (от французского solitaire - «одинокий»). В XVII веке солитер был очень популярен во Франции при дворе «короля-солнца» Людовика XIV.

Все поля заполняют фишками, оставляя свободным одно, после чего фишки едят друг друга. В идеале должна остаться одна, но добиться этого не так-то просто - ходы без рубки запрещены. В Советском Союзе такую головоломку выпускали под названием «йога», и старшее поколение, возможно, еще помнит эти круглые коробочки, похожие на пудреницы.


Скандинавы играли в хнефатафл на квадратных досках размером 5х5 или 5х9 клеток. Фишка ставилась в клетку, как в шашках или шахматах .

Позже игра впитала в себя элементы популярной в Европе «мельницы». Фишки стали ставить на перекрестья линий. Классическая доска для «лисы и гусей» крестообразная с 33 пунктами. Но вариантов полей существует великое множество.


Фрагмент рунического камня эпохи викингов, найденного в Окелбу, Швеция , изображающий мужчин, играющих в настольную игру


Фигурки конунга и стражников для игры в хнефатафл. Найдены на севере Исландии , хранятся в Национальном музее в Рейкьявике


Игровое поле с изображениями лис и гусей. Относится к 1879 году. Хранится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета


Доска для «лисьих игр» из средневековой Испании . Белые камни символизируют гусей, а черный - хищника


Каменная фигурка конунга для игры в хнефатафл изображает воина-викинга в полном обмундировании. Скандинавия, Средние века


Среди разработчиков игр скандинавский хнефатафл оказался популярнее, чем общеевропейские «лиса и гуси». Его можно найти под именами Hnefatafl и Viking Chess - «шахматы викингов»

Фото: Alamy / Legion-media (x3), Diomedia, iStock (x2), Berig (CC-BY), Digital Bodleian (cc-by)

Одна из древнейших европейских игр. Хотя похожие игры встречались в Азии, они все же немного отличались от европейской.

Эта игра также называется "Лисица и куры" - Fuchs im Huhnerhof (Германия), Schaap en wolf (Голландия), Lupo e pecore (Италия).


ПРАВИЛА ИГРЫ

Для игры потребуется игровая доска или поле, 13 (15, 17) шашек светлого цвета -гуси, и одна темная - лиса. Один игрок играет за гусей, второй за лисицу.

Начальная расстановка шашек на игровом поле выглядит так: гуси занимают нижнюю позицию, поля на доске отмечены зеленым цветом. Шашка лисы занимает любое свободное поле.

Ходы в игре делаются по тому же принципу, как и в шашках. Первый ход принадлежит гусям. Ходы выполняются по очереди, лиса и гуси передвигают свои шашки на свободные поля. Причем гуси имеют право ходить только по горизонтали и вертикали, а лисица может передвигаться еще и по диагонали.

Во время игры игроки преследуют разные цели. Игрок, играющий за лису, стремится «съесть» как можно больше гусей, порепрыгивая через них на свободную клетку. Убитые гуси снимаются с доски. За один ход лиса может убить несколько гусей, как в шашках, сняв их с доски.

Выигрывают гуси, когда лисице некуда ходить. Гусям перепрыгивать через лису нельзя, поэтому игрок, играющий за гусей, старается устроить лисе ловушку, загнав ее в угол. Если лиса не может сделать ход, то игру она проигрывает, но если лиса сумеет сократить число гусей в стае до того количества, которое не в состоянии её поймать (6 и менее) или просто съест всех гусей, то одерживает верх. При правильной игре гусей лиса проигрывает.

Судя по всему, изобретенная в Италии в XVI веке «Гусиная прогулка» была излюбленной игрой европейцев до конца XIX столетия Она явилась предшественницей многих настольных игр-«бродилок», в которых продвижение участников вперед может быть или задержано, или ускорено при попадании на определенные специально выделенные квадраты.

Игровые доски.
Имели самые разные схемы, но все они имели один отличительный признак - спиральная дорожка, разделенная на 63 пронумерованных поля с началом на краю доски и концом в ее центре. Зачастую доски были покрыты рисунками, например, со сценами из истории или мифологии.

Вдобавок некоторые поля дорожки были выделены символами и текстовыми указаниями - иногда эти указания помещались в центре доски. Одним из таких символов, появлявшемся примерно ни каждом пятом поле, был гусь. Попав на выделенное поле, игрок должен был:
- еще раз бросить кости;
- пропустить ход;
- передвинуть фишку вперед на определенное количество полей;
- вернуться на определенное количество полей назад.
Иногда инструкции были тематически связаны с рисунками. На пример, на доске с военной тематикой могло быть сказано, что, получив ранение в сражении, игрок должен пропустить ход. Для современной игры спираль можно нарисовать на бумаге или другом подходящем материале. Гусей следует рисовать с интервалом примерно в пять полей, а другие символы или указания можно наугад разбросать по всей спирали (см. также раздел, посвященный игре).

Игровые принадлежности.
Чтобы отмечать свое месторасположение на дорожке, каждому игроку нужна цветная фишка или другой предмет, отличающийся от фишек соперников. Используется одна игральная кость.

Цель игры.
Состоит в том, чтобы как можно быстрее пройти всю дорожку; и игрок, точным броском кости попадающий прямо на финиш первым, становится победителем.

Правила игры.
По очереди бросая игральную кость, участники двигают свои фишки на выпавшее количество полей. Если фишка игрока попадает на поле с гусем, игрок может еще раз бросить кость. Попав на другое выделенное поле, игрок обязан:
- пропустить один или более ходов;
- прыгнуть вперед на указанное количество полей;
- вернуться назад на указанное количество полей.

Конец игры.
На финиш можно попасть лишь точным броском кости. Таким образом, игрок, выбросивший число, большее, нежели необходимо для достижения финиша, должен вернуться назад на количество полей, превышающее нужное. Например, если его фишка находится на поле 62 и он выбросил 3, то должен передвинуть свою фишку на одно поле на финиш, а затем на два поля назад на квадрат 61.

В предыдущей статье
В следующей статье

Лиса и гуси - очень древняя игра, популярная в Европе ещё во времена святого Ренара. Играли в неё в основном во Франции и Германии. Сиживали за ней, меланхолично помахивая хвостом и сосредоточенно снимая когтями стружку с дубового стола, многие достойные лисы, а по слухам и предки уважаемого reineke_fox и оттачивали своё тактическое мастерство.

До сего дня правила игры с тех пор, как она дошла до людей, мало изменились.
поле представляет собой квадратный крест. В смысле крест, поделённый на квадраты. Четыре боковых и центральный. Каждый из квадратов поделён внутри горизонтальными вертикальными и диагональными линиями на части. Места пересечения линий это и есть поля для расстановки фишек. Деревянные доски для игры в Лису и гусей сейчас встречаются редко. Так что тем из вас, кто захочет сыграть в игру (а занятие это очень увлекательное), поле придётся рисовать на бумажке. Ровно. Лапой.

Нетрудно посчитать, что всего клеток для фишек внутри креста получится тридцать три (священное число для большинства хранителей наших традиций). Левый нижний угол поля-креста будет полем номер 1, а правый верхний - полем 33.
Для игры понадобится семнадцать фишек белого цвета. Это гуси. Они играют белыми и занимают все девять полей нижнего квадрата и обе нижние половинки каждого из боковых квадратов, кроме тех полей, которые одновременно примыкают к центральному квадрату. Всего, стало быть, семнадцать клеток.

Центральное место в игре занимает ЛИСА (лёгкий поклон, мимолётная плотоядная улыбка, глазки честнее, реверанс с отставленной правой передней лапой, зубками раньше времени не щёлкать - чему вас только в школе благородных лисиц учили! Ну вот, славно).
Лиса у нас в этой игре ОДНА. Она занимает центральное поле в середине креста. Традиционно это поле нумеруют как поле номер 17. Впрочем, по договорённости лиса может занимать любое поле, если гуси согласны.
Весь верхний крест, весь центральный квадрат и верхние половинки боковых остаются свободными. На всякий случай. Чтоб было куда бежать.
Готовы? Начали!

Гуси ходят на одну клеточку, только по горизонтали и по вертикали. Ходят по одному!
Гуси лису НЕ ЕДЯТ! (Ещё чего?!).

Фишка-лиса ходит тоже на одну клеточку, но не только по горизонтали или вертикали, а ещё и по диагонали. Такая фишка. А ещё она ЕСТ ГУСЕЙ. По одному или несколько сразу, как в шашках. Для этого нужно перескочить через гуся в любую сторону, если за ним есть свободное поле. Двигать лису два раза за ход не по правилам. Это нечестно!

Цель лисы - съесть как можно больше гусей. Цель гусей - продвигаясь сомкнутым строем, оттеснить лису в угол или к краю или же окружить так, чтобы она не могла сделать больше ни одного хода и не съела бы ни одного гуся.
Игра ведётся до семи оставшихся гусей. Считается, что меньше восьми гусей партию у лисы выграть не смогут. Но вы не верьте. Истинные мастера игры мужественно доедают всё до конца!

Кажется, что шансов у лисы довольно мало, и оттеснить её к краю поля - пара пустяков. Но не тут-то было. В игре куча уловок и хитросплетений, которые я вам сразу рассказывать не стану, чтобы интереснее было играть. Шансы равны! Играть действительно крайне увлекательно, но и заигрываться не стоит. Профессиональным игрокам, и особенно молодым амбициозным лисятам часто снятся игроцкие кошмары, в которых на них планомерно наступает сомкнутый строй откормленных белых гусей, мерзко вытягивая шеи, вульгарно гогоча и больно щипаясь. Вкусные такие, да больно их много. И всё ближе... М-мда.

И напоследок немного об этике. Европейские лисы обожают играть в эту игру в гостях и дома. Причём кто кем играет, часто зависит от возраста и опыта соперников, а также их поведения. Начинающим игрокам и молодым лисятам сперва лучше играть гусями. Мастера же на предложение сыграть гусями загадочно облизываются и качают головой. Хозяин дома чаще играет лисой, а гость - гусями. В то же время, если гость ведёт себя неподобающе, истинное удовольствие для опытного игрока предложить
такому субчику сыграть лисой, а потом начать его планомерно ГОНЯТЬ И ЛОВИТЬ, чтоб неповадно было. И наоборот, если вас плохо принимали в гостях и не оказали должного уважения, то вместо того, чтобы писать гневные письма в стиле: "Ваше хамское поведение и скудное угощение вызывают удивление и отвращение, из под какой только ёлки Вы вылезли", если вы уверенно чувствуете себя в игре, принесите задаваке доску и фишки и предложите почётно сыграть за лису. С тем же результатом.
И наконец эта древняя игра служит прекрасным символом дружбы между разными зверями и людьми. Ведь играть в интересные игры любят все, правда? А ещё она притупляет лишнюю кровожадность, развивает ум и тактическое чутьё и конечно помогает соблюдать законы гостеприимства.

Так что если к вам в гости случайно забрели гуси, не предлагайте им сыграть на лужайке партию в бадминтон. На это они могут смертельно обидеться!
Лучше предложите им сыграть в древнюю настольную игру. И пусть победит сильнейший!

Попробуйте поиграть, а если понравится, то через годик можно будет устроить чемпионат на призы