Игровая деятельность в логопедической работе. В.15.Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми Охарактеризуйте виды игр используемых в логопедической работе

Введение

Сделать занятие с детьми интересным, ноне развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у нас, логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На своих занятиях широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите:»А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь не надо даже быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Известный врач и педагог Е.А.Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания. На закономерность формирования у детей движений в процессе игры указывает в своих работах А.В. Запорожец; на формирование моральных привычек – З.В.Мануйленко; В.А.Горбачева, З.М.Истомина приходят к заключению, что у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче; такой же вывод о выполнении детьми несложных трудовых операций в игре делает Я.З. Неверович.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод:» Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных.

Как же используются игры в логопедической работе?

К сожалению, нередко можно встретить логопедов, которые занятия с дошкольниками проводят по шаблону, трафаретно и скучно. Сидит с ребенком такой логопед и изо дня в день «учит» название предметной картинки, «связывает» заученные с трудом слова в цепочки-предложения, опять же «учит» различать в словах слоги, в слогах – звуки. С дошкольником ведется работа над звукопроизношением, над обогащением словаря и совершенствованием фразы, по нормализации темпа и плавности речи. И все это идет по замкнутому кругу: картинки предметные, лото, домино, картинки сюжетные, развернутые фразы, сказки, рассказы. Для всех детей путь одинаков, только одни на этом материале автоматизируют и дифференцируют звуки; другие учат новые слова, третьи идут от сопряженной речи к отраженной речи, отвечают на вопросы и т.д.

Мы все не против последовательности в логопедической работе, но против казенной трафаретности в подходе к дошкольнику, что и является зачастую причиной малой эффективности в работе с ним.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр.

По нашим наблюдениям, даже у дошкольников чувство ущемленности от сознания своего дефекта встречается нередко. И при этом интересен тот факт, что оно не коррелирует с тяжестью дефекта, а связано с теми социальными условиями, в которых растет ребенок, и, конечно, с типом его нервной высшей деятельности. В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что сила и частота фиксированности (можно сказать, степень болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива, и в конечном итоге все эти отношения обуславливают его поступки, поведение.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. По наблюдениям Г.В.Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль., боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

У заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут в самостоятельных играх на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в жизни отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению. Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельно, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

Характеристика логопедических игр.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманы и неинтересны для детей.

Термин «логопедические игры» весьма неудачен, ибо таких игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры драматизации и др. номенклатура игр состоит в зависимости от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных игр, в логопедической работе с детьми.

В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом мы видим задачу логопеда сегодня.

Практический материал разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки,чистоговорки, считалки.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.

1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разны: биологический или речевой. Подбор игр идет в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

Есть игры на активизацию артикуляционной моторики, но, к сожалению, таких игр оказалось очень мало.

К подготовительным мы условно отнесли игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Мы не включили сюда приемы постановки звуков, иначе это не соответствовало нашей задаче. Эти приемы можно найти в логопедической литературе. Но имеющиеся в этом разделе игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений.

В целом здесь подобраны игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности, о которой мы уже говорили выше.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на тоже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Их можно дать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме.

Рекомендованные игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различный ее несовершенств. Как для детей с недостатками звукопроизношения(физиологические несовершенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть рекомендованы игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация). Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

В логопедической работе с заикающимися детьми могут быть с успехом использованы игры по развитию физиологического и речевого дыхания и голоса, считалки, потешки, загадки, а также игры по совершенствованию фразовой речи и способствующие нормализации темпа и плавности.

Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей (например, при дизартриях и ринолалиях, помимо недостатков звукопроизношения, встречаются несовершенства фразовой речи, при алалиях и афазиях – недостатки звукопроизношения, а при заикании – иногда и то и другое), то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен стать строго индивидуальным. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны иметь всегда ввиду воспитательные и общеобразовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем и пр.

Игры, опубликованные в книгах М,Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.Голецыовой и др.»Игры в детском саду», М.Г.Геринг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи», выпущенных издательством «Просвещение» и другими издательствами. Большинство игр перерабатывается составителями. В содержании некоторых игр составители изменили методику с целью использования их в логопедической работе.

Игровые приемы в логопедической работе.

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.

Как следствие дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся подгруппе.

Например:

  • Игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове
  • Игра «Собери бусы» - для развития мелкой моторики пальцев рук.
  • Игра «Полет бабочки» - пособие для работы над воздушной струей.

В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффе5тивные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций,как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, строю все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.

Словесные игры они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить многие звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но по- прежнему необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, учить их различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р). С этой целью проводится на каждом занятии артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков звукопроизношения.

Не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш, ;ш-ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель данных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з=ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Например, игры:

«Кто лучше слушает?»

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь только тогда, когда услышит слова со звуком Ш. какой звук? А, Катя будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало, чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикулярного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух произношении звуки, близкие по звучанию или произнесению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.

«Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник , ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Игры с использованием наглядности.

При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть

Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Уникальность этих игр, на наш взгляд, состоит в том, что в них обычные бытовые предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесными превращениями знакомых вещей: бутылочные пробки – «лыжи»- могут мчаться по «снежной» дорожке, в пельменнице живут непоседливые пчелы, звери в зоопарке спрятались по клеткам – решеткам для раковины. Действия, выполняемые ребенком в игре, сопровождаются четверостишиями или короткими стихотворениями. В результате игра становится более эмоциональной. А для родителей эти игры – просто клад. Во-первых, для них не нужен сложный инвентарь: все есть под рукой. Во-вторых, родителям не надо серьезно готовиться и тратить драгоценное свободное время не на игру, а на подготовку к ней. В-третьих, для этих игр не нужны большие помещения – вы разместитесь даже на кухонном столе.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки т т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю несколько игр на развитие мелкой моторики:

  • Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: «у сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник».
  • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря

«В зоопарке мы бродили,

к каждой клетке подходили

и смотрели всех подряд:

медвежат, волчат, бобрят».

Во время наших занятий к нам приходят и сказочные герои – Веселый Карандаш, Незнайка, Буратино, Доктор Айболит, Снеговик, Дед Мороз, Чебурашка, животные приходят на наши занятия с занимательными заданиями.

Например, Доктор Айболит обращается к детям с просьбой вылечить больных зверей, а болезнь заключается в том, что звери не произносят те или иные звуки. Дети их учат правильно говорить: описывают артикуляцию звуков, дают характеристику звука и т.д.

Дети очень любят путешествовать. Поэтому путешествуем мы с ними часто: в страну звуков, букв, слогов, в страну добрых слов. Выбираем, на чем можно путешествовать. Хочешь плыть на пароходе? Тогда нарисуй, и появится пароход, заштрихуй его. Что возьмем с собой в дорогу? Нарисуй, отбери картинки, найди в них одинаковые звуки, Буквы, загрузи их по машинам: в красную – гласные, в синюю – согласные.

Широко использую на занятии игровые физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается лишь тогда, когда форма и содержание разнообразны: оздоровительно-гигиенические, ритмические, подражательные, двигательно-речевые, элементы психогимнастики. Самые популярные игровые физкультминутки у нас это двигательно-речевые. Дети вместе читают веселые стихи, рифмовки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Например: В детский садик поутру

Прискакала кенгуру,

Целый день она скакала

И детишкам помогала:

Снег с участка убирала,

Лейкой горку поливала

И игрушки убирала.

Заключение.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов. Друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отделяется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться ее усвоения. Поэтому занятиям придаю легкий, занимательный характер, доступный восприятию дошкольников. Избегаю низких оценок в адрес детей и всегда помню о том, что ребенок должен испытывать психологическую защищенность.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

Библиография.

  1. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  2. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.
  3. //Наука и Школа № 8 1997г. /Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника/ С.Ильина.
  4. Практическая психология и логопедия № 1-2 2003г. /Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза/ А.Ю.Никитина.

, учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

Речь играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка. Развитие речи напрямую связано с умственным развитием ребёнка и влияет на дальнейшую возможность познания окружающей действительности, а также на процесс обучения ребёнка. Поэтому задача логопеда – заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждение и исправление различных нарушений.

В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе нуждается в логопедической помощи, т.к. имеет выраженные отклонения в речевом развитии. На логопункт поступают дети с различными видами речевой недостаточности: дислалия, ОНР, ФФН, заикание и др. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при обучении в детском саду и в школе.

По данным М.Гросс и У.Вильсон, трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.

Известно, что у детей с нарушением речи помимо отклонений в звукопроизносительной и звукоразличительной стороны речи имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или её несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определённых зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а так же ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.

Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат. На первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития.

Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.

При любом нарушении логопедическая работа не ограничивается только коррекцией недостатка, который бросается в глаза, а предусматривается работа, направленная на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом материале, последовательно формирующим лексико-грамматический строй речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.

Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми.

Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основанные на коррекционно-развивающих играх (КРИ), отвечая потребностям детей в игровой деятельности создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений. Поэтому тему по самообразованию я выбрала “Коррекционно - развивающие игры в логопедической работе с детьми”, не случайно, т.к. игра на логопедических занятиях занимает ведущую, доминирующую роль, стимулируя интерес учеников к занятиям, повышает заинтересованность ребёнка в исправлении собственного речевого недостатка.

Испытывая потребность в интересном речевом материале, я стала подбирать и разрабатывать различные варианты КРИ, направленных на коррекцию различных речевых недостатков, помогающих мне в работе и поддерживающих благоприятную эмоциональную атмосферу на логопедических занятиях.

Опыт работы с использованием КРИ, примеры которых я хочу привести ниже, позволяет сделать следующие выводы. КРИ дают возможность:

  1. Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
  2. Повысить речевую мотивацию;
  3. Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
  4. Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
  5. Активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
  6. Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Таким образом, КРИ являются одним из наиболее эффективных видов психо-речевой гимнастики

Чтобы КРИ на занятиях проходили с наибольшей эффективностью, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • игра должна проводится в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;
  • игра может быть частью логопедического занятия;
  • игра должна быть живой, интересной, заманчивой, элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом можно использовать двигательную активность;
  • в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
  • в ходе игры логопед принимает непосредственное участие, вносит коррективы и поправки в речь детей, отмечая наиболее успешных;
  • в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

Приведу примеры КРИ, используемых на логопедических занятиях:

  1. КРИ на автоматизацию звуков, осложнённые лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом их речевой материал максимально насыщен автоматизируемыми звуками. В этих играх отражён один из важнейших принципов в логопедической работе – имитационный: ребёнок сначала слышит (и видит модель) и повторяет речевые стереотипы, потом повторяет их “к месту”, т.е. в свободной речи.
  2. Игры “Что без чего не бывает?” на автоматизацию звука С;

    “Измени словечко” на автоматизацию звука Ш;

    “Что с чем?” на автоматизацию звука С;

    Автоматизация звука С в КРИ “Что сделал Саня?”;

    Автоматизация звука Ж в рифмованной миниатюре “Жужжалка”;

    Автоматизация звука Р в рифмованной миниатюре “Вот со звуком

    Р игра…”;

    Автоматизация звука Ш в рифмованной миниатюре “Маша шла”.

  3. “Дойди до флажка” – игры на автоматизацию звуков, направленных на развитие лексической и звуковой стороны речи, обогащение и классификацию словаря, навыки звукового анализа. Игры делают сами дети с родителями.
  4. При работе над лексической стороной речи, направленных на обогащение словаря используются различные игры на классификацию предметов: “4-й лишний”, различные лото (“Собираем урожай”, “Инструменты”, “Транспорт”, “Одежда” и др.) При помощи этих игр формируется предметная соотнесённость слова, обобщающая функция слова (т.е. соотнесённость к группе подобных предметов).
  5. В игре “Паронимы” отражается семантика слов, развивается звуковой

    анализ, наблюдательность, познавательная активность. Сравниваются слова как по звуковому сходству, так и по смыслу.

    Игры на упорядочение, группировку слов, вовлечённых в какую-нибудь ситуацию (в кухне, спальне, магазине и др.) – например КРИ “Лиса и лисёнок” (так же при этом автоматизируется звук С). В этих играх активизируются и развиваются произносительные навыки.

  6. Для развития двигательных навыков артикуляционного аппарата и мимики мы на занятиях используем различные игры - сказки о весёлом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок).
  7. Игры на развитие речевого дыхания тренируют сильный речевой выдох, нижнее диафрагмальное дыхание – используются на занятиях по развитию звуковой стороны речи, при коррекции логоневроза.
  8. Развитие мелкой моторики – используются различные шнуровки, мозаики, плетения и др.
  9. При постановке звуков используются игры, основанные на звукоподражании и подкреплённые зрительной опорой – например: на что похож звук “Ш” – спускается колесо, шипит змея, шуршит мышь, шумит лес, жарится яичница; звук “Ж” - жужжит жук, пчела; звук “З” – звенит комар, пилит пила; звук “Л” - летит высоко в небе самолёт, волк воет на луну; звук “Г” - гогочет гусь и т. д.
  10. Использование игровых моментов и наглядности при автоматизации слогов: “Слоговые дорожки” – жук, самолёт и парашютист, ёжик, буква ходит в гости – эти упражнения помогают детям усваивать начальные навыки чтения, а также упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.
  11. Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых звуков на наших занятиях используются различные игры-инсценировки. В играх – диалогах действуют и разговаривают зверушки, маски которых раздаются детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, страх, обиду и т.д.. Диалоги мы проводим и в виде различных игр, в ходе которых лексический материал повторяется, закрепляется, и активизируется в свободной речи. Попутно уточняется и расширяется значение слова, даётся представление о его переносном значении.
  12. Составление рассказа по предметным и сюжетным картинкам является важным этапом формирования связной речи (“Альма”, “Водолаз и акула”, “Как медведь сам себя напугал” и др.). Серия картинок является планом или схемой пересказа. По ним легче устанавливать последовательность действий. Составление рассказа по сюжетной картинке – учимся сначала рассматривать картинку, отмечать детали, то есть тренируем внимание и память. Картинка может использоваться для закрепления знаний по определённой теме (например, “животные”, грамматические темы). При обучении детей описательному рассказу подбирается наглядный материал, отражающий жизненные наблюдения и впечатления детей. На занятиях ставится задача закреплять знания детей в поделках, рисунках, которые затем ими обыгрываются и обговариваются. Постановка познавательной цели повышает обучающую ценность речевых упражнений и игр, так как связывает два вида деятельности – практическую и речевую, закрепляя в рассказе результаты предметной деятельности детей.
  13. Кроссворды, головоломки, используемые на занятиях активизируют умственную деятельность, внимание, переключаемость, стимулируют работоспособность.
  14. Игровые моменты в начале занятия способствуют сосредоточению и собранности детей, например, встречи со знакомыми сказочными героями (Мальвина и Буратино, Разбойник, Красная шапочка, Карлсон и др.) ставят перед детьми определённые цели и задачи, которые должны разрешить дети во время логопедического занятия.
  15. Для развития навыков звукового анализа и синтеза слов используются игры “Подбери имя”, “Буратино дарит зверям подарки” (каждому зверю подарок на ту же букву, что и сам зверёк). “Звуковые линейки” на определения порядка букв в слове, определения места звука в слове.
  16. Весь речевой материал систематизирую в папки по группам звуков, напечатанный мной на компьютере. Собираются папки: “Свистящие”, “Шипящие”, “Соноры”, “Логопедическая копилка”, “Логопедические сказки-помощницы”, которые помогают быстро найти нужный и интересный речевой материал в виде стихов, потешек, чистоговорок, пересказов, речевых игр, сказок, которые могут быть использованы как на занятии так и для закрепления дома. Песенки, потешки, считалки, загадки краткие по форме, музыкально-ритмические вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают ритмическую эмоцию, заинтересованность и активизацию на речевых занятиях. При использовании этого материала я обращаю внимание на значение слов, на значение в речи ударений, пауз, темпа и ритма речи, особенностей голоса, правильного использования звуков речи, мимики и жестикуляции, движений и речевого поведения и т.д.

Успешная логопедическая коррекция с использованием КРИ способствует формированию у детей грамматически правильной связной речи.

Введение

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, формируется умение управлять своим поведением.

В игре дети накапливают и социальный опыт межличностных отношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольника.

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Действительно, игра - основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления.

Дидактическая (обучающая) игра должна быть включена в педагогический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в полуигровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Впервые система дидактических игр для дошкольников была разработана Ф.Фребелем. В создании отечественной системы дидактических игр выдающаяся роль принадлежит Е.И. Тихеевой. Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.И. Сорокина и другие специалисты.

Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: "У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра".*

* Макаренко А. С. О моем опыте. - Соч. В 7- ми т. М. 1958 , т. 5, с.272.

К. Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре: "Для дитяти игра - действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов".**

** Ушинский К. Д. Психологические и логические основы обучения. - Избр. пед. соч.: В 2-х т. М. 1954. т. 2, с. 483.

Известный врач и педагог Е. А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием. А бодрость и радость - залог здоровья.

Игра в воспитательной и логопедической работе с детьми

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В "Программе воспитания и обучения в детском саду" утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.

От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно - ролевую, строительную игру или игру - драматизацию.

Как же используются игры в логопедической работе?

Очевидна необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Дети - логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, заторможенность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх. По наблюдениям Г. В. Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из - за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны.

При дизартрии нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

У детей - алаликов игра носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину бесцельно возят, с куклы снимают платье, кубики рассыпают или нагромождают один на другой.

У заикающихся детей можно наблюдать робость, затрудненное включение в игру из - за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры.

Перед логопедом стоят две основные задачи в его работе с дошкольниками.

  1. Логопед должен широко использовать игры в работе с дошкольниками, помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей.
  2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

При использовании в работе с детьми системы игр необходимо иметь в виду:

  1. Возраст детей.
  2. Психофизические особенности детей: развитие моторики, степень общительности, отношение к коллективу играющих сверстников, активность, самостоятельность, а также возбудимость, заторможенность, замкнутость, негативизм, нервность, истощаемость.
  3. При заикании: проявление заикания, форма и вид судорог, степень их выраженности, воспитываемый вид речи.
  4. Микросоциальное окружение (учитывается фактор речевого окружения и наилучшие возможности организации игр в детском саду и дома).
  5. Дидактические принципы (доступность речевого материала, последовательность в подаче игр, ведущая роль логопеда и др.).

Последовательность коррекционной работы - главный принцип, которого нужно придерживаться при подготовке игр для логопедической работы с ребенком.

Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность.

  1. Подготовительные игры - подготовка органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, затем для развития речевого слуха. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, умению слышать составные части слова.
  2. Игры для формирования правильного звукопроизношения подбираются на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.
  3. Потешки, чистоговорки, считалки подбираются на те же звуки и группы звуков. Повторенные вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалки используются для автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

На практике мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей (например, при дизартриях или ринолалиях, помимо недостатков звукопроизношения, встречаются еще и несовершенства фразовой речи, при алалиях и афазиях - недостатки звукопроизношения, а при заикании - иногда и то и другое), то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.

Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей

Заикающиеся дети в своем поведении руководствуются не только своими личными желаниями, интересами, требованиями окружающих, но и ограниченными возможностями общения вследствие имеющегося у них речевого нарушения

При перевоспитании личности заикающегося, при формировании его поведенческой и речевой активности следует учитывать как общее состояние ребенка, так и речевые нарушения. Этим требованиям как раз и отвечает специально разработанная система использования игровой деятельности в коррекции заикания у детей.

Для развития всех видов речи заикающихся детей 4- 5 лет первостепенное значение имеют игры с пением (хороводы с плясовыми движениями). Они проводятся почти на каждом занятии. В этих играх от детей не требуется сразу же большая активность, поэтому они позволяют замкнутым и нерешительным ребятам привыкнуть к логопеду, к товарищам по занятию. И наоборот, несдержанность поведения, двигательное беспокойство излишне подвижных детей тормозятся общим спокойным характером игры. Ребята стараются не торопиться, подождать своих более медлительных товарищей по игре.

Дальнейшее закрепление активного поведения и речи детей проходит в процессе подвижных игр, которые по своей значимости стоят на втором месте.

Подвижные игры в педагогике делятся на игры большой, средней и малой подвижности. В работе с заикающимися детьми используются главным образом игры двух последних видов, так как игры большой подвижности нарушают темп дыхания, который у заикающихся детей не в норме.

В подвижных играх дети с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Однако надо помнить, что игры в мяч с трудом удаются детям 4-5 лет, поэтому лучше использовать ленты и флажки. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью. Ясно и четко объяснив правила игры, логопед назначает ведущего и вместе с ним говорит текст. Меняя ведущих, логопед проговаривает слова со всеми. При отраженной речи ребенок, начав говорить за логопедом, заканчивает фразу самостоятельно.

Подвижные игры нормализуют моторику заикающихся детей: в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи. Но эти игры резко усиливают игровую активность, и логопеду приходится особенно внимательно следить за поведением излишне подвижных детей.

Дидактические игры, несущие в себе скрытую цель - научить заикающихся детей свободному общению - особенно полезны для детей с нарушением звукопроизношения. Обычно, прежде чем устранять заикание, логопед проводит работу по коррекции звукопроизношения. Иногда работа проводится параллельно.

Игры на звукоподражание, с разборными игрушками, лото, домино, на определенный звук нормализуют произношение, а спокойная манера их проведения положительно влияет на поведение детей. Четкие и определенные правила в дидактических играх, речевые стереотипы приучают детей точно выражать свои мысли и очищают их речь от ненужных слов.

Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, чуткого отношения к товарищам. В то же время дидактические игры, приближаясь по своему содержанию и способу проведения к занятиям, не несут эмоционального заряда, нужного для активизации поведения заикающихся детей 4 - 5 лет.

Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации стихотворений, прозы, игры в настольный театр и творческие игры.

В работе с заикающимися детьми 5-6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Логопед подбирает тексты, имеющие воспитательную ценность насыщенные глагольной лексикой, с четкой логической последовательностью изложения, художественной выразительностью языка, с простым построением фраз.

Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей, учат их интонационной выразительности, развивают движения, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

Не менее важны для данной возрастной группы игры с пением. В период обучения детей сопряженной речи дети поют и играют вместе с логопедом, при отраженной - песню начинает логопед, а дети повторяют припев и выполняют действия, при вопросо-ответной речи поет ребенок- водящий, а остальные отвечают ему хором или по одному.

Если для детей 4-5 лет больше подходят игры хороводные, то для 5-6 летних - инсценировки с пением. Участвуя в них ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения.

Дидактические и подвижные игры с правилами также используются в работе с заикающимися детьми этого возраста.

Для заикающихся детей 6-7 лет на первый план выдвигаются дидактические (математические) игры, которые удовлетворяют потребности дошкольников в играх - занятиях. Наряду с этим все большее развитие получают творческие игры, формирующие инициативу, организаторские навыки, активность, а также игры со школьной тематикой.

На втором месте стоят подвижные игры с правилами и с элементами соревнования. Эти игры воспитывают в детях выдержку, умение объективно оценивать результат игры и поведение товарищей.

Игры-драматизации стихотворного текста воспитывают в детях умение находиться в коллективе сверстников. Выученный детьми словесный материал способствует свободе общения. Игры с пением занимают одно из последних мест в работе с детьми этого возраста. Ребята неохотно участвуют в них.

Коррекционная работа по системе игр проводится в несколько этапов.

На первом этапе логопед обследует состояние речи детей во время деятельности, изучает их поведение в играх и при выполнении режимных моментов, выявляет личностные особенности каждого (характер общительности, подражательности, активность, состояние моторики, отношение к своему заиканию и т. д.), осуществляет коррекцию дыхания, голоса, развитие динамики речевого аппарата, составляет индивидуальный и общий с воспитателем план работы.

Второй этап - этап максимального ограничения речи. Его цель - затормозить у детей патологические рефлексы на неправильную речь, сопутствующие движения и действия, употребление лишних слов (ну, вот, и, а и т. д.).

Этот этап включает период молчания и период шепотной речи. За это время у заикающихся детей воспитываются внимание, усидчивость, подражательность, общая и ручная моторика.

Материалом занятий служат спокойные дидактические игры: настольные, со строительным материалом, разборными игрушками, куклами, мозаикой, игры на развитие подражательности, а также малоподвижные игры, в процессе которых дети учатся соблюдать правила игры, выбирать водящего, распределять роли. Игры подбираются безречевые или с максимальным ограничением речи. Постепенно в них включается шепотная речь.

Игры-инсценировки носят условный характер: логопед говорит шепотом текст, а дети, предварительно распределив с помощью логопеда роли, разыгрывают его. Затем логопед оценивает выполнение ролей детьми.

На третьем этапе (облегченных форм речи) у детей воспитывается мягкое голосоначало, слитность произношения, выразительность речи, длительность выдоха. Одновременно ведется работа по воспитанию у заикающихся детей произвольного поведения. Они учатся подчиняться правилам и выполнять требования, исходящие не только от взрослого, но и от товарищей.

На занятиях с детьми проводятся игры с пением (хороводные и инсценировки), дидактические игры с правилами средней подвижности, игры-драматизации стихотворного и прозаического текстов. Выбор водящего в играх осуществляется с помощью считалок, которые дети проговаривают вместе с логопедом. В дидактических и подвижных играх широко используются звукоподражания.

На данном этапе на занятиях вводятся элементы творческих игр по предложению логопеда. Материалом домашних заданий являются настольные дидактические, подвижные игры, сопряженно-отраженное проговаривание вместе с родителями потешек, стихотворений, отрывков сказок и т. д.

На четвертом этапе (вопросо-ответной) речи логопед продолжает работу по коррекции поведения и речи заикающихся детей. Подбор игр может быть самый различный: игры с пением, дидактические, подвижные с правилами, игры-драматизации, творческие. Обязательным условием является соблюдение во всех играх диалогической речи в вопросо-ответной форме. Вначале на вопрос логопеда или водящего дети отвечают хором, затем индивидуально. От полного ответа ребята постепенно переходят к разговорной диалогической манере общения.

Речевая работа во время проведения разнообразных игр заключается в воспитании длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитности фразы, выразительности речи. В этот период все больший удельный вес приобретают игры-драматизации, настольный и кукольный театры, творческие игры, проводимые в форме диалога. От логопеда требуются большая выдумка, умение методически переработать или создать новую игру в соответствии с требованиями вопросо - ответной формы речи у детей.

Цель пятого этапа - воспитание самостоятельной речи. Логопед создает большое число игровых ситуаций, в которые органически включаются пересказы заранее подготовленного текста (монологи ведущих в кукольном и настольном театрах, монологи главных действующих лиц в творческих играх и т. д.).

Иногда обыгрываются и неподготовленные пересказы. Это воспитывает у детей творческую активность, фантазию, позволяет им привлекать знания из накопленного жизненного опыта. Этому же способствуют творческие игры в библиотеку, в книжный магазин, в почту и т. д.

В сюжетные дидактические игры включаются такие виды работы, которые дают детям новые знания. В творческих играх, играх - драматизациях, дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сказке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры. Дети сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают.

Так же самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. При этом они учитывают, что нового внес каждый ребенок в игру, проявил ли выдумку и как исполнил свою роль.

В играх этого этапа у детей наиболее ярко проявляется фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

Логопеду нужно помнить, что игра - это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Заключение

Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления.

Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться. Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед.

В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Умственное развитие в игре тесно связано с нравственным воспитанием. В дидактических играх упражняется воля детей. Игры способствуют накоплению чувственного опыта и эстетическому воспитанию.

Если логопеды - практики проводят коррекционную работу по системе игр, это позволяет ребятам свободно включаться в детский коллектив, а воспитанные в играх качества личности (активность, самостоятельность, инициатива) помогают им справляться с возникающими речевыми затруднениями вне логопедического кабинета.

Значение игры в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания. На закономерность формирования у детей движений в процессе игры указывает в своих работах А.В. Запорожец; на формирование моральных привычек – З.В. Мануйленко; В.А. Горбачева, З.М. Истомина приходят к заключению, что у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче; такой же вывод о выполнении детьми несложных трудовых операций в игре делает Я.З. Неверович.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод:» Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных.

Характеристика логопедических игр .

В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом мы видим задачу логопеда сегодня.

Практический материал разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки,чистоговорки, считалки.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.

1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

Есть игры на активизацию артикуляционной моторики, но, к сожалению, таких игр оказалось очень мало.

К подготовительным условно относятся игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартрии, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Подобраны игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности, о которой мы уже говорили выше.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на тоже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Их можно дать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме.

Подготовительные игры

Развитие слухового внимания

«Кто что услышит?»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками, труба и др.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и конкретные.

Развитие речевого слуха

«Улиточка»

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середин круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам я тебе сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Развитие артикуляционной моторики

«Почистили зубы»

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульях лицом педагогу. Показывая картинку, он говорит: «посмотрите, как мальчик чистит зубы. Мы сейчас с вами тоже почистим зубы, только не щеткой, а языком. Посмотрите как чищу зубы я (чистит языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь все почистим верхние зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы стали у всех детей».

Педагог вызывает по очереди детей. Они показывают, как умеют чистить языком зубы.

«Лошадка»

Цель. Активизация кончика языка.

Описание игры. Дети строятся в колонну – они лошадки. По сигналу педагога «поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами». Берем двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают.

«Лес шумит»

Цель. Автоматизация звука Ш

Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш…

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш…

«Будильник»

Цель. Автоматизация звука (р).

Описание игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает трещать: р-р-р-р-р…. Все дети встают.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с особенностями развития дети в целенаправленном обучении и развитии. Логопедические дети не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игровой метод - это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а так же другими видами деятельности. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса. Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза. В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. Хрестоматийным примером может служить повторение ребенком слогов ра как рак и ша как шар или шарф. При первичном обследовании, без специальной инструкции, такая картина может наблюдаться и у детей с сохранным фонематическим слухом и нормальным звукопроизношением. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Некоторые игровые приемы:
Кто дольше?
Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кто больше?
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
Научи Петрушку
Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.
Поедем на машине
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
Повтори для мишки
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.
Давай проверим!
При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое задание выполняется под контролем родителей.
Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
Маленькие ножки бежали по дорожке…
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
Говорящие руки
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
Ступеньки
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Ромашка
В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.
Раз - шажок, два - другой…
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.
Прокати мяч
Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Телеграмма
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са, ко - го, зу - жу - зу и др.Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.