Развлекательная культура XIX века. Салонные игры

Бильбоке

Бильбоке (фр. bilboquet) – представляет собой шарик, прикреплённый к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд. Игра бильбоке имела в 19 веке поразительное по своим масштабам распространение: ее разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии.

Правилами игры часто предусмотрены сложности для игрока, предполагающие значительное мастерство в обращении с этим снарядом. Например, в японской разновидности игры (кендама) нужно поймать шарик четырьмя способами: сначала на тонкий конец рукоятки (шпиль), затем в чашу, потом в небольшое углубление в основании чаши (дно), и, наконец, на толстый конец рукоятки.

Пазлы были изобретены в Англии в 1761 году Джоном Спилсбери. Лондонский торговец географическими картами, придумал новое учебное пособие – «разрезанную географическую карту». Он стал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся «сэндвич» на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию. Несмотря на высокую цену (больше месячной заработной платы промышленного рабочего), новинка имела огромный успех.

В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев. Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки – портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события.

Но XIX век внес в судьбу складных картинок свои коррективы: уже к его середине благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности пазлов во всем мире. Затем вместо черно-белых появились цветные картинки.

Пазлы стали быстро набирать популярность, в том числе и в дореволюционной России и буквально за несколько лет стали модным салонным увлечением. Пузели – так они назывались в то время в России – завозили в основном из Англии.

Настольный теннис (table tennis, пинг-понг)

Спортивная игра, основанная на перекидывании мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определённым правилам, в которой целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет отбит противником. Впервые название «пинг-понг» стало встречаться начиная с 1901 года (до этого в ходу были аналогичные по интонациям названия: Флим-Флам, Виф-Ваф а также Госсима). Джон Джаквес зарегистрировал придуманное название. Оно получилось из сочетания двух звуков: Пинг – звук, издаваемый мячом, когда он ударяется о ракетку, и Понг – когда мяч отскакивает от стола.

Бильярд (фр. billard, от фр. bille – шар или фр. billette, billart - палка) – собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия.

Птицы летают

Все усаживаются в кружок, и ведущий начинает игру, например, следующими словами: «Я много путешествовал по разным странам, особенно интересуясь миром природы – растениями, животными, птицами. И однажды пришел к такому любопытному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают!» Он кладет указательный палец себе на колено; прочие делают то же. А далее при назывании каждого летающего существа все должны поднимать палец.

Рассказчик продолжает: «Утки летают, гуси летают, синицы летают» – и т. д. Но вдруг он говорит: «Львы летают», или «Горы летают», или «Щуки летают»…

Многие слушатели «с разбегу» поднимают палец и на эти названия, тем более что сам рассказчик имеет право поднимать палец и обманным путем, провоцируя ошибки остальных.
Ошибавшихся заставляют платить фант.

Буриме (фр. bouts-rimés – «рифмованные концы») – литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнёр видел только шею и дорисовал туловище и т.д.

Появились в XVII веке (изобретатель – малоизвестный французский поэт Дюло), но особое распространение приобрела в XIХ – ХХ веке – сначала только в салонах, а затем и в самых широких кругах (студенты, пенсионеры и др. категории). Наряду с флиртом, пасьянсом, лото и домино является излюбленным занятием масс, конкурируя даже с занятиями активными видами спорта.

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на односложья.

Российская история этих затей началась в XVIII веке. В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала «Иллюстрация».

(в переводе с английского puzzle - загадка, головоломка), представляющая собой мозаику, которую требуется составить из множества фрагментов рисунка различной формы. Является одной из самых доступных игрушек, развивающих логическое мышление, внимание, память, воображение. Такие чудо-картинки очень полезны для развития мышления и познавательных способностей человека. По мнению психологов, игра в пазлы способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т. д.; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику руки.

Пазлы были изобретены в Англии в 1761 году Джоном Спилсбери . Лондонский торговец географическими картами, придумал новое учебное пособие - «разрезанную географическую карту». Он стал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся сэндвич на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию. Несмотря на высокую цену (больше месячной заработной платы промышленного рабочего), новинка имела огромный успех.

История пазлов

В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев. Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки — портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события.

Но XIX век внес в судьбу складных картинок свои коррективы: уже к его середине благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности пазлов во всем мире. Затем вместо черно-белых появились цветные картинки.

Однако пик популярности пазлов наступил в ХХ веке. Пазлы с художественными репродукциями стали изготавливать в качестве развлечения для взрослых. Игра стала популярным салонным развлечением в Европе.

В Америке же во времена “Сухого Закона" пазлы стали чрезвычайно популярны. Доходило до того, что в крупных городах устраивались соревнования по сборке пазлов. Особенно интересны были командные состязания, когда собирались огромные картины, состоящие из нескольких тысяч деталей. Вместо репродукций часто брали достаточно фривольные картинки из иллюстрированных журналов, фотографии дорогих автомобилей, роскошных женщин, карикатуры и т.д. Говорят, что даже знаменитый гангстер Голландец Шульц любил на досуге собрать картинку-другую.

Пазлы стали быстро набирать популярность, в том числе и в дореволюционной России и буквально за несколько лет стали модным салонным увлечением. Пузели - так они назывались в то время в России - завозили в основном из Англии. По тем временам собирать пазлы было очень дорогим удовольствием. Достаточно интересно об этом пишет В.Набоков в Защите Лужина: «В тот год английская мода изобрела складные картины для взрослых, - «пузеля», как называли их у Пето, - вырезанные крайне прихотливо…». В Советском Союзе же пазлы не выпускались никогда.

Картинки использовались самые разные. В России и Европе предпочитались изображения на тему искусства, в Америке - фотографии автомобилей, женщин, иллюстрации популярных журналов. Сейчас, наверное, трудно придумать тематику, на которую бы не выпускались пазлы.

Подробнее о пазлах, их видах, истории можно прочитать в ссылках:

  • puzzle.by - история пазлов;
  • vsam1.ru - история пазлов, о пазлах (виды, размеры, картинки);
  • ru.wikipedia.org - статья о пазлах, размеры, интересные факты, ссылки по теме;


Волчок

В игре участвует от двух до шести человек. Используются волчки разных размеров и форм. Игра проводится как на столе, так и на полу.

Играть в «Волчок» возможно разными способами.

Первый вариант: играющие одновременно запускают все волчки. Чей волчок вращается дольше всех, тот и выигрывает.

Второй вариант: на столе расставляют любые имеющиеся предметы: шарики, кубики и прочее. Волчки запускают по очереди. Чей волчок собьет наибольшее число предметов, тот и выигрывает.

Третий вариант: волчки запускают по очереди в воротца или между предметами, расставленными на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.

Четвертый вариант: из цветной бумаги вырезают круги или квадраты - игровое поле. Играющие одновременно пускают волчки каждый на своем игровом поле. Чей волчок не сойдет с игрового поля, тот выигрывает.

Бирюльки

Бирюльки - это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в десять длиной, а числом от шестидесяти до ста. Бирюльками могут быть не только соломинки или палочки, а и любые подходящие для разбирания кучи мелкие предметы, сделанные из дерева, картона или проволоки.

Бирюльки бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что они ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом.

Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку.

Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку.

Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу.

Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых соломинок (или палочек).

Или, как вариант, играют до тех пор, пока у одного игрока не наберется условленное заранее число бирюлек.

К некоторым палочкам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т.д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т.п.

За такие особые отличающиеся бирюльки начисляют большее число очков - смотря по тому, которую труднее снять.

Блошки

Старая игра, ее еще называли пуговки. Правила игры: Два игрока разбирают «блошки» по цветам. Расставляют свои «блошки» вокруг плошки. Нажимают битой на край «блошки», так, чтобы она запрыгнула в плошку. Игроки «прыгают» по очереди. Выигрывает тот, чьи «блошки» первыми окажутся в плошке.

Если играть без плошки, то необходимо расставить свои «блошки» друг напротив друга на расстоянии 50-70 см и по очереди прыгать друг к другу, стараясь покрыть своей «блошкой» «блошку» соперника. Пораженная «блошка» изымается из игры. Побеждает тот, кто сумеет «съесть» как можно больше «блошек» противника.

Нарды (трик-трак)

Нарды (бэкгэммон, тавла) - настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины. Бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Лото

Игра на особых картах с напечатанными на них рядами цифр. Состоит в том, что играющие закрывают на картах номера, обозначенные на специальных фишках (чаще деревянных или пластмассовых бочонках). Номера называет один из участников игры, которые он читает на бочонках, доставаемых из мешка «втемную». Выигрывает тот игрок, который раньше закроет все цифры на своей карточке. При этом игроками могут назначаться промежуточные выигрыши, в которых выигрывает тот, кто закроет один и более горизонтальных рядов на своей карточке. В России лото известно с XIX века.

Домино

Игра домино родом из древнего Китая, где она называлась «Костяные таблички», и своим происхождением обязана еще более старой игре в кости. На китайских табличках, кстати, как и на костях, не было нулевого очка («мыло»). Оно появилось в Европе, куда домино завез венецианец Марко Поло. Вначале этой игрой занимались монахи, затем из Италии она перекочевала во Францию, в конце XVIII веке появилась в Англии.

Название «Домино» произошло от этого сочетания белого и черного цветов. «Домино» - французское слово. Так называли священники-христиане зимнее одеяние, которое было черным снаружи и белым внутри. «Домино» - это также тип маски, представляющей черный и белый мотив.

В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти костяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино.

Гусек

Тип настольных игр, который происходит от игры «Гусь», популярной в средневековой Франции и быстро распространившейся в Европе.

В Гуся играли на доске, на которой нарисован фантастический свиток, называемый «жардин де л`уи» («гусиные гардины»), разбитый на 63 области, помеченных разными эмблемами, такими как гостиница, череп, мост и лабиринт. На 1-ой и на 63-ей областях, так же как и на каждой 9-ой между ними, эмблема изображала гуся.

Цель игры - довести свою фишку до пункта 63 после серии ходов по незанятым областям, определяемым бросанием двух игральных костей. Фишка движется вперед, назад или временно стоит в зависимости от того, на каком пункте она очутилась. Попадание «в гостиницу» предписывает ожидание, пока играют двое других игроков; попадание к черепу предписывает начать сначала; попадание к гусю удваивает ход. В игру обычно играли на ставку, с разной платой за попадание на различные пункты. В конце 18-го в. появился вариант игры под названием «же де ля революсьон франсез» (игра французской революции).

Бильбоке

Бильбоке (фр. bilboquet) - представляет собой шарик, прикрепленный к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд. Игра бильбоке имела в 19 веке поразительное по своим масштабам распространение: ее разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии.

Правилами игры часто предусмотрены сложности для игрока, предполагающие значительное мастерство в обращении с этим снарядом. Например, в японской разновидности игры (кендама) нужно поймать шарик четырьмя способами: сначала на тонкий конец рукоятки (шпиль), затем в чашу, потом в небольшое углубление в основании чаши (дно), и, наконец, на толстый конец рукоятки.

Пазлы

Пазлы были изобретены в Англии в 1761 году Джоном Спилсбери. Лондонский торговец географическими картами, придумал новое учебное пособие - «разрезанную географическую карту». Он стал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся «сэндвич» на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию. Несмотря на высокую цену (больше месячной заработной платы промышленного рабочего), новинка имела огромный успех.

В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев. Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки - портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события.

Но XIX век внес в судьбу складных картинок свои коррективы: уже к его середине, благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону, пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности пазлов во всем мире. Затем вместо черно-белых появились цветные картинки.

Пазлы стали быстро набирать популярность, в том числе и в дореволюционной России и буквально за несколько лет стали модным салонным увлечением. Пузели - так они назывались в то время в России - завозили в основном из Англии.

Настольный теннис (table tennis, пинг-понг)

Спортивная игра, основанная на перекидывании мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определенным правилам, в которой целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет отбит противником. Впервые название «пинг-понг» стало встречаться начиная с 1901 года (до этого в ходу были аналогичные по интонациям названия: Флим-Флам, Виф-Ваф а также Госсима). Джон Джаквес зарегистрировал придуманное название. Оно получилось из сочетания двух звуков: Пинг - звук, издаваемый мячом, когда он ударяется о ракетку, и Понг - когда мяч отскакивает от стола.

Бильярд

Бильярд (фр. billard, от фр. bille - шар или фр. billette, billart - палка) - собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия.

Птицы летают

Все усаживаются в кружок, и ведущий начинает игру, например, следующими словами: «Я много путешествовал по разным странам, особенно интересуясь миром природы - растениями, животными, птицами. И однажды пришел к такому любопытному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают!» Он кладет указательный палец себе на колено; прочие делают то же. А далее при назывании каждого летающего существа все должны поднимать палец.

Рассказчик продолжает: «Утки летают, гуси летают, синицы летают» - и т. д. Но вдруг он говорит: «Львы летают», или «Горы летают», или «Щуки летают»...

Многие слушатели «с разбегу» поднимают палец и на эти названия, тем более что сам рассказчик имеет право поднимать палец и обманным путем, провоцируя ошибки остальных.

Ошибавшихся заставляют платить фант.

Буриме

Буриме (фр. bouts-rimes - «рифмованные концы») - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда еще и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнеру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнер видел только шею и дорисовал туловище и т.д.

Появились в XVII веке (изобретатель - малоизвестный французский поэт Дюло), но особое распространение приобрела в XIХ - ХХ веке - сначала только в салонах, а затем и в самых широких кругах (студенты, пенсионеры и др. категории). Наряду с флиртом, пасьянсом, лото и домино является излюбленным занятием масс, конкурируя даже с занятиями активными видами спорта.

Шарады

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, дается описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на односложья.

Российская история этих затей началась в XVIII веке. В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала «Иллюстрация».


Презентация одного из производителей детских пазлов. Интересно!

То, что пазлы – игра увлекательная и захватывающая для всех членов семьи, убедилась на собственном опыте и примере моих друзей. Мои маленькие дети с интересом играли в пазлы: складывали картинки и кричали при этом «Сам! Я сам!» потому, что нам, взрослым, не терпелось подключиться к игре. У друзей был вообще период пазломании: всей семьей ползали по полу на коленках, собирая пазлы 3000 фрагментов, то молча копошась среди картинок, то бурно ссорясь из-за неправильно положенной карточки. Картину из 3000 фрагментов они таки собрали, наклеили на картон, и теперь эпизод из «Простоквашино», который они собирали, красуется на видном месте с детской комнате. После этой картины у них были ещё пазлы 2000 и 3000 частей, уже куплены пазлы 5000 фрагментов, которые ждут сбора семьи в полном составе.

Что же такое пазлы? Кто придумал эту игру? Почему так интересно людям собирать маленькие кусочки разрозненной картины?

Пазлы – изобретение английского торговца Джона Спилсбери. Puzzle, так по-английски называются игры-головоломки. Джон Спилсбери торговал географическими картами, и вот в 1761 году его озарила счастливая идея, как повысить интерес к географической науке и заодно повысить объемы своих продаж. Для этого он использовал деревянную основу, на которую наклеивал географические карты. Всё это разрезалось на фрагменты разнообразной формы. На каждом из них была часть общей картины и полезной информации. Собирая все фрагменты один за другим, ребенок (ибо это предназначалось для детей) постигал азы географии. Пазлы для детей мгновенно стали популярными, пользовались большим спросом, хотя и стоили недешево. Собирать целую картину из маленьких частей оказалось весьма азартным занятием, а, кроме того, еще и полезным. Правда, в течение очень продолжительного времени пазлы были только географическими.

Пазлам в современном виде мы обязаны находчивым и предприимчивым американцам. В 20-х годах XX века идея головоломки получила другое оформление: другие материалы (бумага, картон), другие картинки. Но идея понравилась всем, особенно если учесть, что и стоимость пазлов при этом значительно снизилась. В Америке времен «Сухого закона» устраивались целые городские чемпионаты по собиранию пазловых головоломок. Для усложнения условий игры и для большего азарта в соревнованиях участвовали команды, которым нужно было собрать большущие картины из нескольких тысяч фрагментов.

Пазлы покорили сердца американцев, а постепенно стали распространяться по всему миру. Сегодня игра особенно любима детьми, а для многих взрослых puzzle стали серьезным увлечением.

Проскурякова Екатерина

Скачать:

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

"Пазл - это красивая мозаика" - говорят дети.
"Пазл - это направление в области развивающих игр и занятий" - считают производители.
"Пазл - это настоящее искусство" - утверждают знатоки и ценители этого необычного и невероятно увлекательного занятия. При этом возникает вопрос: насколько нужны подобные занятия ребенку? В исследовательской работе о пазлах я узнаю о пазлах подробнее.

Исследовать пазлы буду начиная с истории их появления, также постараюсь обогатить свое представление о пазлах.

Безусловно, пазл - это игра-головоломка , представляющая собой мозаику, которую необходимо собрать из множества фрагментов рисунка различной формы.
Пазл принято считать одной из самых доступных игр, развивающих мышление, внимание, память, воображение и познавательные способности человека. По мнению психологов к этому списку можно добавить еще и развитие образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук.

Современный мир сложно представить без настольных игр для детей и их родителей. Разновидностей игр придумано множество, но есть среди них одна незатейливая игра, завоевавшая огромную популярность во всем мире, речь идет о пазлах.

Актуальность моей исследовательской работы об истории пазлов состоит в том, что в наши дни в любом игрушечном магазине можно найти огромное количество головоломок, связанных с составлением картинок. Самыми сложными из них – пазлами – увлекаются даже взрослые. При этом возникает вопрос: насколько нужны подобные занятия ребенку? Что это – пустое развлечение или полезная развивающая деятельность?

Исходя из актуальности этой проблемы, возникают цели моего исследования : узнать о пазлах поподробнее, начиная с истории их появления, обогатить представление о пазлах, как одной из самых занимательных развивающих и обучающих игр для детей.

Задачи , поставленные в ходе исследования:

  1. Дать знания об истории появления пазлов, их отличительных особенностях.
  2. Познакомить с классификацией пазлов.
  3. Раскрыть развивающее значение пазлов.
  4. Привлечь внимание к интересным фактам о пазлах.
  5. Развивать практический интерес к собиранию картин из пазлов.

Эффективность пазлов заключается в следующем: красочность, доступность, краткость информации. Использование моих личных фотографий и других фото.

1. История возникновения пазлов

В разных источниках можно прочитать разные версии возникновения пазлов .
По одной из версий,
родиной пазлов является Германия , в которой в 18 веке наладили производство пазлов и их экспорт.

Примером тому служит известна немецкая картина Джона Кладиуса Саррона, вырезанная Мартином Энгельбрехтом в Агсбурге в середине 19 века.

Согласно французской версии, пазлы были изобретены во Франции профессиональным педагогом мадам Бомон, которая была француженкой, но в период 1748 – 1762 жила и работала в Англии. Она была руководителем частной школы и выпускала сборник детских сказок.

В этом сборнике сообщалось о новом методе обучения географии с помощью разрезанных деревянных карт. Датская версия гласит, что самые старинные пазлы сделаны в Нидерландах в начале 18 века из географических карт в качестве учебного пособия по географии.

Наиболее известным родоначальником пазлов считают Джона Спилсбери , члена Королевского географического общества, который в 1761 году разрезал карту Англии и Уэльса.

Для изготовления пазла он начал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся сэндвич на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию.

Джон Спилсбери получил патент на свое изобретение и открыл магазин по продаже карт-пазлов, поставив таким образом, изготовление головоломок-пазлов на коммерческую основу.

Элементы деревянных пазлов плохо состыковывались друг с другом и собранную картину, можно было легко разрушить неосторожным движением. Несмотря на высокую цену (больше месячной заработной платы промышленного рабочего), новинка прижилась, постепенно вышла за пределы учебных классов и превратилась в увлекательную забаву для аристократии. Первые пазлы Джона Спилсбери поступили в подажу в 1766 году.


В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев.
Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки - портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события, даты известных людей, картины знаменитых художников.

В 19 веке наблюдается снижение стоимости на пазлы. Это приводит к их большому распространению и популярности. Черно-белые тона меняются цветными, что усиливает интерес людей к «маленьким кирпичикам большого рисунка. Уже к середине 19 века благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности пазлов во всем мире.

В России пазлы появились во второй четверти 19 века в Санкт-Петербурге и назывались «пузелями». Литограф и художник П. Вдовичев имел в Санкт-Петербурге собственную мастерскую детских игр. Он выпускал картинки, которые надо было раскрашивать, наклеивать на картонку и разрезать на кусочки, чтобы потом опять их складывать. Собирать пузеля считалось дорогим, салонным увлечением.

Однако пик популярности пазлов наступил в ХХ веке. Пазлы с художественными репродукциями стали изготавливать в качестве развлечения для взрослых. Игра стала популярным салонным развлечением в Европе.


Первое фабричное производство пазлов привычных нам скрепляющихся открыла в 1909 году в США фирма «Parker Brothers». Предприимчивые американские промышленники решили максимально удешевить производство пазлов и стали их изготавливать из картона. Это позволило существенно снизить их цену и, как следствие, привело к широкой популярности во всем мире.

Пик популярности пазлов приходится в Америке на время Великой Депрессии 1929-1933гг. Великая депрессия – это период спада всей мировой экономики в 1929-1940 г., хотя сам термин чаще употребляется по отношению к США. В условиях перепроизводства товаров и нехватки денежной массы, инфляции, банкротства предприятий продажа пазлов достигла небывалой величины – 10 миллионов долларов в неделю.

Пазлами были увлечены все слои населения. Производители выпускали еженедельный тематический пазл и устраивали конкурс среди любителей пазлов. Имена победителей публиковались в воскресных выпусках газет.

В Америке же во времена "Сухого Закона" доходило до того, что в крупных городах устраивались соревнования по сборке пазлов. Особенно интересны были командные состязания, когда собирались огромные картины, состоящие из нескольких тысяч деталей. Вместо репродукций часто брали достаточно фривольные картинки из иллюстрированных журналов, фотографии дорогих автомобилей, роскошных женщин, карикатуры и т.д. Говорят, что даже знаменитый гангстер Голландец Шульц любил на досуге собрать картинку-другую.

Картинки использовались самые разные . В России, Украине и Европе предпочитались изображения на тему искусства, в Америке – фотографии автомобилей, женщин, иллюстрации популярных журналов. Сейчас, наверное, трудно придумать тематику, на которую бы не выпускались пазлы, но совершенно бесспорно одно: пазлы, претерпев множество изменений, и сегодня остаются для одних игрой и увлекательной забавой, для других – серьезным и предметным увлечением.

В начале XXI века пазлы продолжают завоевывать популярность теперь уже в Интернете. Во всемирной паутине существуют множество вариаций этой увлекательной головоломки с разным количеством кусочков и разными принципами их соединения. Пазлы онлайн привлекают внимание все большего количества пользователей.

2. Размеры пазлов сегодня

В настоящее время существует большое количество различных видов и модификаций пазлов.
Цель при сборе пазлов одна - получить из разобраных элементов единую картину.

Пазлы делятся по размеру элементов и размеру единой картины. Сложность пазла определяется рисунком, но главным критерием является число элементов - чем оно выше, тем пазл больше и сложнее.

Классический размер маленького пазла - 54 элемента (пазлы с этим числом элементов и выше (примерно до 260) являются детскими пазлами и предназначены для развития детей как индивидумов.
На детских пазлах обычно изображают героев вымышленных персонажей, автомобили, кадры из мультфильмов.
Как правило,
существуют размеры пазлов:

Эти размеры являются относительными, и существуют множество пазлов с числом элементов, близких к этой категории.

Пазлы с размерами, превышающими 260 элементов, уже не предназначены для сбора детьми и предназначены для взрослых. Соответственно, на них могут быть изображены и другие, серьёзные жизненные сцены, и на них уже герои детских мультфильмов не изображаются. На пазлах могут изображаться географические места, фантастические сцены, на очень больших пазлах (свыше 6 000) обычно изображаются только сцены из Библии, картины известных художников (Леонардо да Винчи, Микеланджело).
Пазлы больших размеров являются серьёзным увлечением. На их сборку требуется большое количество времени

3. Виды пазлов

Картонные и деревянные пазлы
Помимо традиционных
пазлов на картоне с разным количеством элементов и видом их нарезки: от распространённой и классической прямоугольной с выступами и выемками до треугольных, круглых, овальных кусочков, а также кусочков других форм, существуют также деревянные пазлы , изготовляемые из высокосортных пород дерева и покрытые экологически чистыми красками.

Такие головоломки предлагают для развития малышей уже с 1.5 лет. Они могут быть в виде плоской картинки или в виде кубиков. По тематике – самые разнообразные, но чаще всего – это животные.

Светящиеся флуоресцентные пазлы

Флуоресцентные или светящиеся пазлы , поверхность которых покрывается особым составом, аккумулирующим свет и заставляющим контуры основных элементов сюжета светится в темноте.

Объёмные голографические пазлы-шары

Объёмные голографические пазлы – где в зависимости от угла зрения меняется изображение картинки.

Пазлы-шары , представляют собой пластиковые шары со слегка вогнутыми деталями, при сборке образующими очень прочный шар, не нуждающийся в дополнительном склеивании, который может храниться на специальной подставке прилагающейся в комплекте.

Фактурные и велюровые пазлы


Фактурные пазлы , поверхность которых выполнена различны материалов, таких как пробка, дерево или японская бумага. Сбор такого пала способен подарить как эстетическое так и тактильное наслаждение.

Велюровые пазлы , поверхность которых покрыта бархатистым велюром очень приятны на ощупь.

Объемные 3D-пазлы


3D-пазлы представляют собой объёмные пазлы средневековых зданий, машин, кораблей, домиками с полисадниками или Семь чудес света. Использование специального защитного слоя позволяет собрать их таким образом, что конструкция не разваливается на части.

Существует международная премия имени Спилсбери , которую вручают людям, внесшим значительный вклад в развитие признания головоломок. Так, в 2007 году эту премию получила американка Энн Уильямс за написание двух книг по истории пазлов и ряда статей по воздействию головоломок на массовую культуру.

Кстати, под термином puzzle , что значит «загадка», в англоязычном мире понимают вообще любые головоломки. А игру, о которой идет речь, называют jigsaw-puzzle - «лобзиковые» пазлы, имея в виду первоначальный деревянный материал для основы картинок, который распиливали лобзиком.

Наиболее популярными производителями пазлов являются:

Castorland, Clementoni, Edit Recordi, Educa, Gibsons, Heye, Jumbo + Falсon, Heye, Piatnik, Ravensburger.
Также существует множество компьютерных пазлов .
По составлению пазлов проводят чемпионаты, устраивают онлайн-соревнования.

Как собирать пазлы?

  1. Из общей массы отбираем кусочки для рамки: с одним гладким краем; с двумя гладкими краями – эти детали поместим по углам будущей картины, подобрав их местонахождение по цвету изображения на коробке.
  2. Оставшиеся детали аккуратно раскладываем на подготовленную поверхность, сортируя их по цвету и схожему изображению. Ориентируясь по контрольному изображению на коробке, начинаем выкладывать отдельные блоки изображения.
  3. Наш пазл готов. Все кусочки нашли своё место и существуют как единое целое!
  1. Разбираем пазл и складываем в коробку до следующего раза.
  2. Украшаем комнату картинами и работами из пазлов.
  3. Собранную картинку используем в быту.
  4. Красиво оформленные работы из пазлов дарим своим друзьям.

Интересные факты о пазлах

Вес пазлов с числом элементов около 10 000 составляет более десятка килограмм.
Чем больше элементов, тем меньше деталь - но эта диаграмма справедлива, как правило, только для мозаик с размерами до 200 элементов. Свыше размеры всех элементов у мозаики с числом деталей в 500 и 10 000 одинаковы.

Размеры мозаики колеблются от небольших (около 50 кв. см), до очень больших (несколько квадратных метров). Например, стандартный размер мозаики из 500 элементов - 47х33 см. Существуют также мозаики из небольшого числа элементов (например, 70) с таким же размером - специально для маленьких детей.


Самый большой в мире пазл площадью около 24 кв.м, созданный из черепицы был собран в России. Сюжетом этого пазла послужила легендарная картина гениального Леонардо да Винчи Монна Лиза (Джаконда).

Самый длинный в мире пазл в книге Гиннесса.

Воскресным утром 27 сентября 2004 года местные жители немецкого городка Кенигсброн занялись собиранием пазлов. На улицы вышли семьи в полном составе - от трехлетних детей до бабушек и дедушек. Каждый хотел поучаствовать в событии, которое прославит его город на весь мир. На этот раз в едином порыве объединились семь тысяч человек. Участники эксперимента заняли стратегически важные позиции - кто-то устроился в кафе, кто-то на скамейке, а кто-то прямо на асфальте.

По словам организаторов, местные фирмы предоставили на конкурс более четырех тысяч «сборок».

Среди сюжетов - лирические пейзажи, сцены из диснеевских мультфильмов и эпизоды из фильмов. Готовые работы приклеивались к общему полотну и покрывались целлофановой пленкой, чтобы не намокнуть от дождя.

Согласно условиям Книги рекордов Гиннесса, длина пазла должна была превысить один километр. Жители города проявили небывалый энтузиазм и перевыполнили план. Их результат – 1235 метров. Длиннейшая в мире сборка покрыла главную улицу Кенигсброна и заглянула в несколько переулков.

Деньги в виде... пазла.

В 2001 году в Либерии была выпущена в обращение серебряная монета, изготовленная в виде... пазла и посвященная знакам лунного календаря. Номинал монеты - 100 либерийских долларов (равно 100 американским).

Монета состоит из центрального диска и расположенных вокруг него 12 отдельных частей, выполненных в виде пазловых элементов и соответствующим образом соединенных между собой. Невероятно, но факт - эта монета является официальным средством платежа Либерии. При этом монета весит целый килограмм! Всего было выпущено 1000 таких монет.

Стены домов украсили... пазлы.

Дом с пазлом ни с чем не спутаешь - самый верный адрес! В России в Новочебоксарске появился дом, стена которого была разрисована пазлами. С 10 по 17 сентября 2005 года здесь в рамках программы “Культурная столица Поволжья” проходило немало культурных событий. Одним из них и стало суперграфити, когда стены двух домов в городе были превращены в картинки-пазлы.. Авторы и разработчики проекта объяснили, что идея домов-пазлов родилась случайно – в ходе размышления над элементами, составляющими городскую среду..

Ювелирные изделия-пазлы

Традиционные кольца-пазлы обычно состоят из четырех, шести, восьми или двенадцати взаимосвязанных колец. Обычно эти кольца выполнены в кельтском стиле. Ранее кольца-пазлы использовались в качестве обручальных колец.

В своё время кольцо-паззл описывала в своей саге австралийская писательница Кейт Форсайт, её героиня Ханна должны искать четыре потерянных части кольца-головоломки, чтобы разорвать древнее проклятие феи на ее семью. Кольцо-паззл в книге куется в форме розы.

Мебель, утварь в виде паззлов

Складывающиеся столы - вчерашний день. А вот собирающиеся из кусочков - это уже интереснее. Конечно, идея собрать стол перед приходом гостей, а потом снова его разобрать понравится не каждому. Зато всегда есть, чем заняться, если в перспективе абсолютно свободный вечер без каких-либо планов и визитов.

А это кресло состоит из мягких подушек уютной формы. Внутри каждой подушки есть магнит, чтобы детали построенного вами кресла, стула, дивана или пуфа не распадались. Из деталей вы можете выстроить удобное кресло, стул, диван, пуф, кровать. Отдельные элементы могут служить в качестве подставок для ног или подушек.

Кухонная разделочная доска - вещь незаменимая и удобная. Можно лишь увеличивать её функциональность, чтобы сделать еще лучше. Именно так и поступили дизайнеры из OOOMS, создав серию досок-паззлов Puzzleboard.

Каждая отдельная доска выглядит как кусочек паззла, которые так любят собирать дети всех возрастов. Также кроме разделки можно её использовать как поднос. За выступающую "рукоятку" удобно держаться, а в отверстие с другой стороны отлично поместится бокал с напитком, что предотвратит его падение или переливание.

Ну а если вы имеете дело с каким-то длинным продуктом, например багетом, вы сможете гораздо проще его нарезать, соединив несколько досок вместе, образуя больший простор для работы .

5. Заключение и выводы исследования

Многие люди отмечают релаксационный эффект этой головоломки. Взрослые не меньше детей, если не больше, любят заниматься составлением картинок; могут неделями собирать пазлы, состоящие из тысяч деталей, которые сами «ведут» руку человека, подсказывая решение. Такое собирание не требует мыслительного напряжения и творческих усилий.

Складывание картинки позволяет снять излишнее возбуждение, поэтому его хорошо использовать как расслабляющее и успокаивающее средство для подвижных или просто перевозбужденных. Ну а если человек стеснителен, замкнут, необщителен, то часто используют собирание пазлов как своеобразный уход от окружающего мира. Таких людей можно увидеть в абсолютном одиночестве сидящих где-нибудь в уголке и чуть ли не часами собирают эти самые пазлы, автоматически подбирая детали.
Но важно отметить, что для того чтобы пазлы действительно имели для детей развивающее значение, необходимо участие взрослого. Ведь любую игрушку ребенку преподносит взрослый, именно он раскрывает ее суть и все возможные способы игры с ней. Ребенок, который остается один на один с коробкой пазлов, скорее всего, сведет игру к механическому подбору деталей картинки.


В ходе исследовательской работы был проведён социологический опрос среди одноклассников (учеников 4–А класса), а также их родителей о пользе собирания различных пазлов.

В ходе опроса родителям задавались следующие вопросы:

  1. Развивает ли пазл мелкую моторику рук и координацию движений
  2. Развивает ли пазл логическое и пространственное мышление
  3. Развивает воображение и фантазию
  4. Развивает ли пазл внимание и память

Результаты опроса отображены в диаграмме:


Также, в ходе исследования мною было проведено анкетирование среди учащихся 4–А класса, на предмет собирания пазлов дома.

Результаты анкетирования:


Делая вывод из данной исследовательской работы можно сказать, что развивающая задача пазлов заключается в формировании образов и представлений человека.

Чтобы пазлы способствовали развитию мышления, человек должен акцентировать внимание на сюжете картинки, т.е. именно на том, что собирает, а не на рамке или форме кусочков.

  • vsam1.ru - история пазлов, о пазлах (виды, размеры, картинки);
  • ru.wikipedia.org - статья о пазлах, размеры, интересные факты, ссылки по теме;
  • pari.ru - самый большой в мире пазл;
  • vash-puzzle.by - галлерея пазлов и история пазлов;
  • yugzone.ru - история пазлов, виды, как собирать пазлы;
  • rupuzzle.com - история, как собирать пазлы и как их выбирать, какие бывают пазлы;
  • looky.ru - история пазлов.