Карамболь — бильярдная игра. Трехбортный карамболь Основные правила игры Карамболь

Бильярд (фр. billard, от фр. bille - шар) - собирательное название игр, сутью которых является передвижение шаров по бильярдному столу с помощью кия.

Долгое время считалось, что родиной этой весьма древней игры является Англия, и что именно в эту страну азиатские купцы завезли незамысловатую игру в шары, которую англичане с успехом усовершенствовали. Кроме того, по мнению некоторых ученых, слово бильярд происходит от сочетания двух английских слов: ball - "мяч" и yard - "двор", "надворье". Позже предположили, что бильярд впервые появился в Китае. Однако археологи доказали, что еще в 1500 году до нашей эры игра, напоминающая бильярд, была известна в Древнем Египте, откуда и распространилась по всему миру.

Вначале играли в бильярд только избранные - коронованные особы, знатные вельможи. Королева Шотландии Мария Стюарт обожала эту игру, Карл IX способен был играть в бильярд сутки напролет, и лишь сильная усталость могла заставить монарха завершить партию. А Генрих III приложил немало усилий, чтобы "благородная бильярдная игра" стала известна знатным господам в Англии, Германии, Испании, Италии. Однако лишь в период правления французских королей Людовика XIII и Людовика XIV бильярдные столы стали устанавливаться в общественных местах, что, кстати, приносило государству немалый доход.

Существует несколько разновидностей бильярда:

Карамболь (французский бильярд) - игра ведется за столом без луз, длина которого - 2,84 м, ширина - 1,42 м (±5 мм). Игровая поверхность, ограниченная резиновыми бортами, представляет собой грифельную плиту (толщина которой составляет не менее 45 мм), покрытую сукном из стопроцентной шерсти зеленого цвета. В комплект для карамболя входит три шара (диаметр которых составляет от 61 до 61,5 мм, а вес - от 205 до 220 гр.): белый биток, красный прицельный шар и белый биток с красными или черными точками (либо однотонный желтый шар). Выделяют однобортный, трехбортный, артистический карамболь, кадре 47/1, кадре 74/2, открытую партию.

Русский бильярд - разновидность лузного бильярда, предполагающая соблюдение особых требований к оборудованию для игры (крупные шары, диаметр которых (68-68,5 мм) незначительно уступает размерам створа лузы (угловая - 72-73 мм, средняя - 82-83 мм)). Все шары цвета слоновой кости, биток желтый или же красного цвета. Столы покрыты зеленым сукном с нанесенной разметкой. Разновидности русского бильярда:
"Американка" - игра ведется 16 шарами, причем любой из них может быть как битком, так и прицельным шаром;
"Московская пирамида" ("сибирская" или "комбинированная"), появившаяся в России во времена Петра I, отличается от других лузных бильярдов сравнительно строгими лузами и игрой на "свои" шары. Выделяют также комбинированную, динамичную, классическую, большую и малую русскую, Невскую пирамиды, пирамиду-подкатку, Арктику и т.д.

Снукер (от англ. snooker - "курсант первого курса Британских войск", аналог русского "салага") - разновидность бильярдной игры, широко распространенная в Великобритании. Считается, что данный вид бильярда был изобретен в 1875 году полковником британских колониальных войск Невиллом Чемберленом. На игровом столе располагается пирамида из 15 красных шаров, белый биток и 6 цветных шаров, находящихся на определенных отметках. От других видов бильярда снукер отличается значительными размерами стола, определенной геометрией губок луз и довольно сложными правилами. Например, просто попадания шара в лузу недостаточно - после очередного удара биток должен находиться в такой позиции, из которой будет удобно забивать следующий шар.

Пул (от фр. poule, "банк, пуля, ставка") или американский бильярд - разновидность лузного бильярда, появившаяся в 1857 году, когда американец ирландского происхождения Майкл Фелан изобрел лузы нового типа. Игра в пул ведется на стандартных столах с лузами соответствующей формы, комплект шаров состоит из битка белого цвета и 15 пронумерованных разноцветных шаров. Сущствует несколько разновидностей пула: пул-7, пул-8, пул-9, пул-10, стрейт, ротация, в одну лузу.

Мифы о бильярде

В Европе первой начала играть в бильярд Англия. Действительно, долгое время считалось, что бильярд возник в Англии, или, по крайней мере, был впервые завезен именно в эту страну. Но недавние находки археологов опровергают этот факт, неопровержимо доказывая, что родиной вышеупомянутой игры является Древний Египет. В Европу бильярд был завезен рыцарями, которые участвовали в крестовых походах (Х-ХI вв.). Поскольку большинство рыцарей были французами, именно Франция первая в Европе познакомилась с новой и весьма интересной чужеземной игрой.

К науке бильярд не имеет никакого отношения. Попытки исследовать математический базис бильярдной игры предпринимались неоднократно. Например, в 1835 году Гаспар Густав Кориолис написал книгу "Theorie mathematique du jeu de billard" ("Математическая теория явлений бильярдной игры"). Однако работа Кориолиса, в которой автор использовал элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа, не заинтересовала ни игроков, ни математиков. Лишь через 150 лет теория биллиардов стала неотъемлемой частью эргодинамической теории и теории динамических систем, соединяя дифференциальные уравнения, геометрию, теорию вероятностей. Математик Гельперин создал способ определения числа с помощью биллиарда, исследованиями в данной области занимались также Альхазен, Гарднер, Штейнхауз. Кроме того, теория биллиардов связана с газовой динамикой, аналитической механикой и т.д.

Играя в бильярд, здоровье не поправишь - ведь эта игра не предполагает большой подвижности. Действительно, сверхподвижности от бильярдиста не требуется, но, например, правильную осанку бильярд поможет выработать, при этом избегая чрезмерной нагрузки на сердце и легкие. Подсчитано, что игрок, сам того не замечая, за время партии проходит около 2-3 км, при этом не ощущая ни усталости, ни особого напряжения. Кроме того, эта игра способствует развитию глазомера, координации и четкости движений, находчивости, скорости реакции.

Навыки, приобретенные во время игры в бильярд, в жизни неприменимы. Совершенно ошибочное мнение. Ведь кроме вышеупомянутого положительного воздействия на физическое тело (результатом которого является прекрасное самочувствие в повседневной жизни) бильярд способствует выработке у игрока спокойствия, хладнокровия, уравновешенности, умению концентрировать свои усилия на достижении поставленной цели. Здесь же человек может научиться правильно проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя при неудаче. Кроме того, бильярд - прекрасный способ снятия накопившегося нервного напряжения.

Пул назван так потому, что шары движутся по столу со скоростью пули. На самом деле слово "пул", являющееся производным от французского "poule", имеет несколько значений: "банк", "пуля", "ставка". Однако этот термин изначально никакого отношения к лузному бильярду не имел. Все дело в том, что бильярдные столы часто устанавливались в "pool room", то есть, в тех местах, где принимались ставки (например, на ипподромах), видимо, с целью дать возможность посетителям скоротать время между заездами. В наши дни об этой странице истории американского бильярда, давно обретшего популярность, напоминает лишь его название.

Шары для игры в бильярд могут быть окрашены только в белый, желтый или красный цвет, да и количество их для разных видов бильярда примерно одинаковое. Это не так. Если для карамболя достаточно трех шаров, то лузные бильярды предполагают наличие на столе 15-16 шаров. Окрашиваются шары для каждого вида бильярда по-разному. Наиболее широкую цветовую гамму можно наблюдать при игре в пул: в белый цвет окрашен только биток, а пронумерованные прицельные шары окрашены в разные цвета. Первые восемь из них имеют сплошную окраску, а именно: 1-желтый, 2-синий, 3-красный, 4-фиолетовый (пурпурный), 5-оранжевый, 6-зеленый, 7-темно-бордовый, 8-черный. Остальные семь шаров белые, с центральной полосой определенного цвета, в соответствии с номером шара: 9-желтого, 10-синего, 11-красного, 12-фиолетового (пурпурного), 13-оранжевого, 14-зеленого, 15-темно-бордового.

Лишь в наши дни бильярдные шары стали делать из искусственных материалов. Это не совсем так. Довольно долго для игры в бильярд использовали шары, изготовленные из бивней индийских слоних. Причина проста - у индийских слонов бивни больше, чем у африканских, следовательно, шаров из одного такого бивня получается больше - 4-5. Выбор бивней самок также неслучаен. Дело в том, что в бивнях слоних каналы, в которых располагаются капилляры и нервы, проходят точно по центру, а значит шар, выточенный из такого бивня, идеально сбалансирован. У самцов вышеупомянутый канал сворачивает к концу кости, потому их бивни шли на изготовление шаров второго сорта. Пока бильярд был привилегией знати, ни дороговизна, ни дефицит слоновой кости никого особо не занимали, но уже в середине XIX века начались поиски альтернативного материала для бильярдных шаров. Из природных заменителей (бивней моржей, зубов кашалотов, бегемотов, клыков диких кабанов) получались лишь второсортные шары, не отличавшиеся достаточной прочностью и сбалансированностью. Первым синтетический материал для бильярдных шаров (коллодий - нитрат целлюлозы, с добавлением камфоры) предложил изобретатель из Иллинойса Исаия Хайатс. Шары из коллодия были довольно прочными, легко окрашивались, но при сильных ударах трескались. В 1907 году шары изготовлялись из легкого, дешевого и негорючего бэйкелита, позже - из пластика. Начиная с 30-х годов прошлого века, шары для бильярда изготавливаются из фенолформальдегидной смолы.

Во все времена бильярдный стол имел прямоугольную форму и определенные пропорции. Это не так. Игра в шары (которая, например, в Англии именовалась Pall-Mall) вначале велась на утрамбованной земляной площадке. Однако плохая погода составляла непреодолимое препятствие для игр такого рода, потому через некоторое время игроки переместились под крышу, соответственно, для продолжения забавы потребовался стол.
Первое упоминание о бильярдном столе, найденное в инвентарной описи короля Людовика XI, относится к 1470 году. В те времена стол для бильярда представлял собой просто каменную плиту, установленную на деревянный помост определенной высоты. Но ведь поверхность камня невозможно сделать идеально ровной - едва заметные бугорки и впадины служили серьезным препятствием для движения шаров.
Выход был найден - столы для бильярда стали обтягивать тканью (методом проб и ошибок определили, что оптимальным вариантом является сукно, лучше всего шерстяное, с определенным наклоном ворса), причем довольно прочной, дабы выдерживать постоянное механическое воздействие ударов кия и катящихся шаров. Любопытный исторический факт: один из владельцев бильярда после дня игры вынужден был заштопать на сукне, покрывавшем игровой стол, более ста дыр.
В то же время совершенствовались формы бильярдных столов. Вначале столы для бильярда были круглыми, квадратными, шестиугольными, восьмиугольными, причем самых различных размеров. Однако большая часть вышеупомянутых вариантов была отвергнута по причине неудобства для игроков, и, в конце концов, была выбрана наиболее удобная форма бильярдного стола - прямоугольная, и оптимальные пропорции - длина стола в два раза больше его ширины. Именно такие пропорции, например, в лузном бильярде позволяют равномерно расположить 6 луз, легко достать шар из центра стола и т.д.

Сукно для бильярдных столов должно быть только зеленого цвета. Действительно, изначально был избран именно этот цвет сукна. Исследователи объясняют такой выбор несколькими причинами. Во-первых, цвет сукна напоминал зеленую лужайку, во-вторых, роднил бильярд с другими азартными играми, распространенными в те времена и проводящимися чаще всего за столами зеленого цвета. В наше время цвет покрытия бильярдного стола может быть не только зеленым, но и черным, коричневым, синим, красным, золотисто-желтым, цвета морской волны и т.д.

Чтобы научиться играть в бильярд, достаточно просто некоторое время гонять шары по столу - при наличии таланта умение придет само. Безусловно, способности к тому или иному виду деятельности чрезвычайно важны, однако не менее важны регулярные, и самое главное - правильно построенные тренировки. Например, отработка ударов будет, особенно на первых порах, гораздо полезнее обычной игры. При этом нужно помнить, что следует отрабатывать не только те удары, которые и так неплохо получаются, но и те, которые не получаются вовсе - только в этом случае вы сможете найти выход из любой ситуации, создавшейся в игре. Однако постоянно уделять внимание только тем ударам, которые вам не удаются, тоже не стоит - таким образом можно выработать устойчивую неприязнь к игре вообще. Оптимальный вариант - чередование ударов различного рода. Кроме того, следует постараться определить, в какую точку битка производится удар, а также уделить внимание ударам, из-за которых была проиграна партия, расчету угла, вызывающего затруднения во время игры и т.д. Также можно применить метод "прогрессивной тренировки", суть которого заключается в том, чтобы начинать с наиболее простых ударов, постепенно переходя к сложным.

Для игры в бильярд можно одеваться, как угодно. Действительно, никаких строгих требований к внешнему виду игроков в этой игре не существует. Однако в среде бильярдистов играть в верхней одежде считается дурным тоном. Потому перед игрой следует снять пальто (куртку, шубу, плащ), шарф и шапку. Желательно также, чтобы предметы одежды (например, галстук или пиджак) не сковывали движений игрока.

Отправляясь в бильярдный клуб, достаточно хорошо знать правила игры, чтобы стать в среде бильярдистов "своим". Безусловно, знание правил, как и игровые навыки, необходимы, но, кроме всего перечисленного, следует знать и соблюдать неписанные правила поведения в бильярдном клубе. Лишь в этом случае остальные игроки будут относиться к вам с уважением.
Правила этикета в бильярде просты: следует проявлять уважение и к своему игровому партнеру, и к игрокам за соседним столом, и к игровой поверхности (не только ничего не следует класть на бильярдный стол, но и курить или пить над его поверхностью не нужно).
Нельзя отвлекать вопросами или замечаниями игрока, готовящегося к удару, либо же находиться рядом с ним, стоять напротив лузы, в которую он целится, опираться на стол в том месте, куда будет направлен удар.
Если нужно пройти мимо игрока - подождите, пока удар не будет выполнен. Недопустимо совершение каких-либо действий на столе до момента остановки шара, даже если игрок ошибся. Кстати, совершивший ошибку или нарушивший правила должен сам объявить об этом.
Помните, что пристальное внимание к игре за соседним столом может отвлечь бильярдистов. Если есть желание понаблюдать, нужно обязательно спросить разрешение игроков. Кроме того, во время партии не приветствуются разговоры на посторонние темы.

Самостоятельно выбрать бильярдный стол довольно сложно. Конечно, при выборе стола для игры в бильярд лучше всего воспользоваться советами специалиста, но, поскольку такая возможность есть не всегда, перед тем, как сделать покупку, следует учесть, что:
1. Бильярдный стол может быть установлен лишь в помещении определенного размера. Потому, если у вас нет возможности выделить для бильярда свободное пространство минимум 4х5м - лучше вообще отказаться от покупки;
2. Различные виды бильярда предполагают разные размеры стола и, соответственно - помещения, отведенного для его установки. Но если вы можете выделить в помещении свободную зону размером 5х7 м - смело устанавливайте стол для любого вида бильярда;
3. Если вы приобрели стол небольшого размера, лучше осваивать соответствующий вид бильярда (например, пул), чем пытаться играть в русский бильярд за слишком маленьким столом, поскольку это чревато потерей интереса к бильярду вообще;
4. Обязательно обратите внимание на то, из каких пород дерева изготовлены несущие детали стола - рамы, ноги-опоры. Лучше всего остановить свой выбор на изделии из твердых пород древесины: ясеня, красного дерева, дуба, ореха. Именно в этом случае конструкция не покоробится под воздействием влажности или перепадов температур. Несущие детали, изготовленные из древесины мягких пород (ольхи, липы, сосны) стоят дешевле, но долговечностью не отличаются;
5. Обязательно проверьте стол на устойчивость - он не должен шататься и деформироваться;
6. Плита стола может состоять из трех или пяти частей, швы между которыми в процессе сборки шпаклюются, затем поверхность разравнивается. Проведите по столешнице ладонью - стыки не должны ощущаться;
7. Обязательно поинтересуйтесь, из какого материала сделана столешница. Помните, что идеально ровную поверхность, причем легко поддающуюся реставрации, можно получить только из сланца Ардезии. Более дешевые варианты обладают немалым количеством недостатков. Например, плиты из мрамора сложно поддаются шлифовке и чувствительны к повреждениям; из синтеграна (синтетического гранита) легко крошатся. ЛДСП (ламинированные древесностружечные плиты), ДСП (древесностружечные плиты), МДФ (древесноволокнистые плиты) стоят очень дешево, но быстро изнашиваются, легко деформируются, неустойчивы к перепадам температуры и воздействию влаги. К тому же шары на таких плитах создают повышенный шумовой фон, часто подскакивая из-за меньшей плотности ЛДСП;
8. Приобретая сукно для столов (особенно для тех, которые будут установлены в бильярдных клубах), лучше всего отдать предпочтение универсальному материалу, подходящему и для пула, и для пирамиды. А вот для игры в снукер придется приобретать специальное сукно (например, Hainsworth Snooker);
9. Чистить ворсистое сукно бильярдного стола следует вдоль волокон, пыль, собранную у бортиков, нужно сметать по направлению к лузам, через которые она удаляется со стола. Также можно чистить сукно пылесосом, желательно маломощным и без вращающихся щеток. Пятно с поверхности стола можно попытаться удалить с помощью щетки, смоченной в водке. При этом следует учесть, что одно пятно не следует чистить более пяти раз.

Карамболь — это вид игры на бильярде. Это и определение удара, когда биток (шар, по которому наносится удар) последовательно соударяется с двумя прицельными шарами.
Игра в бильярд Карамболь и нижеследующие правила (для столов, шаров и оборудования) соответствуют описанным в спецификации оборудован. ВСА стандартам.
Шары, используемые в игре Карамболь , один красный шар и два белых. Каждый игрок имеет свой белый шар, служащий при выполнен. удара битком. Красный же шар битком не может быть.
В качестве отличительных примет для битков служит помета на каждом из них: две или три точки.
Игра «Карамболь» с 4 шарами использует 4 шара.
Правильным будет считаться удар по битку, если наносится наклейкой кия. Игрок, выполняющ. удар, выбирается следующим образом:
1. Процедурой раската (именно только раскат применяется на официальн. соревнованиях).
2. Жребием.
Тот игрок, который выиграл жребий или раскат, производит сам начальн. удар или уступает его противнику.







Раскат, т.е. розыгрыш начальн. удара в игре «Карамболь».

На заднюю отметку выставляется красный шар (составляет исключение игра Карамболь с 4 шарами). Осуществляется удар из-за передней линии «с руки». Слева становится один игрок, справа по отношению к передней отметке — другой. Производятся удары одновременно, направляясь к задн. борту и обратно к борту переднему. Выигрывает право перв. удара тот игрок, чей биток ближе остановится к переднему борту. Заднего борта шар должен хоть однажды коснуться. Во внимание не принимаются иные бортовые соударения. Автоматически проигранным считается раскат, если:
1. Шар оказался на половине стола соперника.
2. Шар не коснулся задн. борта ни разу.
3. Шар выскочил за пределы стола.
4. Шар дотрон. до красного шара.

Процедура раската повторяется ещё раз, если у обоих игроков есть нарушения (смотри выше) или судье трудно определ., какой из шаров ближе. При раскате игроки ударяют в одно и то же время (абсолютной синхронн. может и не быть).

Выбор битка в игре «Карамболь».

Тот, кто выиграл раскат, имеет право выбир. биток (помеченн. или сплошь белый). Этим битком он и будет в течение всей игры пользоваться. В качестве битка при нечётном количестве игроков используется шар, не бывший «битком» при предыдущем ударе (является исключением игра «Карамболь с 4 шарами», в которой по иной схеме расставляются шары).

Первый прицельный шар в игре

Тот, кто осуществляет начальный удар, должен сперва коснуться красного шара, а после этого — битка соперника. Ошибкой считается, если биток сначала всё-таки коснулся битка противника. В этом случае серия для играющего завершается, набранное же очко не засчитывается (будет исключением игра «Карамболь с четырьмя шарами»). Последовательность соприкосновений с красным (а в игре «Карамболь с четырьмя шарами») и белым шарами неважна при всех последующих ударах. В следующих ударах первым прицельным шаром можно выбирать и красный шар (розовый в игре «Карамболь с четырьмя шарами»), а также биток соперника. «Красный шар» — исключение.

Нога на полу при игре Карамболь.

Во время соприкосновения битка и наклейки (т.е. в момент удара) одна нога играющего должна стоять на полу, иначе удар будет признан фолом. Размер, форма и способ ношения обуви должны быть оптимальными.

Вы когда-нибудь задумывались, как вы воспринимаете внешний мир? Прежде всего вы должны начать с себя и понять самого себя в этом мире.

Удар во время движения шаров

Если при выполнении удара любой другой шар на столе движется, то выполняемый удар считается нарушением. Шар, вращающийся на месте, движущимся считается.

Завершение удара.

До тех пор удар считается не завершённым (а значит и не засчитанным), пока шары на столе не остановятся (все, даже вращающиеся на месте).

Фол при соприкос. шаров.

Удар не засчитывается (т.е. будет нарушением), если биток, находящийся в игре, и любой прицельный шар соприкоснётся с чем-нибудь (одеждой, мелком, телом и т.д.) кроме наклейки кия, соприкосновение которой с битком при выполнении правильного удара допускается только один раз.

Фол при двойном ударе в игре Карамболь.

Нарушением считается, если в течение удара наклейка кия касается битка долее одного раза. Решение судьи о том, что наклейка кия соприкасалась с битком во время его прикосновения к прицельному шару — считается фолом.
Если по мнению судьи (а он исходит из характера позиции шаров, их поведения, звука во время удара было два раздельных соприкосновения битка и наклейки кия, то такой удар считается нарушением.

Фол при пропихе

Если в процессе удара биток наклейкой кия пропихивается так, что соприкосновение продолжается больше мгновения, которое соответствует обычному удару, то такой удар считается нарушением. Удар будет считаться фолом, если во время него игрок протолкнул или пропихнул наклейкой кия биток.

Выскочивший биток.

Если после удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола — то это нарушение.

Общие правила при фоле.

Наказания за нарушения в разных играх отличаются. Однако ряд общих правил всё-таки существует:
-У того, кто нарушил правила, серия заканчивается.
-Не засчитываются ранее набранные очки.

Неправильный перескок в игре «Карамболь».

Расценивается как нарушение, когда игрок при нанесении удара ниже центра битка («подбрасывании» или «подковыривании» битка) отрывает его от стола, чтобы обойти мешающий шар. Такой прыжок вызывается случайно и не всегда считается фолом, но когда в течение удара наконечник или шафт касается битка, это считается всё-таки фолом.

Наказание при умышленном фоле.

Удары по битку, который находится в игре, наносятся только наклейкой кия (наконечником, шафтом и т.д.) и ничем более. Согласно правил такие удары — нарушение.
Если же удар наносится умышленно, судья предостерегает игрока и предупреждает, что, повторяя аналогичное нарушение, он проиграет и ему будет засчитано поражение.

Самопроизвольно двигающиеся шары в игре «Карамболь».

Шар, который катится, поворачивается, сдвигается или по-другому двигается самопроизвольно, должен быть оставлен в сложившейся позиции. Затем игра продолжается.

Ответственность игрока за нарушение правил в игре

Если игрок принёс мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или использует другие предметы рядом со столом, то он несёт за них ответственность. Бывает что игрок сбивает наконечник машинки или роняет мел. В случае касания таким предметом любого шара, который находится в игре, игрок тоже несёт ответственность.

Выскочившие шары.

Выскочившими считаются шары, которые после удара вышли за пределы поверхности стола (борт, пол). В процессе игры шары иногда выскакивают на поверхность борта. Если же они самостоятельно, не коснувшись какого-нибудь предмета, не являющегося частью стола, вернулись на игровую поверхность, то считаться выскочившими они не будут.
А если шары коснулись, например, крепления светильника, мелка на борте и т.п., то есть коснулись чего-нибудь, не являющегося поверхностью стола, их считают выскочившими, хотя они самостоятельно вернулись на поверхность стола. После того как шары на столе остановятся, выскочившие шары выставляются (см.п. «Выставление выскочивших шаров»).

Вмешательство, которое не вызвано игроком.

Если во время созтязания произошло перемещение шаров, не вызванное игроками (даже когда игрока толкнут, в результате чего положение шаров изменится), то прежняя позиция максимально точно восстанавливается. Штраф не налагается. Игра продолжается. В официальном соревновании судья сам восстанавливает положение шаров. В случае любых воздействий стихии (ураганы, землятрясения, отключение электричества) это правило тоже действительно.

Определение правильного отыгрыша в игре Карамболь.

Если после соприкосновения битка с прицельным шаром хоть один шар доведён до борта, отыгрыш будет выполнен правильно. Впрочем, по правилам игры «Трёхбортный карамболь» преднамеренные отыгрыши запрещаются (по версии Ассоциации Соединённых штатов (USBA).

Ограничение на количество отыгрышей.

Выполнять подряд несколько преднамеренных отыгрышей нельзя. Если отыгрышем закончилась последняя серия, то игрок обязан в начале следующего игрового подхода сделать попытку результативного удара. Будет нарушением это правило не выполнить. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь» требования данного пункта неприменимы.)

Удар после отыгрыша

Если игроком выполняется преднамеренный отыгрыш или совершается нарушение, то этот игрок должен выполнить «удар после отыгрыша» в начале следующей серии, т.е. стремиться к результативному удару. Фол объявляется игроку, который вновь начинает отыгрыш. Объявление фола в этом случае не зависит от того, были соблюдены или не были соблюдены условия правильного отыгрыша. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь по версии Бильярдной Ассоциации Соединённых штатов требования этого пункта не применяются).

Выставление выскочивших шаров.

Биток выставляется на переднюю отметку, если он выскочил.
Если передняя отметка занята, то на заднюю отметку выставляется, а если и она занята, то на среднюю выставляется.
Если белый прицельный шар выскочил, он выставляется на переднюю отметку. (Если она занята, то биток на заднюю отметку выставляется, если и она занята, на среднюю выставляется).
Если красный прицельный шар выскочил, то он на заднюю отметку выставляется. (Если же она занята, шар на переднюю отметку выставляется, если и она тоже занята, то на среднюю).
В случае выскакивания и прицельного шара, и битка, первым выставляется биток, за ним прицельный шар (по выше описанным правилам).
При выскакивании обоих прицельных шаров они выставляются соответственно выше описанным правилам.
Если отметка предназначена для выставления какого-нибудь прицельного шара, а её занимает биток, то выставляется сначала тот прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий выставляется по правилам, описанным выше.

Виды карамболя.

1. Однобортный.

Цель игры — раньше противника набрать определённое количество очков.
а) биток коснулся хоть одного борта, а потом последовательно двух прицельных шаров.
б) биток коснулся прицельного шара, потом борта, а затем другого прицельного шара.
В случае ошибки списывается со счёта игрока одно очко. Позволяется продолжить подход при результативном ударе.

2. Трёхбортный.

Цель аналогична цели однобортного карамболя.
Результативным считается удар, если
а) биток коснулся трёх бортов (как минимум), а потом последовательно коснулся двух прицельных шаров.
б) биток коснулся прицельного шара, потом трёх бортов, а затем другого прицельного шара.
в) биток коснулся борта, затем прицельного шара, потом ещё двух бортов, а после этого другого прицельного шара.
г) биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем ещё одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Фол объявляется, если после удара несколько шаров (или один) выходят за пределы стола. Выполняя умышленный отыгрыш (при условии, что прицельный шар стоит вплотную к борту), нужно, чтобы после соударения прицельного шара и битка, каждый из них коснулся борта (биток — любого, а прицельный шар до другого борта дошёл).
Продолжить подход можно после результативного удара. Право удара переходит к противнику, если игрок ошибся. При этом очки не списываются со счёта.

3. Открытая партия.

Особенности открытой партии.
Касание битком бортов не обязательно при соударении шаров. Одно очко начисляется за результативный удар. В треугольных зонах, очерченных в углах стола, можно сделать только один карамболь, после чего производится обязательно удар, за которым биток партнёра или красный шар должен покинуть эту зону для продолжения серии ударов. Удар переходит к противнику, если шар не покинул зону. При этом не взимается штраф.

4. Кадре 47/1.

Особенности.
На столе 9 зон: три зоны — прямоугольные и у коротких бортов (сторона 47 см) — шесть квадратов. Собравшимися в каждой зоне шарами производится только один карамболь., потом биток или красный шар соперника зону должен покинуть. Шар, который покинул зону, имеет право вернуться для продолжения следующего карамболя (одного) в ту же самую зону.

5. Кадре 74/2.

Особенности.
На столе 6 зон: стол делится вдоль длинных бортов пополам одной линией. Параллельно коротким бортам (на расстоянии 74см) проходят ещё две линии. Разрешается выполнить два карамболя подряд в каждой из зон.

6. Артистический карамболь.

В этой игре требуется, чтобы количество и последовательность соударений битка с бортами и прицельными шарами были строго определены для конкретного случая. Определена позиция шаров для каждого удара. На стол можно (в некоторых положениях) выставлять одну или несколько фишек, чтобы определить траекторию движения шаров.
Позволяются три попытки игроку для осуществления удара. Если шар успешный, то начисляется от 4 до 11 очков (количество очков зависит от степени сложности). В результате случайной выборки из 76 обязательных позиций определяются позиции для любого состязания. Удар окажется неудачным (хотя все условия и выполнены), если после удара один из шаров выйдет за пределы стола.

Успех ударов во многих позициях объясняется применением редких приёмов (удары массе, экстремальные резки). Их-то как раз не применяют в других играх бильярдных, в иных видах карамболя. Удары эти похожи на трюки. Они очень артистичны. Вот поэтому и назвали карамболь артистическим.
По данной игре проводятся чемпионаты мира, начиная с 1986 года. Максимальное количество очков (447) набрал бельгиец в 2006 году. В 2008 году состоялся чемпионат в Бельгии. В финале игрок Хаси Арап Яман (Турция) победил в пятисетовом матче титулованного Хавьера Фонеллосу. (Испания).


Увеличить размер игры

Французский бильярд

Онлайновая игра Французский бильярд – это простейшая версия любимого многими карамболя. Как и положено в этой разновидности бильярда, партия проходит на безлузовом столе, на котором располагается три шара – белый биток, а также два разноцветных – красный и жёлтый, которые будут выступать в качестве «прицельных». Задача играющего – сделать «карамболь», то есть такой удар, после выполнения которого белый касается обоих прицельных шаров. Однако есть одна тонкость: перед касанием второго биток непременно должен сначала удариться хотя бы об один борт. Это называется «простой карамболь», оцениваемый в три очка. Хотите попробовать бильярд русский онлайн ?

В данной версии игры Французский бильярд при отскакивании битка от двух бортов перед касанием второго прицельного шара начисляется пять очков, трёх бортов – девять, четырёх – десять очков. Всего игроку предоставляется десять ударов. Управление виртуальным кием достаточно традиционно. С помощью направляющих, подсказывающих, куда после столкновения битка с первым прицельным шаром они оба покатятся, выбирается точка удара, нажимается и удерживается левая кнопка. Затем движением мышки назад выбирается сила удара, который производится отпусканием левой кнопки. Карамболь – игра не для всех, но те, кто оценит её изящество, станут вечными её поклонниками.

Карамболь (французский бильярд)

Карамболь - разновидность игры в бильярд, при которой не нужно забивать шары в лузы (чаще всего используются бильярдные столы без луз). Эта одна из старейших французских игр популярна и сегодня.


Существует несколько разновидностей игр:

Открытая партия,
Кадре 41/1,
Кадре 72/2
Карамболь от одного борта,
Карамболь от трех бортов,

Пожалуй, главная особенность пятиборья заключается в том, что все пять игр - "Открытая партия”, "Кадре 47/1”, "Кадре 74/2”, "Карамболь от одного борта” и "Карамболь от трех бортов” - проводятся карамбольном столе без луз.

Карамболь от трех бортов

Самой сложной в пятиборье и одной из наиболее престижных в мировом бильярде игр считается "Карамболь от трех бортов”, или в буквальном переводе "Трехбортовый бильярд”. Эта игра требует от спортсмена высочайшей техники владения шаром и совершенного геометрического мышления. С нее мы и начнем рассказ о европейском карамболе.

Игра ведется тремя шарами - красным, желтым и белым. Последние два - битки. Каждый партнер на протяжении всей игры играет только своим битком. Смысл игры заключается в том, чтобы биток игрока, выполняющего удар, коснулся любого из двух других шаров, затем отразился как минимум от трех бортов (отсюда и название игры), а потом попал во второй шар. Возможен и иной вариант удара вначале касание битком трех бортов, а затем карамболь по обоим шарам, однако, во всяком случае до столкновения со вторым шаром, биток должен непременно совершить обход не менее трех бортов бильярда.

За каждый успешно выполненный карамболь игрок получает одно очко. В случае неудачи право на удар переходит к сопернику. Игра ведется до пятнадцати очков, а общий счет партий - до трех побед Если первым 15 очков набрал игрок, начинавший партию, его соперник имеет право на завершающую серию ударов, так что результатом партии может быть и ничья.

Право первого удара разыгрывается весьма оригинально. Шары устанавливаются на бильярде. Оба игрока одновременно бьют по биткам так, чтобы, отразившись от дальнего короткого борта, шар вернулся к ближнему. Тот, чей шар встанет ближе к короткому борту, у которого находятся в момент розыгрыша игроки, и начнет игру. Если шары встали одинаково, розыгрыш повторяется. При этом ни в коем случае нельзя задевать красный шар. Касание его автоматически означает проигрыш розыгрыша.

В начале игры шары выставляются в позицию, и первый удар проводится битком обязательно по красному шару. Правила игры, в сущности, немногочисленны. Если при ударе чужой шар вылетает за борт, он просто выставляется на свою первоначальную точку без каких-либо последствий для бьющего. Вылет за борт своего шара влечет переход права на удар к сопернику, который начинает серию из начальной позиции. Кроме того, бьющий может потребовать восстановления начальной позиции и в том случае, если его биток встал вплотную к красному шару.

Соревнования по "Карамболю от трех бортов”, ежегодно проводящиеся в рамках Мирового кубка по бильярду, собирают множество поклонников этой красивой, зрелищной и динамичной игры, а сам Кубок по праву считается наиболее престижной наградой в мировом бильярде.

Открытая партия

Играется до 500 очков. Карамболь здесь разрешается делать произвольно - касание битком борта стола не обязательно. Каждый успешный удар приносит одно очко. Однако, когда все три шара в процессе игры соберутся в одной из угловых запретных зон, бьющий может сделать карамболь только один раз. Если после карамболя хотя бы один шар не вышел за пределы зоны, право на удар переходит к сопернику.

Кадре 47/1

Игра ведется на столе, расчерченном на девять зон. Сторона квадратов в углах стола составляет 47 сантиметров. Играть шарами, собравшимися вместе в одной из зон, так же как и в открытой партии, можно лишь один раз. Чтобы не прервать серию, игрок должен позаботиться о том, чтобы к следующему удару зону покинул хотя бы один шар.

Кадре 74/2

Эта игра весьма схожа с предыдущей. Стол здесь делится на шесть зон, внутри которых допускается два карамболя.


Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.
Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

§ 1. Бильярдное оборудование.
- Столы: 4,5х9 футов; 5х10 футов (1382х2764 мм; 1536х3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
- шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
- кии: вес - 480-520 г, длина - 1350-1500 мм.
§ 2. Виды карамбольных игр.
- «открытая партия»;
- «кадре 41/1»;
- «кадре 72/2»;
- «карамболь от одного борта»;
- «карамболь от трех бортов».

Общие правила

§ 1. Используемые шары.
2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.
§ 2. Расстановка шаров.
Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
§ 3. Начальный удар.
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.
§ 4. Отыгрыш.
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.
§ 5. Выставление шаров.
Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.
§ 6. Биток вплотную к прицельному шару.
В этом случае игрок имеет право:
1. Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку;
2. Произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
§ 7. Биток вплотную к борту.
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
§ 8. Условия игры.
Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30-60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

ОДНОБОРТНЫЙ КАРАМБОЛЬ.

§ 1. Правила игры.
Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

ТРЕХБОРТНЫЙ КАРАМБОЛЬ.

§ 1. Цель игры.
Первым набрать определенное количество очков (30-60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.
§ 2. Результативный удар.
- если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
- если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
- если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
- если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.
§ 3. Начальный удар.
Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.
§ 4. Правила игры.
1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.
§ 5. Штраф за нарушения.
Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

ОТКРЫТАЯ ПАРТИЯ.

§ 1. Правила игры.
Игра ведется до 400-500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.
§ 2. Особенности.
В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

«КАДРЕ 47/1»

§ 1. Особенности.
На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.
§ 2. Правила игры.
В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

«КАДРЕ 74/2»

§ 1. особенности.
Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.