Что означает наука знает много гитик. Наука умеет много гитик - фокусы с игральными картами

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Нау́ка уме́ет мно́го ги́тик» - крылатая фраза , поговорка , изначально предназначенная для демонстрации фокуса с двадцатью игральными картами . Первое документально подтвержденное употребление фразы относится к 1891 году . Иногда слово «умеет» ошибочно заменяют на «имеет» . Рассматривая это выражение как псевдовысказывание, Б. Ю. Норман подчёркивает его мнемоническую функцию:

В составе данного псевдовысказывания каждая буква не случайно повторяется дважды: оказывается, выражение составляет основу для карточного фокуса .

Слово «гитик» - комбинация букв, не имеющая обычного смыслового значения (или же восходящая к немецкому gütig, означающее: хорошее, изящное) и не используемая вне этого выражения. Мнемонические фразы для карточных фокусов стали появляться во второй половине XVIII века во Франции . Первую русскоязычную карточную мнемонику «Смуту ведет долом слава» придумал в 1869 году поэт В. Г. Бенедиктов . В 1920-х годах читатели Я. И. Перельмана предложили две другие осмысленные фразы: «Макар режет ножом нитки» и «Крупу, табак берем оптом». Однако чаще мнемоники состоят из грамматически не согласованных или не связанных по смыслу слов. Например, «лирик лемех рахат кутум ».

Компьютерные технологии вывели поиск мнемонических выражений, названных гитиками, на качественно новый уровень. Из области карточных фокусов проблема постепенно переместилась в сферу лингвистической комбинаторики . С помощью словарного перебора найдены более длинные тексты с аналогичными свойствами: «Дрозды смелые вблизи кусков марабу» (используются 30 карт), «Выгодны ушедшим князьям портить всплеск разгула» (42 карты). По аналогии с фразами для пар карт (гитики) существуют мнемоники для троек карт (тритики). Теоретические основы гитикотворчества изложены в статье Андрея Федорова «Наука гитик» . Наиболее продуктивными создателями русскоязычных гитик являются Виктор Филимоненков (Россия), Дмитрий Чирказов (Германия), Михаэль Фукс (Израиль) .

Использование

Фокусник предлагает зрителю перетасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну пачку и, не тасуя, разложить карты лицевой стороной вверх по следующей схеме:

Н А У К А У М Е Е Т М Н О Г О Г И Т И К

Первые две карты кладутся на место букв «н» (первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две - на место букв «а» (вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д. Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается дважды. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква «т»). Фокус можно показывать не только с игральными картами, но и с любыми 20 неодинаковыми предметами, например, костями домино, почтовыми марками, иллюстрированными открытками и т. п.

«Наука умеет много гитик» в культуре

Первое употребление мнемоники «Наука умеет много гитик» в качестве крылатого выражения зафиксировано 1900 году в переписке А. П. Чехова с П. А. Сергеенко . Первое использование в литературном произведении - повесть Е. И. Замятина «На куличках» (1914). Там же впервые отмечена традиционная ошибка - «имеет» вместо «умеет».

В одних случаях крылатая фраза может означать, что науке известно очень многое, о чём мы до сих пор и не слышали (ср.: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» В. Шекспир , Гамлет ). В других - что не нужно искать смысл там, где его нет (поскольку слово «гитик» не имеет смысла). Наконец, эта фраза может использоваться как просьба не произносить слова, смысл которых говорящему неизвестен.

Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много… этого самого… гитик… Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наёмной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито» - убийца американского президента Гарфильда. А гитика между ними не было.

Другое характерное употребление фразы можно найти в романе А. и Б. Стругацких «Град обреченный »:

Понятно, - сказал Андрей. - Можно узнать, из каких источников у тебя эти сведения? - спросил он Изю.
- Всё из тех же, душа моя, - сказал Изя. - История - великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик .

- А кто его знает! - Дауге хитро посматривал на потрясенного водителя. - Наука, как известно, умеет много гитик. А по сравнению с десятком тысяч лет двадцать кажутся мгновением!

… (Только не надо недоумённо разводить руки и закатывать глаза: наука как форма человеческого воображения умеет, конечно, много гитик, но натура умеет этих гитик в неисчислимое множество раз больше.)

Напишите отзыв о статье "Наука умеет много гитик"

Примечания

Ссылки

  • Федоров А. Н.

Отрывок, характеризующий Наука умеет много гитик

Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгывал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто горькому, крепкому запаху. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей 1 го батальона и ждал. «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Еще! Попало… Он остановился и поглядел на ряды. „Нет, перенесло. А вот это попало“. И он опять принимался ходить, стараясь делать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи.
Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, вырвало многих; большая толпа собралась у 2 го батальона.
– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона.
– Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям.
– Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
– Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.
Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.

Выражение «наука умеет много гитик» когда-то было придумано для показа фокуса с игральными картами , но давно уже стало крылатой фразой. В одних случаях оно может означать, что науке известно очень многое, о чём мы до сих пор и не слышали, в других - что не нужно искать смысла там, где его нет...


Сакральный смысл профессии «ученого»

Когда-то я хотел стать ученым. Долго хотел, лет, наверное десять, хотя жестоко обломался еще в университете...
И не надо думать, что этому способствовали какие-то сложности в учении или неудачи на экзаменах - напротив, всё началось как раз с успеха.
Вот с этого:

Потом было еще несколько таких же, но суть не в этом. Работы занимали всего несколько страничек (первая по-моему три, включая одну на введение) и имели даже какое-то потенциальное народно-хозяйственное значение. Ну коротко, там вводились некоторые свойства матриц, которые сохранялись при определенных преобразованиях этих матриц, обладающих такими свойствами (ну, скажем, при применении каких-то алгоритмов решения систем линейных уравнений). Непосредственной пользой от сохранения описанных свойств было то, что можно было, например, заранее рассчитать погрешность вычислений при применении того или иного метода (а заодно и проверить его применимость, ибо если бы погрешность превысила результат, то применять этот метод было бы бессмысленно). Кстати тогда же и выяснилось, что в некоторых реальных задачах как раз и были матрицы, обладающие описанным свойством, и рассчитанная погрешность для алгоритмов, которыми эти системы уравнений решались реальными инженерами превышала результаты, что делало расчеты последних абсолютно бессмысленными. А уж что творят экономисты с их огромными системами уравнений и говорить нечего. Погрешность при вычислениях там порой перекрывает результат на порядки, так как накапливается в зависимости от размерности системы.

Однако думаете это к чему-то привело? Да ни к чему не привело! Попытка объяснить суть проблемы инженерам или экономистам провалилась (они просто ничего не поняли), и бессмысленные расчеты, возможно, продолжаются и по сей день...

И тогда я осознал, что наука - это в принципе такое очень интимное дрочево для узких специалистов и заниматься ею можно только если получаешь личное сексуальное удовлетворение от результатов. Ну есть, конечно, такие попсовые результаты, которые быстро внедряются в жизнь или, напротив, которых жизнь долго ожидает, но не находится ученых, которые смогли бы получить ожидаемые результаты. Но всё это единичные случаи, а 99,9% всех научных "достижений" идет в стол (то есть, эффективность тут даже ниже, чем у писателей с графоманами). Есть, конечно, и у ученых свои синекуры для регулярного доения и/или возможности удовлетворения собственного любопытства за чужой счет, но это уже из области "работы за еду", а не по душевному призванию.

При этом мне, с моим юношеским максимализмом, было как-то обидно осознавать ненужность своих занятий для окружающих. Ну, типа, те, кому это предназначалось - не имели ни сил, ни желания что-либо понять, а те, кто был способен понять - относились к этому как к не очень смешному анекдоту (посмотрел и забыл). Причем я-то для получения результата бился над задачей месяца два, а потом любому, кто смог бы понять её смысл - требовалось только взглянуть на страничку с результатами. Ну а всем остальным все это было просто непонятно и ненужно (даже тем, кому результат мог бы серьезно помочь).

В общем, добил меня этот когнитивный диссонанс, вызвав неизгладимое ощущение психологического дискомфорта.

У точек, бедных крошек,
Ни ручек нет, ни ножек.
Как же они, не пойму я,
Сцепляются в прямую?

(Дж. А. Линдон, пер. А. Глебовской)

А вспомнил я это вот почему. Решал я тут недавно одну школьную задачку по случаю и по ходу определил новое семейство или класс треугольников.
Это такие треугольники, у которых прямая, проходящая через центры вписанной и описанной окружностей, параллельна одной из сторон.
А что, по-моему такие треугольники ничем не хуже каких-нибудь там "равносторонних", "равнобедренных" или "прямоугольных" и вполне могут претендовать на особое семейство - свойство-то для определения их "национальной принадлежности" у них есть! И даже формулу для него я вывел.

Треугольник, у которого прямая, проходящая через центры вписанной и описанной окружностей, параллельна одной из сторон должен иметь такой угол:


Где R и r - это, соответственно, центры описанной и вписанной окружностей.

Угол, вычисляемый по этой формуле будет лежать напротив той стороны, параллельно которой пройдет прямая, проведенная через центры вписанной и описанной окружностей.

Предлагаю назвать их "треугольниками Колобка ", а формулу - "формулой Колобка ".

Спросите, зачем нужны такие треугольники? "Во-первых, это красиво...". Человечество же любит всё классифицировать по каким-то свойствам! А вот вам еще одно свойство для классификации.
А во-вторых, при помощи этой формулы можно решать какие-нибудь задачи.

Например, такую:

Нарисован треугольник, известно что его углы 58, 59 и 63 градуса, но неизвестно где какой. Даны две точки - одна центр описанной, другая - центр вписанной окружности, но неизвестно что в какой точке.
Есть только односторонняя линейка без делений. Указать все углы и определить где какие центры окружностей.

PS.
Кстати, у человечества есть, например, на первый взгляд очень простая задачка, которую оно (человечество) не может решить уже несколько тысяч лет.
Есть такие натуральные числа, которые называются "совершенными". Определяются они так: «совершенным» называется натуральное число, равное сумме всех своих собственных делителей (т.е. всех положительных делителей, отличных от самого́ числа) . По мере того как натуральные числа возрастают, совершенные числа встречаются всё реже.
Так вот нечётных совершенных чисел до сих пор не обнаружено, однако не доказано и то, что их не существует. Неизвестно также, бесконечно ли множество всех совершенных чисел или конечно.
Да и формулы для нахождения совершенных чисел нет, есть только алгоритм их поиска, описанный еще Евклидом...

А пока математика бессильна, совершенными числами рулит религия.

В сочинении «Град Божий» Св. Августин писал:

"Число 6 совершенно само по себе, а не потому, что Господь сотворил все сущее за 6 дней; скорее наоборот, Бог сотворил все сущее за 6 дней потому, что это число совершенно. И оно оставалось бы совершенным, даже если бы не было сотворения за 6 дней."

Так вот совершенная красота и совершенная бесполезность совершенных чисел - это лучшая характеристика всей науки, как таковой...

История — великая наука. А в нашем городе
она умеет особенно много гитик.


Историей загадочного слова «гитика» планировалось завершить публикацию о роли фокусов и фокусников в языкотворчестве (см. ), однако материал оказался слишком обширным и разноплановым. В итоге появилась отдельная статья, которая помимо информационно-познавательной функции претендует на изыскательную роль. В работе предпринята попытка ответить на вопрос, кто и когда придумал фразу «Наука умеет много гитик». Попутно рассмотрены другие мнемонические формулы. Техническая сторона трюка для данного исследования вторична. Тем не менее, по ходу приводятся многочисленные выдержки из тематических публикаций, так что не беда, если вам не знаком исходный карточный фокус. Осилив предлагаемый материал, вы будете в состоянии демонстрировать его едва ли не с закрытыми глазами. Более того, вы сможете смело называть себя экспертом в области научных, литературных, исторических и иллюзионных «гитик». :)

I. Литературная слава и филологитика

Наука, друг Горацио, умеет много гитик,
какие и не снились мудрецам.


Начнем с того, что «гитика» уверенно вошла в русскую литературу, а с нею и в русский язык, как полноценное слово. Правда, пока еще не вполне самостоятельное, поскольку пуповина с материнской фразой «Наука умеет много гитик» до сих пор не разорвана. Кстати, сама фраза, некогда имевшая исключительно прикладное фокусное значение, постепенно трансформировалась в крылатое выражение. Процесс «окрыления» начался в 1913 году, когда Евгений Замятин корпел над повестью «На куличках » . Далекий от карточных фокусов автор допустил типичную ошибку. Он написал «имеет» вместо «умеет»:

Над столом висела лысая, как арбуз, тускло блестящая голова, и ровными рядами разложены были карты. Арбуз морщил лоб, что-то шептал, тыкал в карты пальцем.
— Что это? — обернулся Андрей Иваныч к капитану Нечесе.
Нечеса пошмурыгал носом и сказал:
— Наука имеет много гитик.
— Гитик?
— Ну да. Что вы с неба, что ли, свалились? Фокус такой...

Всегда-всегда в глубине политик
наука умеет много гитик.

По мнению доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета Людмилы Зубовой, поэт воспользовался фразой, чтобы подчеркнуть абсурдность реплики Окнова. Бесспорно, Хармс блестяще справился с задачей. Вот уж подчеркнул, так подчеркнул...

Но, безусловно, самая известная литературная «гитика» принадлежит советскому писателю Льву Кассилю . В 1930 году опубликована его повесть «Кондуит». В ней есть глава под названием «Наука умеет много гитик». Вот ее начало:

«Наука умеет много гитик»

Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много... этого самого... гитик... Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наемной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито » — убийца американского президента Гарфильда . А гитика между ними не было.

Затем о значении науки я услышал в гимназии. Но могущество науки здесь не доказывалось так наглядно, как в Аннушкином фокусе. С кафедры низвергалась и запорашивала наши головы наука, сухая и непереваримая, как опилки. О гитике никто из учителей также не смог сообщить что-нибудь определенное. Второгодники посоветовали обратиться за разъяснением к латинисту.

— От кого ты слыхал это слово? — спросил в затруднении самолюбивый латинист.

И второгодники затихли, предвкушая.

— От нашей кухарки, — ответил я при шумном ликовании класса.

— Иди в угол и стой до звонка, — перебил меня вспыхнувший латинист. — В программе гимназии, слава богу, не предусмотрено изучение дуршлагов и конфорок... Болван! Заткни фонтан!

И я заткнул фонтан. Я понял, что гимназическая наука не предназначена для удовлетворения наших, как тогда говорили, духовных запросов.

В 1933 году вышло продолжение «Кондуита» — повесть «Швамбрания» . В главе «Разгадка гитика» автор делится собственной версией расшифровки слова. Согласно Кассилю, ГИТИК — близкий родственник ГИТИСа :

Разгадка гитика

Две вещи уже давно занимали и мучили меня. Несколько лет я пытался понять их истинное предназначение. Это были: старый локомотив, вросший в землю на Скучной улице, и таинственное слово «гитик», упоминавшееся в известном карточном фокусе.

И вот я узнал, что такое «гитик». Простая вывеска расшифровала его. Вывеска оказалась более сведущей, чем учителя гимназии и энциклопедический словарь. Я не мог поверить своим глазам, когда на одном из домов бывшей Брешки, теперь Коммунарной площади, я издали уже прочел: «ГИТИК». Я подбежал ближе. «Городской Институт Театра и Кино», — прочел я.

Заметка Н.А. Еськовой «Наука умеет много гитик» в рубрике «Почта „Русской речи“» журнала РАН «Русская речь», 2007, № 6, стр. 121

«Наука умеет много гитик»

Хорошо зная происхождение этой фразы, я недавно обнаружила, что многим оно неизвестно, а фраза воспринимается просто как шутливая поговорка, в которой почему-то не смущает непонятное слово гитик.

Объясню, как и для чего она возникла.

Все очень просто. Фраза искусственно составлена, чтобы служить ключом для показа карточного фокуса. К трем существующим словам пришлось добавить несуществующее гитик, состоящее из «недостающих» букв — тех, которые нужны, чтобы фокус получился.

А потом фраза зажила собственной жизнью. Но кого-то смущало сочетание умеет много, и появился «вариант» со словом имеет (очевидно, много непонятных гитик «естественнее» иметь, а не уметь). Для карточного фокуса имеет не годится, но повторявшие наука имеет много гитик ни о каком карточном фокусе не имели понятия!

Именно этот вариант помнит известный поэт-переводчик Григорий Кружков: «Мы знаем, что и на чисто мужских окончаниях можно построить вялые стихи. И женские рифмы могут звучать энергично за счет точности, синтаксиса и всяких других „гитик“, которых, как известно, у науки много» (Новый мир. 2007. № 7. С. 174).

Нет, все-таки наука умеет много гитик! По-моему, это лучшее высказывание о науке!

Вообще, ознакомиться с мнением специалиста всегда познавательно и интересно. Особенно, если область знания носит универсальный характер. А филология, как комплексная разноплановая наука, в той или иной степени касается каждого человека. В основательной статье о псевдовысказываниях доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета Борис Норман назвал «гитику» непонятным латинским термином:

Из статьи Б.Ю. Нормана «Псевдовысказывания как лингвистический феномен (на материале славянских языков)»

Так, благодаря «гитике», я узнал, что такое гапакс — это слово, уникальное для определенного текста, произведений автора или вообще языка.

Важным последствием литературного распространения «гитики» явилась ее «материализация» — изначально бессмысленное слово стало приобретать значение. Процесс еще не завершен. На данном этапе у «гитики» просматриваются несколько смысловых оттенков, но в целом отмечается некоторое сходство с ранее рассмотренным словом « ». Только абракадабра — это абсолютная чепуха и совсем непонятная галиматья, а гитика — некая заумь для избранных, недоступная для разумения простого обывателя. Таким образом, гапакс постепенно утрачивает свою уникальность и теперь вполне может использоваться в текстах наподобие шекспировского: «Есть много, друг Горацио, на свете гитик, что и не снились нашим мудрецам». Впрочем, в данном примере лучше не ограничиваться одним словом. Здесь все псевдовысказывание обретает глубокий философский смысл (см. ).

На этом экскурс в филологию завершается. Я преднамеренно начал статью успехами «гитики» в русской литературе, чтобы разбудить у читателей, особенно фокусников, гордость за дело, которым они занимаются. Ведь ни в одной стране простенький карточный трюк не удостаивался такого внимания, как в России. Выходит, отечественная «гитика» — уникальное явление в области мировой иллюзии. Другое дело, что фокусники не слишком усердствовали, чтобы добиться всенародного признания. Большей частью старались писатели. Тем не менее, отрадно, что даже в фокусах есть место патриотизму.



В 2011 году вышел объемный (648 стр.) сборник Наталии Александровны Еськовой «Избранные работы по русистике: Фонология. Морфонология. Морфология. Орфография. Лексикография». Казалось бы, что может быть тоскливее повествования о грамматике и прочих областях языкознания, одни названия которых вызывают зевоту. Однако книга читается легко. Настоятельно рекомендую. В число избранных работ Наталии Александровны включена и вышеприведенная публикация в «Русской речи», 2007, № 6. Вот только она претерпела существенные изменения. Размещаю здесь переработанную и дополненную заметку про правильное употребление «гитики»:

«Наука умеет много гитик»

По-моему, это исчерпывающее определение науки!

Происхождение этой фразы известно, но многие его не знают и воспринимают ее просто как шутливую поговорку, в которой почему-то не смущает непонятное слово гитик .

Фраза искусственно составлена, чтобы служить ключом для показа карточного фокуса. К трем существующим словам пришлось добавить несуществующее гитик , состоящее из «недостающих» букв — тех, которые нужны, чтобы фокус получился.

Потом фраза зажила собственной жизнью и даже «обросла» вариантом. Кого-то, видимо, смущало сочетание умеет много , и появился «вариант» со словом имеет . Очевидно, гитики становятся «понятнее», если их иметь , а не уметь ! С имеет фокус не получится, но повторяющие наука имеет много гитик ничего не знают о карточном фокусе.

Именно «исправленный» вариант помнит известный поэт-переводчик Григорий Кружков: «Мы знаем, что и на чисто мужских окончаниях можно построить вялые стихи. И женские рифмы могут звучать энергично за счет точности, синтаксиса и всяких других „гитик“. которых, как известно, у науки много» («Новый мир», 2007, № 7, с. 174).

Нет, все-таки наука умеет много гитик! Вот высказывание другого известного автора, обыгрывающего именно этот («исконный») текст: «...произведения, более или менее ловко имитирующие высокую словесность, пишут сегодня... и люди безусловно образованные, умеющие много гитик , которых природа богато одарила самыми разнообразными талантами, за вычетом разве литературного» (С. Чупринин. Остров. Литература в эпоху паралитературного бума // «Знамя», 2010, № 4, с. 196).

Первоначальный вариант напечатан:

Русская речь. 2007. № 6. С. 121; здесь текст дополнен.

Вообще, ошибка «умеет-имеет» оказалась настолько прилипчивой и живучей, что я решил состряпать отдельную мнемонику, посвятив ее своей дочери:

А Л И Н А
И М Е Е Т
М Н О Г О
Т Ы Г Л Ы

Альтернативный вариант: АЛИНА ИМЕЕТ МНОГО ЛЯТЯГ. По степени загадочности «тыгла» и «лятяги» сопоставимы с «гитиками», но следует учитывать, что моя дочка Алина, которой недавно исполнился год и восемь месяцев, выражается именно такими таинственными словечками. :)

Псевдовысказывания (иначе: нереферентные/пустые или внеситуационные высказывания, псевдопредложения) — фразы, в которых коммуникативная функция замещена какой-то иной, например, демонстрационной, учебно-тренировочной, символической, идентификационной, имитационной, людической (игровой), эстетической и т.д. «Наука умеет много гитик» — типичное псевдовысказывание мнемонического (мнемотехнического) назначения.

Наука умеет много гитик July 10th, 2010


"Наука умеет много гитик" - крылатая фраза, происходящая из карточного фокуса.
Фокусник предлагает зрителю потасовать колоду и разложить на столе 10 пар карт рубашкой вверх. Просит его выбрать любую пару и запомнить обе карты. Можно даже отвернуться для большего эффекта. После этого надо собрать по очереди все пары в одну колоду и, не тасуя, разложить их рубашкой вниз по следующей схеме:

Н А У К А
У М Е Е Т
М Н О Г О
Г И Т И
К

Первые две карты кладутся на место букв«н»(первая буква первого ряда и вторая буква третьего), вторые две — на место букв«а»(вторая и пятая буквы первого ряда) и т. д.

Фокусник просит назвать, в каких рядах расположены загаданные карты. Зритель называет номера рядов, после чего фокусник тут же «находит» загаданную пару, используя ключевую фразу. Легко заметить, что каждая буква встречается ровно два раза. Например, если карты оказались во втором и четвёртом рядах, то это будет последняя карта во втором и третья в четвёртом (у них общая буква т).

Слово «гитик» — произвольная комбинация букв, не имеющая смысла. Складную фразу с такими свойствами придумать нелегко, однако известно по крайней мере ещё три, целиком образованные из действительно существующих слов: "макар ножом режет нитки", "крупу табак берем оптом" и "лирик лемех рахат кутум".

Употребление этой крылатой фразы можно найти в романе А. и Б. Стругацких "Град обреченный":

Понятно, - сказал Андрей. - Можно узнать, из каких источников у тебя эти сведения? - спросил он Изю.
- Все из тех же, душа моя, - сказал Изя. - История - великая наука. А в нашем городе она умеет особенно много гитик.

А также в романе Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания":
Уже давно Аннушка сообщила нам, что «наука умеет много гитик». Такова была секретная формула одного карточного фокуса. Карты раскладывались парами по одинаковым буквам, и загаданная пара легко находилась. Отсюда следовало, что наука действительно была всесильна и умела много… этого самого… гитик… Что такое «гитик», никто не знал. Мы искали объяснений в энциклопедическом словаре, но там после наемной турецкой кавалерии «гитас» следовало сразу «Гито» — убийца американского президента Гарфильда. А гитика между ними не было.
Затем о значении науки я услышал в гимназии. Но могущество науки здесь не доказывалось так наглядно, как в Аннушкином фокусе. С кафедры низвергалась и запорашивала наши головы наука, сухая и непереваримая, как опилки. О гитике никто из учителей также не смог сообщить что-нибудь определенное. Второгодники посоветовали обратиться за разъяснением к латинисту.
— От кого ты слыхал это слово? — спросил в затруднении самолюбивый латинист.
И второгодники затихли, предвкушая.
— От нашей кухарки, — ответил я при шумном ликовании класса.
— Иди в угол и стой до звонка, — перебил меня вспыхнувший латинист. — В программе гимназии, слава богу, не предусмотрено изучение дуршлагов и конфорок… Болван! Заткни фонтан!

Семантические свойства [прав. ]

  1. никогда нельзя быть уверенным в чем-либо до конца ◆ Всегда всегда в глубине политик //наука умеет много гитик .Д. И. Хармс , «Окнов и Козлов», 1931 г. (цитата изБиблиотеки Максима Мошкова , см.Список литературы) Мимо прошло машин пятнадцать — все незнакомые. Так что, похоже, слежка нам померещилась. Впрочем, в этом никогда нельзя быть уверенным до конца:наука умеет много гитик .Андрей Лазарчук, «Все, способные держать оружие…», 1995 г. (цитата из

Здравствуйте, друзья-иллюзионисты и карточные маги! 😉

В этой статье я расскажу вам об одном интересном и простом фокусе,который получается сам собой! Наука умеет много гитик фокус, именно так он называется.Странное название конечно,но скоро вы поймёте,почему он так называется. Эффект фокус производит классный,особенно,если зритель до этого его не видел!Итак…

Для фокуса потребуется колода в 36 карт,да и то не вся!Отсчитываем от основной колоды 20 карт,именно они нам и понадобятся.Тасуем эти 20 карт сами или даём перетасовать недоверчивому зрителю.Далее берём карты и раскладываем их в 4 ряда по 5 столбцов.Именно так!

Н А У К А

У М Е Е Т

М Н О Г О

Г И Т И К

Зритель должен запомнит любую пару карт. Парой карт,считаются любые карты,лежащие в соседних рядах сверху или снизу и которые находятся по вертикали.Поясняю!

Если смотреть по надписи выше пары идут (Н+У),(А+М),(У+Е) и дельше.И снизу так же (М+Г),(И+Н),(О+Т) и дальше. Нельзя брать средние ряды (У+М),(М+Н),(Е+О) и делее,иначе фокус не получится.Скажите зрителю заранее,как следует выбирать пары.

Когда он запомнил,допустим он запомнил в верхних рядах центральную пару(У+Е),вы собираете карты по столбцам,начиная с любого края.Я обычно начинаю собирать слевого столбца(т.е первым беру карты Н+У+М+Г) и так дальше по порядку,не перемешивая.

Когда вы их собрали вспомните эту странную фразу «Наука умеет много гитик».В этих словах одинаковых букв по две!И начинаете выкладывать также попарно.Значит первые две карты будут две Н,и кладите их согласно схеме,потом две карты будут две А,их также выкладывайте согласно схеме.И так все карты.

Когда вы выложите таким образом все карты,спросите зрителя в каких рядах(строчках) находятся его карты?Когда он ответит,то ищите одинаковые буквы в этих рядах.Карты,соответствующие буква и есть загаданные зрителем.

Допустим он говорит,что карты в третьем ряду. Значит это две О,то есть карты на месте О.Если допустим говорит,что ряд первый и третий,значит буква Н.Ну я думаю уловили смысл! Фокус хороший и в тоже время лёгкий. Учитесь!