Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста. Развитие игровой деятельности и ее структурные компоненты Дидактические игры с учетом обучающих заданий

Тема - та область действительности, которую ребёнок воспроизводит в игре («семья». «больница». «столовая», «магазин», «Баба Яга и Ивашечка», «Белоснежка и семь гномов» и т.д.). Чаще всего тема берётся из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

Сюжет - строится в соответствии с темой. К сюжетам относят определённую последовательность событий, разыгрываемых в игре.

Классификация игр по сюжетам:

1. Бытовой - семейный быт, сад, школа.

2. Производственный - строительные, индустриальные, сельскохозяйственные, ремесленные игры.

3. Общественно-политический - демонстрации, митинги, игры в войну.

Несмотря на то, что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, есть определённая закономерность в их развитии (по Д.Б. Эльконину).

Во-первых, развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Это связано с расширением кругозора ребёнка и его жизненного опыта.

Во-вторых, развитие сюжетов идёт и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

У младших дошкольников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью), состоят из одной, реже двух сюжетных линий (например, мама и дочка убирают дом или моют посуду). У старших дошкольников - разнообразнее (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т.д.).

Исследования показывают, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для этого необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребёнка со взрослыми.

Третья линия развития сюжетов ролевых игр касается повышения устойчивости игр на один и тот же сюжет. Младшие дошкольники быстро и легко переходят от одного сюжета к другому. У средних и старших один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время (у 3-4-хлетних детей продолжительность игры составляет примерно 10-15 минут, у детей 4-5- лет - 40-50 минут, а у старших дошкольников - от нескольких часов до нескольких дней).

Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами. Так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуются разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приёма гостей, мытья ребёнка, его болезни и т.д.

В младшем дошкольном возрасте сюжет подсказывает игрушка, атрибут, который попал в поле зрения ребёнка, привлёк его внимание. Затем дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Старшие дошкольники начинают объединять игры с разными сюжетами («мастерская игрушек» + «магазин» + «детский сад»).


Роль - это соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.

Д.Б. Эльконин называет роль центральной единицей игры.

Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью. В пределах одного сюжета ребёнок может выполнять разные роли (сегодня мама, завтра - дочка). У младших дошкольников количество ролей - 1-2, у старших - до 10, из которых 2-3 становятся любимыми.

Игровые правила - составляют центральное ядро роли. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним - показатель глубины отражаемой в игре сферы социальной действительности.

Невыполнение правил приводит к распаду игры. Правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, т.к. имеется контроль со стороны партнёров.

В младшем дошкольном возрасте дети легко нарушают правила, не замечают, когда это делают другие, т.к. не осознают их смысл. Затем начинают фиксировать нарушение правил товарищами и противятся этому. Необходимость следовать правилам объясняют житейскими наблюдениями: так не бывает. В старшем дошкольном возрасте правила становятся осознанными, открытыми. Ребёнок учится управлять своим поведением.

Игровые действия - способствуют выполнению роли: «врач» делает укол«больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.

С возрастом игровые действия усложняются: от простого подражания взрослым до обобщённого, условного характера. Могут заменяться словами («Бельё уже постирано»). Освоение разнообразных игровых действий позволяет ребёнку наиболее полно и точно реализовать роль.

Содержание игры - то, что ребёнок выделяет как основной момент действительности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание: для младших дошкольников - это многократное повторение какого-либо действия с предметом («качать куклу» - «дочки-матери», «лечить медвежонка» - «больница»); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правил в игре.

Игровой материал - игрушки, атрибуты и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своём собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребёнку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Замещение возникает всегда в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет кушать, а ложки нет? С предметом-заместителем можно выполнять ту же функцию, что и с замещаемым (ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник, а не мяч, т.к. им нельзя зачерпнуть пищу).

Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договориться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.). Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из неё. В выборе партнёров для игр дети опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества. Игровые умения, а также наличие привлекательных игровых предметов.

Реальные отношения могут противоречить игровым. Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между реальными и ролевыми отношениями, который разрешается в пользу реальных.

В структуре игры можно выделить несколько элементов.

  • 1. Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.
  • 2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры; драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок) и т.д.
  • 3. Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» взвешивает «покупателю» «колбасу» и т.д.
  • 4. Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших -- соблюдение правила в игре.
  • 5. Игровой материал и игровое пространство -- игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своем собственном значении, а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, деньги и т.п.). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. Оно может символизироваться наличием определенного предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт).
  • 6. Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).

Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3--5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам.

К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.

Будучи ведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игра неодинакова на всем своем протяжении.

Этапы развития игры дошкольников:

1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8 мес. - 1,5 лет)

Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия-операции с игрушкой.

По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.

2 этап - Отобразительная игра (около года)

Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение. В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно-отобразительной.

3 этап Сюжетно-отобразительная игра (около 2 лет)

В которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу). Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).

Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет). Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.

Так, например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Структурные элементы дидактических игр.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача , которая определяется обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из «Программы воспитания в детском саду».

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» воспитатель ставит дидактическую задачу – учить детей рассказывать о предмете, который ребенок обнаруживает под колпачком. Игровая задача – узнать, что под колпачком, «раскрыть тайну колпачка» и получить поощрительныйзначок, в котором заключена оценка правильности решения задачи.

Цветные (красные, синие, желтые) конусы (высотой 20 – 25см, диаметром 12 см) привлекают детей сами по себе и вызывают живой интерес к решению игровой задачи – раскрыть тайну колпачка.

Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?» и т.д.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что–то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех, При разделениидетей в игре на группы игровые действия различны. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся –одно–два действия; в старших группах – уже 5-6; вместе с тем происходит их «свертывание» на основе обобщения, овладения техникой игровых действий.

Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т.д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры . Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующийхарактер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Но иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы, а вне игры, в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских отношений и др.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко.Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и в не игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Таким образом, все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра не возможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов...); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

Структурной особенностью и центром игры является роль , которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Роль реализуется в игровых действиях , которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка при­обретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохра­нении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через этап их речевого выпол­нения (ребенок уже не действует игровым предметом, а рассказывает о действии).

Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек (предметов, представ­ляющих собой уменьшенную копию реальных вещей, специально со­зданных обществом для организации игры ребенка), так и в форме за­мещения одних предметов другими (с соответствующим переименова­нием). Замещение представляет собой важнейшую характеристику сюжетно-ролевой игры.



И, наконец, еще один компонент структуры сюжетно-ролевой игры – это реальные отношения между играющими детьми как партнерами по совместной игровой деятельности. Функции реальных отношений включают планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками-партнерами, их коррекцию. Если игровые отно­шения определяются содержанием выполняемых детьми ролей, то их реальные отношения зависят от особенностей личностного развития.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Как же развивается игра на протяжении дошкольного детства?

Известный психолог Д.Б.Эльконин (1978) связал развитие игры с динамикой развития ребенка. Развитие игры у детей проходит четыре этапа.

Первый этап . Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли еще не обозначаются. На первом этапе сюжетно-ролевой игры дошкольники охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный в игре.



Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Однако теперь эти действия развертываются последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Игра многократно повторяется. Игрушки дети используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в игре не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т. п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.В игре выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Количество вовлеченных в игру до 5-6 человек.

На четвертом этапе, то есть к старшему дошкольному возрасту, ярко проявляются индивидуальные особенности игровой деятельности и игрового творчества каждого ребенка.

В 80 км. от Ташкента находится прелестнейший уголок природы – любимое место отдыха гостей и жителей столицы – Чимган.
Чимган – это популярная зона отдыха, горнолыжный курорт в Чимганских горах - отрогов Тянь-Шаня, обширной горной гряды, протянувшейся по всей территории Центральной Азии.
Долина Чимгана расположена на высоте 1200-1600 м. над уровнем моря и со всех сторон окружена горами. Над всей долиной возвышается гора - Большой Чимган (3309 м.), являющаяся отрогом Чаткальского хребта. К Чимганским горам относятся и такие живописные места как Гулькам, Бельдерсай и многие другие. За свою уникальную красоту и оздоровительные свойства Чимган по праву носит название «узбекской Швейцарии». Склоны гор здесь покрыты реликтовыми арчовыми лесами. Горы и холмы изрезаны стремительными горными речушками. Их тут называют просто «сай». Кстати, в чимганских речках всегда в изобилии разнообразная рыба, что манит сюда любителей рыбалки.

А как живописны островки альпийских лугов, поросших маками и лекарственными травами! Свежий, чистый воздух с тончайшим ароматом бесчисленных трав и цветов (само слово "чимган" - "чим ён" - можно перевести как "зеленая, мягкая трава"). Между скал скрываются небольшие озера, шумят быстрые речки и водопады. В горных утесах прячутся таинственные пещеры. На отвесных стенах даже можно встретить петроглифы - древние наскальные изображения животных и охотников.

Мягкий климат и большой выбор трасс для лыжных гонок и скоростного спуска создают прекрасные условия для горнолыжного спорта. Горнолыжный сезон в Чимгане длится с декабря до марта, потому как горнолыжные трассы расположены на северных склонах величественных гор.

Кроме этого, здесь покататься можно не только на лыжах, но и на сноубордах, снегоходах, коньках и санках, позаниматься фрирайдом.

В отелях работает пункт проката туристического инвентаря и снаряжения, к лыжной трассе проложены бугельная и канатная дороги.

А весной и летом Чимган становится центром горного туризма. Можно в поисках приключений совершить легкие восхождения по живописным холмам или покорить Большой Чимган, снежник которого остается лежать даже летом, полетать на парапланах, покататься на лошадях. Маршруты пролегают через цветущие сады среди яблонь, алычи и боярышника. В ущельях встречаются реки с многочисленными водопадами и порогами. Взору путешественников предстают подземные залы, украшенные сталактитами и сталагмитами самых фантастических форм.

Люди приезжают сюда, как на короткий промежуток времени с целью восстановления после будней трудовой недели, так и на продолжительный период, чтобы приятно провести время в дружной компании. Каждый найдет здесь занятие по душе. Чимган ждет своих гостей в любое время года.