Кто изобрел бильярд? Об истории появления бильярда в россии.

На вопрос Кто первый придумал интересную игру "бильярд"? В каком году и где появился первый замечательный стол? заданный автором Аэростатика лучший ответ это До сих пор не удалось достоверно установить время появления бильярда как игры. Сегодня известен только тот факт, что бильярд, точно так же как и шахматы, появилась очень давно и родиной ее является одна из стран Азия. Есть предположение, что это Индия либо Китай. Сегодня с точностью можно говорить лишь об одном: различные игры с мячами и шарами были одними из первых, изобретенных человечеством.
В европейских странах - Англии, Франции - первые азиатские бильярды появились в XV-XVI веках. Но игры, которые были организованы по принципу современного бильярда, были известны европейцам намного раньше.
Нет единого мнения и по поводу названии игры в бильярд. Джон Вильк, английский исследователь, отмечал, что первоначально бильярдная игра имела название "ball-yerds", составленное из двух слов древнесаксонского происхождения: "ball" (мяч) и "yerd" (палка) . Другие исследователи указывают на то, что слово "бильярд" происходит от французского слова "bille", означающее "шар", или от слова "billart", обозначающее деревянную палку.
Самое большое распространение в Европе имеют две версии возникновения игры в бильярд. Сторонники первой версии приводят в качестве аргумента письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни 17 февраля 1587 года. Лишенная трона шотландская королева и неудачная претендентка на английский трон упоминает про свой бильярдный стол и просит приготовить для него место в другом помещении. К слову, раньше бильярдом называли сам стол для игры.
Сторонники второй версии - французы - приводят совершенные иные доводы, вспоминая короля Франции Людовика XI (годы правления с 1461 по 1483), который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560-1574), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры.
Первые столы для игры в бильярд не отличались совершенством: борта столов не были упругими и поэтому шары от них не отскакивали. Кии были очень грубыми по форме, и походили скорее на дубинки в миниатюре, и следовательно, ими было невозможно придавать шарам боковое вращение. Основание стола, по которому катывали шары, было неровным и нетвердым, и это приводило к тому, что поверхность стола очень быстро приходила в негодность, искривляя направления движения шаров. В целом, можно сказать, что игра в бильярд в далекие годы была весьма примитивной.
В более поздний период, с конца XVI столетия по начало XVII века, происходит постепенное усовершенствование бильярдного стола. Дыры в бортах стола для забивания шаров - лузы - были оборудованы карманами из специальной сетки. Постепенно число таких луз уменьшилось. Борта стола стали обивать шерстью, а позднее стали окантовывать каучуком, чтобы происходило более хорошее отскакивание шаров.
Что касается общей конструкции стола, то было признано достаточным иметь на столе 6 луз. Бильярдный стол стали изготовлять более тщательно, причем как доски, так и борта начали обтягивать сукном. Постепенно короткая палка-молоток уступила место длинному кию.

Помещение, специально оборудованное для игры на бильярде, - Бильярдная .

Родиной бильярдной игры считают Индию или Китай .

История

В настоящее время плиты для бильярдных столов изготавливаются из следующих материалов:

  • Ардезия (натуральный сланец)
  • Синтегран (сокр. от «синтетический гранит» - мраморная или гранитная крошка, скрепленная синтетическими материалами-отвердителями)
  • МДФ ((Medium Density Fiberboards) - древесноволокнистая плита средней плотности.)
  • ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита)
  • ДСП (древесно-стружечная плита)

Бильярд начал свою историю с игры для привилегированных. Постепенно он становится всё более массовым, однако громоздкость основного инвентаря (бильярдного стола) препятствует распространённости бильярда в народе как хобби.

Бильярд в науке

Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Théorie mathématique du jeu de billard» (Русск. перевод: «Математическая теория явлений бильярдной игры») в 1835 году . Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей , теории пределов и общего анализа. Однако особого интереса у современников (по мнению Лемана) книга не вызвала: ни у математиков, ни у бильярдистов.

Прошло более полутораста лет, и математический бильярд развился в свою теорию, породив несколько побочных. «Теория бильярдов» сегодня неотъемлемая часть эргодической теории и теории динамических систем , имеет важнейшее применение в физике. Математиком Гальпериным создан способ определения числа \;\pi с помощью бильярда. Намного ближе общеобразованному читателю результаты исследований математиков Штейнгауза , Альхазена и Гарднера . [прояснить ]

Основные разновидности

  • Карамболь (французский бильярд)
  • Русский бильярд
  • Снукер (английский бильярд (не путать с одноимённой игрой)
  • Пул (американский бильярд)
  • Кайса (Каролина) (финский бильярд)
  • Новус (прибалтийский бильярд)

В кинематографе

  • История одной бильярдной команды
  • Поворот реки (Turn the river)

Напишите отзыв о статье "Бильярд"

Примечания

Литература

  • Гальперин Г. , Стёпин А. Периодические движения бильярдного шара // журнал «Квант» . - 1989. - № 3 .
  • Жилин Л. . - М .: Эксмо, 2011. - ISBN 978-5-699-46506-4 .
  • Кориолис Г. Математическая теория явлений биллиардной игры / пер. с франц. - М., 1956
  • «Наука и жизнь», 1966, № 2, 3, 4, 6, 11.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

  • - официальный сайт.

Отрывок, характеризующий Бильярд

Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.

История бильярда началась очень давно. Но вопрос о его происхождении до сих пор остаётся открытым, хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что родиной бильярда является Древний Китай.

Именно из этой страны в Европу был привезен первый бильярдный стол . Но эта теория отнюдь не единственная, также высказываются предположения о том, что бильярд впервые появился в Индии или Египте. А также известно, что ещё в древней Германии существовала игра, аналогичная игре в бильярд под названием Balkespiel. В исторических источниках того времени можно найти следующее описание: для игры используются большие деревянные столы, с жесткими бортами, с помощью специальных отшлифованных деревянных дубин в плоскость стола игрок должен загнать шар противника.

Pall-Mallspill - так назывался аналог бильярда в Англии, который был распространён примерно в эту же эпоху. Играли в неё немного по-другому, но принцип оставался тем же: по тщательно утрамбованным земляным площадкам игроки должны были в воротца, установленные на земле, закатить определенное количество каменных шаров.


Уже к XVI веку, по крайней мере, на территории Европы, бильярдные столы с улицы перенесли в помещение на деревянный стол с зеленым покрытием, напоминающим газон, и с простыми бортиками вокруг.

По шарам били специальными битами. Слово "бильярд" произошло либо от французского "billard", названия одного из колышков, либо от слова "bille" - шар.

Первоначально игра игралась двумя шарами на столе с шестью лузами и обручем, напоминающим крокетные ворота, колышком, используемым в качестве цели. В XVIII веке обруч и колышек исчезли, оставив после себя только шары и лузы. Большая часть информации дошла до нас из историй о королях и их приближенных. Игра называлась "Королевская игра в бильярд" до начала XVIII века, но была очень распространена среди всех слоев населения. Вот что сообщает об истории бильярда Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: "Родина бильярда - Китай. В Европе первое известие о бильярде относится к XVI столетию. Карл IX в знаменитую Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 года) играл на бильярде, когда услышал звон колоколов, призывающих католиков. Шекспир (1616) уже знал о существовании бильярда, так как он заставляет Клеопатру (Антоний и Клеопатра, акт II , сцена 5) играть на бильярде со своим евнухом Мардьяном. Мария Стюарт в день своей трагической смерти (17 февраля 1587 года) высказывает в письме к глазговскому архиепископу заботу о своем бильярде. Где впервые в Европе появился бильярд - во Франции или Англии, сказать определенно трудно. Джон Вильк утверждает, что игра на бильярде у англичан называлась bal-yard (древнесаксонское bal - мяч, yard - кий, палка), что, по его мнению, показывает, что бильярд давно был известен в Англии. Штурц в своей книге "Игры и забавы английского народа" видит начало бильярда в игре Palle-Malspiel - нечто вроде крокета. В XVII столетии в Англии бильярдной игрой уже сильно увлекаются, и Георг II в 1760 году под страхом штрафа в 10 фунтов стерлингов запрещает игру на бильярде в общественных местах. Во Франции уже в 1674 году Этьен Лиазон в Лионе издал правила игры на бильярде. При Людовике XIV бильярд был в большой моде при дворе. Ловкий Шамильяр, сначала мелкий чиновник, впоследствии военный министр (1707 год) был обычным партнером короля. Слывя за первого игрока в мире, он все же умел проигрывать королю партии.

Первую версию подтверждает официальный документ, датированный 17 февраля, 1578 года, это было письмо знаменитой Марии Стюард, в котором она просила поставить её любимый бильярдный стол в одну из комнат дворца.

По мнению приверженцев французской теории, явным доказательством тому, что бильярд появился во Франции раньше, является приказ Людовика XI установить бильярдный стол в своих апартаментах, но документального подтверждения этого факта не существует. Приверженцы иной теории предполагают, что бильярд в Европу попал, благодаря Генриху Делинье, который, как известно, жил во времена правления короля Карла IX. Как свидетельствуют некоторые исторические источники, он также знал о бильярде и любил за ним проводить своё свободное время.

Первый бильярдный зал был обустроен уже при дворе Людовика XIII, который сохранился в отличном состоянии до наших дней. Бильярдные столы тех времен значительно отличались от современных: небольшие по площади, они были обустроены маленькими воротцами, сделанными из жесткого материала – китового уса или даже железа – через которые, по правилам игры, участник должен был прогнать шар и вогнать в одну из 10 луз специальную фигурку короля. Кии также мало напоминала теперешние: они больше были похожи на толстые дубины.

Но уже к концу XVI века бильярдные столы стали больше походить на современные: число луз у них сократилось, появились сетки-карманы, в которые загоняются шары, острые углы стали окантовываться резиной, а на самом столе появилась сукно. Претерпели изменения и кии – из толстых, неудобных палок они превратились в достаточно длинные, тонкие орудия игры.

С этого времени бильярд стабильно вошел в повседневную жизнь светского общества, и стал модным как во Франции, так и в Англии. Появился первый профессиональный игрок – Шамильяр, который часто играл с королем Людовиком и умышленно проигрывал ему несколько партий подряд. Это позволяло королю утверждать, что он находится на одном уровне с сильнейшим игроком в мире.

В XVII веке бильярд приходит в Германию, где также получает ошеломительную популярность, как среди высшего сословья, так и среди представителей купечества. И уже в это время формируется основной параметр бильярдного стола: ширина стола должна быть в два раза меньше его длины.

Классический образец русского бильярда был создан в 1850 году, знаменитым фабрикантом и игроком А. Фрейбергом. Его шестилузный бильярдный стол на долгое время стал эталоном. Так, классический бильярдный стол для русского бильярда должен иметь следующие характеристики:

Размер лузы должен быть только на несколько миллиметров больше размера шара;
- исключается попадание шара по борту в среднюю лузу;
- во всех лузах должны были быть короткие устья.

Что касается правил игры в бильярд, то впервые их сформулировал Лионе Этьен Луазон в 1674 году. И именно он впервые указал на то, что бильярд - это не только полезное занятие для ума, но и для здоровья. Позже это же доказал и Иоганн Альбер Эйлер в своем сборнике «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости», что вышел в рамках проектов Берлинской академии.p

Первый гипсовый кий был сделан знаменитым французским майором Дуга. Его соотечественник – Менго – создал круглую наклейку для кия. Это стало настоящим переворотом в бильярде. Если раньше для эффективной игры в бильярд нужна была только точность и механический навык, то с появлением кожаной наклейки получила развитие тактика – вращающиеся удары, движение шара по извилистой кривой, откат шара назад и т.д. позволили значительно разнообразить игру в бильярд.

Согласно "английской версии" первые правила игры в бильярд появились в Англии, где было "очень мало городов, которые не имели бильярдных столов для публики". Кий появился в конце XVI века. Когда шар лежит рядом с бортом, очень неудобно использовать биту из-за ее большого наконечника. В этом случае игроки переворачивали биту и использовали ее ручку для удара. Ручка называлась "queue" от англ. "очередь", подразумевая "хвост". Вот откуда пошло английское слово "Cue" - кий. Долгое время использовать кий било разрешено только мужчинам, женщинам разрешалось играть только битой, потому что боялись, что они могут порвать сукно стола острым концом кия. Первоначально столы имели вертикальные борта, единственной функцией которых было удержать шары от падения. Они напоминали берега реки и были названы берегами (banks), но игроки обнаружили, что шары могут отскакивать от бортов, и начали пользоваться этим открытием. Отсюда пошел английский термин bank chot, означающий "удар от борта".

Оборудование для бильярда стало очень быстро развиваться в XVIII веке, большей частью из-за индустриальной революции. Для уменьшения трения между шаром и кием стал использоваться мел. В 1827 году появился первый кожаный наконечник, который позволял делать крученые удары. Изобрел его выдающийся французский бильярдист Менго. Его игра благодаря маленькой кожаной нашлепке стала виртуозной. Шар его по желанию игрока вращался, двигался по искривленным траекториям, казалось, сам собой останавливался и откатывался назад, мог перескакивать через другие шары. Менго оставил для потомков свою книгу. Называлась она "Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться первоклассными игроками". На русский язык она переведена в 1847 году. Многие игроки повысили класс игры благодаря этой книге.

Разборный кий появился в 1829 году. Сукно стало популярным в качестве обивки для столов примерно в 1835 году. В 1839 году была изобретена вулканизация резины и, начиная с 1845 года, борта стали обивать резиной. В 1850 году бильярдный стол приобрел практически тот вид, какой мы имеем сейчас.

Основной игрой в Британии примерно с 1770 года до двадцатых годов XX века был английский бильярд, в который играли с тремя шарами и шестью лузами на большом прямоугольном столе. Стандарт 2:1 в соотношении длины стола к ширине появился уже в XVIII веке. До этого не было стандартных размеров стола. Традиция английского бильярда проявляется и сейчас в игре "снукер", очень красивой и комбинационной, но использующей 22 шара вместо трех. Увлечение снукером для британцев сопоставимо лишь с увлечением американцев бейсболом. Соревнования по снукеру проводятся сейчас каждый день в Англии.

Очередным витком в эволюции бильярда стало использование в игре резиновых болтов, которые сделали игру значительно сложнее, но тем самым значительно повысили к ней интерес.

В Россию бильярд привез Петр I из Голландии, где он пребывал с Великим посольством. Во время одной из прогулок, Петр заметил стол и шары, которые ему настолько понравились, что он приказал установить привезенный экземпляр у себя в приемной. Новинка была хорошо принята царским окружением, но особую популярность получила у офицеров.

В царствование Анны Иоанновны бильярд был весьма распространен в "австериях" (трактирах). С 1850-х годов в России начала быстро развиваться правильная игра на бильярде… Из игр на бильярде у нас известны: пятишаровая партия или русская, трехшаровая или берлинская, пирамида (из 15 шаров) и карамбольная партия или французская, которую играют на бильярде без луз.

В это время начинает свою деятельность и первый производитель бильярдных столов – Карл Шульц. Его столы с гранитными плитами и изысканной резьбой по красному дереву стали известны на весь мир. Конечно, такое высокое качество и стоимость имело соответственную, но, не смотря на то, что бильярдный стол стоил 200-300 злотых (не малые деньги для того времени), от покупателей не было отбоя.

Первая «русская» пирамида появилась во времена правления Екатерины II. Через некоторое время появилась «московская» пирамида.

Классика - «малая русская пирамида» возникла в 30-х годах XIX столетия и уже через короткий промежуток времени стала крайне популярной у игроков.

И. Н. Скобелев больше известен своими заслугами полководца, но только любители бильярда знают, что он также носил звание самого знаменитого игрока в бильярд того времени.

Х одили легенды о трех российских генералах: о Скобелеве, Бибикове и Остерман-Толстом, каждый из которых в сражениях потерял одну из рук, но, стараясь не отставать от других, генералы систематически тренировались и достигли вершин мастерства в игре. Это еще раз подтверждает факт большой популярности игры в России той эпохи.


Тем временем в Европе начинается бум научных исследований, относящихся к бильярду. В 1978 г. сын знаменитого математика Эйлера публикует свой труд под названием «Исследования о движении шара в горизонтальной плоскости». В 1828 г. легендарный бильярдист Менго, изобретший кожаную наклейку для кия, публикует книгу «Благородная игра бильярд».
Русские старались не отставать от европейцев. Помимо переводов вышеуказанных книг, издаются книги Лемана, Бакастова и Фрейберга, знаменитого в то время владельца фабрики по изготовлению бильярдных столов.
Свой опыт игрока, Леман изложил в «Теории бильярдной игры», где бильярд рассматривается как занятие, укрепляющие характер человека. Хорошими игроками также были М.В. Ломоносов, Г.Г. Орлов, М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин.

Фрейберг удовлетворил потребности русских игроков, выпустив т.н. «строгий стол» с узкими лузами и бортами средней упругости. Загнать шар в лузу на таком столе можно было только очень точным ударом. Именно так появился «русский» бильярд. Модифицировались и другие виды бильярда: английский «снукер» отличается от русской разновидности уменьшенным размером шаров и увеличенными лузами, в американском варианте (т.н. «пул»), уменьшен и размер стола, а во французском «карамболе» лузы и вовсе отсутствуют. Игра превратилась в спорт в конце XIX в. Уже в начале 20-го столетия во Франции стали проводить международные турниры, имевшие немалый призовой фонд.

Малоизвестный факт, но советские руководители также любили играть в бильярд. Так, бильярдные столы высшего качества стояли на дачах партийных работников, среди которых был и И. В. Сталин.

Русский игрок и великий мастер А. П. Чемоданов ярко вписал своё имя в историю развития мирового бильярда. Чемодановский бильярдный стол, чемодановкие столы, кии до сих пор остаются популярными лотами на любом аукционе, посвященном бильярду.

Во время войны интерес к бильярду не утих. В 1944 году даже был организован турнир по бильярду в помощь фронту.

Первый чемпионат мира по бильярду был проведен в американском городе Сан-Франциско в 1870 году. Первую награду в соревнованиях по бильярду получил Джон Дири.

В наши дни бильярд – это не просто спортивная игра или развлечение, бильярд - это целая культура со своими традициями, ритуалами и богатейшей историей. Многие великие отмечали то, что бильярд способствует не только тренировке тела, но и вырабатывает особое мышление, хладнокровие и целеустремленность

Закончить эту нехитрую компеляцию хочу столь же нехитрым стихотворением биллиардиста и протоиерея Александра Туринцева:

ЛЮБЛЮ БРОДИТЬ ПО БИЛЛИАРДНОЙ
И СЛЫШАТЬ ЦОКАНЬЕ ШАРОВ
И ВИДЕТЬ МИР-ЧУЖОЙ И СМРАДНЫЙ,

НО ВСЕ ЖЕ ЛУЧШИЙ ИЗ МИРОВ

Точное время возникновения бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения. Родиной бильярда является Азия: по утверждению одних - это Индия, по мнению других - Китай. С уверенностью можно сказать одно: игры в мяч или шары были одними из первых, придуманных человеком.

Существует несколько версий названия игры. Англичанин Джон Вильк, к примеру, считал, что первоначально бильярдная игра называлась ball-yerds , от древнесаксонских слон ball (мяч) и yerd (палка). В других источниках упоминается о том, что слово «бильярд» происходит от франц. bille (шар).

Надо полагать, что первые «китайские» бильярды появились в Европе в XV–XVI веках. Однако игры по принципу современною бильярда были известны европейцам гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре «Balkespiel», популярной в Германии еще в средние века, применялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника. В Англии, примерно в те же годы, широкое распространение получила игра «Pall-Mail». Участники этого состязания натвердо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь пронести их через ворота по определенным правилам. В середине XV века многие игры из «садовых» превратились в «комнатные».

Наиболее правдоподобными кажутся две версии возникновения бильярда в Европе. По одной - «пионерами» бильярда являются англичане, по другой - французы.

Сторонники первой версии обычно приводят сохранившееся письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни, 17 февраля 1587 года. Лишенная трона шотландская королева (и неудачная претендентка на английский трон) упоминает о своем личном бильярде и просит приготовить для него место в другом помещении.

Французы с первенством англичан не соглашаются.

Они вспоминают короля Франции Людовика XI (1461–1483), который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560–1574), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры.

Во Франции при короле Людовике XIV бильярд, так же как и в Англии, был очень моден в среде дворянства.

Отдавал ему дань и сиятельный монарх. Интересно, что превосходной игрой в бильярд можно было получить доступ к королевскому двору. Постоянным партнером Людовика XIV был некий Шамильяр. Ему удалось сделать быструю карьеру: сначала он из писарей был произведен в советники при Парижском парламенте, потом сделался контролером государственных финансов, а в 1707 году стал военным министром.

В XVII веке бильярд приобретает широкую популярность в Германии и других европейских странах, совершенствуется и инвентарь.

Попытки улучшения бильярдного стола привели к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он, в конце коннов, получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму, в которой утверждается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины. Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что большие размеры столов способствуют интересной игре.

Следует особо отметить, что в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов, выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30-40-х годах прошлого века бильярдный инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей.

Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки, или слишком высоки; на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пушенные шары не отталкивались от луз, а, наоборот, часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались, и борьба между ними теряла всяческий интерес.

Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейбсрг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям. Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку. Шар имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.

Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины - так было удобнее для игры. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра, и даже несколько ниже, таили «сюрпризы»: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый «нормальный» борт. Ему соответствуют умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени. В 1875 году профессиональный игрок и фабрикант Гердерс изобрел передвижные борта: с помощью специальных винтов их можно было поднимать вверх и опускать вниз. Таким образом, высота бортов регулировалась в зависимости от размеров шаров. Однако практика игры выявила существенный недостаток: при любом изменении высоты бортов ширина луз оставалась постоянной, что при разных шарах создавало очевидные неудобства. Хотя это изобретение и было запатентовано в ряде западных государств, оно не получило широкого распространения.

Не дремали пытливые умы и в других странах. Например, в германском городе Мюнхене в 1901 году появился «бильярд с зеркалами». В журнале «Нива» № 43 за 1902 год была опубликована заметка об этом изобретении: «Сущность нового бильярда заключается в следующем: на нем ставятся под известным углом несколько зеркал (выставленный в Мюнхене бильярд имеет их шесть) и играющий, глядя на них, может сейчас же узнать, каким манером и на сколько ладов может быть пущен данный шар.

А это значит, что теперь даже всякий новичок, умеющий делать лишь прямые удары, может вполне легко и свободно проделывать труднейшие удары. Изобретателем этого интересного вида бильярда является учитель гимназии в Баварии (некто Фситлер). В настоящее время во многих странах уже взят патент на новое изобретение».

Фотографии, сопровождающие журнальный текст, говорят, как минимум, об одном серьезном недостатке - возможности повреждения зеркал шарами, случайно вылетевшими за борт. Не исключено, что именно это стало препятствием к распространению данного изобретения.

С середины XVIII века в связи с ростом популярности бильярда в ряде стран вводятся ограничительные законы, по которым часть прибыли от игровых залов отчислялась в казну государства. В какой-то степени эти налоги тормозили развитие бильярдного спорта.

Франция раньше других освоила особый тип безлузного бильярда. В 70-80-е годы XVIII века впервые вошла в обиход трехшарован игра «Карамболь».

Первые правил» бильярдной игры издал в 1674 году в городе Лионе француз Этьсн Луазон. Но его трактовка различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. В этих первых правилах автор подчеркивал, что бильярдная игра не только «приятна для ума», но и полезна для здоровья.

Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия главным инструментом бильярда - кием - не отличались замысловатостью. Их диапазон ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление.

Причиной тому служило залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют профессионалы, «кикс». Помимо того, каждый игрок имел в своем распоряжении несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и выглядели неопрятно. Гипсовые кии часто рвали сукно.

Изобретателем гипсового кия (все же неплохого для своего времени) считается французский офицер, майор Дута. За бильярдным столом ему не было равных. Но невозможность хорошо владеть «своим» шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшении этого орудия игры.

В 1827 году французский виртуоз бильярда - Минго - изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это простое, на первый взгляд, новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык - после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, неожиданно останавливался сам собой и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д.

В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I.

Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись с этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, ставший его любимым развлечением. По примеру царя, приближенные тоже начали ставить в своих домах бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

Еще большую популярность бильярд получил при императрице Анне Иоановне, которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы. Например, уже к 40-м годам XX века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.

В 30-х годах XIX века в России придумали «Малую русскую пирамиду», и она сразу же приобрела большую популярность. И, что немаловажно, игра до сих пор остается классикой бильярда: наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.

Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX - начала XX века Анатолий Иванович Леман. Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием «Теория бильярдной игры». Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Леман отмечает, что эта игра развивает характер человека. Писатель с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что «опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого».

С бильярдом у россиян связано много исторических, легендарных имен. Особого упоминания заслуживают колоритные фигуры трех генералов русской армии: Ивана Скобелева, Дмитрия Бибикова и Александра Остермана-Толстого. Все они в сражениях потеряли по руке, но вопреки этому систематическими упражнениями и тренировками достигли больших успехов в бильярде.

О высоком мастерстве русских игроков XX века говорит и следующий факт. В 1868 году в Россию приехал знаменитый француз Перро с намерением удивить «восточных варваров» своей артистической игрой. Перро был талантливым мастером, перед началом каждой партии он показывал присутствующим редкие фокусы. Среди них - трюк, который позже никому не удалось повторить.

Четырьмя пальцами правой руки он захватывал шар и особым движением кисти бросал его на определенную точку стола. Шар останавливался, но с неимоверной силой вращался на месте. Рядом с первым Перро таким же образом бросал и второй шар. В течение некоторого времени оба шара вращались, не сходя с места. Затем ослабление вращения и начало действия центробежной силы приводили к тому, что шары начинали описывать раскатные круги, сначала небольшие, а потом все увеличивающиеся, подобно волчку. Вскоре шары касались друг друга и, «чокнувшись», разбегались, затем, описав параболы, возвращались к фокуснику. Этот «ас» одержал победу в Москве и Петербурге над несколькими сильными игроками, но затем встретился с маркером петербургского Английского клуба по прозвищу Андрей Часовщик и «в пух ему проигрался».

Как и вся история нашей страны, история русского бильярда делится на периоды «до» и «после» Октябрьской революции. До 1917 года русский бильярд развивался наравне со всеми известными в мире видами игр. После революции его развитие приостановилось и вовсе пошло на спад. Последний чемпионат в СССР по русскому бильярду проводился в 1947 году. Причина демонстративной ненависти «советских боссов» к этой игре, по-видимому, заключалась в атмосфере глубоко демократичной вольности, неизбежно сопровождающей бильярд, что, впрочем, не мешало «партийной верхушке» и самому Сталину предаваться на досуге этой забаве. Последний очень любил играть в бильярд с Михаилом Калининым. «Вождь народов» выигрывал и у гораздо более сильных игроков, но дело в том, что только у «Калиныча» выигрывать получалось вполне естественно, потому что как бы тот ни старался попасть в лузу, как бы ни тряс седой бороденкой, а все равно - мазал.

И все же национальный вид бильярда в России выжил: сохранилась бескомпромиссная, почти лишенная случайностей манера игры, которая завоевывает все больше поклонников не только в нашей стране, но и во всем мире.

В первые годы Советской власти бильярд, по существу, был забыт, но уже через 10–12 лет интерес к нему возродился. В 1930 году в типографии треста «Белоцерковская госпечать» появилась брошюра М.Васильева «Бильярд», изданная тиражом всего 5 тысяч экземпляров. В ней автор главным образом обращал внимание на полезность бильярдной игры и призывал к организации производства отечественного бильярдного инвентаря. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта создастся бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация бильярдных турниров самых разных масштабов. Началом массовых турниров в СССР можно считать 1935 год, когда в Москве, в клубе Ф.Э. Дзержинского, было разыграно городское первенство среди бильярдных секций Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино и Клуба милиции.

Что же даст человеку бильярд как вид спорта? Пожалуй, трудно найти другую игру, где бы так всесторонне проявились физические, умственные и интеллектуальные возможности личности. Прежде всего - движение: за одну партию игрок проходит 2–3 км. В дореволюционное время многие врачи рекомендовали этот продолжительный моцион малоподвижным, апатичным пациентам как отличное средство поддержания физической формы.

Игра не требует «отменного» сердца и легких: органы, наоборот, получают щадящую, скорее массирующую нагрузку. Для пожилых бильярд не может быть заменен никаким другим видом спорта. Да и для людей всех возрастов бильярд - великолепное, бережное средство физической закалки организма. Кроме того, он развивает глазомер, вырабатывает четкость и координацию движений, быструю реакцию, находчивость - ведь на столе практически никогда не повторяется одинаковое расположение шаров. Постепенно игрок приучается к терпению и хладнокровию. При этом бильярдное поле - практический учебник геометрии и физики. Здесь необходимо знание физических свойств шаров при столкновении. Настоящая игра доставляет удовольствие как партнерам, так и зрителям, следовательно, в ней присутствует и эстетический момент. Бильярд - ничем не заменимое средство отдыха. Он снимает накопившееся нервное напряжение в первые же минуты: играющий почти полностью отвлекается от повседневных мелочей и отдастся увлекательному состязанию. Бильярд уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых человеку в жизни. Он учит выигрывать, напрягая всю силу воли, преодолевать сопротивление противника, причем настоящий игрок воспринимает выигрыш без злорадства и неприличного ликования. Бильярд учит и проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя. Хорошие бильярдисты не падают духом и не теряют хладнокровия в тяжелые моменты, а если и переживают неудачу, то делают это с достоинством и юмором. Настоящий игрок скорее проиграет, чем нарушит правила, а в жизни эта позиция называется честностью и принципиальностью. Бильярд доступен в любое время года, занятия им не зависят от погодных условий.

Именно по этим причинам в развитых западных странах бильярдный стол имеется практически во всех семьях среднего достатка. Играют в бильярд старые и молодые, мужчины и женщины. Он является центром общения не только семьи, но и друзей семьи. Бильярд способен помочь в деловых переговорах, когда в паузе партнеры идут к игровому столу. Самое главное зачастую оговаривается именно за игрой.


Очень трудно определить настоящую дату и время появления бильярдной игры. Единственное, можно сказать, что это достаточно древняя игра, и она впервые появилась в Азии. По мнению одних исследований, страна-родина – это Индия, другие же исследователи отстаивают точку зрения, что бильярд зародился в Китае.
При этом принципы бильярда были заложены и в средневековой Европе. Одной из первых бильярдных игр можно назвать игру BALKESPIEL – она немецкого происхождения. Эта игра происходила на достаточно длинных столах с весьма грубыми и жесткими бортами и углублениями. Суть игры состояла в том, что нужно в это углубление с помощью дубинки закатить каменный шарик.
Примерно в это же время очень распространенной в Англии стала следующая игра, напоминающая бильярд – PALL-MALLSPILL. Принцип игры здесь был уже немного другим – действие игры происходило на земляной площадке, в игре используются несколько шаров, цель – закатить их в своеобразные ворота, соблюдая определенные правила игры. Спустя годы место этой игры перешло с земляной площадки в комнаты помещений – это дало своего рода толчок к дальнейшему развитию этой игры.
Первые бильярдные столы не имели особо ничего общего с современными столами, и во многом технологически им уступали: поверхность столов была неровной и достаточно твердой, борта не обладали упругостью, следовательно, ударяясь о такой борт, шар не откатывался от него. Да и теми первыми дубинками-киями невозможно было делать удары с вращением.

Усовершенствование бильярда началось в XVI веке. Именно тогда первозданны лузы (дыры) дополнительно стали оснащаться сеточными карманами. Количество луз уменьшается, и их на столе становится шесть. Борта бильярдных столов обиваются шерстью и окантовываются резиной, что придает столу большую упругость для увеличения отражающего бортового эффекта. Также поверхности стола начали уже обиваться сукном, да и сами доски для изготовления бильярдных столов уже более тщательно выбирались и обрабатывались. Дубинка, которой играли изначально, уже исчезает, на ее место приходит длинный кий. Все это свидетельствует о том, что подобные игры набирали популярность среди жителей.
Не обошлось без перемен и при оптимизации формы бильярдного стола. Если изначально формы были абсолютно разными – квадратные, круглые, шестиугольные, то постепенно вводится стандарт, что стол должен иметь четырехугольную форму со строгой пропорциональностью – длина стола в два раза больше его ширины. Именно эта форма позволила значительно усовершенствовать бильярд и существенно его приблизить к современным представлениям. Именно такая форма позволила равномерно по всему столу распределить шесть луз, сделала боле раскованными удары игроков, упруги борта. Со своей отражающей способностью, также внесли определенные коррективы. Все это способствовало уже появлению первых видов ударов и комбинаций, в том числе и отыгрыш.